Активные формы и методы обучения на уроках гуманитарного цикла


Активные формы и методы обучения на уроках гуманитарного цикла. (СЛАЙД 1)
 В условиях социально-экономических преобразований в современном обществе предъявляются повышенные требования к адаптационным возможностям человека.   У лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе с нарушениями слуха, процесс социализации затруднен и специфичен. Следовательно, перед педагогами коррекционной школы стоит задача обеспечить не только усвоение учебной программы, но и всестороннее развитие личности обучающегося, в первую очередь развитие социально значимых умений и навыков, умение реализовывать свой творческий потенциал.
На мой взгляд, этому эффективно способствуют активные формы и методы обучения. (СЛАЙД 2) Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.
(СЛАЙД 3)Так, на уроках гуманитарного цикла используется:
Работа со справочным материалом;
Составление деловых бумаг;
Работа с электронными презентациями;
Задания на развитие логического и творческого мышления;
Деловые игры;
Сюжетно-ролевые игры;
Драматизация.
Работа со справочным материалом предполагает усвоение учащимися навыка активного пользования справочной литературой (словарями, энциклопедиями, справочниками и прочей подобной литературой). Умение пользоваться словарём имеет большое социальное значение. Такую работу регулярно проводят учителя русского языка и литературы Вольская В.Н., Байганина Е.М. и Егорычева О.С. Большую результативность этот вид работы имеет при организации его в библиотеке или компьютерном классе, когда учащиеся имеют возможность обратиться сразу к нескольким источникам. Так, например, при изучении рассказа Евгения Андреевича Пермяка «Чужая калитка» учащиеся 6 «Б» класса столкнулись с непонятным для них словом «щеколда». Для расширения словаря и развития навыка самостоятельно добывать знания ученикам было дано задание уточнить произношение слова и найти его толкование по словарю. Из орфоэпического словаря узнали, что ударение в слове падает на гласный О. Из словаря Ожегова и Толкового словаря русского языка ребятами была получена информация о значении слова. Затем после знакомства с иллюстрацией щеколды было предложено составить словосочетания и предложения с этим словом (Железная щеколда. Металлическая щеколда. Закрыть дверь на щеколду.) (СЛАЙД 4) Урок русской литературы в 6 «А» классе, учитель Байганина Е.М. Подобная работа проводится при изучении рассказа Л.Н. Толстого «Весна». Ученики работают над словами наст, жнивьё, соха и борона.
Необходимость составлять различные виды деловых бумаг возникает у учащихся сразу же, как только они закончат школу. В самостоятельной жизни им потребуется умение писать заявление, автобиографию, доверенность, расписку, адрес на почтовом конверте, заполнять различные анкеты и бланки. Устранить пробелы в этой области знаний помогает изучение деловых бумаг, которое ведётся параллельно на уроках казахского и русского языка и подводит учащихся через изучение содержания, составление по образцу и тренировочные упражнения к самостоятельному их составлению. (СЛАЙД 5,6) Так, например, на уроке русского языка в 7 «А» классе (учитель Байганина Е.М.) была изучена тема «Поздравительная открытка», на котором учащиеся составили текст поздравления своих родных с праздником Наурыз. А на уроке казахского языка (учитель Кушкинбаева Б.Т.) тот же самый текст учащиеся с помощью педагога перевели на казахский язык и получили возможность поздравить своих близких на казахском языке. (СЛАЙД 7) Подобная работа проводится при изучении всех деловых бумаг. 8 «А» класс. Тема «Автобиография».
Работа с электронными презентациями представляет собой постепенный переход от работы с готовыми слайдами к самостоятельному их проектированию в старших классах. Мною было разработано электронное пособие для уроков русской литературы. В нем собран материал о 22 писателях и поэтах, изучаемых в 6 классе. Материал был подобран в прямой зависимости от программных рекомендаций по изучаемому произведению каждого автора. На данном этапе, т.е. в 6 классе, учащиеся, анализируя слайды, составляют конспект по теме урока, отмечая точность и лаконичность отобранного материала. Проводится постепенная подготовка к составлению проектов слайдов с ответами на вопросы на доске и в тетрадях. Вопросы могут касаться самых разнообразных тем: истории создания произведения, основных его проблем, характеристик героев и другой информации необходимой при изучении произведения. (СЛАЙД 8) Так, при изучении рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Игренька» в 6 «Б» классе учащиеся были ознакомлены с основными моментами жизни и творчества писателя по презентации. Было дано задание ответить на вопросы, составив краткую запись в тетради. (СЛАЙД 9) Итогом изучения произведения было творческое задание: ответить на вопрос «Какие качества характера мамы Люси помогли Игреньке подняться на ноги?» и оформить свой ответ в тетради в виде слайда из презентации.
Таким образом, учащиеся овладевают умением структурировать полученную информацию, оформлять ее графически, активизируя при этом познавательную деятельность и творческий потенциал.
В качестве заданий на развитие логического и творческого мышления учащимся предлагаются такие виды работ, как:
Отгадывание загадок, ребусов и кроссвордов. (СЛАЙД 10)
Составление кластера. (СЛАЙД 11)
Заполнение диаграммы Венна. (СЛАЙД 12)
Работа над синквейном. (СЛАЙД 13)
Творческие задания. (СЛАЙД 14)
Хотелось бы особо отметить влияние сюжетно-ролевых и деловых игр на процесс обучения. Целью обращения к игровым технологиям на уроках гуманитарного цикла является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их и перевод в опыт. Благодаря этим играм учащиеся преднамеренно оказываются в той ситуации, с которой они вероятно столкнутся в реальной жизни. И, как следствие, овладевают различными моделями поведения. Ролевая игра организовывается так, чтобы её содержанием являлись отношения между людьми, подчиненные правилам общества. (СЛАЙД 15)Учителем Утегуловой К.Н. в 9 «Б» классе был проведён урок в форме деловой игры «Выборы директора школы». Перед учащимися была смоделирована ситуация не только участия в выборах, но и выступления в качестве кандидатов на должность директора школы. После выступления претендентов со своими предвыборными программами учащиеся приняли участие в голосовании.
В 5 классе на уроке жестовой речи (учитель Егорычева О.С.) ребята с удовольствием принимали участие в таких играх, как «В поликлинике», «День рождения», «Магазин» и др., проявляя большую заинтересованность и предлагая свои варианты развития сюжета.
Чем чаще проводятся такие игры, тем легче детям с нарушением слуха будет ориентироваться в жизненных ситуациях, т. к. именно во время игры у них развивается представление о социальном устройстве взаимоотношениях между людьми.
Драматизация - это комплексный подход, который активизирует лексику и коммуникативные навыки ребенка, исключает механическое воспроизведение материала и подразумевает креативное усвоение речи на основе художественных литературных произведений.
В процессе драматизации учащиеся как бы проживают какой-то эпизод из жизни героев, пытаются почувствовать его характер, настроение, понять мотивы тех или иных поступков. Целесообразно предложить ребятам представить себя на месте персонажа и спрогнозировать свои действия. Такая работа, несомненно, приближает детей с ограниченными возможностями к жизни, учит разбираться в характерах людей, понимать их.
(СЛАЙД 16) Урок казахского языка в 4 «Б» классе, учитель Увалиева У.С. Сценка «К нам в гости пришла весна».
(СЛАЙД 17) Урок казахской литературы в 5 «А» классе, учитель Вольская В.Н. Драматизация по произведению Карпова «Бияз».
(СЛАЙД 18) Урок русской литературы в 8 «Б» классе, учитель Байганина Е.М. Драматизация по роману Пушкина «Дубровский».
Следует отметить, что в последнее время драматизация используется всё реже. Этот вид работы должен снова стать востребованным в нашей школе, так как он является очень эффективным, интересным и продуктивным.Таким образом, активные формы и методы обучения способствуют всестороннему развитию личности, умеющей реализовывать свой творческий потенциал, самостоятельно принимать решения и находить выход  из сложившихся ситуаций; формированию нравственных позиций по отношению к обществу, а значит, облегчает вхождение учащегося с нарушением слуха в сложный социальный мир.