Справочный материал для закрепления и контроля знаний по обществознанию по разделу общество


Характерные признаки ступеней развития общества:
традиционное (аграрное) –
господство сельского натурального хозяйства и примитивного ремесла;
преобладание экстенсивной технологии и ручные орудия
труда;
максимальное приспособление к окружающей среде и подчинение ритмам природы;
господство общинной, корпоративной, условной, государственной форм собственности;
частная собственность не является ни священной, ни неприкосновенной;
распределение материальных благ зависело от положения человека в социальной иерархии
структура общества сословно корпоративна, стабильна и неподвижна;
социальная мобильность фактически отсутствовала;
поведение человека регулировалось корпоративными нормами и принципами, обычаями, верованиями, неписанными законами;
в общественном сознании господствовал провиденциализм: социальная реальность, человеческая жизнь воспринимались как осуществление божественного помысла;
индивидуальность и самостоятельность не поощрялись: социальная группа диктовала личности нормы поведения;
число образованных людей было крайне ограниченным, а устная информация преобладала над письменной;
в политической сфере господствуют церковь и армия, а человек полностью отчуждён от политики;
власть представляется большей ценностью, чем право и закон;
общество чрезвычайно консервативно, стабильно и невосприимчиво к нововведениям и импульсам извне;
изменения в обществе происходят спонтанно, медленно, без сознательного вмешательства людей;
духовная сфера бытия приоритетна над экономической.
индустриальное ( техногенное, научно – техническое) –
экономическая база – промышленность, основанная на машинной технике;
в сельском хозяйстве резко повышается производительность труда и разрушается натуральная замкнутость;
экстенсивное хозяйство сменяется интенсивным, а простое воспроизводство – расширенным;
человек освобождается от природы и частично подчиняет её себе;
стабильный экономический рост сопровождается ростом реальных доходов на душу населения;
рушатся традиционные структуры и социальные перегородки, социальная мобильность значительна;
удельный вес крестьянства в составе населения резко сокращается и происходит урбанизация;
появляются новые классы – пролетариат и буржуазия, укрепляются средние слои, а аристократия приходит в упадок;
значительная трансформация системы ценностей;
человек автономен внутри социальной группы, руководствуется своими личными интересами;
индивидуализм, рационализм и утилитаризм становятся новой системой координат личности;
сознание освобождается от непосредственной зависимости от религии;
резко возрастает роль государства и постепенно складывается демократический режим;
в обществе господствует закон и право, а человек вовлекается во властные отношения в качестве активного субъекта;
высокий уровень развития средств связи и транспорта.
Постиндустриальное общество (информационное) –
сфера услуг выдвигается на первый план;
индивидуализация производства и потребления;
увеличение удельного веса мелкосерийного производства при утере господствующих позиций массовым;
ведущая роль науки, знаний и информации в обществе;
стирание классовых различий и сближение размера доходов различных групп населения;
ликвидация социальной поляризации и рост удельного веса среднего класса;
возрастающая зависимость повседневной жизни от информации.
Развитие общества. Прогресс.
10820402565402529839256540 модели развития общества
40824153130552396490313055510540313055 социальная статика социальная динамика нет движения, нет развития
239649027241518059402724154434840272415510540548640-1727835339090-1851660396240циклическая линейная (линеарная) спираль (нелинеарная) (цикличность)
-11849105588000развитие по прогресс регресс развитие как сложное кругу (простое движение движение повторение (соединение воспроизведе- вперёд назад цикличности и линейного ние). прогресса).
Прогресс – развитие, движение от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному.
23012402844804914902844802301240284480 области прогресса
экономический социальный научно – технический
9772652597152615565259715 формы социального прогресса
реформаторский (эволюционный), революционный, т.е постепенный т.е скачкообразный
Ученые о критериях прогресса
Ж. Кондорсе Развитие человеческого разума.
Вольтер Торжество разума и просвещения.
Ш. Монтескье Улучшение законодательства.
Ж. Ламетри, Д, Дидро, П. Гольбах, К. Гельвеций. Счастье и «разумный порядок»
К. Сен – Симон, Ш. Фурье, Р, Оуэн Счастье и отсутствие эксплуатации человека человеком.
Ф Шеллинг Постепенное приближение к правовому устройству.
Г. Гегель Сознание свободы. Зрелость свободы – показатель зрелости общества.
А. И. Герцен, Н. Г. Черны- шевский, В. Г. Белинский. Н. А. Добронравов. Развитие знаний, распространение просвещения.
К. Маркс Овладение природой, развитие производства (развитие производительных сил)

Закономерность развития общества
закон ускорения истории: на закон неравномерного каждую последующую стадию (экономического и политического) развития общества уходит развития общества. меньше времени, чем на предыдущую.
Линии сравнения Традиционное (аграрное, доиндустриальное) Индустриальное Постиндустриальное
(информационное)
Основной фактор производства
земля капитал знания
Основной продукт производства
пища Промышленные изделия услуги
Характерные черты производства Ручной труд Широкое приме-нение механизмов и технологий Автоматизация производства и компьютеризация общества
Характер труда Индивидуальный
труд Преимуществен-но стандартная деятельность Резкое повышение творческого начала в труде
Занятость
населения Сельское хозяйство – около75% Сельское хозяйст-во –около 10%, промышленность – около 85%, Сельское хозяйство –до 3 %, промышленность – около33%, услуги – около 66%.
Основной вид экспорта сырье Продукты производства услуги
Социальная структура сословия, классы, включенность всех в коллектив; замкну-тость социальных структур; низкая социальная мобильность Классовое деле-ние; упрощение социальной структуры; подвижность и открытость соци-альных структур Сохранение социальной дифференциации; рост численности сред-него класса; профессиональ-ная дифференциация в зависимости от уровня знаний и квалификации
Продолжительность жизни 40 – 50 лет Свыше 70 лет Свыше 70 лет
Воздействие чело-века на природу Локальное и не-контролируемоеГлобальное и не-контролируемоеГлобальное и контролируемое
Взаимодействие с другими странами Несущественное Тесная взаимосвязь Открытость общества
Политическая жизнь Преобладание монархических форм правления; полити-ческие свободы отсутствуют; власть выше закона и для нее не нужны обос-нования; сочетание самоуправляющихся общин и традици-онных империй. Провозглашение политических свобод ,равенства перед законом, демократические преобразования; власть не воспри-нимается как дан-ность, от нее тре-буется обоснова-ние права на ли-дерство. Политический плюрализм, сильное гражданское общество; возникновение новой формы демократии – «демократии консенсуса»
Духовная жизнь Господствуют тради-ционные религиоз-ные ценности; одно-родный характер культуры; преобла-дает устная передача информации; малое количество образо-ванных людей; борь-ба с неграмотностью. Утверждаются но-вые ценности про-гресса, личного ус-пеха, веры в науку; возникает и зани-мает лидирующие позиции массовая культура; подго-товка специалис-тов. Особая роль науки, образования; развитие индивидуализированного сознания; непрерывное образование.