Выпускная квалификационная работа Адаптированная образовательная программа для детей с отставанием в речевом развитии
Адаптированная образовательная программа для детей с отставанием в речевом развитии
2015 год
Содержание
Введение...3
Глава 1. Особенности включения детей с отставанием в речевом развитии в образовательное пространство общеобразовательных организаций.5
Общая характеристика и особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья5
Особенности формирования связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья7
Глава 2. Программа для детей с отставанием в речевом развитии...13
Пояснительная записка.13
Содержание учебного курса.18
Календарно-тематическое планирование уроков развития устной речи.
3 класс.........22
Нормы оценки знаний...27
Заключение.29
Список использованной литературы...31
3
Введение
Современные требования общества к развитию личности диктуют необходимость более полно реализовать идею индивидуализации обучения, учитывающего готовность детей к школе, состояние их здоровья, индивидуально-типологические особенности. Построение учебно-воспитательного процесса с учетом особенностей каждого ребенка должно стать нормой работы общеобразовательной школы.
Под инклюзивным (включенным) образованием понимается процесс совместного воспитания и обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с нормально развивающимися сверстниками, в ходе которого они могут достигать наиболее полного прогресса в социальном развитии. Именно социальная адаптация и реабилитация должны быть основой системы психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья. Данный подход позволяет рассматривать коррекцию и компенсацию нарушений развития не как конечную цель, а как одно из важнейших условий наиболее адекватного и эффективного вхождения ребенка в социум.
Это имеет непосредственное отношение к четко выделяющейся последнее время большой группе детей с отставанием в общем и речевом развитие. Такие дети не готовы к обучению в школе и испытывают трудности в усвоении общеобразовательных программ.
Владение устной речью (в том числе и разговорной) – важнейшее умение, которое спонтанно формируется в детстве и помогает человеку жить в мире людей. К сожалению, есть дети, для которых знакомиться, спрашивать, благодарить, просить, отвечать отказом на просьбу оказывается весьма сложным. Эти и многие другие действия, сопряженные с речевым общением, часто становятся для них невозможными без специального обучения. Поэтому изучение данной проблемы, а также разработка адаптированной образовательной программы для детей с отставанием в речевом развитии является наиболее актуальной темой в настоящее время.
Данная работа – это программа деятельности учителя. Она
предусматривает определение учителем цели, основных задач, этапов работы, форм организации учебно-воспитательной деятельности, обеспечения постепенного включения всех участников образовательного процесса (детей, родителей, специалистов) в совместную деятельность, создания единого образовательного пространства, коррекционно-развивающей среды, достижения ожидаемых результатов, выравнивания детей с ОВЗ, успешного овладения ими стандартами первой ступени общеобразовательного учреждения, дальнейшего продолжения образования и социализации их в общество, воспитания толерантного поведения, формирование дружного классного коллектива, коллектива родителей.
Программа разработана на основе нормативно-правовых документов по коррекционно-развивающему обучению, а также современных документов, определяющих требования по введению ФГОС, материалов педагогических сайтов.
5
Глава 1. Особенности включения детей с отставанием в речевом развитии в образовательное пространство общеобразовательных организаций.
Общая характеристика и особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья
Дети с ограниченными возможностями – это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести полноценную жизнь. Синонимами данного понятия могут выступать следующие определения таких детей: "дети с проблемами", "дети с особыми нуждами", "нетипичные дети", "дети с трудностями в обучении", "аномальные дети", "исключительные дети". Наличие того или иного дефекта (недостатка) не предопределяет неправильного, с точки зрения общества, развития..
По классификации, предложенной В.А.Лапшиным и Б.П.Пузановым, к основным категориям аномальных детей относятся:
- дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие);
- дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие);
- дети с нарушением речи (логопаты);
- дети с нарушением опорно-двигательного аппарата;
- дети с умственной отсталостью;
- дети с задержкой психического развития;
- дети с нарушением поведения и общения;
- дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так
называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети
с умственной отсталостью).
У детей с ограниченными возможностями здоровья очень часто наблюдаются нарушения всех сторон психической деятельности: внимания, памяти, мышления, речи, моторики, эмоциональной сферы.
У детей с недостатками развития особенно глубоко нарушено мышление. Ребенок затрудняется делать элементарные обобщения, очень узко воспринимает то, о чем вы ему рассказываете. В младшем возрасте ребенок практически не в состоянии самостоятельно объединить в группы игрушки, относящиеся, например, к одежде, мебели, посуде и пр. Он не осознает, что платье и брюки – это одежда, а стул и стол – мебель. Поэтому малыш беспорядочно и бессистемно хватает все, что попадается ему под руку.
Нарушения мышления у ребенка непосредственно сказываются на овладении речью. В младшем возрасте он с большим трудом понимает чужую речь, в лучшем случае, улавливает тон, интонацию, мимику говорящего и отдельные опорные слова, относящиеся к его потребностям. Со временем ребенок станет лучше понимать обращенную к нему речь, однако очень долго он воспринимает только то, что связано с его личным опытом.
Речь у детей с ограниченными возможностями здоровья формируется с большим запозданием, многие из них начинают произносить отдельные слова в 5-6 лет. Как правило, эти дети ограниченно, но понимают речь других людей, но сами затрудняются говорить, словарный запас их беден, наблюдается дефект в произношении по причине недоразвития языка или голосовых связок, неправильного расположения зубов и тд.
7
Особенности формирования связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Связная речь детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеет существенные отличия от связной речи детей с нормальным психическим развитием.
Речевые нарушения в структуре ОВЗ занимают особое место. Согласно научным исследованиям, речи этих детей свойственны нарушения звукопроизношения, бедность словарного запаса, недостаточная сформированность грамматического строя речи, наличие аграмматизмов, речевая инактивность.
Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, т.е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики).
ОНР характеризуется нарушением произношения и различения звуков, маленьким словарным запасом, затрудненным словообразованием и словоизменением, неразвитой связной речью.
Выделяют три уровня речевого развития, которые отражают типичное состояние компонентов языка при ОНР:
1-ый уровень– полное отсутствие речи или наличие лишь ее элементов.
Особенности:
- словарь детей состоит из лепетных слов типа «ляля», «биби»;
- при этом одно слово может обозначать разные понятия («ляля» - это и кукла и девочка);
- часто названия предметов употребляются вместо названий действий и наоборот: «туй» (стул) - сидеть, «пать» (спать) - кровать;
- такие дети не умеют строить фразы; они говорят однословные слова-предложения типа «дай»;
- многие звуки не произносятся;
- сложные слова сокращаются до простых: «аба» (собака), «алет» (самолет);
2-й уровень
Особенности:
- достаточно большой словарный запас; двухсловные и трехсловные фразы;
- используемые слова сильно искажены и связи между словами в предложениях еще не оформлены; например: «кадас ледит той» (карандаш лежит на столе);
- нарушено согласование слов; например: «иса безал» (лиса бежала);
- в сложных словах часто переставляются слоги или добавляются новые; например: «лисипед» (велосипед);
3-й уровень: характеризуется развернутой разговорной фразой и отсутствием грубых нарушений в развитии различных сторон речи; однако есть нарушения в оформлении сложных речевых единиц.
Особенности:
- неправильное употребление окончаний и рассогласование слов: «стулы» (стулья); «красная солнце» (красное солнце); «два булки» (две булки);
- упрощение сложных предлогов: «из стола» (из-за стола);
- словарный запас достаточно большой, но может отсутствовать знание нюансов (например, ребенок может не знать, таких частей тела, как запястье, локоть, переносица);
- неправильное образование уменьшительно-ласкательных форм: «стулик» (стульчик); относительных прилагательных: «стекловый» (стеклянный); притяжательных прилагательных: «лисовая шкура» (лисья шкура); и глаголов с приставками: «зашивать пуговицу» (пришивать пуговицу);
- слоговая структура слова воспроизводится правильно, за исключением сложных слов; например: «милицанер» (милиционер);
- звуки произносятся правильно, кроме некоторых сложных звуков: «р», «л»;
- нарушен звуковой анализ и синтез (ребенок не может выделить первые и последние звуки в слове, плохо подбирает картинки на заданный звук);
Дислалия – это самое распространенное нарушение.
Особенности: хороший словарный запас, правильное построение предложений и согласование слов; но есть дефектное произношение некоторых звуков.
Дизартрия– нарушение произношения, вызванное недостаточной работой нервов, связывающих речевой аппарат с центральной нервной системой (то есть недостаточной иннервацией); при дизартрии страдает произношение всех групп звуков.
Особенности: «смазанная» речь, нарушение голосообразования, ритма, интонации и темпа речи.
Ринолалия - это нарушение тембра голоса, вызванное анатомическими дефектами речевого аппарата.
Особенности: голос приобретает «носовое звучание».
Заикание – нарушение темпа, ритма, плавности речи, вызванное
судорогами мышц лицевого аппарата; возникает в возрасте 2 - 2,5 года.
Особенности: вынужденные остановки в речи, повторения отдельных звуков и слогов, добавление перед отдельными словами лишних звуков («а», «и»).
Алалия – это полное или частичное отсутствие речи у детей (до 3-5 лет); оно обусловлено недоразвитием или поражением речевых областей в левом полушарии коры головного мозга, наступившем во внутриутробном или раннем развитии ребенка.
Особенности:
- моторная алалия – ребенок понимает речь, но не умеет её воспроизводить;
- сенсорная алалия – ребенок не понимает чужую речь; наблюдается автоматическое повторение чужихслов(вместо ответа на вопрос малыш
повторяет сам вопрос).
Мутизм– прекращение речевого развития из-за психической травмы.
Особенности:
- общий мутизм – ребенок не говорит вообще;
- избирательный мутизм – своим молчанием малыш протестует против каких-либо обстоятельств или людей;
Детский аутизм– состояние психики, при котором ребенок полностью уходит в свои переживания и отстраняется от внешнего мира; при этом отсутствуют элементарные бытовые навыки и речь.
Все нарушения речи можно разделить на четыре основных вида. Нарушение звукопроизношения, нарушение ритма и темпа речи, расстройства речи, связанные с нарушением слуха, недоразвитие речи или утрата раннее имевшейся речи.
Наиболее распространённое – дислалия, нарушение звукопроизношения. Малыш пропускает некоторые звуки в словах или неправильно их произносит. Если рассматривать простые случаи, проблема может быть обусловлена снижением слуха, анатомическими дефектами органов артикуляции (неправильное строение зубов, дефекты прикуса, укороченная уздечка, форма языка). В этом случае нужна консультация хирурга, ортодонта. Дислалия развивается и при общении с другими детьми, у которых не сформировано правильное звукопроизношение. Ещё одна причина - нахождение малыша в двуязычной семье. Корректируется нарушение обучением ребёнка слушать звуки, активным общением, развитием мелкой моторики и гимнастикой для укрепления мышц языка.
Наиболее часто встречающийся вид нарушения ритма и темпа речи в раннем возрасте – заикание. В основе его лежит перевозбуждение речевых зон мозга. Родители требуют от ребёнка произносить сложные слова, перегружают его занятиями, ругают за ошибки. Нервозная обстановка, семейные проблемы, постоянно спешащие, ругающиеся взрослые – причины, которые могут спровоцировать заикание. Для восстановления нормальной речи ребёнка можно на 7-10 дней ввести «режим молчания». Постараться исключить все виды эмоционального воздействия на малыша. До минимума сократить с ним разговоры, при необходимости общаться шёпотом, для досуга использовать спокойные игры. В лёгких случаях этого достаточно. Если не помогло - стоит обращаться за помощью к неврологу. После лечения надо развивать ребёнка по щадящему режиму, чтобы заикание не возобновилось.
Проблемы с формированием речевой функции могут возникнуть из-за нарушений слуха Бывает, что речь ребёнка сформирована, но оказалась утрачена из-за
очагового поражения речевых зон. Даже тяжёлая форма этого нарушения поддаётся лечению при устранении основной причины. Главное - своевременно показаться врачу.
Мелкая моторика и речь взаимосвязаны. Пальчиковые игры считаются важным направлением речевого развития детей. В суете и спешке взрослые стараются сами собрать разбросанные игрушки, покормить, одеть ребёнка, застегнуть пуговицы, зашнуровать ему ботинки. Не хватает терпения доверить это малышу. А зря! Навыки самообслуживания надо развивать как можно раньше. Это благоприятно отразится и на процессе развития речи.
Ребёнка нельзя ругать за неправильно произносимые слова. Это может спровоцировать невротические реакции. Малыш замкнётся, перестанет говорить и учить новые слова. Реакция родителей на речь ребёнка должна быть спокойной, уравновешенной. Обстановка в доме – тёплой, доброжелательной. Развивающие занятия - с учётом его возможностей и самочувствия.
Мозг ребенка обладает большими компенсаторными возможностями. Чем младше ребёнок, тем больше у него возможностей для восстановительного потенциала и лучшего результата. Важно отметить, что лечение расстройства речевой функции надо проводить комплексно, при участии педиатра, психиатра, невролога, дефектолога, логопеда, психолога. От специалистов и современных методик по коррекции, восстановлению речевой функции ребёнка зависит многое, но не всё. Основная роль принадлежит родителям. Близким людям нужно объединиться с врачами, выполнять все назначения, только тогда результат даст положительный эффект.
13
Глава 2. Программа для детей с отставанием в речевом развитии.
Пояснительная записка.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников с ограниченными возможностями здоровья. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых младших школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные.
Данная программа разработана на основе:
1)Программы «Развитие устной речи» под редакцией И.М. Бгажноковой для 0-4 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) 2011 г.;
2) Программы «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности («Окружающий мир»)» под редакцией В.В. Воронковой, для подготовительного и 1-4 классов специальных (коррекционных) школ VIII вида (для детей с нарушением интеллекта) 2006 г.;
Представленная программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования и базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида.
Согласно федеральному базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений V/// вида Российской
Федерации для детей с ограниченными возможностями здоровья на развитие устной речи отводится:
1 класс - 1 час в неделю, всего 33 часа за год
2 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа за год
3класс - 2 часа в неделю, всего 68 часов за год
4 класс - 2 часа в неделю, всего 68 часов за год
Преподавание ведется по учебникам:
1.Устная речь. 1 класс, 2 класс, 3 класс, 4 класс, Для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / С.В. Комарова. – М.: Просвещение, 2013.
У детей с ограниченными возможностями здоровья нарушена и диалогическая, и монологическая речь. Они с трудом вступают в разговор со взрослыми, не всегда адекватно реагируют на обращенные к ним реплики. Отмечается искажение и нарушение в последовательности высказывания, его фрагментарность, соскальзывание с темы, бедность и шаблонность лексического и грамматического строя, быстрая истощаемость внутренних побуждений к речи. Обучающиеся затрудняются в построении конструкции связной монологической речи.
При пересказах не умеют последовательно и полно излагать свои мысли.
Несформированность связной устной речи является серьезным препятствием для успешного овладения программами гуманитарных предметов.
Целью программы является:
- направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности;
- активизация словаря, формирование основ коммуникативной культуры.
Задачи программы:
- развивать и корригировать связную речь (диалогическую и
монологическую), высшие психические процессы (речь, память, мышление, внимание);
- совершенствовать навыки овладения последовательным, кратким, выборочным, творческим пересказами, направленными на понимание содержания;
- коррегировать проявления дислексии;
- вооружить учащихся знаниями, принятых в культурном обществе норм этикета, культуры речи, культуры общения;
- воспитание культурности как качества личности.
Программа опирается на положение психологии о том, что психика проявляется в действии и формируется в нем.
1)Принцип организации деятельностного подхода к воспитанию и обучению детей с интеллектуальной недостаточностью предусматривает следующий аспект: успехов в развитии речи можно достичь только при условии опоры на ведущую деятельность младших школьников – игру. 2) Деятельностный принцип реализуется через активизацию деятельности каждого ученика.
3) Принцип системности коррекционных (исправление или сглаживание отклонений и нарушений развития, разрешение трудностей развития), профилактических (предупреждение отклонений и трудностей в развитии) и развивающих (стимулирование, обогащение содержания развития, опора на зону ближайшего развития) задач.
4) Принцип динамичности восприятия заключается в разработке таких заданий, при решении которых у ребенка возникают какие-либо препятствия, преодоление которых будет способствовать развитию учащегося, раскрытию его возможностей и способностей.
5) Принцип учета индивидуальных особенностей личности позволяет наметить программу развития каждого конкретного ребенка.
6) Принцип продуктивной обработки информации позволяет организовать обучение, при котором формируется навык переноса обработки информации, тем самым развивается механизм самостоятельного поиска, выбора и принятия решения.
7) Принцип учета эмоциональной окрашенности материала предполагает создание благоприятного, эмоционального фона, атмосферы доверия, поддержки, интереса к коммуникации.
В процессе обучения осуществляется тесная взаимосвязь с другими предметами: письмом, чтением, ИЗО, коррекционными занятиями.
Содержание программы адекватно возрастным особенностям детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья и предусматривает разные виды деятельности ребенка (различные игры, рисование, диалоги, инсценировки, конструирование и т.д.).
В содержание программы входит несколько лексических тем, работа с которыми будет продолжаться в течение всех четырех лет обучения:
- Школьная жизнь,
- Я и мои товарищи,
- Игры и игрушки,
- Играем в сказку,
- Я дома,
- Я за порогом дома.- Мир природы. В данной работе представлено содержание программы и тематическое планирование для третьего класса, опробированное в рамках нашей школы.
Урок устной речи должен строится с учетом специфики обучения. Кроме конкретной темы, в него включаются сквозные компоненты, представленные как: аудирование, дикция, выразительность речи, лексико-грамматические упражнения в связи с организацией высказывания, культура общения. Это речевые гимнастики, пение слоговых цепочек, упражнения в изменении темпа речи и др., обеспечивающие формирование произносительных, дыхательных, словообразовательных умений.
Формы контроля: диалог, анализ и обыгрывание ситуаций, решение этических задач, эксперименты, игра, деятельность, творческие задания, инсценировки, самостоятельная работа, итоговый праздник.
На уроке развития устной речи важно умело использовать разнообразную групповую форму деятельности, где каждый ученик вовлекается в процесс общения, говорит, слушает, раскрывается, проявляет свою индивидуальность.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение кругозора ребенка; комплексное развитие устной речи; формирование познавательных интересов; содействие интеллектуальному развитию ребенка;
2. Формирование способности произвольного регулирования деятельности, основ безопасности собственной жизнедеятельности, ответственного отношения к решению поставленной задачи, основ
экологического сознания;
3. Формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности; содействие художественному эстетическому развитию детей;
4. Формирование умения анализировать читаемое произведение; навыков
правильного, беглого, сознательного, выразительного чтения текста; навыков
различных видов пересказа текста.
18
Содержание учебного курса
3 класс (68 часов)
Речь. Общее понятие о культуре речи. Основные качества речи: правильность, точность, разнообразие, выразительность. Интонация. Монолог и диалог. Умение выразительно прочитать текст после его разбора под руководством учителя. Умение инсценировать диалог.
Слово, его значение. Толковый словарь. Словарь антонимов и синонимов. Слова признаки, характеризующие человека, его внешность и внутренние качества. Выразительные средства языка: сравнение, олицетворение, эпитет. Умение выделять их в тексте, определять значение, использовать при создании текста в художественном стиле.
Предложение. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.
Текст. Тема текста. Опорные слова, связь предложений в тексте. Составление текста по опорным словам. Стили речи: разговорный и книжный.
Волшебные слова: слова приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности. Правила поведения в театре, кинотеатре, библиотеке, транспорте. Умение использовать вежливые слова в диалоге с учетом речевой ситуации, с нужной интонацией, мимикой.
Примерная тематика
Школьная жизнь (10 часов)
Воспоминание о лете. Любимое занятие.
В библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Уточнение представлений о графике и особенностях работы библиотеки в школе. Знакомство с формуляром. Ролевая игра «В библиотеке». Экскурсия в библиотеку.
Воспоминание о лете. Любимое занятие.
Что вы знаете друг о друге. Правила ведения диалога: «Секреты вежливого общения».
Я и мои товарищи (13 часов)
Кто твой друг. Правила ведения коллективной игры.
Составление диалога: «предложение - возражение». Конструирование диалога-конфликта.
Как научиться жить дружно. Как помириться после ссоры. Правила приёма гостей. Поведение в гостях, за праздничным столом.
Сюжет праздника, встреча гостей, меню праздничного чаепития, общение за столом, пожелания хозяину дома, развлечения для гостей. Ролевая игра «Приём гостей».
Я дома (6 часов)
Телефон, виды и значение. Правила общения по телефону.
Прослушивание аудиозаписи стихотворения К.И.Чуковского «Телефон». Чтение по ролям диалогов героев сказки.
Я за порогом дома (12 часов)
Магазин. Специализированные и универсальные магазины. Супермаркет, его отделы. Профессии торговых работников. Правила поведения в магазине.
Моделирование диалогов различной сложности между продавцом и покупателем. Экскурсия в магазин. Осуществление покупок в различных отделах по заранее составленному списку.
Кинотеатр: фойе, касса, зрительный зал, буфет. Профессии людей работающих в кинотеатре.
Билет и информация записанная на нем. Правила поведения в кинотеатре. Ролевая игра «Кинотеатр».
Играем в сказку (12 часов)
Признаки сказок. Виды сказок: волшебные, сказки о животных, бытовые.
Знакомство со словарем синонимов.
Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь». Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки и опорные слова. Составление новой сказки о Маше. Викторина по сказкам. Инсценирование одной из сказок о Маше.
Слушание аудиозаписи сказки «Снегурочка». Кукольная постановка сказки «Снегурочка».
Мир природы (9 часов)
Явления природы: туман, дождь, снег, метель, гололед. Параметры прогноза погоды: облачность, осадки, ветер.
Запись прогноза погоды символами. Источники информации прогноза погоды. Прогноз погоды на завтра (объявить по радио, подготовить заметку о погоде в газету, телефонный разговор о погоде).
Планирование дел в зависимости от прогноза погоды.
Домашние животные. Общение и уход за домашними животными. Безопасное поведение при общении с животными.
Это я (6 часов)
Я и мои роли (ученик, читатель, покупатель и др.).
Знакомство со словами характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. «Узнай себя» - игра. Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!»
Требования к уровню подготовки обучающихся 3 класса
Обучающиеся должны знать:
- основные качества речи;
- основные правила общения;
- стили речи;
- изобразительно выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
- инсценировать диалог;
- составлять диалог по аналогии с данным;
- определять лексическое значение слова с помощью словаря;
- осмысленно воспринимать слова в речи, уметь уточнять их значение;
- устанавливать связи между словами и словосочетаниями в предложении;
- составлять текст по заданной теме;
- пользоваться различными частями речи при составлении предложения;
- грамматически правильно связывать слова в предложении;
- составлять текст на определенную тему;
- выразительно читать предложения, разные по цели высказывания и интонации.
22
Календарно - тематическое планирование уроков развития устной речи.
3 класс.
№ п/п
Количест
во часов
Тема урока
1
2
3
4
5
6
7
8
9- 10
11
12
13
14
15
16
17
18
19- 20
21
22
23
24
25
26
27- 28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48- 49
50
51- 52
53- 54
55
56
57
58
59
60
61
62
63- 64
65
66
67
68
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
2ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
1ч
2ч
1ч
1ч
1ч
1ч
Повторение. Речь. Средства выразительности устной речи (интонация, жесты, мимика). Воспоминание о лете.
Основные правила общения. Соблюдение речевого этикета в споре и дискуссии. Любимое занятие.
Предложение. Составление предложений по схемам и словам. Летние впечатления.
Типы текстов: диалог и монолог. Составление рассказа о летнем отдыхе по картинкам.
Конструирование диалога - конфликта.
Правила ведения диалога: «Секреты вежливого общения».
Составление диалога: «предложение возражение».
Как научиться жить дружно.
Как помириться после ссоры.
Мы собрались поиграть. Виды игр. Правила ведения коллективной игры. Рассказ о правилах игры «Рыбаки».
Считалки. Обучение сочинению считалок.
Слово и его значение. Словари. Узнавание слова по толковому словарю.
В библиотеке. Правила поведения в библиотеке. Уточнение представлений о графике и особенностях работы библиотеки в школе.
Экскурсия в библиотеку. Знакомство с формуляром. Правила общения с книгой.
Ролевая игра «В библиотеке».
Изобразительно- выразительные средства языка. Эпитет.
Изобразительно-выразительные средства языка. Сравнение.
Изобразительно-выразительные средства языка. Олицетворение.
Изобразительно-выразительные средства языка. Обобщение.
Загадки. Обучение сочинению загадок.
Синонимы. Словарь синонимов.
Прослушивание аудиозаписи сказки «Маша и медведь».
Признаки сказок. Коллективное рассказывание сказки с опорой на картинки и опорные слова.
Виды сказок: волшебные, бытовые, сказки о животных.
Составление новой сказки о Маше.
Викторина по сказкам.
Инсценирование одной из сказок о Маше.
Магазин. Специализированные и универсальные магазины. Супермаркет, его отделы.
Профессии торговых работников. Правила поведения в магазине.
Моделирование диалогов различной сложности между продавцом и покупателем.
Экскурсия в магазин.
Ролевая игра «Я иду за покупками». Осуществление покупок в различных отделах по заранее составленному списку.
Интонация. Телефон, виды и значение. Правила общения по телефону
Прослушивание аудиозаписи стихотворения К.И.Чуковского «Телефон».
Чтение по ролям диалогов героев сказки.
Кинотеатр: фойе, касса, зрительный зал, буфет.
Профессии людей работающих в кинотеатре.
Текст. Признаки текста. Билет и информация записанная на нем.
Текст. Тема текста. Правила поведения в кинотеатре.
Ролевая игра «Кинотеатр».
Текст. Опорные слова.
Явления природы: туман, дождь, снег, метель, гололед.
Параметры прогноза погоды: облачность, осадки, ветер. Запись прогноза погоды символами.
Источники информации прогноза погоды.
Прогноз погоды на завтра (объявить по радио, подготовить заметку о погоде в газету, телефонный разговор о погоде).
Планирование дел в зависимости от прогноза погоды.
Слушание аудиозаписи сказки «Снегурочка». Составление картинного плана.
Кукольная постановка сказки «Снегурочка».
Деление текста на части. План.
Правила приёма гостей. Поведение в гостях, за праздничным столом.
Планирование праздника. Сюжет праздника, встреча гостей, меню праздничного чаепития, общение за столом, пожелания хозяину дома, развлечения для гостей.
Ролевая игра «Приём гостей».
Составление текста- описания по плану.
Домашние животные. Общение и уход за домашними животными.
Безопасное поведение при общении с животными.
Чтение рассказов о животных. Подробный пересказ по плану.
Я и мои роли(ученик, читатель, покупатель и др.).
Знакомство со словами характеризующими человека, его внешность и внутренние качества. Антонимы.
Какой у тебя характер.
Как отучить себя от вредных привычек.
«Узнай себя» - игра.
Как сказать «нет» и отстоять своё мнение.
Обобщение. Конкурс знатоков .Составление коллажа «Знакомьтесь: наш класс!»
27
Нормы оценки знаний.
Знания учащихся оцениваются в установленном для общеобразовательных школ порядке. При выставлении отметок необходимо, в первую очередь, руководствоваться требованиями программ. Текущая оценка знаний, умений и навыков учащихся позволяет учителю постоянно следить за успешностью обучения детей, своевременно обнаруживать пробелы в знаниях отдельных учеников, принимать меры к устранению этих пробелов, предупреждать неуспеваемость учащихся.
3- класс
«5» ставится ученику, если он:
- читает целыми словами правильно с 1-2 самостоятельно исправленными
ошибками;
- читает выразительно с соблюдением синтаксических и смысловых пауз, в IV классе с соблюдением логических ударений;
- отвечает на вопросы и передает содержание прочитанного полно, правильно, последовательно;
- твердо знает наизусть текст стихотворения и читает его выразительно.
«4» ставится ученику, если он:
- читает целыми словами, трудные слова иногда по слогам;
- допускает 1-2 ошибки при чтении, соблюдении смысловых пауз, в IV классе – логических ударений.
- допускает неточности в ответах на вопросы и пересказе содержания, но исправляет их самостоятельно или с незначительной помощью учителя;
- допускает при чтении наизусть 1-2 самостоятельно исправленные ошибки; читает наизусть недостаточно выразительно.
«3» ставится ученику, если он:
- читает, в основном, целыми словами, трудные слова по слогам;
- допускает 3-4 ошибки при чтении, соблюдении синтаксических и смысловых пауз, в IV классе – логических ударений;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного с помощью учителя;
- обнаруживает при чтении наизусть нетвердое усвоение текста.
«2» ставится ученику, если он:
- читает в основном по слогам, даже легкие слова;
- допускает более 5 ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз;
- отвечает на вопросы и пересказывает содержание прочитанного, искажая основной смысл, не использует помощь учителя;
- не знает большей части текста, который должен читать наизусть.
«1» ставится ученику, если он:
- затрудняется в чтении текста по слогам;
- допускает большое количество ошибок при чтении, искажающих смысл прочитанного;
- не отвечает на вопросы и не передает содержания прочитанного;
- не знает наизусть стихотворения.
29
Заключение
Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития.
Биологическое неблагополучие ребенка, являясь предпосылкой нарушения его взаимодействия с окружающим миром, обусловливает возникновение отклонений в его психическом развитии. Вовремя начатое и правильно организованное обучение ребенка позволяет предотвращать или смягчать эти вторичные по своему характеру нарушения.
Уровень психического развития пришедшего в школу ребенка с ОВЗ зависит не только от времени возникновения, характера и даже степени выраженности первичного (биологического по своей природе) нарушения развития, но и от качества предшествующего обучения и воспитания.
Диапазон различий в развитии детей с ОВЗ чрезвычайно велик: от практически нормально развивающихся, испытывающих временные и относительно легко устранимые трудности, до детей с необратимым тяжелым поражением центральной нервной системы. От ребенка, способного при специальной поддержке на равных обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками до детей, нуждающихся в адаптированной к их возможностям индивидуальной программе образования.
Представленная программа соответствует Федеральному компоненту стандарта образования и базисному учебному плану для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.
Важнейшим основанием для разработки специального образовательного стандарта является необходимость предусмотреть в структуре образования удовлетворение как общих со здоровыми сверстниками, так и особых образовательных потребностей, единых для всех группы и специфичных для каждой категории детей с ОВЗ.
Только удовлетворяя особые образовательные потребности такого ребенка, можно открыть ему путь к общему образованию.
31
Список использованной литературы
1. Алашеев С.Ю. Методические рекомендации по организации интегрированного образования детей с ограниченными возможностями здоровья / С.Ю.Алашеев, С.А.Ефимова, Т.Г.Кутейницына; Центр проф. образования Самарской обл. (Самара). - Самара: ПРОФИ, 2003. -76 с.
2. Бгажнокова, М.И. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида; 0–4 классы. Развитие устной речи [Текст] / под редакцией М.И. Бгажноковой. – М.: Просвещение, 2006.
3. Воронкова В.В., Пушкова И.Е. Чтение. Учебник для 2 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. М.: ВЛАДОС, 2004.-102 с.
4. Гайдукевич С.Е. Средовой подход в инклюзивном образовании // Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. Минск: Четыре четверти, 2007. - с. 34.
5. Годовникова Л.В. Условия интегрированного образования детей с нарушениями развития / Л.В.Годовникова // Педагогика. - 2008. - №: 8. - с. 36- 43.
6. Дубровская Т.А. Адаптация и реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие / Т.А.Дубровская, М.В.Воронцова, В.С. Кукушин; Министерство образования и науки РФ (М.); Российский гос. социальный ун-т (М.). - М.: Изд-во РГСУ, 2012. -363 с.
7. Инклюзивное образование: состояние, проблемы, перспективы. Минск: Четыре четверти, 2007.-145с.
8.Инклюзивное образование: право, принципы, практика: [пособие] / авт.-сост.: Н.В. Борисова, С. А. Прушинский. – М.: Транзит-ИКС, 2009. - 127 с.
9. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. 2-е изд. М.: Просвещение, 2010.-254с.
10. Лореман Т., Деппелер Д., Харви Д. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнообразия в общеобразовательном
классе / Пер. с англ. Н.В. Борисовой М.: РООИ «Перспектива», 2008.-64с.
11. Мали, Л.Д. Уроки развития речи в 1, 2, 3, 4 классе. Поурочное планирование и дидактические материалы [Текст] / Л.Д. Мали. - М.: Астрель, АСТ, 2006.
12.Насонкин В.В. Право детей с ограниченными возможностями здоровья на образование: проблемы и перспективы развития федерального законодательства//Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2009. – Т. 4. - № 4. – С. 41 – 55.
13. Планируемые результаты начального общего образования/Под ред. Г.С.Ковалевой, О.Б. Логиновой. 2е изд. М.: Просвещение, 2010.-с. 115-117
14. Развитие системы образования для детей с ограниченными возможностями здоровья: тематический раздел // Нормативные документы ОУ. - 2009. - №: 11. - C. 16-79.
15. Раздел I Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы// Интернет портал Правительства Российской федерации/Правительство России http://government. ru/gov/results/14607/
16. Семаго Н.Я. Инклюзивное образование. Выпуск 2. «Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ограниченными возможностями здоровья». М, «МИРОС», 2010. –с. 55-57
17. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Мин-во образования и науки Российской Федерации. - М.: Просвещение, 2011.
$LPTX^bfjnrvz~‚†ЉЋ’–љњ ¦Є®ІЪЮдиотшь
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·
·д