Личностно — ориентированный подход в физическом воспитании детей
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №6
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД
В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
Разработал: Хисамутдинов Р.М
Учитель физической культуры
г.Пыть - Ях
2011
СОДЕРЖАНИЕ
I. Введение..3
II. Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании..7
III. Определение динамики физической подготовленности учащихся на занятиях физической культурой (раздел программы « баскетбол»).....11
IV. Заключение.14
V. Список литературы..18
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования обусловлена целью формирования физической культуры личности, гармоничного физического развития и физической подготовленности детей, в связи с чем традиционная система физического воспитания в образовательных учреждениях нуждается в повышении объема физкультурно-спортивной активности учащихся.
Оптимальным условием в достижении требований Государственного стандарта является личностно-ориентированный подход в обучении, под которым понимается методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий, обеспечивать и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
Современные концепции развития физкультурного образования подрастающего поколения, направленные на оптимизацию использования средств и методов физического воспитания в различных типах учебных заведений, рассматриваются в работах Л.И. Лубышевой, В.И. Ляха, Л.П. Матвеева, Г.М. Соловьева. Теоретико-методические основы инновационных технологий в физкультурном образовании и их роль в формировании здорового образа жизни достаточно подробно обсуждаются в работах отечественных ученых В.А. Тураева, В.Н. Усакова, А.П. Федотова, Д.А. Фильченкова, В.С. Якимовича.
Разработка конкретных инноваций на методическом уровне предложена в работах Н.В. Ануфриевой, С.Л. Братченко, А.В. Вильвовской, А.А. Пилигина, В.В. Швагер и др. Наличие большого числа научных и практических работ по проблеме исследования свидетельствует о его актуальности.
Анализ состояния изученности проблемы позволил выявить ряд противоречий между:
потенциальными возможностями педагогической поддержки личности школьника и недостаточной разработанностью теории и практики ее реализации в школе;
необходимостью осознания учащимися своей индивидуальности и недостаточной развитостью внутренней мотивации к самопознанию;
востребованностью образовательной, спортивно-оздоровительной направленности уроков физического воспитания с использованием принципов планирования учебно-воспитательного процесса, с учетом индивидуальных особенностей учащихся школы, и недостаточной разработанностью этого вопроса;
формированием интереса к двигательным действиям на основе игровой и соревновательной деятельности и недостаточностью внимания к этой проблеме со стороны школы.
В связи с выше изложенным можно заключить, что проблема исследования состоит в отсутствии единого подхода к пониманию сущности и специфики использования личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании и его реализации обучения общеобразовательной школы, в необходимости организации учебного процесса по физическому воспитанию в школе в соответствии с положениями личностно-ориентированного обучения. Проектирование образовательной среды с целью создания комфортных условий для существования триады ученик-учитель-родитель, обеспечивающих полноценное развитие и саморазвитие всех ее участников, определено в качестве одной из приоритетных задач реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании детей общеобразовательной школы.
Таким образом, анализ литературных источников подтверждает актуальность исследования по теме «Личностно-ориентированный подход в физическом воспитании детей школьного возраста».
Цель исследования состоит в экспериментальной проверке педагогической технологии личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании общеобразовательной школы.
Объектом исследования является процесс физического воспитания в общеобразовательной школе.
Предметом исследования является личностно-ориентированный подход в физическом воспитании учащихся школы на примере уроков волейбола.
В качестве гипотезы, положенной в основу исследования, выдвигается следующее предположение: образовательный процесс будет носить личностно-ориентированный характер и повысит уровень физической подготовленности учащихся, создаст психологически комфортные условия обучения и активизирует развитие самосознания личности школьника, если:
в качестве главной цели педагогического процесса будет выступать развитие уникальности и неповторимости личности ребенка;
учитель будет иметь навыки субъект-субъектного опыта общения с учащимися в учебной деятельности на уроках физической культуры;
для обеспечения эффективного образовательного процесса будет расширена свобода выбора учащихся, а так же использоваться конкретная структура личностно-ориентированного урока.
В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой определены следующие задачи исследования:
1) изучить теоретическую обоснованность значения и перспективность применения личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании учащихся;
2) уточнить сущность и значение основных понятий, используемых в применении личностно-ориентированного подхода;
3) разработать пути учета субъектного опыта учащегося, а также критерии определения личностно-ориентированной технологии в физическом воспитании;
При выполнении работы был использован комплекс методов научно-педагогического исследования:
анализ научно-методической литературы;
педагогическое тестирование;
психологическое тестирование;
педагогический эксперимент;
статистические методы обработки результатов исследования.
Анализ научно-методической литературы проводился в целях изучения значения и перспективности применения личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании в школе. В результате анализа и обобщения литературных данных были определены задачи исследования.
Педагогическое тестирование проводилось с целью оценки уровня физической подготовленности. За основу взяты тесты для определения уровня физической подготовленности учащихся.
Психологическое тестирование проводилось на основе изучения исследований критериев уровня развития самосознания, которые позволяют определить особенности самосознания детей школьного возраста.
Педагогический эксперимент. Целью проведения педагогического эксперимента было отслеживание динамики развития самосознания и физической подготовленности школьника в созданных личностно-ориентированных условиях на уроках волейбола.
Все материалы, полученные при исследовании, были обработаны с помощью методов математической статистики. Качественный и количественный анализ результатов позволил осуществить объективную, надежную и достоверную оценку материалов исследования, выявить закономерности в изменениях изучаемых показателей.
Организация и основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа на базе МБОУ «Средняя школа № 6»:с 2009 по 2010 годы в рамках академических занятий по физической культуре.
На первом этапе (2009 г.) был проведен анализ и обобщение научно-методической литературы по исследуемой проблеме. Сформулирована гипотеза, цель и задачи исследования. Определены пути создания комфортных психологических, педагогических и материальных условий для занятий физической культурой
На втором этапе (2010 гг.) в ходе дальнейшего поиска, были скорректированы цель и гипотеза исследования. Уточнялась методика проведения занятий физической культурой по волейболу. Проводился последовательный эксперимент с использованием разработанной методики. В эксперименте участвовали школьники. Проанализированы и обработаны полученные данные.
На третьем этапе (2010-2011 гг.) проводился качественный и количественный анализ результатов эксперимента с использованием математической статистики, их систематизация и интерпретация, формулировались выводы, оформлялось исследование, выявлялись тенденции и закономерности.
Новизна и значимость исследования:
Теоретически обоснована реализация личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании школьников;
Теоретически обоснована и экспериментально проверена педагогическая технология реализации и внедрения личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании на примере волейбола. Представлены педагогические условия эффективности личностно-ориентированного подхода на уроках волейбола
Сформулированы принципы реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании.
Материалы исследования могут использоваться, в системе повышения профессиональной квалификации учителей физической культуры, в практике работы общеобразовательных школ, детско-юношеских спортивных школ и других учреждений дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности.
Достоверность исследования обеспечена общим методологическим подходом к разработке теоретических положений исследования; предметностью, полнотой, непротиворечивостью теоретических выводов; разнообразием методов, применяемых в экспериментальной работе, соответствием этих методов предмету и задачам исследования; положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами математической статистики
На защиту выносятся положения:
Теоретические основы и подходы к реализации личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании учащихся.
Диагностические параметры самосознания и критерии их сформированности на уроках физической культуры
Комплекс педагогических условий мотивационно-ценностного и организационно-технологического обеспечения образовательного процесса физического воспитания в школе;
Эффективность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании на примере волейбола
Теоретические основы личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании
«Личностно-ориентированное образование» стало альтернативой сложившейся в прежние годы традиционной образовательной системе, подразумевающей, что «хороший ученик» – это тот ученик, который точно исполняет требования учителя. В личностно-ориентированном образовании напротив, учитель управляет учеником не непосредственно, а через создание соответствующей образовательной среды, через построение целостной системы условий, позволяющих каждому ребенку в классе учиться самостоятельно, самому принимать осознанные решения, делать ответственный выбор.
Цель личностно-ориентированной системы образования заключается в раскрытии и развитии индивидуальности каждого ребенка, быстром и эффективном накоплении каждым учеником своего собственного общественно значимого личного опыта.
Методологические основы личностной педагогики заложены классиками русской педагогики К.Д. Ушинским и А.С. Макаренко.
Огромное значение в формировании человеческой личности в рамках научной педагогической системы приобрели труды великого чешского педагога Я.А. Коменского.
Анализ педагогических и психологических литературных источников показывает, что наиболее весомый вклад в методологию индивидуального и личностного подхода внес Л.С. Выготский.
В современной школе теоретическими предпосылками личностно-ориентированного подхода является понимание многофакторности развития личности ученика в единстве процессов его развития и саморазвития, многоаспектности природы субъект-объектных, субъект-субъектных связей в педагогических отношениях, потребности инновационных перемен, преобразований, усовершенствовании сложноорганизуемых систем. (М.В. Кларин, И.С. Кон, А.В. Мудрик).
Мне также близка позиция, заключающаяся в том, что в исследовании личностно-ориентированного образования нельзя обойти вниманием понятие «потенциал личности» как скрытые внутренние возможности человека, влияющие, при стечении благоприятных факторов, на его успешность в той или иной деятельности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев, Э.А. Голубева, Н.В. Кузьмина, Е.А. Климов, С.Л. Рубинштейн). На основе проведенного анализа теоретических источников считаю целесообразным, на мой взгляд, выделить три уровня потенциала личности: биологический, личностный и деятельностный.
Среди прогрессивных зарубежных педагогических технологий, позволяющих приспособить учебный процесс к индивидуальным особенностям школьников, можно отнести такие новации как технология «полного усвоения знаний», «разноуровневого обучения» (Л. Андерсон, Дж. Блок, Б. Блум, Дж. Керролл), «включенного обучения», «модульного обучения» (П.Ю. Цявичене) и др.
Современные психологи и педагоги (Н.И. Алексеев, В.И. Андреев, Е.В. Бондаревская, Л.Г. Вяткин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, И.С. Кон, С.Л. Рубинштейн, В.В. Сериков, Б.Д. Эльконин, И.С. Якиманская и др.) внесли большой вклад в разработку личностно-ориентированного обучения. В его основе лежит признание индивидуальности, самобытности, самоценности каждого человека, главным является развитие учащегося, прежде всего, как индивида, наделенного своим неповторимым субъектным опытом. В нашей работе реализация принципа субъектности заключается в том, что создателем способов учения является ученик. Преподаватель способы учения «окультуривает», «опредмечивает», способствует их закреплению и превращению в приемы интеллектуальной деятельности.
Таким образом, на основе детальной проработки современных подходов к личностно-ориентированному обучению (Н.А. Алексеев, В.Г. Богин, Е.В Бондаревская, А.В. Вильвовская, А.А. Вербицкий, Э.Ф. Зеер, И.А. Зимняя, М.В. Кларин, Г.Г. Кравцов, А.А. Пилигин, В.В. Рубцов, В.В. Сериков), мною отобраны критерии личностного развития учащихся в образовательном процессе в соответствии с целями, условиями, возможностями конкретного образовательного учреждения:
Психическое здоровье и личностная зрелость (принятие себя, открытость внутреннему опыту переживаний, понимание себя, ответственная свобода, целостность, динамичность, самостоятельность, стремление к самовыражению, принятие других, понимание других, социализированность, творческая адаптивность);
Социокультурная компетентность (способность к конструктивному сотрудничеству, ненасильственным способам разрешения конфликтных ситуаций, толерантность к чужому мнению, национальности и др.);
Познавательная активность (наличие познавательной мотивации, стремление к получению знаний, развитость навыков самостоятельной работы, произвольность психических процессов).
В этой связи я выдвинул актуальность проблемы личностно-ориентированного подхода как важное и необходимое звено в практике физического воспитания.
По моему мнению, основным инструментом для удовлетворения физкультурно-спортивных потребностей и мотивов служит комплексное использование инновационных технологий (базового и профильного физического воспитания, оздоровительной физической подготовки, адаптивной физической культуры, спортивной тренировки в различных видах физической активности). Следовательно, использование личностно-ориентированного подхода является важным условием эффективного решения образовательных, оздоровительных и развивающих задач физического воспитания. Это становится возможным на основе применения личностно-ориентированной педагогической технологии в сфере физического воспитания.
Таблица 1
Личностно-ориентированные технологии в физическом воспитании
Базовые технологии
Частные технологии
Диагностика психофизического состояния
Состояние здоровья, физическое развитие и подготовленность, физкультурно-спортивные потребности и активность.
Расчет проектируемых индивидуальных характеристик
Физические качества, параметры фигуры, спортивные результаты.
Определение общей направленности занятий физическими упражнениями
Физическая подготовка, формирование гармоничной фигуры, воспитание культуры движений.
Разработка индивидуальных программ физического совершенствования
Развитие мышечных групп, воздействие на развитые и развивающиеся физические качества.
Индивидуальный подбор адекватных средств различных видов физической активности
Сочетание традиционных и нетрадиционных видов физической активности.
Составление комплексов физических упражнений и комбинаций различной направленности
Психофизические упражнения, статические и динамические упражнения.
Определение индивидуального объема нагрузки
Расчет количества повторений, темпа и ритма движений, количества серий, амплитуды движений и интенсивности выполнения двигательных действий.
Выявление эффективности образовательной программы по физической культуре
Оценка состояния здоровья, физического развития и подготовленности, физкультурно-спортивной активности и удовлетворенности занятиями.
Оценка эффективности инновационной деятельности и коррекция программ по физической культуре
Сравнительный анализ результативности традиционной и инновационной программ.
На мой взгляд, ключевым понятием, при котором обучение строится на основе индивидуальной избирательности и личной активности каждого ученика, становится понятие свободного самостоятельного выбора. Самостоятельность – это всегда, в какой-то мере, творчество. Следовательно, ребенку предоставляется право на свободный и самостоятельный выбор из целого ряда возможных альтернатив деятельности (поведения), и он осуществляет свой выбор, исходя из своих индивидуальных интересов и потребностей. Из этого следует, что в личностно-ориентированной системе образования индивидуальный подход к каждому ребенку является не просто декларацией, благим пожеланием, а реально действующим принципом построения всей образовательной среды, практическая реализация которого обусловлена целями и методами обучения и воспитания.
В этой связи я пришёл к выводу, что сущность личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании состоит в следующем:
в индивидуальном подходе педагога к каждому ученику, помогающем ему в осознании себя личностью, своих возможностей, стимулирующих самостановление, самоутверждение и самореализацию;
в использовании и активизации внутренних саморегулирующих механизмов развития личности;
в создании педагогических условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности у учащихся;
в создании педагогических условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в плане обучения, формирования здоровья и физической активности;
условиями успешной организации учебно-воспитательного процесса является организация уроков физического воспитания с задействованием единства эмоционально-волевой и мотивационной сферы личности, действенно-практической и интеллектуально-мировоззренческой на паритетных началах.
Таким образом, педагогическая поддержка саморазвития личности школьников в учебной деятельности способствует развитию творческой самостоятельности, самоопределения в коллективе, ответственности, инициативности.
В ходе изучения научной литературы, были выделены критерии уровня развития самосознания, которые позволяют, не прибегая к специальным психологическим методикам, определить особенности самосознания детей школьного возраста.
По итогам изменения показателей самосознания за три года у школьников можно увидеть (рис. 1), что низкий уровень самосознания сократился на 50 %, динамика низкого уровня характеризуется стабильностью уменьшения – 62,5, 41,6, 25, 12,5 %. То же самое можно сказать и о стабильности двух других уровней – высокий уровень с каждым годом увеличивался: от 16,7 % в шестом классе до 45,8 % ввосмом , второй год также отмечен устойчивым ростом показателей. Средний уровень развития самосознания лишь на третьем году показал незначительный прирост с 37,5 % до 41,7 %, поставив на первое место высокий уровень – 45,8 %. Очевидно, что динамика развития самосознания школьников за три года серьезно изменилась в положительную сторону.
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415 Рис. 1. Показатели динамики развития самосознания обучающихся за период 2009-2010 г.г.
III. Определение динамики физической подготовленности учащихся на занятиях физической культурой
(раздел программы «баскетбол»)
В процессе обучения баскетболу преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка, активно воздействовать на психомоторные и познавательные способности ребенка, чтобы повысить качество обучения и сократить его сроки. Так как развивающий характер обучения баскетболу, в отличие от традиционных форм, в большей степени отвечает требованиям физического воспитания школьников Степень освоения учебного материала оценивалась по результатам выполнения требований и стандартов, установленных для каждого года обучения, но с учетом специфики эксперимента оценка выставлялась по мере освоения упражнения каждым учеником (для экспериментального класса).
Для определения и сравнения уровня овладения техники баскетбола между контрольным и экспериментальным классами, в конце каждого года, после прохождения программного материала по баскетболу, проводилось тестирование по основным упражнениям.
Сравнительные результаты за 2008-2009 гг. представлены в таблице 2.
Таблица 2
Уровень технической подготовленности за 2008-2009 учебный год
Класс
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку
ЭК
7
6
3
КК
7
7
4
Разница
0
1
Сравнительные результаты за 2009-2010 гг. представлены в таблице 3
Уровень технической подготовленности за 2009-2010 учебный год
Класс
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз)
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку
ЭК
11
11
8
КК
9
8
5
Разница
2
3
3
Сравнительные результаты за 2010-2011 гг. представлены в таблице 4
Таблица 4
Уровень технической подготовленности за 2009-2010учебный год
Класс
Верхняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз
Нижняя передача мяча в стену, на расстоянии не менее одного метра (кол-во раз
Подача (нижняя/верхняя), количество попаданий в площадку
ЭК
18
20
15
КК
10
13
8
Разница
8
7
7
Таблица 3
13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415
Рис. 2. Показатели уровня владения техническими элементами волейбола
Сравнительная динамика уровня владения, техникой элементов волейбола за период с 2009 по 2011 гг., между контрольным и экспериментальными классами показала, что в КК низкий уровень составляет 34,01 % , тогда как в ЭК этот показатель равен 0 %.. Очевидно, что ЭК, по показателям в овладении элементами техники волейбола, имеет огромное преимущество перед КК. Следовательно, педагогические условия, созданные для экспериментального класса, являются целесообразными и оправданными, что подтверждается результатами исследования.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основе изучения и анализа теории вопроса в аспекте темы исследования и педагогического опыта выявлено, что при личностно-ориентированном подходе на уроках физической культуры выявлена тенденция положительной динамики уровня показателей физической подготовленности. В связи с этим личностно-ориентированное обучение понимается как:
индивидуальный подход педагога к каждому учащемуся, помогающий ему в осознании себя личностью с определенными возможностями, стимулирующими самостановление, самоутверждение и самореализацию;
использование и активизация внутренних саморегулирующихся механизмов развития личности;
создание условий для самовоспитания, самосовершенствования и саморазвития личности в контексте обучения, здоровья, физической активности;
создание условий для формирования своего собственного отношения к окружающему миру, к самому себе, к своей деятельности у обучающихся;
организация учебного процесса с задействованием единства эмоциональной и мотивационной сферы личности;
учебный процесс, критериями эффективности которого должны являться условия его организации, обеспечивающие здоровье и качество образования в сфере физического воспитания.
В качестве основных принципов личностно-ориентированного обучения в физическом воспитании определены:
Принцип природосообразности и культуросообразности обучения и воспитания;
Принцип личностной направленности воспитания и образования;
Принцип гуманизма;
Принцип демократизации педагогических отношений;
Принцип личностной значимости деятельности;
Принцип оздоровительной направленности.
2. Школьный возраст является периодом фактического суммирования психологических механизмов личности, образующих в совокупности качественно новое, высшее единство субъекта – единство личности, в связи с развитием нового уровня самосознания происходит проявление «Я-концепции». «Самосознание» понимается как совокупность психических процессов, посредством которых личность выделят себя из окружающего мира, выявляет свою сущность, изменяет отношение к своему прошлому, настоящему и будущему. За три года обучения у школьников низкий уровень самосознания сократился на 50 %, динамика низкого уровня характеризуется стабильностью уменьшения – 62,5; 41,6; 25; 12,5 %. Высокий уровень с каждым годом увеличивался: от 16,7 % в первом классе до 45,8 % в третьем
3 Успешность опытно-экспериментальной работы подтверждается и субъективными ощущениями, фиксируемыми учителем. Что свидетельствуют о положительных изменениях, которые произошли в экспериментальном классе. А именно: учащиеся стали целеустремленнее, более инициативными не только на уроках физической культуры, но и на других уроках, в общественной жизни. Проведение методик на определение уровня интеллектуального развития позволило заключить, что 54% обучающихся показали высокий уровень, 41% - средний и 5% - низкий. Коэффициент сплоченности классного коллектива возрос с 33% до 52%, что свидетельствует о благополучном его выражении.
Реализации личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании, является актуальной и соответствует современным требованиям к программам по физической культуре. Она является доступной, интересной, способствует повышению физической подготовленности, вносит разнообразие на уроке, повышает качество уроков физической культуры.
Таким образом, основная цель исследования, состоящая в обосновании и экспериментальной проверке педагогической технологии личностно-ориентированного подхода в физическом воспитании общеобразовательной школы, достигнута.
Приведенные материалы экспериментального исследования подтвердили положения выдвинутой гипотезы.
Вместе с тем, проведенное исследование не исчерпывает весь круг вопросов, связанных с решением данной проблемы. По моему мнению, личностно–ориентированный подход в физическом воспитании является перспективным
Практические рекомендации
1. В процессе личностно-ориентированного обучения баскетболу преподаватель должен учитывать индивидуальные особенности ребенка: личностные, познавательные, физиологические. Активно воздействуя на познавательные способности ребенка, педагог способствует повышению качества обучения и сократит его сроки. Личностно-ориентированный характер обучения в отличие от традиционных форм в большей степени отвечает требованиям физического воспитания школьников.
2. В учебном процессе в содержание занятия следует вводить упражнения и игры, направленные на развитие внимания, памяти и двигательных способностей. Это позволит повысить мотивацию детей к обучению, а также будет способствовать общему познавательному развитию
4. Для создания положительного эмоционального фона на занятиях следует, как можно шире использовать специфические методы, в частности, игровой метод обучения. Данный метод приобретает большое значение для воспитания чувства коллективизма, активности, инициативности, настойчивости, смелости, выдержки и сознательной дисциплинированности.
5. Для создания психологически комфортных условий на занятиях следует использовать приемы, методы и техники педагогической поддержки. Они включают в себя релаксацию с использованием функциональной музыки (подготовка тела и психики к деятельности, сосредоточение на своем внутреннем мире, освобождение от излишнего и нервного напряжения) и концентрацию (сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Амонашвили Ш. А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Минск, 1990.
2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.
3. Дьяченко В. К. Сотрудничество в обучении. - М., 1990.
4. Новые ценности образования: тезаурус для учителей и школьных психологов. - М., 1995.
5. Психологические критерии качества знаний школьников (под рук. И.С.Якиманской). - М., 1990.
6. Реан А. А. Психодиагностика личности в педагогическом процессе. - СПб., 1996.
7. Сериков В. В. Личностный подход в образовании. - Волгоград, 1994.
8. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
9. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. - М., 1996;
Объект 1Root Entry