Защита ВКР тема Формирование логического мышления на уроках математики в начальной школе


Выступление
(слайд1) Здравствуйте уважаемый председатель и члены комиссии. Меня зовут Крюченкова Мария Игоревна студентка группы 10-01 коррекционная педагогика в начальном образовании. Разрешите представить к вашему вниманию Выпускную Квалификационную Работу на тему «Формирование логического мышления на уроках математики в начальной школе». Научный руководитель Байтимерова Лейля Саитовна
С переходом на новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт проблема развития логического мышления стала ещё более актуальна. Теперь на первый план выходит формирование универсальных учебных действий обеспечивающих школьникам умение учиться, способность в массе информации отобрать нужное, саморазвиваться и самосовершенствоваться. Универсальные учебные действия делятся на личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. В соответствии стандартам второго поколения познавательные универсальные действия включают: обще учебные, логические, а также постановку и решение проблемы. Однако разработанный и рекомендованный школам курс «Логика» в качестве отдельного предмета не находит своего практического воплощения из-за нехватки часов в базисных учебных планах, по этой же причине не реализуется целый ряд авторских программ развития логического мышления детей.
Благодаря этому был выявленрядпротиворечий (слайд 2)между системой образования младших школьников и реальными потребностями ее направленности на формирование логического мышления.
Данные противоречия позволили сформулировать проблему исследования: какие педагогические условия необходимо создать на уроках математики в начальной школе, чтобы они позволили осуществлять планомерную, целенаправленную и эффективную работу по формированию логического мышления младших школьников.
(Слайд 3)Объект исследования: формирование логического мышления младшихшкольников на уроках математики в начальной школе.
Предмет исследования: педагогические условия развития логического мышления младших школьников.
Цель исследования: обоснование и экспериментальная проверка эффективности педагогических условий развития логического мышления младших школьников на уроках математики в начальной школе.
Объект, предмет, цель и задачи представлены на экране.
(слайд 4)В соответствии с первой задачей, опираясь на работы Натальи Борисовны Истоминой, Нины Фёдоровны Талызиной, Любовь Петровны Стойловой, Петра Яковлича Гальперина, Василия Василивича Давыдова, Леонида Владимировича Занкова, А.А. Люблянской. Были рассмотрены понятия мышление и логическое мышление.
(слайд 5)Логическое мышление рассматривают с разных позиций:
Одни считают, что это нечто духовное, другие утверждали, что это вид мышления, сущность которого состоит в оперировании понятиями, третьи говорили, что это процесс познания мира.
Мы в работе придерживаемся мнения КравцовойЕлены Евгеньевны.(1 щелчке выйдет определение) так как именно данное понятие на наш взгляд наиболее полно раскрывает его сущность.
Сравнительный анализ подходов к определению понятия «логическое мышление» позволяет сделать вывод, что философы, психологи и педагоги схожи в мыслях о том, что именно младший школьный возраст сензетивен для формирования логического мышления.
(слайд 6)Решение следующей задачипотребовало изучения возможностей начального курса математики в формировании логического мышления младшего школьника.
Анализ работНиколая Александровича Аминова, Елена Николаевна Волковой позволил определить понятие «потенциал» и «педагогический потенциал» как составную часть целостного педагогического процесса в школе.В психологических и педагогических исследованиях Олега Константиновича Тихомирова, Роберта Семёновича Немова, и других.(В.В. Давыдова, Л.В. Занкова)доказано, что математика имеет огромный педагогический потенциал, так как она проникает почти во все области деятельности человека.
(1 щелчок)Педагогический потенциал математики заключается в том, что при сознательном усвоении математических знаний учащиеся пользуются основными операциями мышления в доступном для них виде: анализом и синтезом, сравнением, абстрагированием и конкретизацией, обобщением; ученики делают индуктивные выводы, используют рассуждения. Причина столь исключительной роли математики в формировании логического мышления в том, что она являетсяодной из теоретических наук изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции, изложение знаний происходит наиболее естественным способом, а именно восхождением от абстрактного к конкретному. Всё это становится возможным благодаря вариативнымпо формулировке учебным заданиям (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые во первых, нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью, во вторых, побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков, выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщение целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.
(Слайд 7) Решая третью задачу, мы обосновали педагогические условия, обеспечивающие успешное формирование логического мышления.
Чтобы разобраться какие педагогические условия необходимо создавать для эффективного формирования логического мышления младшего школьника мы раскрыли понятие «условия» и «педагогические условия».
Изучая работы философов, психологов и педагогов ((п)Владимир Иванович Андреев, Михаил Евгеньевич Дуранов(псих) ,Джон Остин(фил) ) можно сделать вывод, что к педагогическим относятся те условия, которые сознательно создаются в учебном процессе и должны обеспечить наиболее эффективное формирование и протекание учебного процесса.
Теоретический анализ соответствующей литературы позволил нам выделить следующие педагогические условия, способствующие формированию логического мышления младшего школьника.(1 щелчок )• Создание ситуации успеха на уроке;
• Разработка комплекса упражнений направленного на формирование логического мышления.
Таким образом, мы сделали вывод, что формирование логического мышления младшего школьника при всей его уникальности не стихийный, а регулируемый процесс, результативность и успешность которого зависит от создаваемых учителем педагогических условий и выбора материала (заданий) используемого на уроках.
(слайд 8) Для решения 4 задачи нами был проведён анализ педагогических и методических источников (Н.Ф. Талызина, Н.Д. Левитов, В.С. Мухина), благодаря чему мы определили основные критерии и уровневые показатели сформированности логического мышления.(1 щелчок- 1 таблица -2 щелчок – 2 таблица) Они продемонстрированы на слайде. С целью определения уровня сформированности логического мышления нами были отобраны методики диагностики логического мышления (С.Х. Сафонова, Н.А. Бернштейном, А.Н. Рябинкиной.)
(слайд 10) Результаты диагностик на констатирующем этапе вы можете увидеть на экране.По результатам диагностик можно утверждать, что у учащихся в основном средний уровень сформированности логического мышления. Этот факт, говорит о значимости решения проблемы формирования логического мышления, младших школьников в образовательном процессе поэтому следующим шагом в нашем эксперименте стало непосредственное создание педагогических условий для формированиялогического мышления.
А именно, на уроках создавались ситуации(слайд 11) успеха с помощью словосочетаний, которые вы можете увидеть на экране, так же применялся комплекс упражнений, разработанный с учетом диагностических показаний, некоторые из упражнений представлены на слайде…(слайды 12-17)
Анализ деятельности младших школьников на формирующем этапе показал, что разработанный комплекс упражнений направленный создание благоприятных педагогических условий формирования логического мышления был успешно реализован, учащиеся стали активнее работать на уроках, в ответах появилась связность и законченность. В процессе данного этапа произошло формирование логических операций, которые в свою очередь повлияло на формирование логического мышления.(слайд 18)Для решения 5 задачи была проведена повторная диагностика с помощью тех же методик, что были использованы на констатирующем этапе. (слайд 19-20) Перейдем к рассмотрению полученных результатов, они продемонстрированы на слайде…
Подводя итоги можно сказать, что проведенное экспериментальное исследование по определению эффективности разработанных педагогических условий показал хорошую результативность в решение поставленных задач. Исходя из сравнительного анализа результатов констатирующего и контрольного этапа исследования, можно говорить о том, что создание педагогических условий способствует улучшению результатов и повышению общего уровня развития логического мышления.
(Слайд 21)Практическая значимость исследования заключается: во первых в направленности его результатов на совершенствование работы преподавателей МДК 01.04, студентов педагогических колледжей иучителей начальных классов по формированию логического мышления учащихся, во вторых в востребованности методик и обоснованных педагогических условий (создание ситуации успеха и комплекс упражнении), позволяющих повысить эффективность развития логического мышления младших школьников без увеличения нагрузки на учеников и изменений базисных учебных планов.(слайд 22)Определяя перспективу исследования, мы отмечаем, что результаты нашей работы не исчерпывают всех аспектов проблемы формирования логического мышления младших школьников. Дальнейшее исследование проблемы может быть связано с созданием вариативных программ, направленных на формирование логического мышления младших школьников на уроках математики или исследованием формирования логического мышления других возрастных групп.
(слайд 23)Благодарим за внимание!