Исследовательский проект Моя родина -село Азеево (учащиеся 5 класса)
Исследовательский проект «Моя родина –село Азеево»
Авторы проекта: учащиеся 5 класса Козырева Полина и Каипова Карина
Руководители : Сергеева Н.У. Бисерова Л.Р.
Содержание страницы
1. Введение. 2-3
- метод проектного исследования.
- структура работы над проектом.
2. Обоснование проекта. Актуальность. 4-5
- проблема проекта
- вопросы, направляющие проект
3. Цели и задачи. 6-7
4. Содержание и формы работы над проектом. 8
- объект исследования
- предмет исследования
- гипотеза
5. Деятельность участников проекта. 9-10
6. План реализации проекта. 11-13
7. Выводы. 14
8. Список использованной литературы. 15
Приложение
Фотоотчет
1. Введение.
В современном мире школьнику становится всё труднее разобраться в огромном потоке информации. Появление информационных технологий позволяет ученику находить и собирать самую разнообразную информацию. Как её использовать? И как к ней относиться? На эти вопросы ученику поможет ответить метод проектного обучения. Разумеется, этот метод не вытеснит и не заменит другие методы работы. Но эффективность его несомненна.
Ведь умеющий проектировать ученик, больше получает информации, лучше усваивает прочитанное или услышанное, глубже вникает в суть происходящего через призму личностного восприятия, а значит – научится действовать не по шаблону.
В основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умение самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.
Структура работы над проектом
В первом классе мы стали работать над проектом «Моя малая Родина – село Азеево». Было много вопросов, на которые у наших учителей не хватало времени для ответа. Мы решили, что в каждом классе начального звена мы будем дополнять сведения к начатому проекту. Так получилось, что над реализацией проекта мы работали четыре года.
Обоснование проекта
Актуальность проблемы патриотического воспитания детей младшего школьного возраста.
Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной их важнейших задач современной школы, ведь детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное и неуклонное формирование у учащихся любви к своей Родине. Патриотизм – одна из важнейших черт всесторонне развитой личности. У школьников должно выработаться чувство гордости за свою Родину и свой народ, уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого.
Основой патриотического воспитания младших школьников является занятие краеведением, сбор, изучение краеведческого материала и использование его на уроках.
Проект «Моя малая Родина» интересен тем, что реализуется с целью воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному селу, сопричастности к судьбе края, бережного отношения к его культурно-историческим и природным богатствам.
Комплексный подход в изучении истории родного села предполагает познание его индивидуального развития: от рождения до современного состояния. Поэтому планируется рассмотреть историю, традиции, достопримечательности, природу.
Проект «Моя малая Родина» окажет содействие развитию у школьников познавательной активности и творческих способностей. Таким образом, проект «Моя малая Родина» - это путь самореализации учащегося и учителей, возможность сотрудничества на равных, когда вместо традиционного «учитель-ученик» рождается «исследователь-исследователь».
Проблема проекта.
Можно ли через изучение своего родного края воспитать чувство гражданственности и патриотизма.
Вопросы, направляющие проект
Основополагающий вопрос
С чего начинается Родина?
Проблемные вопросы
1.Почему наше село так называется?
2.Что вы можете рассказать о культурно – исторических зданиях нашего села?
3.Есть ли памятники Великой Отечественной войны?
4.Что можете рассказать о памятных местах нашего села?
Учебные вопросы
1.Страницы истории села Азеево.
2.Почему наше село мы называем малой Родиной?
3.Почему место, где ты родился, так дорого?
4.Почему тебя привлекает твоя малая Родина?
5.Что вы можете сказать о сегодняшнем облике села? Как он меняется?
3 . Цели и задачи
Основная цель: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности, развитие творческих способностей, воспитание уважения к культуре и истории родного края).
Цели органично совпадают с интересами учеников:
- выявление у учащегося способностей к оригинальному, нестандартному решению творческих задач;
- формирование аналитического и критического мышления учащегося в процессе творческого поиска и выполнение исследований;
- развитие целеустремленности и системности в деятельности;
- самоутверждение учащегося, благодаря достижению поставленной цели и получение необходимого жизненного опыта.
Основными задачами патриотического воспитания являются: формирование у школьников чувства патриотизма, любви к Родине, гордости за ее прошлое, чувство личной ответственности за все происходящее в окружающем мире, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества.
Поставленные выше цели достигаются в три этапа.
1 этап - усвоение информации об объекте, ценность которого необходимо выявить, поскольку нельзя ценить того, чего не знаешь. На данном этапе важно удивить, поразить, заинтересовать учащегося, постараться создать такие ситуации, при которых знакомые с детства памятники истории и культуры предстали бы перед школьниками в новом ракурсе. Учащиеся на данном этапе знакомятся с азами исследовательской работы.
2 этап деятельности – восприятие ценностной информации об объекте, чтобы учащиеся могли понять, почему данный объект культурного наследия является ценностью, то есть раскрыть все стороны социальной значимости объекта: эстетической, нравственной, историко-мемориальной и т. д.
3 этап – это отклик со стороны учащегося. Он может быть как инициируемым, так и самостоятельным. Учащиеся получают навыки интеллектуального труда (умение сравнивать, делать выводы, строить гипотезы, формулировать мысли, проблемы).
4.Содержание и формы работы над проектом « Моя малая Родина».
Объект исследования – формирование патриотизма у учащихся начальной школы.
Предмет исследования – организация краеведческой работы с целью формирования патриотизма.
Гипотеза - изучение краеведческого материала младшими школьниками способствует развитию патриотического воспитания, если оно осуществляется:
на основе предшествующих знаний и жизненного опыта детей с учетом их склонностей и потребностей;
на основе знаний о культуре, доступных восприятию детей данного возраста;
в качестве цели патриотического воспитания младших школьников, если целью является формирование у воспитанников ценностного отношения к родной природе как части малой родины.
5. Деятельность участников проекта на различных этапах
№ п/п Этапы Задачи Деятельность учащегося и родителей Деятельность педагога
1. Подготовительный Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование семейных групп для участия в проекте, определение источников информации. Уточнение информации;
Обсуждение задания.
Выбор и обоснование критериев успеха. Мотивация учащихся и родителей;
обсуждение цели проекта на заседании круглого стола с родителями. Помощь по просьбам;
наблюдение.
2. Выполнение Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта Сбор информации: посещение библиотек, изучение литературы по данной проблеме, беседы со взрослыми, Интернет, экскурсионная деятельность.
Выполнение работ;
оформление, сочинение "Моё село".
Конкурс рисунков и семейных поделок,
фотоматериал
«Моя родина –село Азеево". Проведение тематических занятий, индивидуальных бесед: о малой родине-селе АзеевоОрганизация экскурсий с родителями на предприятия ООО «Азеевское», в краеведческий уголок.
Наблюдение;
советы (по просьбе).
3. Рефлексия Подведение итогов работы над проектом. Обсуждение перспективы развития проекта (создание банка данных «Моя малая Родина» с целью дальнейшего использования). Благодарность за работу в проекте.
6. ПЛАН – ГРАФИК ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА.
Название и содержание деятельности 1. Проектировочный этап. Основная деятельность – социальное проектирование Определение темы и актуальности Определение ресурсного потенциала 2. Этап активного социально-значимого взаимодействия с внешними партнерами. Основная деятельность – исследовательская 2.1. Классный час «Моя малая родина»
1. Приглашение почетных гостей – старейших жителей деревни
2. Проведение мероприятия
3. Рефлексивный отчет учащихся – беседа
«За что я люблю свой край?» 2.2. Защита индивидуальных проектов
«Горжусь тобой, мой край родной!»
1. Подготовка индивидуальных проектов
2.Презентация проектов
3. Обсуждение представленных проектов 2.3. Выпуск раскладушки «Путешествие по родной деревне»
1. Принятие решения – узнать, как можно больше о своей малой родине.
2. Экскурсия по деревне.
3. Фотографирование. 2.4. Выставка рисунков «Любимый край»
1. Изготовление рисунков
2. Оформление выставки рисунков. 2.5. Оформление стенда «Край родной навек любимый»
1. Сбор материала о знаменитых людях
3. Проведение экскурсии по материалам стенда. 2.6. Интервьюирование «Рассказ моего земляка»
1. Выбор интервьюеров
2. Составление анкеты
3. Опрос пожилых жителей села Азеево 2.7. Мероприятие совместно с Азеевским Домом культуры «Старинные обряды»
1. Ознакомление с обрядом сватовства в старину в татарской семье. 2. 8. Викторина «Моё Азеево »
1. Подбор вопросов для викторины.
2. Подведение итогов, выявление победителей. 2.9. Проведение ежегодного татарского праздника «Сабантуй»
1. Участие в мероприятии детей из фольклорного ансамбля «Афифя» 2.10. Литературный конкурс « Слово о деревне»
1. Встреча с местным поэтом Серегиным Н.И.
2. Написание сочинений, рассказов, стихов.
2.11 Воинская слава наших земляков
1. Классный час: «Село в годы Великой Отечественной войны».
2. Исследовательская деятельность: «История обелиска»
3. Участие в митинге, посвященном Дню Победы.
4. Посещение краеведческого уголка в школе.
2.12. Экскурсии по теме «Профессии моих родителей»
1. Экскурсия
2. Оформление презентации ко дню матери. 2.13 Фотоконкурс «Красота мещерского края » (совместно с Домом культуры)
1. Подготовка фотографий.
2. Оформление фотовыставки.
3. Определение победителей. 2.14 Трудовые десанты «Чистота моей деревни»
1. Уборка школьной территории
2.Трудовой десант у обелиска.
3.Чистота моего двора.
4. Выращивание рассады цветочных растений для школьных клумб. Памятка для защиты проектов:
Я подготовил проект на тему....
2. В ходе работы над проектом я решил следующие задачи….
3. В ходе проекта я решил проблему...
4.Для своего проекта отобрал материал.....
5. Использовал такую литературу....
6. Продукт моего проекта....
7. Я хочу рассказать о.....
8.На рисунке (фото) изображено.....
9. Я использовал эти фотографии или рисунки потому что....
10. Мне понравилось работать над проектом, т.к. я узнал....
11. Мой продукт можно использовать...(продвижение проекта)
12 .Актуальность моего проекта заключается в том, что....
Ожидаемые результаты:
Реализация данного исследования предполагает формирование устойчивого интереса к историческому прошлому своей малой родины и России, уважительное и бережное отношение к памятникам культуры, любовь и бережное отношение к родной природе, интерес к познанию, стремление к самовыражению и самореализации, инициативность и творчество в труде, бережное отношение к результатам труда, уважительное и доброжелательное отношение к людям, организованность и требовательность к себе.
Мы, ученики Азеевской школы, любим тот уголок, где родились, стараемся беречь. За свою работу по реализации проекта «Моя родина – село Азеево» в начальной школе мы получили благодарности и грамоты. Но надеемся, что в среднем и старшем звене школы наша работа будет продолжаться. Мы и дальше будем работать над пополнением банка данных «Моя малая Родина» с целью дальнейшего использования. Если мы не будем знать историю своего родного края, то, что останется потомкам? Мы собрали материал о нашем селе Азеево: вырезки газет, статьи из Интернета, фотографии, составили отчёты о проделанной работе, сделали альбомы и раскладушки. Надеемся продолжить начатое. Память жива.
Список использованной литературы
Газета «Колхозная правда» от 12 мая 1990 года
Газета «Ермишинский вестник» №42 (8881), №24 (8863), №4 (8843), №27 (8866), №23 (8810), №52 (8787)
Материалы, собранные бывшими учащимися, учителями Азеевской школы.
Бекбулатов Р.Х. «Азеево», М, Издательский дом «Лидер-М», 2009
Осипов В. Сабантуй в Азееве. // Рязанские ведомости. — 2007. — № 182 (2874) за 22 июня 2007 г. — С.20.
Органова Н. М. Азеево. // РЭ: Справочный материал. - Рязань, 1994. -Т 15.
Органова Н. М. Азеево. // РЭ. - Рязань, 1999. -Т.1.- С. 40, 41
Левошин И. Азеево. //Приокская правда. - 1977. - 15 сентября
Соколов Л, Евстифеев И. И всё это Ермишь. // Рязанские ведомости. - 2003. - 11 сентября
Владлен Гордиенко «Как в Азееве Сабантуй праздновали» // Рязанские ведомости. 18.06.2010
Владлен Гордиенко «Из Азеева – с любовью»» // Рязанские ведомости. 02.04.2010