Урок по русскому языку «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.
4-й класс
Цели урока:
учить детей различать и проверять безударные окончания существительных одного и того же склонения;
формировать навык правописания окончаний существительных;
отрабатывать умение решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.
Ход урока
Организационный момент. Сообщение темы и целей урока.
На доске запись
Из реки Из избушки
По воде По комнате
На стекле На дереве
В степи В постели
Чем отличаются две группы слов?
(Ответы детей: в первом столбике имена существительные имеют ударные окончания, во втором – безударные окончания)
Тема нашего урока “ Правописание безударных падежных окончаний имён существительных”
II. Словарный диктант.
Учитель читает загадки, дети записывают отгадки. Подчёркивают орфограммы.
В жёлтом море корабль плывёт.Он идёт, волну сечёт. Из трубы зерно течёт. (Комбайн.)
Под Новый год пришёл он в домТаким румяным толстяком,Но с каждым днём он терял весИ наконец совсем исчез. (Календарь.)
Льётся речка – мы лежим.Лёд на речке – мы бежим. (Коньки.)
Замените одним словом:
Огородное растение семейства крестоцветных, растущие обычно кочаном. (Капуста.)
Откидной головной убор, пришитый или пристёгиваемый к вороту верхней одежды. (Капюшон.)
Клубнеплод семейства паслёновых с клубнями, богатыми крахмалом. (Картофель.)
Письменная принадлежность – деревянная палочка с графитом. (Карандаш.)
III. Работа по теме урока.
а) Работа с двумя группами слов
Из реки Из избушки
По воде По комнате
На стекле На дереве
В степи В постели
Существительные одного и того же склонения в одном и том же падеже имеют какие окончания?(Одинаковые. Ударные и безударные.)Какое окончание вызывает трудность для написания? (Безударное.)
Эту проблему можно решить следующим образом.
Существует главное правило правописания безударных падежных окончаний имён существительных:безударные окончания проверяй ударными в том же склонении, в том же падеже.
В каждом склонении “работают” слова – ключи
1-е скл. 2-е скл. 3-е скл.
Земля Конь Степь
Река Окно Печь
Вода
Алгоритм. (Запиши порядок выполнения шагов)
1 шаг. Определяю, к какому склонению относится слово. (Избушка – оконч.– а, 1 склонение)
2 шаг. Подбираю слово – ключ, ставлю его в ту же форму. (Река – из реки)
3 шаг. Если у слова – ключа окончание …..; значит, и в данном слове будет такое же окончание.
(Из реки – окончание ударное -и, значит, из избушки тоже пишется окончание –и)
Работая по алгоритму, ученики комментируют окончания в оставшихся именах существительных.
б) Работа по учебнику.
Чтение памятки на стр. 96.
Упражнение 184, стр. 96. (Задание: укажите падеж, склонение, выделите окончания)
в) Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имён существительных.
Выполняй нужные действия и заполняй графы таблицы.
Имя сущ. Нач. форма Род Скл. Слово – ключ Оконч.
в тетрад .. (где? в чём?) П.П.в альбом…из чашк..в бан..в океан…у дорог..по улиц.. тетрадь Ж.р. 3 склСтепь – в степи -и
IV. Физкультминутка.
Зайка серенький сидитИ ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)Вот так, вот такОн ушами шевелит!Зайке холодно сидеть,Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)Вот так, вот такНадо лапочки погреть!Зайке холодно стоять,Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)Вот так, вот такНадо зайке поскакать.Зайку волк испугал!Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
V. Закрепление изученного.
1) Выборочное списывание.
Выпишите все существительные, которые встретились в словах песни, укажите падеж, склонение)2) Игра “Допиши окончания”
Запись на доске.
Допишите окончания, применяя изученное правило, объясните написание изученных орфограмм.
На белой скатерт…. снегов видны следы рыс… От ёлк… к ёлк…. прыгает шустрая белка. На берёз… лежат пушистые шапки снега. Ветки пригнулись к земле от такой тяжест..
4) Творческая работа.
Составьте 3 предложения на тему “ Любимый питомец”, используя в предложениях существительные в косвенных падежах.
Укажите склонение и падеж существительных, выделите окончания.
VI. Домашнее задание.
Упражнение 185, стр.97.
VII. Итог урока.
– Как проверить написание безударных окончаний имён существительных 1,2,3 склонений?