Доклад на образовательном форуме Образование Куйтунского района по теме Цель и целепологание на уроках гуманитарного цикла
Доклад на тему «Цель и целеполагание на уроках гуманитарного цикла»
Цель - это то, к чему стремятся, что надо осуществить.
В педагогике целеполагание - это процесс выявления целей и задач субъектов деятельности (учителя и ученика), их предъявления друг другу, согласования и достижения. Оно должно быть субъектным и соответствовать планируемому результату.
Целеполагание – то, с чего начинается грамотное, продуктивное планирование
ПОМНИ: цели не рождаются по звонку на урок! Процесс целеполагания – процесс трудоемкий и времяемкий.
Если учитель поставит перед собой цель урока, не посвящая в нее учеников или не согласуя ее с ними, то ученики превратятся в средство ее достижения, в материал, который преобразуют для достижения заранее спланированного учителем результата. Чтобы избежать этого, важно продумывать различные приемы сообщения целей: устно, с помощью записи на доске, в опосредованной ненавязчивой форме в ходе диалога. При этом цели урока, проектируемые учителем, должны быть таковы, «как будто ученик сам себе их поставил, они понятны ему, очевидны, с интересом и охотой усвояемы». (С.И.Гессен)
Цели должны быть:
Диагностируемые. Диагностичность целей обозначает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Критерии измеримости бывают качественные и количественные. Конкретные. Понятные. Осознанные. Описывающие желаемый результат. Реальные. Достижимы, конкретны, т.е. контролируемы.
Побудительные (побуждать к действию).
Точные. Цель не должна иметь расплывчатые формулировки. Не следует употреблять такие расплывчатые выражения, как «узнать», «почувствовать», «понять».
Цели должны быть сформулированы продуктивно, т.е. «от ученика», с прогнозированием образовательного результата.
Для того чтобы цели преподавателя стали целями учащихся, необходимо использовать приемы целеполагания, которые выбирает учитель. Все приемы целеполагания классифицируются на:
1. Визуальные:
Тема-вопрос
Работа над понятием
Исключение
Домысливание
Проблемная ситуация
2. Аудиальные:
Подводящий диалог
Исключение
Проблема предыдущего урока.
Преподаватель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с помощью приемов целеполагания.
Легко заметить, что практически все приемы целеполагания строятся на диалоге, поэтому очень важно грамотно сформулировать вопросы, учить детей не только отвечать на них, но и придумывать свои.
Цель необходимо записать на доске (слайд). Затем она обсуждается, при этом выясняется, что цель может быть не одна. Теперь необходимо поставить задачи (это можно сделать через действия которые будут выполняться: читать учебник, сделать конспект, слушать доклад, составить таблицу, выписать значения слов и так далее). Задачи также записываются на доске (слайд). В конце урока необходимо вернуться к этой записи и предложить учащимся не только проанализировать, что им удалось сделать на уроке, но и увидеть, достигли ли они цели, а в зависимости от этого – формулируется домашнее задание.
Обязательными условиями использования перечисленных приемов является:
учет уровня знаний и опыта детей; доступность, т.е. разрешимая степень трудности; толерантность, необходимость выслушивания всех мнений правильных и неправильных, но обязательно обоснованных; вся работа должна быть направлена на активную мыслительную деятельность.
Поясним некоторые приемы целеполагания:
Тема-вопрос
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа.
Руководить процессом отбора может сам учитель при субъект-субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
Например, для темы урока "Иван Грозный – кто он? Великий политический деятель или тиран?" построили план действий:
1. Повторить знания о личности Иване Грозном.
2. Определить политику Ивана Грозного.
4. Определить закономерность изменений в политике, сделать вывод.
Это сформулированы конкретные учебные цели.
Работа над понятием
Учащимся предлагаю для зрительного восприятия название темы урока и прошу объяснить значение каждого слова или отыскать в "Толковом словаре". Например, тема урока " Семья и семейные отношения". Далее, от значения слова определяем цель урока.
Домысливание
1. Предлагается тема урока « Моя Родина – Россия» и слова "помощники": Повторим, изучим, узнаем, проверим.
С помощью слов "помощников" дети формулируют цели урока.
Приемы целеполагания формируют мотив, потребность действия. Ученик реализует себя как субъект деятельности и собственной жизни. Процесс целеполагания–это коллективное действие, каждый ученик – участник, активный деятель, каждый чувствует себя созидателем общего творения. Дети учатся высказывать свое мнение, зная, что его услышат и примут. Учатся слушать и слышать другого, без чего не получится взаимодействия.
Именно такой подход к целеполаганию является эффективным и современным.
Памятка "Цели урока"
Учебные цели1) Формировать знания учащихся о…2) Способствовать усвоению учащимися знаний о…3) Закрепить знания о…4) Обобщить и систематизировать знания учащихся о…5) Подвести учащихся к выводу о…6) Обеспечить усвоение учащимися7) Проконтролировать степень усвоения знаний, умений и навыков, изученных, сформулированных на предыдущих уроках8) Уяснить сущность9) Усвоить учащимися материал о10) Изучить11) Раскрыть основные особенности и главные итоги12) Раскрыть сущность и значение13) Показать роль14) Ознакомить учащихся с…15) Повторить и закрепить16) В ходе изучения учебного материала раскрыть (уяснить, обеспечить понимание)17) Формировать глубокую убежденность в…18) Стимулировать активность19) Углубить и расширить знания о20) Добиваться более полного усвоения21) Расширить представления о22) Раскрыть закономерности23) Актуализировать знания учащихся по24) Проверить степень овладения25) Проверить глубину усвоения (осмысления) знаний по26) Выяснить причиныРазвивающие цели (навыки)1) Учить учащихся анализировать2) Учить применять знания при выполнении3) Формировать умения добывать самостоятельно знания о4) Продолжить формирование умений конспектировать учебный материал, составлять план, пользоваться таблицами. Осуществлять самоконтроль5) Учить учащихся оценивать6) Развивать умения работать в коллективе, в парах, индивидуально…7) Продолжить развитие умений сравнивать, выявлять различия…8) Способствовать выработке умения выделять главное в учебном материале9) Развивать умение выделять главное10) Учить логически излагать…11) Учить преодолевать трудности в учении12) Учить дискутировать13) Развивать интерес к учению14) Развивать познавательные интересы учащихся15) Учить выполнять творческие задания16) Учить правильно строить вывод, критически осмысливать высказывания других, отстаивать свою точку зрения, правильно строить доказательство или опровержения…17) Учить комментировать18) Учить обобщать результаты урока19) Учить работать с книгой, справочником, периодической печатью20) Тренировать память, вниманиеВоспитательные цели1) Воспитывать чувство гордости за успехи Родины2) Воспитывать желание достичь наивысших успехов в развитии, чтобы приносить пользу Родине3) Воспитывать ответственное отношение к выполнению домашнего задания4) Воспитывать дисциплинированность и собранность, честность и усердие5) Воспитывать бережное отношение к имуществу школы и учебным пособиям6) Воспитывать максимальную трудоспособность на уроке7) Воспитывать чувство долга, ответственности, трудолюбия,
добросовестности8) Воспитывать озабоченность трудами товарищей, с радостью сопереживания их успехам9) Воспитывать скромность, требовательность к себе, чувство собственного достоинстваЗадачи1) Формировать такие качества личности как творческий подход к решению познавательных задач2) Формировать четкость и организованность в труде, умение контролировать свою деятельность, оценивать ее, проявлять коллективизм и взаимопомощь3) Воспитывать благожелательное отношение, определяющее характер взаимоотношений в коллективе4) Формировать психологический климат, оказывающий положительное влияние на характер