Доклад Воспитание патриотизма и гражданственности в общеобразовательной школе для слабовидящих детей


ГС (К) ОУ «Петровск-Забайкальская школа-инернат для детей с ОВЗ»
ДОКЛАД
«Воспитание патриотизма и гражданственности в общеобразовательной школе для слабовидящих детей»
Автор: Макарова Елена Ивановна
Петровск-Забайкальский
2015г.
1
План:
1.Патриотическое воспитание, как важнейший фактор в образовании.
2.Краеведская работа в 50-80-е гг XX в.
3. Краеведческая работа на современном этапе.
2
Формирование патриотизма и гражданственности у современного поколения сегодня выглядит , как острая потребность общества и государства. Массовое понимание того, что без любви и уважения к месту, где ты живёшь, без огромного желания делать что-то полезное для страны, пришло в наше общество после 90-х гг. XX в.После неограниченной свободы слова и гласности большинство людей осознало, что было потеряно что-то значимое.. невозможно построить современное гражданское общество без определённых нравственных идеалов. Поэтому вопрос о воспитании гражданственности является основополагающим в работе нашей школы.
Дети, изучающие историю родного города или села, подвиги своих земляков и их трудовые будни, будут совсем иначе относиться и к памятникам истории и культуры, и к людям среди которых они живут.
1.11.1950 г.состоялось открытие областной школы для слепых детей в здании по ул.Горбачевского. Именно с этого момента начинается патриотическое воспитание школьников. Совсем недавно отгремела война, тысячи солдат вернулись домой, другие остались навсегда на полях сражений. Третьи с огромными лишениями ковали победу в тылу. Все эти люди стали примером стойкости и мужества для детей нашей школы. Тема Великой Отечественной Войны станет ключевой в воспитании на много лет. Проводились различного рода мероприятия : часы мужества, встречи с ветеранами, митинги, шествия, соцсоревнования и другое.
Наибольшая активность по воспитанию патриотизма была достигнута в 60-80-ее гг. под руководством участника ВОВ , директора школы уже слабовидящих детей, Соболева Николая Васильевича. С большой самоотверженностью и оптимизмом краеведческой работой занимался весь коллектив школы: и взрослые и дети. Среди педагогов активной гражданской и патриотической работой занимались: Соболев Николай Васильевич ,Губенин Степан Степанович, Максимова Ольга Ивановна, Успасская Руфина Николаевна, Маева Нина Ивановна и другие учителя и воспитатели.
Велась активная поисковая работа. В нашем городе по инициативе Николая Васильевича вёлся розыск захоронений воинов, умерших от ран в госпиталях г.Петровска-Забайкальского. Эти захоронения конечно же были найдены . На месте захоронений в разные годы установлены обелиски, первый в 1964г. Вот уже 50 лет дети и взрослые школы слабовидящих шефствуют над этими захоронениями. Ежегодно накануне Дня Победы там очищается территория, подбеливаются памятники, возлагаются венки или гирлянды и обязательно проводится митинг в честь этого великого дня. Ещё одним важным моментом, касающимся войны стало открытие в 1975г. школьного Музея Боевой Славы. В связи с политическими
3
переменами в нашей стране, а в также в связи с переездом школы в другое здание упомянутый Музей не был сохранён. И очень жаль !!! Так как по отзывам школьников тех лет ( по воспоминаниям Дорошева Виктора Михайловича, Киселёвой (в девичестве Колобовой) Светланы Ивановны) музей располагал солидными экспонатами и выставочными стендами. Данный музей с удовольствием посещали взрослые и дети из других школ города.
Кроме указанных направлений существовали в школе и другие. В школьном архиве имеются очень ценные документы по поисково-патриотическому направлению:
1)Фотографии и переписка с родственниками воинов, погибших от ран (Сивцовы, Матюковы).
2) Фотографии и переписка с родственниками краснодонских молодогвардейцев ( С матерью Ивана Земнухова, имеется фото Вани и его стихотворение).
3) Фотографии и переписка с Алексеем Маресьевым.
Также проводилась поисковая работа по изучению биографий красных партизан времён Гражданской войны. Материал школьного архива до конца по данному вопросу ещё не изучен.
3)В 90-е гг. краеведческая работа приобрела более приглушённый характер. Также проводились беседы и уроки мужества с ветеранами ВОВ, воинами-интернационалистами, но поисковая работа не возобновлялась. Причин несколько:
1) Изменение приоритетов в образовании, вызванных политическими изменениями в России.
2) Ветеранов и их родных, с кем велась ранее переписка осталось очень мало или почти не осталось совсем.
Тем не менее коллективом педагогов школы было решено создать школьный музей, который стал бы хорошим подспорьем в образовании и воспитании детей.
12.10.2012г. был образован детский этнографический музей «Народы Забайкалья». Основными разделами являются: «Семейские», «Казаки», «Буряты», «Эвенки». Так в нашей школе обучаются дети со всего Забайкальского края, то работа в этом направлении представляется очень перспективной и интересной. Доказательством тому служат первые два раздела, экспонаты в них поступали со всех районов нашего края. Особенностью нового школьного музея является его «доступность», большую часть экспонатов можно посмотреть и потрогать руками, в отличие от других музеев. И обязательно при изучении определённого народа дети осваивают забытые ремёсла( прядение на прялке, ткачество на бердо,
толчение зерна в ступе).
Продолжаем работу, начатую более полувека назад -изучаем
4
биографии своих земляков и стараемся представлять нашу школу в различных конкурсах, семинарах, фестивалях по итогам этих изысканий. Например, Работа Саши Руббы была представлена на международном конкурсе (О С.Р.Лепарском), работы Тани Табакиной ( о казаке лейбгвардейце Шелопугине П.Г.)Артёма Шатохина (об истории своей семьи), Яны Исаевой (стихотворение) на краевом казачьем конкурсе. Все работы были отмечены грамотами и ценными призами.
Гражданско-патриотическая работа в школе переживает новый, только зарождающийся этап. Но все вместе, с огромным желанием изучить наш край и сделать его процветающим, и взрослые и дети стремятся, чтобы патриотическая работа не угасала.