Урок по музыке на тему: Симфонический оркестр
Группа в творческом затишье.
Урок музыки
Открытый урок 4 класс
Тема: Симфонический оркестр
Цель урока: Знакомство с понятием симфонический оркестр. Знакомство с группами симфонического оркестра и с тембрами струнно-смычковой группы. Прослушивание записи музыкальных произведений, созданных для симфонического оркестра.
Тип урока: Познавательный. Форма урока: Урок с использованием музыкального оборудования
Задачи: • Ознакомительная: по знакомить детей со звучанием инструментов симфонического оркестра. • Развивающая: по знакомить детей с музыкальными произведениями симфонического оркестра. • Воспитательная: воспитание восприятия содержания музыкального произведения, развитие художественного вкуса. Материал к уроку: • Музыкальные произведения: Б. Бриттена, «Путеводитель по оркестру для молодежи».• Плакаты музыкальных инструментов и партитуры. • Записи отдельных инструментов. ХОД УРОКА: I. Ознакомительная часть Дети входят в класс под музыку симфонического оркестра. На доске висят рисунки и плакаты музыкальных инструментов.
1. Музыкальное приветствие Учитель аккомпанирует приветствие: - Рада вас ребята видеть и приветствовать сейчас (пропевает учитель), - И мы рады очень рады, здравствуйте учитель наш (пропевают ученики). 2. Вспомним и повторим. В течение первого полугодия мы, изучали творчество Оливье Мессиана «Тема Востока». Каждый урок для нас был как новый не изученный день, приносящий что-то новое и необычное. Прослушивание песни: музыка Г. Струве «Дом под крышей голубой»На наших уроках мы много разговаривали о многообразии музыкальных инструментов. К, примеру, для воплощения грандиозных смыслов заключенных в названиях, композитор обратился к крупному музыкальному жанру - симфонии. За счет средств музыкальной выразительности достигается эффект грандиозности звучания. Давайте рассмотрим плакаты на которых изображены музыкальные инструменты симфонического оркестра.(Ребята называют инструменты). Какие-то из этих инструментов струнные, какие-то ударные, духовые. И сегодня речь тоже пойдет о музыкальных инструментах симфонического оркестра. И тема нашего сегодняшнего урока «Симфонический оркестр». (Дети записывают в тетрадь тему урока). Цель нашего урока познакомиться со строением симфонического оркестра, узнать на какие группы он делится. II. Основная часть урока 1.Симфонический оркестр Начиная с первого класса, мы неоднократно слушали разные музыкальные произведения, разных композиторов. Одни из них исполнялись отдельными инструментами, другие – оркестром. Ребята, кто-нибудь из вас сможет разъяснить, что такое оркестр? (Дети высказывают свои ответы). Учащиеся записывают правило в тетрадь, а так же делают зарисовки музыкальных инструментов.
Прослушивание отрывка симфонического оркестра.Ребята, а теперь давайте поговорим о том кто же в оркестре занимает главную роль? (Дети высказывают свои ответы). Общее число музыкантов симфонического оркестра не постоянно: оно может колебаться в пределах 60-120 (и даже больше) человек. Такому большому составу участников для согласованной игры необходимо умелое руководство. Эта роль принадлежит дирижеру. В составе симфонического оркестра огромное количество разных музыкальных инструментов, но все они делятся на четыре группы. Каждая группа в симфоническом оркестре имеет своё название.
Учитель предлагает детям самим разделить инструменты на 4 группы.(Детям раздаются карточки с изображением музыкальных инструментов. Под звучание симфонической музыки они должны разделить их на четыре группы.) Обсуждение проделанной работы. Теперь проверим вашу работу(учитель диктует каждую группу музыкальных инструментов, учащиеся проверяют)• Первая группа симфонического оркестра - эта струнно-смычковая. В эту группу входят: скрипка, альт, виолончель, контрабас. Струнно-смычковые музыкальные инструменты — это группа музыкальных инструментов со звукоизвлечением, осуществляемым в основном в процессе ведения смычка по натянутым струнам. Источник звука у всех инструментов — струны, которые резонируют с корпусом инструмента и передают колебания по воздуху до слушателя. Группа смычковых инструментов считается основой симфонического оркестра. Запись в тетрадь • Вторая группа – деревянно-духовая. В эту группу входят: флейта, гобой, кларнет, фагот. Деревянные духовые инструменты — это группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых основывается на укорочении звучащего столба воздуха путём открывания отверстий, расположенных на корпусе инструмента на определённом расстоянии друг от друга. На ранних этапах своего развития эти инструменты изготавливались исключительно из дерева, откуда исторически и получили своё наименование. Некоторые современные инструменты такого типа (например, флейта) почти не изготовляются из дерева, для изготовления других дерево применяется наряду с другими материалами. Запись в тетрадь • Третья группу – медно-духовая. В эту группу входят: труба, валторна тромбон, туба. Ме́дно-духовы́е инструменты — это группа духовых музыкальных инструментов, принцип игры на которых заключается в получении гармонических созвуков, путём изменения силы вдуваемого потока воздуха или положения губ. Наименование «медные» исторически восходит к материалу, из которого изготавливались эти инструменты, в наше время для их изготовления помимо меди нередко используется латунь, реже серебро. Запись в тетрадь
Запись в тетрадь• В четвертую входят инструменты ударной группы: треугольник, литавры, барабаны, ксилофон, бубен и др.
Ударные музыкальные инструменты — группа музыкальных инструментов, звук из которых извлекается ударом или тряской (покачиванием) [молоточков, колотушек, палочек и т. п.] по звучащему телу (мембране, металлу, дереву и др.). Это самое многочисленное семейство среди всех музыкальных инструментов. Ударные инструменты бывают с определённой высотой звучания, которые могут быть настроены на определённые ноты звукоряда. К таким инструментам относятся литавры, ксилофон, вибрафон, колокольчики и ряд других; Ударные инструменты бывают с неопределённой высотой звучания, которые не имеют настройки на определённые звуки. Среди этих инструментов — большой и малый барабаны, треугольник, тарелки, бубен, кастаньеты, там-там и другие. Вот так выглядит строение симфонического оркестра.
Ребята рассматривают плакат с изорбражением симфонического оркестра.Но есть еще в симфоническом оркестре такие инструменты, которые не входят ни в одну из перечисленных групп. Это орган, арфа, рояль. Эти инструменты в оркестре играют солирующие роли. Для них композиторы пишут концерты.
Прослушивание вступления путеводителю по оркестру для молодежи Б. Бриттена.
Как вы считаете, какие группы инструмента в большей степени схожи по тембру(дети дают свои ответы)
Рассматриваем партитуру в учебнике.
Партитура это специальная запись многоголосного произведения, в котором партия каждого инструмента представлена на отдельном нотоносце
Дети записывают в тетрадь новый термин и его определениеIII. Обобщающая частьРебята, цель нашего урока была познакомиться с понятием «Симфонический оркестр» с его строением, узнать на какие группы он делится, послушать звучание инструментов симфонического оркестра и ответить на вопросы. Мы достигли нашей цели? (Да) Давайте вспомним основные моменты нашего урока. (Учащимся предлагается ответить на вопросы)
1.В каких музыкальных жанрах важна роль симфонического оркестра?(Опера, симфония)
2.Как называется запись музыкального произведения, созданного, для симфонического оркестра?(Партитура)
3.Как вы думаете, почему дирижер симфонического оркестра должен читать все партитурные голоса в одновременности?(Потому что роль дирижёра объединить музыкальные инструменты в одну симфонию)Домашнее задание: Слушание симфонического оркестра в других интерпретациях.