Современные подходы в воспитании школьников
Акмолинская область
Ерейментауский район
КГУ «Акмырзинская СШ»
Современные подходы в воспитании школьников
(Заслушан на районной августовской конференции заседания замдиректоров по воспитательной работе)
Подготовила: Зам директора по ВР Битюкова В.В.
2016 год
Современные подходы в воспитании школьников
«Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан, как системообразующий элемент единой системы управления в организации образования »
«Нужно быть самому до конца уверенным в том,
что хочешь привить в детях»
«Всё течёт, всё меняется» Меняется общество, его устои, ценности, меняется человек и его потребности, меняются и требования к человеку. Каждый из нас хочет, чтобы вокруг были добрые, умные, здоровые и счастливые люди. Счастливая жизнь делает человека незаметно, но неизменно успешным; конфликты, психотравмы превращают его в неудачника. Неожиданные чрезвычайные события могут переменить жизнь каждого из нас навсегда. ДЕТИ - оценка всей нашей жизни, её смысл и продолжение. Мы должны воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. Когда это будет достигнуто, тогда вокруг нас будут такие же и окружающие. И когда мы это поймем, то откроем уже открытую истину: «источник всего хорошего для людей, в том числе благородных чувств - это добрые отношения человека к человеку, к близким людям, это любовь».
Задача педагогов – это воспитать детей добрыми, умными, здоровыми и счастливыми. Любовь к детям – это ответственность, ни с чем несравнимая забота о воспитании в них нравственных качеств личности.
Современное казахстанское общество требует от человека не только политехнизма знаний, высокого культурного уровня, глубокой специализации в различных областях науки и техники, но и умения жить, сосуществовать в обществе. Основными параметрами личностного развития ребёнка можно считать его ориентацию на общечеловеческие ценности, гуманизм, интеллигентность, креативность, активность, чувство собственного достоинства, независимость в суждениях. Уровень развития этих качеств можно рассматривать как показатели сформированности социальной компетентности и социального становления личности.
В современных условиях развития образования Казахстана до 2016 года особой актуальностью приобрела проблема повышения квалификации и переподготовки учителей, ибо поднять учебно-воспитательный процесс на качественно-новый уровень, перейти на новую модель образования, ориентированного на результат, невозможно без активного педагогического поиска тех, кто непосредственно претворяет в жизнь социальный заказ общества школе. На первый план выходит признание важнейшей роли в образовании личности педагога с ярко выраженной профессиональной культурой, с её правом на выбор, творческую самореализацию, активную жизненную позицию и ответственность за результаты труда.
Главная черта современности характеризуется личной, социальной, профессиональной компетентностью, умением самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию для принятия грамотных управленческих решений, умение жить и работать в быстро меняющемся мире с учётом опережения требований конкурентной бизнес среды и предпринимательских структур, проявлять профессиональную гибкость, профессиональное новаторство, способность креативной деятельности.
Главная задача системы образования - создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребёнка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, национальных обычаев и традиций, на информированность, укрепление здоровья. Создание условий для формирования и развития этих качеств всё чаще рассматривается как важнейшая задача системы образования Республики Казахстан.
Концепция воспитания в системе непрерывного образования Республики Казахстан является документом, определяющим общую стратегию, цель и задачи государственной политики в сфере воспитания, содержание и технологию воспитания, основные направления и условия их реализации.
Особенностью современного подхода к оценке воспитательной деятельности является системное видение процесса воспитания и выделение целостного комплекса необходимых условий и факторов, обеспечивающих эффективность этой работы. Новая модель образования носит деятельностный характер, направлена на формирование стремления к самостоятельному непрерывному образованию и развитие творческих способностей. Концепция определяет воспитание в качестве общенационального приоритета и является системообразующим элементом единой системы управления в организации образования. В соответствии с настоящей Концепцией, её целью, задачами, методологическими основами, принципами в нашей школе с начала года разрабатывается план воспитательной работы по реализации ценностей воспитания: человек, семья, Родина, родной край, здоровье, здоровый образ жизни, труд, образование, культурное наследие, язык, дружба.Реализуя приоритетные направления воспитательной работы мы обеспечиваем непрерывность и преемственность воспитания.
Формируя гражданскую позицию и патриотическое сознание, правовую и политическую культуру, развитое национальное самосознание, социальную и религиозную толерантность, любовь и уважение к родному языку, истории и обычаям казахского народа, развитие самосознания, формирование нравственно-духовных ценностей, здорового образа жизни, добросовестного, ответственного и творческого отношения к разным видам трудовой деятельности , профессионально и личностно значимых ключевых компетентностей, современного научного мировоззрения и усвоения базовых ценностей, развитие активной мыслительной деятельности обучающихся, обогащение их сознания достоверными, элементарными знаниями, развитие умственных способностей, любознательности организуются и проводятся тематические классные часы, внеклассные мероприятия, с использованием различных видов и форм проведения. Это круглые столы, дискуссии, конференции, линейки, акции, дружеские встречи, беседы, викторины, игры, конкурсы, спортивные состязания и турниры, походы, экскурсии, тематические выставки, творческие выставки, просмотр видеофильмов, концерты, праздники и т.д. Текущий учебный год был юбилейным в истории нашего государства и в связи с этим в течение года педагогическим коллективом школы проделана большая и результативная планомерная работа по празднованию 20-летия Независимости Республики Казахстан. Полюбившимися для учащихся нашей школы стали мероприятия в период проведения предметных декад, участие в интеллектуальных конкурсах, олимпиадах, спортивные состязания, трудовые десанты, мероприятия по благоустройству, мероприятия направленные на развитие творческих способностей в танцах и вокале. Учащиеся нашей школы активны в мероприятиях пропагандирующих изучение и совершенствование знаний по государственной символике и государственного языка Республики Казахстан. С особым удовольствием учащиеся принимают участие в традиционных мероприятиях посвящённых Дню здоровья, Дню Независимости Республики Казахстан, Дню сельхозработника, Новый год, День влюблённых, 8 марта, Масленица, Наурыз, День Земли, День птиц, День космонавтики День единства народов Казахстана, День защитников Отечества, День Победы, День столицы, День Конституции РК.
Реализация Концепции воспитания в системе непрерывного образования обеспечивает реальное закрепление значимости воспитания, непрерывность и преемственность воспитания на всех уровнях системы образования, динамичный рост уровня воспитанности детей, подростков и молодёжи, утверждение ЗОЖ как нормы, возросший уровень духовности и нравственности общества с учётом общечеловеческих и национальных ценностей.
Цели воспитания, как показывает история человеческой цивилизации, всегда являются социально обусловленными, т.е. определяются запросами общества и государства, являясь системообразующим фактором в той сфере, в которой осуществляется передача молодому поколению социально-культурного опыта. Необходимость опоры целей образования на цели развития общества и в современном обществе является несомненной.
Воспитание детей и молодежи как сознательных граждан, патриотов, обретение ими социального опыта, нравственных убеждений и ценностей, формирование потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие развития казахстанского государства. Однако изменения в обществе повлекли за собой ряд сложных проблем, затронувших школьников и молодежь в целом.
К числу проблем, усложняющих процесс социализации молодого поколения, необходимо отнести следующее: кризис традиционных институтов социализации и традиционного ее механизма, возникновение новой системы требований общества к личности, вызванных изменениями социокультурной среды, разрушение традиционных ценностей, механизмов социально-культурной преемственности, переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении молодого поколения казахстанцев, снижение воспитательного потенциала высшей школы.К этому необходимо присовокупить сложность развития современного казахстанского общества, связанную, прежде всего, с двумя основными факторами: консолидацией казахского этноса на основе осознания своей государствообразующей функции и полиэтничного состава народа республики Казахстан. В Казахстане сложилась уникальная полиэтническая общность, основанная на синтезе тюркской и славянской этносоциальных групп в сочетании с другими этносами.
Все вышесказанное свидетельствует о насущной необходимости поиска разнообразных путей формирования мировоззрения молодого поколения в системе школьного образования.
Одним из подходов к воспитанию молодежи в системе образования является использование дидактического ресурса как одного из компонентов этого процесса.
Национальное воспитание также должно готовить молодежь к ответу на современные вызовы - экстремизму и ксенофобии в молодежной среде, широкому распространению наркотиков, алкоголизма, молодежной преступности, проституции и порнографии. Формирование стремления к здоровому образу жизни должно быть одной из центральных идей национального воспитания.
К факторам, влияющим на качество национального воспитания, необходимо отнести социокультурные и экономические условия жизни в республике, культуру государствообразующей нации и других народов Казахстана, государственный и другие национальные языки, молодежную политику государства, создание воспитывающей среды в семье, школе, вузе.
Национальное воспитание молодых граждан Казахстана должно включать освоение культуры, традиций, языка государствообразующей казахской нации, уважительного отношения к национальным чувствам, истории и культуре всех народов, а также в соответствии с принципами подлинного интернационализма воспитать сознательное отношение каждого казахстанца к своей Родине - Казахстану, государственному языку, своему языку, народу и другим национальностям нашей страны, к народам мирового сообщества, чувство солидарности народам всех стран, понимание необходимости укрепления дружбы народов, бескорыстной взаимопомощи и сотрудничества.
Таким образом, дидактический ресурс национального воспитания должен помочь молодому человеку осознать сущность проблем, дать ориентиры при формировании собственной позиции.
Современные подходы и концепции образования республики Казахстан.
В результате становления независимости Республики Казахстан в 1991году одним из острых вопросов встает вопрос преобразования и совершенствования системы образования Казахстана.
В эпоху высочайшего динамизма, глобализации, интенсивного развития средств коммуникации, которые меняют образ жизни, общения и мышления, а также методы достижения благосостояния, интеллект человека, его способность к преобразующей, созидательной деятельности становятся основным капиталом общества. В этих условиях одной из актуальных проблем казахстанского общества является формирование конкурентоспособной личности, готовой не только жить в меняющихся социальных и экономических условиях, но и активно влиять на существующую действительность, изменяя ее к лучшему. В связи с этим на первый план выходят определенные требования к такой личности - креативность, активность, социальная ответственность, обладание развитым интеллектом, высокий уровень профессиональной грамотности, устойчивая мотивация познавательной деятельности. Мировой опыт также свидетельствует о необходимости опережающих темпов развития среднего общего образования, обеспечивающего подготовку выпускников для успешного участия в экономической и общественной жизни с учетом постоянства изменения мира. Важно усиление роли школьного образования в реализации задач личностного развития ученика, его социализации, психического и физического здоровьесбережения.
В настоящее время Казахстан признан мировым сообществом как государство с рыночной экономикой. За короткий исторический период обретения независимости Казахстан сделал прорыв в экономике, интегрируясь в мировую цивилизацию, используя новые прогрессивные технологии. Определены перспективы социально-экономического развития страны. В этом контексте возрастает роль и значение современной системы образования, человеческого капитала как критериев уровня общественного развития, составляющих основу нового уровня жизни общества и являющихся важнейшими факторами, базой экономической мощи и национальной безопасности страны.
В свою очередь, преобразования в системе общественных отношений оказывают влияние на образование, требуют от него мобильности и адекватного ответа на реалии нового исторического этапа и должны соответствовать потребностям развития экономики в целом.
Концепция развития образования является документом, определяющим общую стратегию, основные направления, приоритеты, задачи государственной политики в области образования и механизмы их реализации, как фундаментальной составляющей становления и укрепления государственной независимости, прогрессивного развития страны.
Концепция развивает основные принципы образовательной политики Казахстана, определенные Конституцией Республики Казахстан, Законом Республики Казахстан “Об образовании”, Законом Республики Казахстан “О науке”, Законом Республики Казахстан “О национальной безопасности”, Стратегией “Казахстан - 2030”, Стратегическим планом развития Республики Казахстан до 2010 года, “Стратегией индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года”, Государственной программой “Образование”, Конвенцией по техническому и профессиональному образованию, Лиссабонской Конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе, Конвенцией “О правах ребенка”, Декларацией Всемирной конференции по высшему образованию, рекомендациями Совещания министров образования европейских стран в Болонье, Конференцией министров образования государств-участников Содружества независимых государств и Совета по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, Советом по взаимному признанию и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях при Интеграционном Комитете Евразийского Экономического Сообщества, Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН о проведении в 2005-2015 годах Десятилетия образования в интересах устойчивого развития.
Концепция определяет образование в качестве общенационального приоритета, закладывает основу для развития государством образовательной политики Республики Казахстан на длительный период и является основой для внесения изменений и дополнений в законодательство, систему финансирования, содержание образования, структуру системы образования, систему управления образованием, кадровую и социальную политику.
В соответствии с настоящей Концепцией разрабатывается План мероприятий по ее реализации.
Улучшение экономической ситуации страны в начале нового столетия в целом позитивно отразилось на системе образования: возобновилось строительство новых школ; стали выделяться средства на укрепление материально-технической базы организаций образования.
Остро встает вопрос кардинальных организационных, структурных преобразований, обновления содержания образования и совершенствования качества подготовки специалистов в соответствии с современными социально-экономическими и политическими условиями развития республики и прогрессивным опытом высокоразвитых стран.
Целью современного образования в Республике Казахстан является определение стратегических приоритетов в развитии образования для формирования национальной модели многоуровневого непрерывного образования, интегрированной в мировое образовательное пространство и удовлетворяющей потребности личности и общества.
Среди основных задач образовательной системы Казахстана выделяются:
-совершенствование законодательной и иной нормативной правовой базы функционирования казахстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управлении образованием;
-развитие образования с учетом исторических, национальных, демографических, географических, экономических и культурных особенностей Казахстана;
-обновление содержания образования, учебного, учебно-методического обеспечения и материально-технической базы;
-создание национальной системы оценки качества образования;
-интеграция образования, науки и производства;
-создание механизмов привлечения сектора реальной экономики для повышения качества профессионального образования и обучения;
-совершенствование финансового, кадрового обеспечения системы образования, а также повышение социального статуса педагогических работников;
-интеграция в мировое образовательное пространство.
Современные преобразования в обществе, новые стратегические ориентиры в развитии экономики, открытость общества, его быстрая информатизация и динамичность кардинально изменили требования к образованию. Системы образования большинства ведущих стран мира отреагировали на эти вызовы тем, что стали основывать цели, содержание и технологии образования на ожидаемых от него результатах. Основной целью образования становится не простая совокупность знаний, умений и навыков, а основанная на них личная, социальная и профессиональная компетентность - умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.Достижение нового качества образования, как показывает мировой опыт, возможно только в условиях 12-летней общеобразовательной школы, которая обеспечивает конвертируемость документов об образовании, профильное обучение, полиязычие.В Казахстане переход на 12-летнюю школу предполагает начало обучения с 6 лет, т. к. в соответствии с циклами физиологического развития человека этот возраст считается наиболее благоприятным для начала школьного обучения. В начальной школе без увеличения учебной нагрузки вводятся иностранный язык и основы информатики. В основной школе базовое обучение завершится в 10-м классе, вводятся интегрированные курсы, предпрофильная подготовка.В 11-12 классах становится обязательной профильная подготовка по социально-гуманитарному, естественно-научному и техническому направлениям. В профессиональных школах и лицеях будет осуществляться подготовка квалифицированных рабочих кадров. Для получения более высокой квалификации предусматривается дополнительный год обучения.Содержание среднего образования представляет систему, позволяющую выпускнику школы начать самостоятельную и достойную жизнь, продолжить обучение на более высоком уровне или найти свое место на рынке труда. Важно отметить, что государство гарантирует бесплатное 12-летнее образование.В соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО образование вне университетов после окончания средней школы называется послесреднее невысшее образование. Этот уровень охватывает профессиональные образовательные программы для подготовки квалифицированных кадров среднего звена обслуживающего и управленческого характера.В соответствии с концепцией на данный уровень для обучения в колледжах будут приниматься молодые люди только после завершения 12-летнего образования. Образовательные программы этого уровня будут гармонизированы с бакалаврскими программами университетов. Выдаваемый диплом после двух лет подготовки позволит выпускнику при поступлении по профилю сразу продолжить обучение с третьего курса вуза или трудоустроиться по полученной специальности.Принципиально новые подходы предлагаются в сфере высшего и послевузовского образования, переход на многоуровневую подготовку специалистов высшей квалификации (бакалавр - магистр - доктор Ph.D) и кредитную систему обучения.Высшее образование реализовывается через бакалаврские программы, которые позволяют готовить специалистов новой модели, адаптированных к быстроменяющимся условиям производства и рынка.Послевузовское образование включает подготовку магистров на базе вузов и научно-исследовательских институтов по специальным гибким программам для научной и производственной сфер деятельности.Вторая ступень послевузовского образования, представленная в концепции - докторские программы Ph.D, сочетающие оптимальный баланс между обучением и исследовательской деятельностью. Введение этих программ сократит сроки подготовки и присуждения высшей ученой степени, что повысит интерес молодежи к научной работе и кардинально решит проблему "старения" научных кадров. Реформирование системы подготовки научных и научно-педагогических кадров предполагает параллельное хождение ученых степеней кандидатов, докторов наук и Ph.D. В основе подготовки специалистов высшей квалификации и научно-педагогических кадров лежит кредитная система обучения, которая обеспечивает непрерывность обучения, аккумуляцию учебных достижений и взаимопризнание образовательных программ. Подготовка специалистов новой формации будет осуществляться по модели, соответствующей Болонской декларации и Международной стандартной классификации образования. Реализация этой концепции потребует в ближайшей перспективе кардинальной переработки стандартов образования всех уровней, подготовки нового поколения научных и педагогических кадров, полного обновления учебно-методических комплексов, внедрения системы менеджмента и контроля качества, дальнейшей демократизации всей системы образования. В долгосрочной перспективе необходимо значительное обновление материально-технической базы организаций образования, полная информатизация учебного процесса. В результате реализации концепции будет создана образовательная система, обеспечивающая опережающее развитие человеческих ресурсов и интеграцию Казахстана в мировое образовательное пространство
На основе принципов непрерывности, преемственности образовательных программ и международных требований предусматриваются следующие уровни образования:
-дошкольное воспитание и обучение,
-среднее образование,
-послесреднее профессиональное образование,
-высшее образование и послевузовское образование.
В результате реализации Концепции казахстанская система образования должна обеспечить:
совершенствование управления системой образования;
переход к принципу “образование для всех в течение всей жизни”;
доступность и преемственность всех уровней образования;
полноценное, качественное, конкурентоспособное образование, ориентированное на результат;
совершенствование системы научного и учебно-методического обеспечения всех уровней образования;
опережающее развитие образования по сравнению со всеми другими социальными сферами и отраслями экономики, формирование общественного мнения в пользу приоритетности сферы образования как важнейшего условия социально-экономического прогресса во всех областях общественного развития;
усиление государственной поддержки и совершенствование механизмов стимулирования труда педагогических работников;
развитие социального партнерства в профессиональной подготовке кадров;
развитие научной и инновационной деятельности;
переход на нормативный метод финансирования образования.
Следует подчеркнуть, что Президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев в своих ежегодных Посланиях народу отводит важное место разделу «Образование и наука», что свидетельствует о заботе главы государства о будущем своей страны, об уверенности в том, что Казахстан займет достойное место в современном мире.
Таким образом, реализация Концепции позволит создать законодательные, нормативные и правовые основы эффективного функционирования системы образования.
В результате реализации Концепции будет сформирована эффективно функционирующая казахстанская модель образования, достигнут качественно высокий уровень обучения и подготовки кадров, позволяющий Казахстану занять достойное место в современном мире.
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСТАНСКИХ ШКОЛЬНИКОВ Патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач современной школы, ведь детство и юность самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине. Под патриотическим воспитанием понимается постепенное формирование у учащихся любви к родному краю, стране, её природе, национальной и самобытной культуре. В современных школах работа по патриотическому воспитанию не менее важна и актуальна. Она направлена на знакомство с истоками национальной культуры, формирование чувства любви и гордости за свою страну, за свой народ, уважения к его свершениям, героическому прошлому, формирование чувства любви к родному краю, к природе. Планомерная работа по патриотическому воспитанию школьников непременно даст положительные результаты. Большими потенциальными возможностями в патриотическом воспитании обладают внеклассные мероприятия в школе. Развитие казахстанского государства и общества ставит новые задачи в области воспитания молодого поколения. В свете этих задач повышается значимость патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ. Данное направление воспитания должно внести весомый, а в некоторых случаях и решающий вклад в дело формирования достойных граждан, подготовки умелых и сильных защитников Отечества. Важность патриотического воспитания молодежи подчеркивает Президент Казахстана Н.А.Назарбаев. В своём ежегодном Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050» - новый политический курс состоявшегося государства» отметил: «что новый казахстанский патриотизм – основа успеха нашего многонационального и многоконфессионального общества. Наша главная цель в данном направлении проста и понятна: мы должны сохранить и укрепить общественное согласие. Это – непреложное условие нашего существования как государства, как общества, как нации. Фундамент казахстанского патриотизма – это равноправие всех граждан и их общая ответственность за честь Родины.» Также лидер нации выделил и то, что без уверенности в будущем нельзя построить полноценное государство. Жизненно важно, чтобы цели государства и гражданина совпадали по всем основным направлениям. Это и есть главная задача государства. Граждане доверяют государству только тогда, когда есть перспектива, есть возможности для развития, личного и профессионального роста. Государство и народ должны это осознавать и работать вместе. Надо воспитывать в себе и наших детях новый казахстанский патриотизм. Это, прежде всего гордость за страну и ее достижения. Но сегодня на новом этапе состоявшегося государства такое понимание уже недостаточно. Мы должны прагматично посмотреть на этот вопрос. Мы любим страну, мы ею гордимся, если государство гарантирует каждому гражданину качество жизни, безопасность, равные возможности и перспективы. Только такой подход дает нам прагматичный и реалистичный взгляд на вопрос патриотизма и его воспитания. Наши дети и внуки также должны предпочесть жизнь на родине, потому что им здесь гораздо лучше, чем на чужбине. Каждый гражданин нашей страны должен обрести чувство хозяина на своей земле». Таким образом, предполагается ориентация школы не только на сообщение учащимся определенной суммы знаний, но и на развитие нравственных качеств личности, в том числе и патриотизма. Воспитательные традиции казахского народа связывались с формированием у юношества чувства любви к родительскому дому и близким людям, к малой родине, к своему Отечеству, стремления собственным трудом приумножить его достоинство и благополучие. В наши дни в задачи образования входит укоренение в сознании молодого поколения священных понятий, определяющих духовную жизнь нации: родина, семья, родной язык, родная природа, народ, его история, вера, духовная культура в целом. Все это - фундамент становления личности. Проблема патриотического воспитания требует изучения и всестороннего анализа происходящих в обществе изменений, процессов и явлений, оказывающих влияние на общественное сознание, мнения, настроения, традиции, взаимоотношения, на процесс воспитания и практику социально-педагогической деятельности в стране. Особое значение приобретает поиск и разработка новых подходов к воспитанию школьников, учитывающих систему их ценностей и интересов, соответствующих тенденциям развития казахстанского общества и системы образования. Актуальность педагогического наблюдения за проблемой патриотического воспитания у современных казахстанских школьников обосновывается в следующем : во-первых, необходимостью более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры патриотизма, его роли и места в системе воспитания подрастающего поколения в контексте основных изменений, происходящих в обществе и его военной организации. во-вторых, противоречием между огромным потенциалом патриотизма (особенно духовно-нравственным, социальным, деятельностным) в формировании важнейших качеств современных школьников. в-третьих, необходимостью коренного улучшения деятельности по воспитанию патриотизма у школьников с учетом их возрастных, психолого-педагогических особенностей, личных и групповых интересов и ценностей, происходящих в обществе изменений на основе создания в начале XXI в. в нашем государстве условий, способствующих патриотическому воспитанию, реализации соответствующих сегодняшним реалиям методов, форм, средств воспитания патриотизма у школьников. в-четвертых, необходимостью обеспечения большей научности, системности, целеустремленности, активности и результативности патриотического воспитания школьников. в-пятых, потребностью государства в обеспечении защищенности личности, общества и государства с учетом наличия многочисленных внешних и внутренних угроз национальной безопасности, в первую очередь связанных с резко активизировавшейся деятельностью террористических и экстремистских организаций. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод о том, что концептуальное и технологическое решение проблемы патриотического воспитания учащихся общеобразовательных школ является весьма актуальным для развития педагогики, в целом для казахстанского общества. Патриотическое воспитание школьников призвано педагогическими формами и методами формировать и развивать у юного гражданина важнейшие морально-психологические качества, которые необходимы ему и как будущему защитнику Отечества, готовому и способному вносить свой вклад в обеспечение безопасности личности, общества, государства, так и в целом как человеку, личности, труженику, гражданину Казахстана: твердость характера, ответственность, трудолюбие, самоотдача, законопослушность, решительность, настойчивость. Прежде всего, патриотическое воспитание призвано формировать морально-психологические, личностные качества, необходимые для решения задач обеспечения безопасности Отечества, личности, общества и государства. Целью патриотического воспитания является формирование у школьников глубокого понимания патриотического долга, готовности встать на защиту Родины и в целом - воспитание граждан, способных обеспечивать безопасность Отечества и его граждан, решение задач укрепления целостности и единства страны, упрочения дружбы народов Казахстана. С начала XXI в. в Казахстане во многом благодаря усилиям, как руководства страны, так и общественности и непосредственно научного сообщества, гуманитариев, педагогов, работников сферы образования отмечаются процессы возрождения и активизации воспитательной составляющей в деятельности образовательных учреждений, силовых структур. Происходит переоценка ценностей, возрождение значения и востребованности гражданских, патриотических взглядов и убеждений. Складывается понимание того, что чувство национального самосознания и чувство любви к Отечеству должны формироваться не стихийно, а быть воспитаны в человеке семьей, школой, системой образования. С самого раннего возраста нужно закладывать в молодежи патриотизм с помощью родителей и в дальнейшем воспитывать его в учреждениях образования на всех его ступенях и уровнях. Следовательно, задача воспитания граждан-патриотов, стоящая перед педагогами, работниками сферы образования, весьма сложная и ответственная. С учетом указанных обстоятельств необходимо определить, комплекс каких форм, методов, приемов патриотического воспитания позволит педагогам, участникам процесса воспитания достигнуть требуемого результата - привить современному школьнику чувства патриотизма, гражданственности и соответствующие личностные качества. Непосредственной нормативно-правовой основой патриотического воспитания являются такие правовые документы: Конституция Республики Казахстан, " Государственная программа патриотического воспитания граждан Республики Казахстан на 2006-2008 годы", Закон Республики Казахстан "О правах ребенка" В целом можно выделить следующие направления патриотического воспитания школьников: 1) воспитание на истории и традициях государства и общества: - изучение истории Отечества; - мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость Родины (шефство над памятниками и братскими захоронениями; вахты памяти; выставление почетного караула у памятников, возложение цветов; проведение митингов и других патриотических мероприятий на местах захоронения воинов и в других памятных местах); - создание музеев, аллей, выставок боевой славы в образовательных учреждениях; - проведение экскурсий, уроков мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной и других войн, участниками боевых действий; - празднование памятных дат, организация концертов, выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов и др.; 2) военно-спортивное воспитание: - организация туристских слетов и походов по местам боевой, воинской славы, спартакиад и спортивных соревнований, посвященных памятным датам в истории Казахстана, Вооруженных сил, других силовых ведомств; - организация и участие в военно-спортивных играх, которые в комплексе решают задачи патриотического воспитания: организационное укрепление коллектива школьников, развитие общественной активности молодежи, формирование качеств, необходимых гражданину, защитнику Отечества; - проведение месячников оборонно-массовой и спортивно-оздоровительной работы, военно-спортивных эстафет и праздников, Дня защитника Отечества, дней милиции, внутренних войск, спасателя и т. п.; 3) воспитание через взаимосвязь и взаимодействие школьных и воинских коллективов:- участие военнослужащих в организации и ведении военно-прикладных кружков и секций для школьников; - организация оборонно-спортивных лагерей, военно-полевых сборов; - проведение встреч с военнослужащими, сотрудниками правоохранительных органов. Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, науки, военного дела, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов для граждан, что создает реальные предпосылки проведения мероприятий патриотического воспитания учащихся. Главная цель патриотического воспитания современных школьников может быть сформулирована следующим образом: воспитание патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности, воспитание и развитие школьника, обладающего важнейшими социально значимыми качествами, способного проявить их в созидательном процессе в интересах своей личности, государства и общества, в том числе и в тех видах деятельности, которые связаны с обеспечением его защиты и безопасности. Из общей цели воспитания вытекают следующие задачи: - мировоззренческая подготовка молодежи, приобщение молодежи к системе социокультурных ценностей, отражающих богатство и своеобразие истории и культуры нашего Казахстана; - создание условий для проявления гражданственности, патриотизма, достойного выполнения гражданского и воинского долга; - воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, развитие социальной и гражданской ответственности; - воспитание положительного отношения к труду как важнейшей ценности в жизни, развитие потребности в труде на благо общества, государства; - формирование и развитие потребности к духовной жизни, в нравственно здоровом образе жизни, способности жить счастливой жизнью с семьей, близкими людьми, поддерживать благоприятный климат в коллективе. Главной задачей патриотического воспитания, определяемой его целью, является повышение эффективности этой деятельности, особенно за счет более целенаправленного воспитания школьников в духе высокой социальной активности, мобилизация всех сил общества, его социальных и государственных институтов на активное участие в создании и реализации необходимых условий для воспитания патриотизма у школьников как духовно-нравственной и социально значимой составляющей развития Казахстана. Таким образом, можно сделать вывод о возможности и целесообразности рассмотрения и реализации патриотического воспитания современных школьников как педагогической программы, включающей совокупность средств, форм, методов, приемов, обеспечивающих достижение целей патриотического воспитания. При этом основную нагрузку по военно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения должны нести образовательные учреждения, среди которых особую роль призваны играть общеобразовательные школы.
Литература:
1. Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года.
2. «Обсуждаем концепцию развития системы образования в Республике Казахстан» // газета «Мир языков» 1- 2004 КазУМОиМЯ. »
3. Стратегия индустриально-инновационного развития Казахстана до 2015 года.
4. Стратегия «Казахстан 2030».
5. Стратегический план развития Республики Казахстан до 2010 года.
6. Концепция национального воспитания студенческой молодежи. - Алматы, 2010.
7. Национальное воспитание. Типовая учебная программа (экспериментальная). Высшее профессиональное образование. - Алматы, 2010.