Презентация Консультация для родителей на тему Роль семьи в воспитании личности ребенка
Консультация для родителей на тему "Роль семьи в воспитании личности ребенка"Выполнила: Татаринова Вера Геннадьевна воспитатель МБДОУ № 277
Описание:Консультация будет полезна родителям дошкольников( от двух до семи)Цель:1.Показать незаменимость и важность роли семьи в формировании личности дошкольника2.Выявить особенности взаимоотношения между родителями и ребёнком3. Обратить внимание родителей на развитие личности своего ребёнка, на ошибки в воспитании.
Семья - это счастье, любовь и удача, Семья - это летом поездки на дачу. Семья - это праздник, семейные даты, Подарки, покупки, приятные траты. Рожденье детей, первый шаг, первый лепет, Мечты о хорошем, волненье и трепет. Семья - это труд, друг о друге забота, Семья - это много домашней работы. Семья - это важно! Семья - это сложно! Но счастливо жить одному невозможно! Всегда будьте вместе, любовь берегите, Обиды и ссоры подальше гоните, Хочу, чтоб про нас говорили друзья: Какая хорошая Ваша семья!
Уважаемые родители, сегодня мы поговорим о роли семьи в формировании личности. О семье играющую в воспитании основную, долговременную и важнейшую роль. Для того, чтобы определить внутрисемейные социально- психологические факторы, имеющие воспитательное значение, необходим ответ на вопрос : как сделать так, чтобы повысить положительные и свести к минимуму отрицательные влияния семьи на воспитание ребенка?
С каким лицом вы чаще всего общаетесь со своим ребёнком? С каким лицом чаще всего общается с вами ваш ребёнок? Каким, по вашему мнению, должно быть лицо вашего ребёнка во время общения с вами?
Что является самым мощным фактором семейного воспитания?
Чтобы вырастить полноценного человека, культурную, высоконравственную, творческую, зрелую личность, необходимо, чтобы воспитатели и родители действовали как союзники, делясь с детьми своей добротой, опытом, знаниями. Детский сад может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей.
Что является главным институтом воспитания?традиционно главным институтом воспитания является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Какие же функции выполняет семья, принимая на себя обязательство подготовить адекватных, сознательных членов общества?
Семья – это организованная структура. Действуя скоординировано, в воспитании детей она выполняет определенные функции: *обеспечивает ребенку все условия для физического развития; *участвует в формировании его личности; *закладывает основы одобряемого обществом нравственного поведения; *прививает любовь к искусству, тем самым формируя творческие интересы; *обучает ребенка.
Цель воспитания.цель и мотив воспитания ребенка - это счастливая, полноценная, творческая, полезная людям жизнь этого ребенка.
Какие главные ошибки воспитания?
Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых объясняются ошибками семейного воспитания, главная из которых – отсутствие нормальной любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое главное для ребенка – чтобы его любили. Но любовь должна быть мудрой, должна приносить только благо ребенку.
Известный детский психотерапевт, А. С. Спиваковская выделяет восемь типов родительской любви. -- Действенная любовь (симпатия, уважение, близость). Формула семейного воспитания при этом такова: хочу, чтобы мой ребенок был счастлив, и буду помогать ему в этом. Действенная любовь включает активное внимание к интересам ребенка, принятие его как самостоятельной личности, теплое эмоциональное отношение. -- Отстраненная любовь (симпатия, уважение, но большая дистанция в общении). Воспитание осуществляется по формуле: смотрите, какой у меня прекрасный ребенок, жаль, что у меня так мало времени для общения с ним. Родители высоко оценивают ребенка, особенно его успехи или способности, но это сочетается с незнанием его душевного мира, с неумением помочь в его проблемах. -- Действенная жалость (симпатия, близость, но отсутствие уважения). Формула такова: хотя мой ребенок недостаточно умен и развит, но все равно я его люблю. Для этого стиля характерно признание действительных (а часто и мнимых) отклонений в умственном или физическом развитии ребенка, в результате чего родители начинают чрезмерно опекать, не веря в его способности и возможности, не доверяя ребенку.
-- Снисходительное отстранение (симпатия, неуважение, большая дистанция в общении). Воспитание по принципу: нельзя винить моего ребенка в том, что он недостаточно умен и развит. Они как бы признают за ребенком право на неблагополучие и несчастье и при этом не особенно стремятся предотвратить это, не вмешиваются в его дела и плохо осведомлены о его переживаниях и внутреннем мире. -- Презрение (антипатия, неуважение и малая дистанция в общении). Такое отношение соответствует формуле: я мучаюсь и страдаю от того, что мой ребенок так неразвит, неумен, неприятен другим. Родитель обычно не замечает в ребенке ничего положительного, игнорирует любые достижения, но в то же время мучительно переживает свою связь с таким неудачником. -- Отвержение (антипатия, неуважение, большая дистанция в общении). Подобное отношение встречается достаточно редко, его формула: ребенок меня раздражает, не хочу иметь с ним дела. Родитель холоден и неприступен даже тогда, когда ребенок нуждается в помощи и поддержке. -- Отказ (антипатия, уважение, большая дистанция в общении). Родители живут по формуле: я не хочу иметь дело с этим негодяем. В воспитании преобладает отстранение от проблем ребенка, родители как бы издали следят за ним, признавая его силу, ценность некоторых личностных качеств. В поведении родителей просматривается не вполне осознанный призыв: оградите нас от этого чудовища.
Какой же должна быть подлинная родительская любовь? Подлинная родительская любовь проявляется в умении видеть неповторимую личность. Знания можно приобрести, и опыт приходит со временем, а душа живёт в человеке с рождения. Готовность познавать внутренний мир своего ребёнка, видеть окружающее его глазами, совместными усилиями создавать ту общность, которую мы зовём семьёй – это и есть истинное воспитание.
Формула истиной родительской любви «Люблю не потому что ты хороший» , а «люблю потому , что ты есть».
Как вы думаете какие проблемы семейного воспитания?
Дефицит ласки, который испытывают наши дети; Синдром опасного обращения с детьми -поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психологической и нравственной травмы
Говорите ли вы ребенку следующие фразы? Тест для родителей.
1. Сколько раз тебе повторять?2. Посоветуй мне, пожалуйста.3. Не знаю, что бы я без тебя делала!4. И в кого ты такой уродился?5. Какие у тебя замечательные друзья!6. Ну, на кого ты похож?!7. Вот я в твое время…8. Ты моя опора и помощник!9. Ну что за друзья у тебя?10. О чем ты только думаешь?11. Какой ты у меня умница!12. А как ты считаешь, сынок (доченька)?13. У всех дети, как дети, а ты…14. Какой ты у меня сообразительный!
Правильные ответы: 1,4,6,7,9,10,13 – «нет»; 2,3,5,8,11,12,14 – «да».Результаты теста:1. Если вы, верно, ответили практически на все вопросы, вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.2. Если вы допустили 3-5 неверных ответов, вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.3. Если вы допустили 6-10 неверных ответов, вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.4. Если вы допустили 11-14 неправильных ответов, вы сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушивайтесь к его словам.
ТРИ ШАГА К «ХОРОШЕМУ РОДИТЕЛЬСТВУ»* Постарайтесь обрести внутренний покой и выработать спокойное отношение прежде всего к своим собственным родителям. *Пересильте в себе чувство превосходства над детьми. *Старайтесь выработать к ребенку ровное и спокойное отношение.
ПОСТАРАЙТЕСЬ СТАТЬ «ОТВЕТСТВЕННЫМИ РОДИТЕЛЯМИ»Вместо постоянного контроля жизни детей, надо доверять им, давать право выбора. Это залог того, что они вырастут уверенными в себе, с большими личностными ресурсами и умением принимать ответственные решения. Ответственные родители не боятся раскрыть перед детьми свое несовершенство. Дети рассматривают свои ошибки как брошенный им вызов и пытаются сделать то же самое снова и снова, пока не добьются успеха.
«Мне действительно очень нравится, как ты это сделал, Я понимаю твое огорчение, потому что знаю, как ты старался, Я так горжусь тобой!, Ты и вправду оказываешь мне огромную помощь, Я действительно уважаю твое мнение и т.д.»Если вы будете постоянно придерживаться вышеперечисленных правил, то очень скоро обязательно почувствуете положительные результаты. Ведь нет сомнений, что именно вы – хорошие родители!
Берегите своих детей!Здоровья Вам и удачи в воспитании ваших детей!
Список литературы:Минияров В. М. Психология семейного воспитания. – Воронеж, 2000. – 256с.Макаренко А.С. О воспитании. М., Полит.литер., 1988Ковалёв С.В. Психология современной семьи. М., « Просвещение», 1988Макаренко А.С. Лекции о воспитании детей. Пед. соч.8т.М.1984Социология семьи под ред. А. И. Антонова. М., 2005.