Творческие формы опроса на уроках гуманитарного цикла.Обобщение опыта работы.

ТВОРЧЕСКИЕ ФОРМЫ И ПРИЕМЫ ОПРОСА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Одной из главных целей современного образования, обеспечивающей эффективную интеграцию студента в общество, является формирование установки на творческую деятельность. Поэтому одной из социально значимых целей современного учебного процесса является развитие творческой личности в процессе обучения и воспитания. На уроках русского языка и литературы есть большая возможность творить, и на своих уроках я стараюсь создать условия для творчества, то есть условия внутренней свободы.
Представленный опыт интересен тем, что позволяет рассмотреть особенности творческих форм и методов опроса на уроках русского языка и во внеурочной деятельности. А таковыми являются такие методы и формы обучения, где увеличена степень самостоятельности учащихся, осуществляется индивидуальный подход, развиваются творческие способности каждого студента.
Основными принципами, которыми я руководствовалась в подборе материала для работы, стали следующие положения, рекомендуемы Программой общеобразовательных учреждений,
- использовать дидактический принцип «единство интеллектуального и эмоционального (методическое свойство многогранности) решается в пользу эмоционального, которое и дает толчок интеллектуальному, нравственному, творческому началу»,
- обучать на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности,
- в творческой деятельности придерживаться цели: освоение коммуникативной функция языка (адекватного его восприятия и пользования).
Предполагаемый результат деятельности – в повышении интереса к предмету, в творческой активности студентов на уроках и внеклассных занятиях, в умении  самостоятельно мыслить, в коммуникативной  активности, стабильности результатов обучения.
Данный опыт доступен любому пеподавателю и рассчитан на студента любого уровня.
Все используемые методы и приемы я классифицировала следующим образом :
1) Игра. 2) Творческие работы. 3) Использование ИКТ. 4) Метод проектов. 5) Исследовательская деятельность. 6) Элементы проблемного обучения.
Нельзя предварительно не сказать о том, что cответственно методам и приемам применяются и технологии – игровая, проблемного обучения, проектная, исследование, современные информационные технологии, развивающая. Приоритетной нет, потому что преподавание русского языка подразумевает работу с комплексом технологий, с элементами их, что, на мой взгляд, является наиболее результативным, нежели зацикливание на какой-то одной. В таком случае студенты могут, например, в совершенстве овладеть технологией решения проблемных ситуаций или написания исследовательских работ, а творческие работы будут, что называется, западать.
А) Игра.
Все игровые элементы я поделила на несколько групп:
Дидактические игры.
«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
«Корректор». Исправьте речевые ошибки.
«Переводчик». Замени иноязычное фразеологизм синонимичным русским.
«Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
«Корреспондент». Берем интервью у соседа по парте и оформляем в тетради.
Интерактивные приемы: забавные рисунки к правилу, весёлые стихи, облегчающие усвоение правописания, лингвистические сказки, ассоциации, игра в  эпитеты и сравнения.
Интеллектуальные игры по типу «Своя игра», « Как стать миллионером».
Ситуационные игры:
«Взрыв интеллекта». Поэтому я использую различные формы опроса. Одним из эффективных считаю неожиданный блицопрос: он показывает реальные знания студентов; система таких вопросов формирует в учащемся способность быстро мобилизовать имеющиеся знания, умения, навыки; держит студента в постоянной интеллектуальной готовности, что потом пригодится в ситуации экзамена.
«Доверяй, но проверяй». Иногда я допускаю ошибки (речевые в диктанте, фактические и логические в различных утверждениях). Задача группы- найти и исправить. В результате развивается внимание, студенты учатся критически оценивать преподносимую информацию
«Спасатели». Отвечающему ученику (особенно слабому) на уроке помогает не учитель, а «консультант-спасатель». Получается, что ребята отвечают вдвоем или даже втроем. Благодаря этому способу вырабатывается чувство коллективизма, ребята находятся в постоянном интеллектуальном напряжении, готовы помочь. Это особенно эффективно срабатывает в случае разделения группы на рабочие подгруппы.
Результативность игровой технологии: приобретение конкретных практических навыков, закрепление их, перевод знаний в опыт. пробуждение интереса к урокам русского языка, выявление интересного в языке с помощью необычных, занимательных приемов и форм работы, развитие памяти детей, внимания, сообразительности, общего кругозора.
Б) Творческие работы.
«СПИЧ о русском языке».
По определённому алгоритму студенты должны составить краткое устное сообщение на тему необходимости изучения русского языка специалисту его профиля. Как правило, эта работа делается вначале изучения курса русского языка и культуры речи, т.о. студент самостоятельно мотивирует себя на изучения этого предмета.
Сочинения.
Выделяются две основные группы тем: репродуктивная и творческая. Темы первой группы предполагают раскрытие какого-либо отдельного факта, явления, связанного с опытом ребят или отдельным учебным предметом. Вторая группа – темы творческие, написание которых требует от студента творческой переработки всего фонда полученных знаний.
«Автобиография», «Когда мои друзья со мной», «Храни меня, мой талисман», «Помни имя твоё» и т.д. Богатая фантазия, образность мышления находят своё выражение: студенты «оживляют», «очеловечивают» неодушевленные предметы, задумываются о близких людях, о себе, и пытаются по-новому взглянуть на привычные вещи. Ребятам нравятся такие уроки творчества. Они творят, не боясь получить плохую оценку за грамотность. Как правило, я оцениваю только содержание и оригинальность сочинений.
Прием  написания  письма  литературному  герою или от имени литературного  героя, письма самому  себе, учителю помогает учащимся ощутить уместность или неуместность употребления тех или иных языковых средств в зависимости  от темы обращения.
« Письмо младшему брату о воспитанности» ( сравнительный анализ писем А.П.Чехова и А.С.Пушкина о том, как надо вести себя в обществе). Это могут быть также дневниковые записи литературных героев (эпистолярный жанр сохраняется) проводила урок, где обсуждались речевые ошибки (на примерах, подобных тем, что были в их текстах).
«Письмо В.С.Высоцкому» (как ответ на стихотворение «Ребята, напишите мне письмо.»)
«Письмо - обращение о необходимости изучения русского языка» (от имени разных персонажей к разным адресатам в зависимости от жеребьёвки) :
Арина Родионовна мальчику-Пушкину.
Пётр1- боярам.
Тургенев И.С.- дочери Полине.
Президент – своему народу.
Председатель комиссии по этике - депутатам Государственной Думе. И т.д.
Работа с текстом.
Алгоритм работы таков:
Берем любой текст, отрывок из художественного произведения.
Например, А.Фет «Шепот. Робкое дыханье.» Раздаю тексты студентам. Строфы в них даны вразброс. Студенты поделены на группы (не более 4 человек). Группы получают задание: Задача – составить стихотворение целиком, исходя из рифмы, ритма, и логики повествования, пронумеровать предложения и придумать к тексту название. Уточняю, что эти задания потом будут озвучены в классе.
Очень часто использую для подобной работы стихи ленинградского поэта О.Григорьева - неисчерпаемый кладезь богатого русского языка.
Окошко. Стол. Скамья. Костыль.
Селедка. Хлеб. Стакан. Бутыль.

Бабушка

Старая, слабая бабушка
Оставила дома ключик.
Звонила старая бабушка,
Но не открыл ей внучек.
Старая бабушка ухнула,
В дверь кулаком бахнула,
Дубовая дверь рухнула,
Соседка на кухне ахнула,
Качнулся сосед на стуле,
Свалился с кровати внучек.
Упала с полки кастрюля
И бабушкин маленький ключик.
Создание синквейнов
Синквейном называется нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк («синквейн» от фр. «пять»). Эта стихотворная форма возникла в 20 веке США под влиянием японской поэзии (хокку и танка), а позднее стала популярной и в России.
Синквейн пишется по определенным правилам:
1. На первой строке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.
2. На второй строке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему сиквейна.
3. Третья строка – три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
4. На четвёртой строке размещается целая фраза – афоризм, при помощи которого нужно выразить своё отношение к теме. Таким афоризмом может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учеником фраза в контексте с темой.
5. Пятая строка включает слова-резюме, которое даёт новую интерпретацию темы, выражает личное отношение автора синквейна к теме.
I
Русский язык.
Национальный, основной.
Является, практикуется, забывается.
Единственный государственный язык России.
Славяне.
II
Русский язык.
Великий,могучий
Развивается, вдохновляет,поражает
Крупнейший язык всего мира.
Гордость.
III
Русский язык.
Трудный,вечный.
Звучит,обучает,живёт.
Это мой родной язык.
Россия.
Результативность.
Творческие работы способствуют литературному и общему развитию студентов, их нравственному воспитанию, формированию у них
эстетического вкуса, формируют личность студента в целом (творческое мышление, эмоциональное восприятие); могут являться оценкой результативности обучения по всем направлениям (образование, развитие, воспитание); развивают монологическую и диалогическую речь.
В)Исследовательская деятельность.
На учебных занятиях в силу экономии времени можно проводить лишь мини-исследования. В качестве примера предлагаю урок русского языка и литературы по теме «Анализ лингвистического текста».
На этом уроке использовалось мини - исследование. Студентами был проведён самостоятельный анализ языкового материала, ими были сделаны самостоятельные выводы по теме. Учитель на таком уроке выступает в качестве координатора процесса познания. А у студентов есть возможность почувствовать себя первооткрывателями. При таком психологическом настрое учебный материал усваивается очень хорошо. Об этом свидетельствуют первичное закрепление и контроль на самом занятии (почти все студенты за домашнее задание получили только «хорошо» и «отлично»).
Такие же мини-исследования можно предлагать способным ученикам в качестве самостоятельной работы на уроке и дома. Заниматься же серьёзной исследовательской работой можно лишь во внеурочное время. Но нужно помнить, что исследовательскую деятельность предваряет большая предварительная работа: письменные и устные задания; вопросы, помогающие выявить уровень владения знаниями и умениями по русскому языку; способности и интересы студентов; обсуждение лингвистических работ; выполнение упражнений, моделирующих исследование; выполнение заданий и задач на систематизацию теоретических знаний о языке, заданий, нацеливающих учащихся на самостоятельный подбор языкового материала.
Я использую исследовательскую деятельность как индивидуальную форму работы с одарёнными студентами не один год и могу уже сделать однозначный вывод: студентам нравится заниматься исследовательской деятельностью. Эта деятельность, действительно, развивает учащихся всесторонне. Мы совместно выбираем актуальную тему для исследования, разрабатываем план работы, студенты много работают самостоятельно, подбирая нужный материал, выдвигаем гипотезу, ищем на неё ответы, спорим. В итоге создаётся исследовательская работа, за которую мы оба испытываем гордость, но студент в большей степени, безусловно. Примером этому может быть исследовательская работа на тему «Слова-паразиты в речи известных политиков ». Также с большим интересом дети проводили исследование на тему «Соответствие вербальных и невербальных высказываний кандидатов в Президенты РФ» (анализ телевизионных выступлений М.Прохорова, В Жириновского, В.Путина).
Результативность.Переходя от этапа к этапу, студент учится: работать с первоисточниками; наблюдать явления, факты; объяснять их, сопоставлять, видеть противоречие; формулировать гипотезу; обобщать материал и представлять его в виде текста.
Г) Применение ИКТ.
Формы работы:
1. Создание презентаций на заданную тему.
2. Работа с презентациями на уроке.
3. Поиск и отбор материала в Интернете.
4. Интернет-диктанты (gramota.ru)
5. Создание текстовых файлов.
6. Просмотр фильмов и роликов с дальнейшим обсуждением
7. Работа с интерактивными слайдами.
8. Сдача конспектов и рефератов через электронную почту с последующим обсуждением на уроке.
Использование данной технологии позволяет: 1.Значительно сэкономить время на уроке . 2.Повысить уровень наглядности в ходе обучения. 3. Внести элементы занимательности, оживить учебный процесс.
Результативность: увеличивается скорость овладения учебным материалом; наблюдается положительная динамика движения студентов из групп со слабой и средней успеваемостью в группы со средней и высокой успеваемостью; при составлении презентаций, фильмов, рефератов развивается творческая активность; в исполнительной основе действий наблюдаются положительные сдвиги, что сказывается на уровне общей грамотности (уменьшается количество орфографических ошибок, реже применяются исправления);
Д) Метод проектов.
Проектная методика является одной из форм организации исследовательской познавательной деятельности, в которой студенты занимают активную субъективную позицию. Тема проекта может быть связана с одной предметной областью или носить междисциплинированный характер, например : «Виды подчинительной связи в словосочетании», «Глагол» (можно взять любую часть речи), «Орфограммы корня», «Собственные имена существительные».
Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статья, рекомендации, альбом, коллаж и многие другие. Разнообразны и формы презентации проекта: доклад, конференция, конкурс, праздник, спектакль. Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний, навыков и умений и их творческое применение в новых условиях.
Результативность.
В результате работы над проектом студент овладевает следующими навыками: самостоятельной работы с источниками информации; самостоятельного принятия решений; коммуникативности, мыслительной деятельности при проектировании, анализа и рефлексии.
Е)Элементы проблемного обучения.
Основные используемые формы и приемы: проблемные вопросы, проблемные ситуации, куда обязательно входят целеполагание (постановка целей и задач из темы урока) и поляризация мнений (группы должны доказать правоту противоположных мнений)..
К проблемной технологии преподавания можно отнести и задания, связанные с различными видами разборов на уроках русского языка (это универсальный способ систематизации изученного материала во всех классах), которые помогают развитию логики мышления студентов.
«Включение» ученика в процесс добывания знаний начинаю с первого занятия. Стараюсь, чтобы ребята самостоятельно выводили правила (эта работа заложена в параграфах учебника - материал для наблюдений),или сами придумывали на них стихи-«запоминалки»
Корень.

Общая часть
Родственных слов
Корнем зовется –
Ответ наш готов.

Помни: в слове –ЖИ и ШИ
Только через И пиши.

Результативность: развитие мышления и способностей студентов, развитие творческих умений; усвоение ими знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении; воспитание активной творческой личности студента, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.
Заключение.
Подводя определённые итоги под своей работой, хочу обратить внимание на следующее: вся моя деятельность как преподавателя гуманитарных дисциплин направлена на поддержание и развитие самостоятельной, активно развивающейся творческой личности, способной к самореализации в обществе. Для достижения этой серьёзной цели я стараюсь создать на своих занятиях нужные условия для самовыражения студентов, использую различные педагогические технологии и приемы для развития творческого и интеллектуального потенциала студентов.