Проект «Развитие исследовательских умений младших школьников»

Мокерова Светлана Владимировна,
МБОУ «КСОШ №1 – БШ» п. Куеда, Пермский край,
учитель начальных классов


Проект
«Развитие исследовательских умений младших школьников»


Краткая аннотация проекта.

Проект «Развитие исследовательских умений младших школьников» направлен на реализацию направления внеурочной деятельности - «Проектная деятельность». Данное направление отражено в модели организации образовательного пространства в начальной школе МБОУ «КСОШ №1-БШ» в условиях реализации Федерального государственного стандарта второго поколения (Приложение №1). Организация занятий внеурочного пространства по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Модель организации внеурочной деятельности разработана с учетом того, что занятия будут проводиться в свободных объединениях школьников одной возрастной группы. Модель отражает и взаимодействие с учреждениями ДО для организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «КСОШ №1 – БШ».

Проектная деятельность
(результаты)
Учреждения ДО


Районная библиотека
Краеведческий музей
Дом детского творчества

Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Занятия детских объединений

Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Выставки, спектакли, концерты, конкурсы, НОУШ (в классе, школе)

Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)
Проекты школьников в окружающем
школу социуме


Проект «Развитие исследовательских умений младших школьников» предполагает разработать и апробировать программу кружка «Юный исследователь», направленную на развитие исследовательских умений, а также материалы необходимые для реализации данной программы. За основу разработки программы взято учебно-методических пособие А.И. Савенкова «Методика исследовательского обучения младших школьников». Эффективность того или иного занятия обусловлена знанием возможностей учащихся, формами взаимодействия с ними. Все это относится и к разработке программы для развития исследовательских умений младших школьников. Для продуктивной исследовательской деятельности младшим школьникам необходима особая готовность. Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста, программа для развития исследовательских умений младших школьников, разработана для учащихся 2 классов. У детей данного возраста сформирован ряд коммуникативных умений, сформирована обобщенность умственных действий. Дети имеют опыт оценочной и самооценочной деятельности.
II. Актуальность проекта.

Одной из приоритетных задач современной начальной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка. Успешным методом обучения с точки зрения решения выше названной задачи в начальной школе признан проектно-исследовательский метод обучения. Обучение путём исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребёнком. Современные школьники чрезвычайно информированы. Часто эта информация бывает бессистемной, школьники просто перегружены ею, но когда возникает необходимость самостоятельной деятельности, ребенок не знает, что делать, как применить накопленные знания на практике, не имеет навыка выстраивать свою работу, соотносить свою деятельность с деятельностью школьного коллектива. Проектно-исследовательский метод является тем механизмом, который позволит создать в классе индивидуальную среду ребенка (среду деятельности, круг общения). Метод касается разнообразных форм индивидуальной и групповой работы в классе. Учащиеся самостоятельно планируют, организуют и выполняют определенное действие, а затем сами оценивают результат. Лучше если источником будет мир обыденной жизни, а конечным результатом «широко» понимаемый продукт. Также основными достоинствами проектно-исследовательского метода является высокая степень самостоятельности, инициативности учащихся, активизация познавательной деятельности, развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий, формирование умений ставить цель и достигать ее, приобретение детьми опыта исследовательской деятельности, повышение мотивации к изучению предмета.
Для того чтобы помочь включить ребёнка в собственный исследовательский поиск, активизировать интерес к познанию необходима система занятий для развития исследовательских умений младших школьников. Данная программа предусматривает систему занятий, разработанных в соответствии с требованиями ФГОС, с основными приоритетами школы и ориентирована на решение практических задач исследовательского обучения в начальной школе. Предусмотрен диалог с ребёнком, наблюдение, эксперимент, полный ряд исследовательской деятельности от определения проблемы до представления и защиты полученных результатов. Появится возможность сформировать  способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры; сформировать компетентности разрешения проблем, коммуникативной и информационной компетенций.
  Ценность занятий заключается в том, что учащиеся получают возможность посмотреть на различные проблемы с позиции ученых, ощутить весь спектр требований к научному исследованию. Их актуальность основывается на интересе, потребностях учащихся и их родителей. В программе удачно сочетаются взаимодействие школы с семьей, творчество и развитие, эмоциональное благополучие детей и взрослых. Занятия способствуют ознакомлению с организацией коллективного и индивидуального исследования, обучению в действии, побуждает к наблюдениям и экспериментированию, опирается на собственный жизненный опыт, позволяет чередовать коллективную и индивидуальную деятельность.
Основные принципы программы:
научность
доступность,
добровольность,
деятельностный и личностный подходы,
преемственность,
результативность,
партнерство,
творчество и успех.
III. Содержание программы кружка «Юный исследователь».

Программа кружка «Юный исследователь» – интеллектуальной направленности. Программа разработана для учащихся 2 классов. Объём курса 34 ч из расчета 1 ч в неделю. Данную программу можно применять и для учащихся 3 - 4 классов. Программа каждого последующего класса опирается на предыдущие с добавлением новых знаний и способов деятельности.

Цель программы.
Создание условий для успешного освоения учениками основ исследовательской деятельности.

Задачи.
Формировать представление об исследовании как ведущем способе познания окружающего мира.
Обучать специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследований.
Формировать и развивать умения и навыки исследовательского поиска.
Развивать познавательные потребности и способности, креативность.

Методы контроля.
Консультация
Доклад
Защита исследовательских работ
Выступление
Выставка
Презентация
Мини-конференция
Научно-исследовательская конференция
Предполагаемые результаты реализации программы и критерии их оценки.
Результат
Критерии

Сформированность интереса к проведению самостоятельных коллективных и индивидуальных исследований.
Стремления и попытки использования исследовательского метода обучения в основном учебном процессе и повседневной практике взаимодействия с миром.

Получение специальных знаний, необходимых для самостоятельных исследований.
Свободное оперирование понятиями: тема исследования, проблема, гипотеза, наблюдение, эксперимент, вывод, методы исследования.

Сформированность специальных умений и навыков, необходимых в исследовательском поиске.
Проявляемые умения: видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, планировать и проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы, аргументировать свои идеи.

Возросшие познавательные потребности и развивающиеся способности.
Положительная динамика детского отношения к процессу познания и росту успешности основной учебной деятельности. Изменение характера познавательной деятельности в сторону повышения степени самостоятельности.


Разделы программы.
Раздел
Вид деятельности
Форма представления
Планируемый результат


самостоятельная
практическая



       «Тренинг»
 

10ч
 Папка-исследователя
Специальные исследовательские умения и навыки

«Исследовательская практика»
5 ч
10 ч
Исследование
Творческий проект
Алгоритм написания исследовательских работ


       «Мониторинг»
 
 

5 ч
Доклад-презентация, мини- конференция, семинар
 
Алгоритм публичного выступления и защиты с доказательством своей идеи 
 



Календарно-тематическое планирование.


Тема
Результат
УУД

1
Что такое исследование
 
Знать понятие исследование, что такое открытие, где и как использовать научные открытия.
Исследование несложных реальных связей и зависимостей

2
Наблюдение и наблюдательность
 
Уметь вести наблюдение, фиксировать данные по наблюдению
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов. 

3
Что такое эксперимент
 
Проводить эксперимент
Исследование несложных реальных связей и зависимостей

4
Учимся вырабатывать гипотезы
 
Выдвижение гипотез, осуществление их проверки
 Изложение своей мысли с соблюдением норм 

5
Знакомство с логикой
 
Уметь работать по алгоритму
Поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа.
 

6
Как задавать вопросы
 
Уметь строить и задавать вопросы
Формулирование полученных результатов, поиск ответов на вопросы, сформулированные учителем

7
Учимся выделять главное и второстепенное
 
Уметь выделять главное и второстепенное из предложенного учителем
Отделение основной информации от второстепенной

8
Как делать схемы
 
Уметь строить схемы «Дерево», «Паук»
Извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах,
перевод информации из графического представления в текстовое и наоборот

9
Как работать с книгой
 
Уметь извлекать информацию по заданному вопросу из статистического, исторического источников и художественной литературы
 
Выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью,
извлечение и систематизация информации из 1-2 простых источников по двум и более заданным критериям

10
Что такое парадоксы
 
Уметь видеть парадокс
Восприятие основного содержания, отношение к событиям и действующим лицам, основным фактам, их последовательности

11
Мысленные эксперименты и эксперименты на моделях
 
Уметь проводить мысленные и модельные эксперименты
Создание собственных произведений, идеальных и реальных моделей

12
Как сделать сообщение о результатах исследования
 
Владеть приемами исследовательской деятельности,
Коммуникативными умениями  (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»).
Формулирование полученных результатов,
высказывание своих суждений и отношение к высказываниям других членов группы.

13
Тренировочное занятие по методике проведения самостоятельных исследований
 
Уметь организовать исследование
Создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера.

14
Индивидуальная работа по методике проведения самостоятельных исследований
 
Уметь выбирать методы исследования
Самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

15
Экспресс-исследование
 
Уметь провести экспресс-исследование
Исследование несложных реальных связей и зависимостей

16
Семинар по итогам экскурсии
 
Уметь фиксировать результаты экскурсии
Определение сущностных характеристик изучаемого объекта, самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

17
Коллективная игра-исследование
 
Уметь  следовать заданной процедуре группового исследования
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности, самостоятельно договариваться о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с задачей, поставленной перед группой

18
Коллекционирование
 
Уметь   следовать заданной процедуре демонстрации коллекционирования
Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды.

19
Экспресс- исследование «Какие коллекции собирают люди»
 
Владеть приемом экспресс исследовательской деятельности
 
 
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах

20
Сообщение о своих коллекциях
 
Уметь по алгоритму строить сообщение
Подготовка плана выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления

21
Искусство делать сообщения
Уметь определять содержание и жанр выступления в соответствии с заданной целью коммуникации
Подготовка плана выступления на основе заданных целей, целевой аудитории и жанра выступления

22
Техника экспериментирования
Уметь экспериментировать
Оценивание достоверности полученной информации,
передача содержания информации адекватно поставленной цели

23
Семинар «Как подготовиться к защите»
Уметь при защите использовать вербальные и невербальные средства
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

24
Определение проблемы и выбор темы собственного исследования
Уметь увидеть проблему и выбрать тему собственного исследования
Поиск и извлечение нужной информации по заданной теме в источниках различного типа

25-26
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Владеть приемами исследовательской деятельности
 
Умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах 

27
Индивидуальная работа по планированию и проведению самостоятельных исследований
Владеть приемами исследовательской деятельности
 
 
Участие в проектной деятельности, в организации и проведении учебно-исследовательской работы


28
Семинар Подготовка собственных работ к защите
Уметь строить защиту собственной работы
Передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно).
 

29
Мини - конференция по итогам экспресс-исследований
 
Уметь демонстрировать результаты исследования
Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута) 

30
Мини - конференция по итогам собственных исследований
 
Уметь демонстрировать результаты исследования
 Использование вербальных средств (интонация, связующие слова) для логической связи и выделения смысловых блоков своего выступления и невербальных средств (жесты, мимика) или готовых наглядных материалов

31-32
Семинар Подготовка собственных работ к защите
Уметь строить защиту собственной работы
Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности 

33
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов
 
Уметь демонстрировать результаты исследования
Владение навыками организации и участия в коллективной деятельности:
постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей,
учет индивидуальности партнеров по, деятельности,
объективное определение своего вклада в общий результат

34
Участие в защитах исследовательских работ и творческих проектов

Уметь демонстрировать результаты исследования
Объективное оценивание своих учебных достижений


Уровни воспитательных результатов

Проектная деятельность
Воспитательные результаты


Приобретение школьником социальных знаний
(1 уровень)
Формирование ценностного отношения к социальной реальности
(2 уровень)
Получение опыта самостоятельного общественного действия
(3 уровень)

Воспитание интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка путем совершенствования его исследовательских способностей в процессе саморазвития.
-первоначальные знания, умения и навыки, необходимые в исследовательском поиске;
- первоначальные навыки творческого сотрудничества со сверстниками и взрослыми;
- первоначальный опыт проведения самостоятельного исследования;
- первоначальный опыт участия в коллективных исследованиях, проектах (умения выражать себя в различных доступных для ребёнка видах творческой деятельности)
- мотивация к самореализации в самостоятельном исследовательском поиске;
- личный опыт участия в экологических, художественных,
спортивных, оздоровительных и
социально-образовательных
проектах
школьников
в окружающем школу социуме.






IV.   Оценка достигнутых результатов

Проект можно считать эффективным, если в ходе его реализации будут.
Разработана программа, направленная на развитие исследовательских умений младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС;
Разработана и апробирована система занятий для учащихся, отражающая:
- сформированность умений и навыков, необходимых для исследовательского поиска, для проведения самостоятельных исследований;
- активизацию интереса учащихся к приобретаемым знаниям, полученным ими в совместной творческой, исследовательской и практической работе.
- развитие познавательных потребностей и способностей, креативности;
- личностный рост каждого ученика
Созданы «Папки исследователя» для фиксирования собираемой информации

Участие учащихся в публичных выступлениях и защита с доказательством своей идеи.




V. Учебно - методическое обеспечение программы.
Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников. Самара. Учебная литература, 2007.
Савенков А.И. Психология исследовательского обучения. Самара. Учебная литература, 2007.
Савенков А.И. Я – исследователь. Рабочая тетрадь для младших школьников. Самара. Учебная литература, 2007.
Сальникова Т.П. Педагогические технологии. М., 2007.





















Приложение №1

Образовательное пространство начальной школы.

Внеурочное пространство












кружок, секция студия, мастерская клуб, кружок клуб, кружок








урок, модуль, курс учебное занятие и консультация













Урочное пространство






проектная деятельность


научно-познавательное


художественно-эстетическое


спортивно-оздоровительное

Психолого-педагогическое, медицинское сопровождение, сопровождение классных руководителей и тьюторов, родительское сообщество

Дом творчества, СДЮШ, музыкальная школа, Дом культуры, районная библиотека, краеведческий музей, МДОУ, 5 класс.

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Учебно-проектная деятельность


Учебно-исследовательская деятельность


Учебная деятельность




Заголовок 215