«Формирование практических умений и навыков у обучающихся на уроках физики»
Из опыта работы учителя физики
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №30» го Саранск
Марашовой Динары Айсеевны
«Формирование практических умений и навыков у обучающихся на уроках физики»
Важное место в формировании практических умений и навыков у обучающихся на уроках физики отводится демонстрационному эксперименту и фронтальной лабораторной работе. Физический эксперимент на уроках физики формирует у обучающихся накопленные ранее представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор обучающихся. В ходе эксперимента, проводимого обучающимися самостоятельно во время лабораторных работ, они познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками, то есть учатся самостоятельно добывать знания на практике. Одной из возможностей формирования и дальнейшего развития учебных умений и навыков, на уроке физики, так же является использование лабораторного метода обучения.
Причем этот метод является наиболее эффективным для развития умений и навыков.
Для проведения компьютерного эксперимента на уроках физики в современной школе есть необходимая материальная база, которая позволяет широко использовать возможности по внедрению современных информационных технологий в образовательный процесс.
Применение компьютерных технологий позволяет учителю не только применять современные формы и методы обучения, но и помогает повысить скорость и точность сбора и обработки информации об успешности обучения обучающихся, благодаря компьютерному тестированию и контролю знаний, позволяет вести экстренную коррекцию.
Применения информационных технологий в процессе обучения позволяет выделить две группы планируемых образовательных результатов:
обучающимся предоставляется возможность индивидуальной исследовательской работы с компьютерными моделями, в ходе которой они могут самостоятельно ставить эксперименты, быстро проверять свои гипотезы, устанавливать закономерности физических явлений и процессов;
задается индивидуальный темп обучения для каждого ученика, появляется возможность повторения эксперимента в неурочное время, установив программу “Открытая физика” на домашнем компьютере;
появляется реальная возможность выполнения компьютерной лабораторной работы, которую невозможно выполнить в условиях школьной лаборатории;
обучающиеся приобретают навыки оптимального использования персонального компьютера в качестве обучающего средства.
Учащиеся получают навыки работы с электронными ресурсами.
На своих уроках я использую компьютерные модели:
-для проведения уроков, содержащих физический эксперимент при изучении, повторении или закреплении изученного материала в курсе физики (с применением мультимедийного видеопроектора);
-для проведения фронтальных лабораторных работ и экспериментальных заданий для учащихся в компьютерном классе;
-для дополнительных заданий “продвинутым” ученикам с целью проведения дополнительного эксперимента по темам, выходящим за рамки программы школьного курса физики;
-для контроля знаний учащихся по физике по отдельным темам (электронное тестирование)
-для индивидуальных лабораторных работ и экспериментальных заданий обучающимся, пропустившим занятия по той или иной причине.
Компьютер – простой инструмент, который призван освободить Вас от рутинной работы по подбору дидактического материала, составления заданий, тестов, списков, отчетов, привнести в вашу работу новые творческие возможности, удобство и комфорт. Использование компьютерных технологий необходимо не только на уроках физики, но и на занятиях других предметов.
Использование на уроках физики элементов такой педагогической технологии обеспечивает каждому ученику формирование положительной мотивации к процессу учения; развитие мышления, познавательной самостоятельности, интеллектуальных и практических умений и навыков; развитие навыков работы с физическим оборудованием; развитие ИКТ – компетентности обучающихся; рациональное использование времени на уроке; формирование навыков самостоятельной, групповой и коллективной работы обучающихся. Особенно хочется отметить, что моделирование различных явлений ни в коем случае не заменяет настоящих, "живых" опытов, но в сочетании с ними позволяет на более высоком уровне объяснить смысл происходящего. Опыт моей работы показывает, что такие уроки вызывают у учащихся настоящий интерес, заставляют работать всех, даже слабых ребят. Качество знаний при этом заметно возрастает.
Значение и виды самостоятельного эксперимента учащихся по физике.
При обучении физике в средней школе экспериментальные умения формируются при выполнении самостоятельных лабораторных работ.
Обучение физике нельзя представить только в виде теоретических занятий, даже если учащимся на занятиях показываются демонстрационные физические опыты. Ко всем видам чувственного восприятия надо обязательно добавить на занятиях “работу руками”. Это достигается при выполнении учащимися лабораторного физического эксперимента, когда они сами собирают установки, проводят измерения физических величин, выполняют опыты. Лабораторные занятия вызывают у учащихся очень большой интерес, что вполне естественно, так как при этом происходит познание учеником окружающего мира на основе собственного опыта и собственных ощущений.
Значение лабораторных занятий по физике заключается в том, что у учащихся формируются представления о роли и месте эксперимента в познании. При выполнении опытов у учащихся формируются экспериментальные умения, которые включают в себя как интеллектуальные умения, так и практические. К первой группе относятся умения: определять цель эксперимента, выдвигать гипотезы, подбирать приборы, планировать эксперимент, вычислять погрешности, анализировать результаты, оформлять отчет о проделанной работе. Ко второй группе относятся умения: собирать экспериментальную установку, наблюдать, измерять, экспериментировать.
Кроме того, значение лабораторного эксперимента заключается в том, что при его выполнении у обучающихся вырабатываются такие важные личностные качества, как аккуратность в работе приборами; соблюдение чистоты и порядка на рабочем месте, в записях, которые делаются во время эксперимента, организованность, настойчивость в получении результата. У них формируется определенная культура умственного и физического труда.
В практике обучения физике в школе сложились три вида лабораторных занятий:
-фронтальные лабораторные работы по физике;
-физический практикум;
-домашние экспериментальные работы по физике.
Фронтальные лабораторные работы - это такой вид практических работ, когда все учащиеся класса одновременно выполняют однотипный эксперимент, используя одинаковое оборудование. Фронтальные лабораторные работы выполняются чаще всего группой учащихся, состоящей из двух человек, иногда имеется возможность организовать индивидуальную работу. Соответственно в кабинете должно быть 15-20 комплектов приборов для фронтальных лабораторных работ. Общее количество таких приборов будет составлять около тысячи штук. Названия фронтальных лабораторных работ приводятся в учебных программах. Их достаточно много, они предусмотрены практически по каждой теме курса физики. Перед проведением работы учитель выявляет подготовленность учащихся к сознательному выполнению работы, определяет вместе с ними ее цель, обсуждает ход выполнения работы, правила работы с приборами, методы вычисления погрешностей измерений. Фронтальные лабораторные работы не очень сложны по содержанию, тесно связаны хронологически с изучаемым материалом и рассчитаны, как правило, на один урок. Описания лабораторных работ можно найти в школьных учебниках по физике.
Физический практикум проводится с целью повторения, углубления, расширения и обобщения полученных знаний из разных тем курса физики; развития и совершенствования у обучающихся экспериментальных умений путем использования более сложного оборудования, более сложного эксперимента; формирования у них самостоятельности при решении задач, связанных с экспериментом. Физический практикум не связан по времени с изучаемым материалом, он проводится, как правило, в конце учебного года, иногда - в конце первого и второго полугодий и включает серию опытов по той или иной теме. Работы физического практикума обучающиеся выполняют в группе из 2-4 человек на различном оборудовании; на следующих занятиях происходит смена работ, что делается по специально составленному графику. Составляя график, учитывают число обучающихся в классе, число работ практикума, наличие оборудования. На каждую работу физического практикума отводятся два учебных часа, что требует введения в расписание сдвоенных уроков по физике. Это представляет затруднения. По этой причине и из-за недостатка необходимого оборудования практикуют одночасовые работы физического практикума. Следует отметить, что предпочтительными являются двухчасовые работы, поскольку работы практикума сложнее, чем фронтальные лабораторные работы, выполняются они на более сложном оборудовании, причем доля самостоятельного участия учеников значительно больше, чем в случае фронтальных лабораторных работ. Физические практикумы предусмотрены в основном программами 9-11 классов. В каждом классе на практикум отводится примерно 10 часов учебного времени. К каждой работе учитель должен составить инструкцию, которая должна содержать: название, цель, список приборов и оборудования, краткую теорию, описание неизвестных обучающимся приборов, план выполнения работы. После проведения работы, обучающиеся должны сдать отчет, который должен содержать: название работы, цель работы, список приборов, схему или рисунок установки, план выполнения работы, таблицу результатов, формулы, по которым вычислялись значения величин, вычисления погрешностей измерений, выводы. При оценке работы обучающихся в практикуме следует учитывать их подготовку к работе, отчет о работе, уровень сформированности умений, понимание теоретического материала, используемых методов экспериментального исследования.
Домашние экспериментальные работы. Домашние лабораторные работы - простейший самостоятельный эксперимент, который выполняется обучающимися дома, вне школы, без непосредственного контроля со стороны учителя за ходом работы.
Главные задачи экспериментальных работ этого вида:
-формирование умения наблюдать физические явления в природе и в быту;
-формирование умения выполнять измерения с помощью измерительных средств, использующихся в быту;
-формирование интереса к эксперименту и к изучению физики;
-формирование самостоятельности и активности.
Домашние лабораторные работы могут быть классифицированы в зависимости от используемого при их выполнении оборудования:
-работы, в которых используются предметы домашнего обихода и подручные материалы (мерный стакан, рулетка, бытовые весы и т.п.);
-работы, в которых используются самодельные приборы (рычажные весы, электроскоп и др.);
-работы, выполняемые на приборах, выпускаемых промышленностью.
Домашние опыты и наблюдения по физике, проводимые самими обучающимися: 1)дают возможность нашей школе расширить область связи теории с практикой; 2)развивают у учащихся интерес к физике и технике; 3)будят творческую мысль и развивают способность к изобретательству; 4)приучают обучающихся к самостоятельной исследовательской работе; 5)вырабатывают у них ценные качества: наблюдательность, внимание, настойчивость и аккуратность; 6)дополняют классные лабораторные работы тем материалом, который никак не может быть выполнен в классе (ряд длительных наблюдений, наблюдение природных явлений и прочее), и 7)приучают обучающихся к сознательному, целесообразному труду.
Домашние опыты и наблюдения по физике имеют свои характерные особенности, являясь чрезвычайно полезным дополнением к классным и вообще школьным практическим работам.
Уже достаточно давно рекомендовано обучающимся иметь домашнюю лабораторию в нее включались в первую очередь линейки, мензурка, воронка, весы, разновесы, динамометр, магнит, часы с секундной стрелкой, железные опилки, трубки, провода, батарейка, лампочка. Однако, несмотря на то, что в набор включены весьма простые приборы, это предложение не получило распространения.
Для организации домашней экспериментальной работы обучающихся можно использовать так называемую мини-лабораторию, предложенную учителем-методистом Е.С. Объедковым, в которую входят многие предметы домашнего обихода (бутылочки от пенициллина, резинки, пипетки, линейки и т.п.) что доступно практически каждому школьнику. Е.С. Объедков разработал весьма большое число интересных и полезных опытов с этим оборудованием.
Появилась также возможность использовать ЭВМ для проведения в домашних условиях модельного эксперимента. Понятно, что соответствующие задания могут быть предложены только тем обучающимся, у которых дома есть компьютер и програмно-педагогические средства.
Чтобы ученики хотели учиться, необходимо чтобы процесс обучения был интересен для них.
Одна из важнейших задач школы - научить обучающихся учиться, укрепить их способность к саморазвитию в процессе образования, для чего необходимо сформировать у школьников соответствующие устойчивые желания, интересы, умения. Большую роль в этом играют экспериментальные задания по физике, представляющие по своему содержанию кратковременные наблюдения, измерения и опыты, тесно связанные с темой урока. Чем больше наблюдений физических явлений, опытов проделает учащийся, тем лучше он усвоит изучаемый материал.
От образования сегодня требуется больше, чем вчера. И именно использование на уроках комбинированных средств поможет учителю построить учебный процесс более эффективно. Например, рассмотрим проведение лабораторной работы по физике «Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках» в 8 классе.
Лабораторная работа
«Сборка электрической цепи и измерение силы тока в ее различных участках».
Цели и задачи занятия:
- систематизировать знания учащихся по данной теме;
- научить учащихся собирать простые цепи и зарисовывать по ним схемы, пользоваться
амперметром для измерения силы тока;
- развивать взаимоуважение, умение работать в команде;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, уважение к мнению других;
Тип урока: Лабораторная работа.
Используемое оборудование на уроке: компьютер, интерактивная доска, оборудование для выполнения лабораторной работы.
План урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация знаний.
3. Техника безопасности.
5. Выполнение лабораторной работы.
6. Рефлексия.
7. Задание на дом.
Ход урока:
1. Организационный этап:
Сообщение темы урока и цели лабораторной работы. Слайд №1; №2
- научиться пользоваться амперметром и измерять силу тока в цепи;
- убедиться на опыте, что сила тока в различных, последовательно соединенных
участках цепи, одинакова.
Знакомство с оборудованием, необходимым для проведения лабораторной работы.
Слайд №3
- источник питания;- низковольтная лампа на подставке;- ключ;- амперметр;- соединительные провода.
2. Актуализация знаний (повторение изученного материала). Слайд № 4 - №15
1.Что представляет собой электрический ток в металлах?
2. Как на электрических схемах обозначаются следующие элементы?
3. По какой формуле можно рассчитать силу тока?
4. Подберите единицы измерения соответствующие данным физическим величинам.
5. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго.
6. Каким образом подключают в цепь амперметр?
3. Для снижения утомляемости глаз целесообразно провести гимнастику для глаз.
Слайд № 16
4. Ознакомление учащихся с техникой безопасности к данной работе. Слайд № 17
- Будьте внимательны и дисциплинированны, точно выполняйте указания учителя;
- Собранную цепь включайте только после проверки и с разрешения учителя;
- При сборке экспериментальных установок используйте провода с прочной изоляцией без видимых повреждений;
- Амперметр включают последовательно с тем элементом цепи, в котором измеряют силу тока, соблюдя полярность.
- По окончании работы отключите источник электропитания, после чего разберите
электрическую цепь.
5. Выполнение лабораторной работы. Слайд № 18 - № 21
1. Рассмотрите амперметр.
- определите цену деления;
- определите верхний предел;
- определите погрешность измерения амперметра;
2. Соберите цепь по рисунку (а).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему.
3. Соберите цепь по рисунку (б).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему
4. Соберите цепь по рисунку (в).
Запишите показание амперметра.
Зарисуйте данную электрическую схему.
5. Сравните полученные результаты, сделайте вывод.
6. Подведение итогов урока.
Учащимся предлагается выбрать из трёх смайликов один и зарисовать его в тетрадь.
7. Домашнее задание: § 37; § 38
Источники:
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
-http://xreferat.ru/71/4769-1-domashnie-nablyudeniya-i-opyty-uchashihsya-po-fizike-ih-organizaciya.html
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ][ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- Тетрадь для лабораторных работ 8 класс.
- Учебник по физике для 8 класс. Автор: А.В.Пёрышкин.
Ђ
·d
·Ђ@