Статья в методический сборник «Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе обучения»
Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе обучения
статья в методический сборник
Шугаева Ольга Сергеевна,
учитель начальных классов
МБОУ СОШ с.п. Снежный
I квалификационная
категория
Стратегическая цель реформирования образования в России ориентирована на ребенка, развитие его творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению. Гуманизация образования, как путь достижения цели введения ФГОС, предполагает максимальную персонификацию и дифференциацию обучения и воспитания детей. Одним из перспективных средств развития познавательной мотивации учащихся является учебно-исследовательская деятельность.
Как показывает опыт, накопленный во многих школах, учебно-исследовательская деятельность способствует:
- активизации интереса к знаниям в рамках предметов, входящих в базисный учебный план;
- развитию у учащихся представлений о межпредметных связях;
- развитию интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;
- обучению новым информационным технологиям и средствам телекоммуникаций;
- созданию предпосылок для развития научного образа мышления, творческого подхода к собственной деятельности;
- созданию сферы предметного общения внутри детского коллектива, формированию реального авторитета преподавателя, что помогает формированию детского коллектива на принципиально другой нравственной основе, содействует предметному общению детей из разных коллективов.
На сегодняшний день проблема изучения и внедрения учебно-исследовательского подхода в развитии познавательной мотивации в обучении учащихся начальной школы актуальна и однозначного решения не имеет.
Поиск путей решения проблемы обусловил тему исследования "Развитие исследовательских умений младших школьников в процессе обучения".
Объектом исследования является учебно-исследовательская деятельность младших школьников .
Предмет исследования - исследовательские умения младших школьников в процессе обучения.
Целью работы по самообразованию явилось изучение возможностей развития исследовательских умений младших школьников в процессе обучения.
Гипотеза исследования: развитие исследовательских умений младших школьников на уроках будет происходить более эффективно, если:
- обучение будет носить преимущественно поисково-исследовательский характер;
- будет целенаправленно использоваться система упражнений (заданий), способствующая развитию исследовательских умений младших школьников.
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой были сформулированы задачи исследования:
Изучить теоретические основы проблемы развития исследовательских умений младших школьников в обучении.
Подобрать диагностический материал, позволяющий изучить уровень развития исследовательских умений младших школьников.
Разработать и апробировать систему упражнений (заданий) по развитию исследовательских умений у младших школьников в процессе обучения.
Для решения поставленных задач использовались такие методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы, тестирование, педагогический эксперимент.
Опытно-экспериментальной базой исследования явилась МБОУ СОШ с.п. Снежный. В исследовании приняли участие учащиеся 4-го класса в количестве 16 человек, обучающихся по программе «Начальная школа XXI века».
Теоретическая значимость работы состоит в обосновании необходимости развития исследовательских умений младших школьников в процессе обучения.
Практическая значимость заключается в подборе диагностического материала, позволяющего изучить уровень развития исследовательских умений младших школьников; определении системы упражнений (заданий) по развитию исследовательских умений у младших школьников, которые могут быть использованы в работе учителя начальных классов.
Экспериментальное исследование проводилось по методикам С.Т. Шацкого «Исследование мыслительных процессов младших школьников в процессе обучения» и М. Битяевой «Методика изучения логического мышления».
На этапе констатирующего эксперимента младшим школьникам было предложено выполнить ряд заданий, выявляющих уровень развития таких исследовательских умений как:
1. Умение классифицировать:
а) отнесение того или иного объекта к данному классу;
б) выявление признака, по которому слова отнесены к данному классу.
2. Умение обобщать:
в) объединение отдельных предметов в каком-либо понятии на основании похожих существенных признаков;
3. Умение сравнивать:
г) установление сходства и различия данных слов;
4. Умение делать вывод:
д) из двух истинных суждений получить заключение.
Каждый из критериев оценивался по 3-х бальной шкале:
2 - высокий уровень развития исследовательских умений;
1- 1,9 - средний уровень развития исследовательских умений;
0 - 0,9 - низкий уровень развития исследовательских умений.
Результаты констатирующего эксперимента показали следующее.
На констатирующем этапе 1 человек показал высокий уровень развития исследовательских умений, 9 человек - средний уровень, 6 - низкий.
Результаты констатирующего этапа эксперимента позволили определить следующие направления нашей работы.
Для реализации первого положения нашей гипотезы мы провели уроки по математике, русскому языку, литературному чтению и окружающему миру, которые носили поисковый, исследовательский характер. Для проверки второго положения нашей гипотезы мы на уроках в классе, в течение 9 месяцев систематически предлагали детям упражнения (задания), направленные на развитие таких исследовательских умений, как умение классифицировать, умение обобщать, умение сравнивать, умение делать вывод.
После проведения серии уроков, включающих задания на развитие исследовательских умений, был повторно определен уровень развития данных умений. Дети выполняли те же задания, что и при первом тестировании.
Обработав данные среза, мы получили следующие показатели. На контрольном этапе 3 человека - высокий уровень, 12 человек - средний уровень, 1 человек - низкий уровень развития исследовательских умений.
Для подтверждения эффективности предложенной нами системы упражнений (заданий), направленных на развитие исследовательских умений младших школьников, сравним показатели уровней развития исследовательских умений на констатирующем и контрольном этапе.
Сравнительные показатели уровней развития исследовательских умений учащихся (количество человек)
Этапы исследования
Уровни развития исследовательских умений
низкий
средний
высокий
Констатирующий
6 чел.
9 чел.
1 чел.
Контрольный
1 чел.
12 чел.
3 чел.
Сравнив эти показатели с данными констатирующего эксперимента, мы пришли к выводу, что произошел значительный рост по всем показателям в классе.
Графические данные представлены в круговых диаграммах. На констатирующем этапе эксперимента. Высокий уровень - 6%, средний – 56%, низкий уровень – 38%.
На контрольном этапе эксперимента в классе. Высокий уровень – 19%, средний – 75%, низкий уровень – 6%.
Показатели уровня развития исследовательских умений младших школьников класса можно увидеть в диаграмме
На основании данных результатов можно говорить о росте уровня развития исследовательских умений в классе.
Как и в констатирующем эксперименте, контрольный эксперимент имел ряд трудностей: некоторым детям с трудом удавалось выполнять задания на сравнение и классификацию.
Улучшение показателей дает нам основание считать гипотезу, выдвинутую в начале нашей работы подтвердившейся. Конкретные методические приемы, применяемые нами в ходе формирующего эксперимента по развитию исследовательских умений младших школьников, заслуживают внимания.
Анализируя проделанную работу, можно сделать следующий вывод: предложенные положения гипотезы были достаточно продуктивны. Нам удалось достичь основной цели данного исследования - развить исследовательские умения младших школьников. Это подтвердили результаты контрольного эксперимента, показавшие повышение уровня развития исследовательских умений младших школьников в обучении.
Таким образом, выдвинутая нами гипотеза получила свое подтверждение.
Литературные источники:
Активизация познавательной деятельности младших школьников: вопросы психолого-педагогического сопровождения: Учеб. пособие /сост. Т. Е., Наливайко, Т. В Самодурова - Комсомольск-на-Амуре: Изд-во Комсомольск-на-Амуре гос. пед. ун-та, 2006. – 106 с.
Аркадьева, А.В. Исследовательская деятельность младших школьников / А.В. Аркадьева //Начальная школа плюс До и после. - 2005. - №2. - С.8-11. ISВN 5-85939-147-1
Артемов, А.К. Приемы организации развивающего обучения /А.К. Артемов // Начальная школа. - 1995. - №3. - С.35-39. ISBN 5-85939-147-1
Бабанский, Ю. К. Оптимизации процесса обучения / Ю.К. Бабанский – М.: "Педагогика", 1977. – 356 с. ISBN 0130-3358
Баракина, Т.В. Формирование научных понятий у младших школьников /Т. В. Баракина // Начальная школа плюс До и после. - 2006. - №10. - С.30-35. ISВN 5-85939-147-1
Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В. Баранова, М.И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. - С.7-10. ISSN 0130-3358
Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). Том 2 (П-Я); Пер. с англ. – М.: Вече, АСТ, 2000. - 560с.
ISBN 5-7838-0606-4
Брайтовская, С.И. Простейшие исследовательские задания / С.И. Брайтовская // Начальная школа. – 1996. - № 9. – с.72.
Бунеев, Р.Н. Развитие общеучебных умений - путь к функционально грамотной личности / Р. Н. Бунеев // Начальная школа плюс До и после. - 2006. - № 9. - С.3-11. ISВN 5-85939-147-1
Выготский, Л.С. Мышление и его развитие в детском возрасте / Собрание сочинений: В. 6. т./ Л. С. Выготский. - М., 1984. Т. 2.
Гузеев, В.В. Методы и организационные формы обучения / В. Гузеев. - М.: Народное образование, 2001. - 128с. (Серия "Системные основания образовательной технологии") ISBN 5-87953-150-3
Давыдов, В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментально-психологического исследования / В.В. Давыдов - М.: Педагогика, 1986. – 240 с.
Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 1999. – 368 с.
Загренова, Л.В. Теория и технология обучения: Учеб. пособие для студ. пед. вузов / Л. Загренова, В. Николина. - М.: Высшая школа, 2004. - 157с. ISBN 5-7943-1425-2
Занков, Л. В. О начальном обучении / Л.В. Занков. - М., 1963. - 131 с.
Иванова, О. В. Исследовательская деятельность младших школьников / О. В. Иванова // Начальная школа плюс До и После. - 2007. - № 9. - С. 17-18. ISBN 978-5-85939-147-9
Ильиных, Л.М. Развитие исследовательских способностей школьников / Л. М. Ильиных // Начальная школа Плюс До и После. - 2007. - № 9. - С. 19-22. ISBN 978-5-85939-147-9
Кларин М.В. Развитие критического и творческого мышления / М.В. Кларин // Школьные технологии. - 2004. - №2. - С. 3-10.
Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 176 c. ISBN 5-7695-0445-5
Кондакова, О.В. Активизация исследовательской деятельности на начальном этапе как одно из условий эффективного обучения / О.В. Кондакова // Школьные технологии. - 2005. - № 3. С. 29-33.
Кукушин, В.С. Педагогика начального образования / В.С.Кукушин, А.В.Болдырева-Вараксина; Под общ. ред. В.С.Кукушина. - М.: ИКЦ "МарТ"; Ростов н/Д: Издательский центр "МарТ", 2005. - 597с. (Серия "Педагогическое образование") ISBN 5-241-00543-9
Кордуэлл, М. Психология. А-Я: Словарь-справочник / Пер. с англ. К.С. Ткаченко. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 1999. – 448 с.: ил. ISBN 5-8183- 0105-2
Леонтович, А.В. Исследование как основа построения образовательной деятельности /А. В. Леонтович // Научно-исследовательская деятельность учащихся. Серия- «Инструктивно-методическое обеспечение содержания образования в г. Москве». - М., 2001. - С. 24-27.
Леонтович, А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся / А. В. Леонтович // Исследовательская работа. - 2003. - №4. - С.12-17.
Леонтович, А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А. В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 152-158.
Леонтьев, А. Н. Избранные психологические произведения: В 2-х т. Т.2./ А.Н. Леонтьев – М.: Педагогика, 1983. – 320 с., ил. – (Труды д. чл. и чл.- кор. АПН ССР).
Лернер, И. Я. Проблемное обучение / И.Я. Лернер - М.: «Знание», 1974. – 280 с.
Матюшкин, А. М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. - М.: «Педагогика», 1972. - 168 с.
Махмутов, М. И. Современный урок / М.И. Махмутов - 2-е изд., испр. и доп. - М.: «Педагогика», 1985. - 184 с.
Менчинская, Н. А. Педагогические проблемы активности личности в обучении / Н.А. Менчинская - М., 1973. - 246 с.
Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов / В. Мухина. - 9-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 456 с.
ISBN 5-7695-0408-0
Обухов, А.С. Исследовательская деятельность как возможный путь вхождения подростка в пространство культуры / А. С. Обухов // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. - М., 2001. - С. 48-46.
Обухов, А.С. Исследовательская позиция и исследовательская деятельность: Что и как развивать? / А. С. Обухов // Исследовательская работа школьников. - 2003. - № 4. - С. 18-23. ISBN 5-7695-0408-0
Овсянникова, Т.Н. За такими программами будущее / Т.Н. Овсянникова //Начальная школа. – 1995. - №6. – С. 71-75.
От внешкольной работы - к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей / Под ред. А.К. Бруднова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 544 с. - (Воспитание и доп. образование детей).
ISBN 5-691-00376-3
Поддъяков, А.Н. Исследовательское поведение. Стратегии познания, помощь, противодействие, конфликт / А.Н. Поддъяков - М., 2000. - 336.
Поддъяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности /А.Н. Поддъяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. С. 59-63. ISBN 5-88196-960-Х
Пономарев, Я.А. Психология творческого мышления / Я.А. Пономарев – М.: Академия пед. наук, 1960.
Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н. Потапов – М.: «Просвещение», 1990. – 96 с.
Репкина, Н.В. Оценка уровня сформированности учебной деятельности / Н. Репкина, Е.Заика. - Томск, 1993. - 154 c.
Рогова, И. Исследовательская работа обучающихся: аспекты планирования / И. Рогова // Школьное планирование. - 2007. - № 2. - С. 117-125. ISBN 5-94194-118-8
Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: В 2т. / С.Л. Рубинштейн - М.; 1989. Т.1 С. 117.
Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М., 1973.
Савенков, А.И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: Учебное пособие / А. Савенков. – М.: «Ось-89», 2006. - 480с. ISBN 5-98534-280-8
Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К. Селевко //Школьные технологии. – 1999. - №6. - С.23-34.
Семенова, Н.А. Исследовательская деятельность учащихся / Н. Семенова // Начальная школа. - 2006. - №2. - С. 45-49. ISBN 0027-7371
Сластенин, В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В. А. Сластенина. – 5 изд., стер. – М.: Издательский центр "Академия", 2006. – 576 с.
Словарь-справочник по педагогике / Авт.- сост. В.А. Мижериков; Под общ. ред. П.И. Пидкасистого. - М.: ТЦ Сфера, 2004. - 448 с.
ISBN 5-89144-433-Х
Талызина, Н. Ф. Формирование познавательной деятельности младших школьников: Книга для учителя / Н. Ф. Талызина. – М.: «Просвещение». – 1988. – 395 с.
Чиндилова, О. В. Наше видение современного урока / О.В. Чундилова // Начальная школа: плюс до и после. – 2006. – № 5. – с. 3
Фокин, Ю.Г. Теория и технология обучения: деятельностный подход: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Ю. Фокин. - 2-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2007. - 240с.
ISBN 978-5-7695-44-30-9
Хуторский, А.В. Контроль и оценка обучения / А.В. Хуторский. - М.: Владос, 2000. - 345с. ISBN 5-94455-299-9
Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. - М., 1991. - 360 с. ISBN 5-691-00256-2
Приложение 1.
Упражнения на развитие умения классифицировать
Упражнение 1. Слова разбиты на 3 группы по числу слогов:
торт карандаш пена
рот голова море
дом молоток кора
сон молоко пора
Задание: закончите предложения.
а) В первом столбике слова, имеющие ___________________________
б) Во втором столбике слова, имеющие __________________________
в) В третьем столбике слова, имеющие ___________________________
Упражнение 2. Найдите лишнее слово и объясните, почему оно лишнее? Что общего у других слов?
марка, маска, миска, мышь
Упражнение 3. Найдите лишнюю пару слов. Объясните, почему она лишняя?
кон - конь
угол - уголь
галка - галька
пень - тень
Упражнения на развитие умения обобщать
Упражнение 1. Продолжите перечень предметов. Что их объединяет, как их можно назвать одним словом?
а) черника, земляника
б) стол, стул
в) смелость, ответственность
г) город, поселок.
Упражнение 2. Что объединяет эти числа?
11, 5, 7, 75, 43.
Упражнение 3. Выпишите слова в нужный столбик таблицы из данного перечня слов: полка, тарелка, пальто, шкаф, блюдце, джемпер, кровать, сковорода, рубашка.
Мебель
Одежда
Посуда
Упражнения на развитие умения сравнивать
Упражнение 1. Назовите общие признаки:
а) ели и сосны;
б) ромашки и василька;
в) малины и смородины.
Упражнение 2. Из каждого слова возьмите только первые слоги и составьте новое слово.
машина, лимон, насос
корова, лето, соловей
череда, лото, вектор
боты, лоток, топот
Упражнение 3. Сравните слова в первом и втором столбиках. Чем они отличаются? Чем похожи? Как образованы слова второго столбика?
Тапка - шапка
Порох - шорох
Мишка - шишка
Губа - шуба
Упражнения на развитие умения делать вывод
Упражнение 1. Все ученики 4-го класса занимаются легкой атлетикой.
Сережа учится в 4-м классе.
Какой вывод является правильным?
а) Сережа не занимается легкой атлетикой.
б) Сережа занимается легкой атлетикой.
Упражнения 2. Сочетания "жи" и "ши" пишутся с и.
В слове лыжи есть сочетание "жи".
Значит, слово лыжи _____________________
Упражнение 3. Все глаголы неопределенной формы оканчиваются ь.
Глагол кататься - неопределенной формы.
Следовательно ________________________
Приложение 2.
Диагностика умения проводить классификацию
Упражнение 1. Даны пять слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Найдите это слово.
1. приставка, предлог, суффикс, окончание, корень;
2. Василий, Федор, Иван, Петров, Семен;
3. горький, горячий, кислый, соленый, сладкий;
4. самолет, пароход, техника, поезд, дирижабль;
5. синий, зеленый, яркий, желтый, голубой.
Упражнение 2. Определите, какой признак объединил слова в столбик. Из предложенных ответов выберите правильный.
а) слова разделены по числу букв (указать, сколько букв);
б) слова разделены по числу слогов (указать, сколько слогов);
в) слова разделены по родам (указать род).
лист кора
торт пони
пыль поле
кость баня
Диагностика умения обобщать
Упражнение 1. Назовите предметы одним словом.
стул, шезлонг, пуфик;
кукла, матрешка, мячик;
трамвай, троллейбус, автобус;
яблоко, груша, слива;
час, минута, неделя.
Упражнение 2. Продолжите перечень предметов. Как их можно назвать одним словом?
Направо, налево
молоко, сыр
бежать, стоять
м, н, о..
по, на, в
Диагностика умения сравнивать
Упражнение 1. Чем похожи эти слова:
круг, куст, корт;
банка, балка, белка;
кожа, кора, коса;
тесто, место, корыто;
яблоко, облако, колесо.
Упражнение 2. Подберите к каждому слову из первого столбика пару из второго столбика, так чтобы слова отличались одним звуком (мягкий - твердый согласный).
рад лето
лук рюмка
лото люк
мыл ряд
рамка мел
Диагностика умения делать вывод
Упражнение 1. Все ученики 3-го класса умеют кататься на лыжах.
Оля учится в 3-м классе.
Какой вывод является правильным?
а) Оля умеет кататься на лыжах
б) Оля не умеет кататься на лыжах.
Упражнение 2. Сделайте вывод
Имена собственные пишутся с большой буквы.
Имена людей - имена собственные.
Значит ___________________________
Рисунок 215