Диалоговые формы работы на уроках гуманитарного цикла как основа успешного включения учащихся в социум

Лысова Татьяна Викторовна, учитель истории и обществознания,
Зобнина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Основная общеобразовательная школа №19» (г. Бийск)
«Диалоговые формы работы на уроках гуманитарного цикла как основа успешного включения учащихся в социум»
В современном информационном обществе существует определенный дефицит живого общения. Одной из важнейших задач педагога является задача научить будущих полноправных граждан нормам взаимодействия в коллективе и в обществе. Современные дети, свободно чувствующие себя в виртуальном пространстве, порой не могут найти общий язык даже с близкими людьми, испытывают трудности при предъявлении своих потребностей, что ведет к психологическим срывам и разрушению целостности личности, провоцирует трудноразрешимые конфликты в обществе.
Информационная среда современности включает в себя широкий спектр визуализации: это и телевидение, и интернет-ресурсы, и компьютерные игры, и новый виток развития киноиндустрии (3Д-5Д). В этой ситуации, наглядность на уроке, которая в былое время являлась основой детского восприятия, в настоящий момент, зачастую, является отвлекающим фактором. Современные школьники, в большей мере являются визуалами и воспринимают информацию, разглядывая картинки – глянцевые журналы, рекламные плакаты, неоновые вывески, билборды. Это приводит к тому, что словесная информация уходит на второй план, дети перестают слышать и понимать, затрудняются в выражении своих чувств и мыслей.
У ребенка, не умеющего слушать и слышать, плохо развиты речь, внимание, страдает его уровень понимания окружающей действительности. Поэтому очень важно в педагогической деятельности повернуть ребят лицом друг к другу, научить слушать друг друга, доказательно высказывать свои мысли, определять и отстаивать свою позицию, свой взгляд на что-либо, не унижая достоинство собеседника, не используя физическое и психологическое насилие. Современное общество заинтересовано в том, чтобы составляющая его личность была свободная, развитая, адекватно понимающая насущные проблемы и умеющая их решать, без проявления экстремизма.
Если раньше общество утверждало идеи коллективизма, во главу угла ставило общее, а не частное, то современный социум нацеливает каждого на удовлетворение индивидуальных потребностей, признает главным личные достижения. В связи с этим возрос эгоцентризм современного ребенка, он нацелен только на себя, пытается проявить и реализовать свои желания и стремления, забывая о нуждах и потребностях окружающих его людей. С другой стороны, ребенок, оказавшийся в подобной ситуации, испытывает психологический дискомфорт, боится не оправдать ожидания своих родителей, стать посмешищем в кругу друзей, оказаться аутсайдером в детском коллективе, а затем и во взрослой жизни.
Современное обучение все более предполагает включение ребенка в диалог. Диалог – это обмен взглядами, чувствами между двумя или несколькими личностями, при котором появляется возможность выразить свое Я и отношение к чему-либо. По мнению М.М.Бахтина, «истина не рождается и не находится в голове отдельного человека, она рождается между людьми, совместно ищущими истину, в процессе диалогического общения». Для построения полноценного диалога необходимо:
понимание и принятие самоценности человека;
наличие проблемы в содержании материала;
наличие личностно значимой ситуации;
нацеленность, интерес к содержанию, процессу и участникам диалога;
сформированность системы ценностей и умение в ней ориентироваться;
готовность к эмоциональной открытости партнеров друг другу;
доброжелательные и доверительные отношения.
Учебный диалог выступает основой преподавания гуманитарных дисциплин, является важнейшей составляющей современного педагогического процесса, указывает на его личностно-смысловой уровень.
Учебный диалог является способом поиска истины, позволяет определить ценностные ориентиры, раскрыть творческий потенциал его участников, способствует самореализации, раскрепощению, социализации личности. «Диалог – суть современной мысли», – подчеркивает В.С. Библер. В процессе учебного диалога возможно создание проблемных ситуаций, организация исследовательской и проектной деятельности. Диалог не предполагает наличия одного единственного готового решения и тем самым дает возможность дальнейшего развития мысли в выбранном направлении.
Учитель, выстраивая диалог с ребенком, глубже осознает его личностные особенности, его интересы, его возможности, что позволяет выбрать правильную индивидуальную модель обучения. Ученик, включаясь в диалог, ощущает свою значимость, осознает свое равенство с собеседником, понимает, что несет равную ответственность за выбранное решение.
Диалог - это совместный поиск истины, в котором важно не бездумное воспроизведение информации, а размышление, обсуждение, выражение своей точки зрения и ее защита, причем в рамках взаимоуважения, взаимопонимания и сотворчества.
Уже с самого раннего школьного возраста дети учатся работать в парах. Совместными усилиями они продвигаются в решении учебной задачи намного активнее и успешнее, снимая тем самым психологическое напряжение, предотвращают «ситуацию неуспеха». При такой работе формируется взаимопонимание и взаимовыручка через умение слушать, слышать и понимать своего собеседника.
Диалог – это не только разговор двоих, нельзя понимать человека с полуслова, слушая его вполуха. Умение вести диалог показывает, что одна голова хорошо, а две лучше. Опираясь на психологические особенности классного коллектива, изучив межличностные отношения в нем, можно перейти к следующему этапу - организации групповой работы. Данный вид деятельности позволяет решить одновременно несколько задач, достичь познавательной цели в атмосфере психологического комфорта через формирование коммуникативной компетенции. Учащиеся не боятся высказывать свое мнение в процессе работы группы, учатся принимать совместное решение, прислушиваться к словам другого, учатся объективно оценивать себя и других, чтобы в дальнейшем уже свободно чувствовать себя в социуме.
Диалог – это со-общение, то есть общение в сотрудничестве. Рассмотреть все необходимые вопросы может помочь здоровая дискуссия, то есть правильно организованный спор. Различные термины: спор, дискуссия, полемика, диспут, дебаты - в научной литературе обозначают одно и то же – процесс обмена противоположными мнениями с целью поиска правильного решения.
Только в споре рождается истина. Организация спора может проходить в разных формах, показывая возможность применения различных моделей спора в объективной жизненной действительности. Особенно востребованы такого рода диалоги в старших классах. Дискуссия побуждает подростков думать, аргументировано отстаивать свои взгляды, сравнивать различные подходы к одному и тому же вопросу. Задача педагога – правильно выбрать не только тему, но и форму ведения спора.
Диспут - это активный, заинтересованный, оживленный разговор, участники которого стремятся обоснованно выявить проблемы, решить интересующие их вопросы. Тема диспута должна звучать достаточно остро, а в ее названии должен содержаться элемент дискуссии. Во время диспута возможно столкновение различных, временами спорных утверждений. Поиск истины осуществляется путем свободного обмена мнениями. Это дает возможность каждому критически оценить свои взгляды и взгляды оппонентов.
Педагог, организующий дискуссию, знакомит учащихся с обязательными правилами ее проведения, тем самым показывая невозможность продуктивного решения вопросов в стихийной, дикой обстановке. Таким образом, учащиеся должны усвоить, что в споре необходимо:
перед тем, как спорить, подумать, что именно должен сказать.
если пришел на диспут, обязательно высказать и аргументировать свое мнение.
помнить, что лучшие доказательства - точные факты.
говорить просто и ясно, логично и последовательно
говорить только то, что тебя интересует, что ты знаешь, в чем ты уверен, не утверждать того, в чем сам не уверен.
спорить честно, не искажать мысли человека, с которым не согласен.
уважать того, кто спорит с тобой.
не повторяться и не повторять слов других.
Только в ходе здоровой дискуссии может родиться общая точка соприкосновения, из которой можно разглядеть все насущные проблемы сторон. Итогом диспута является найденное компромиссное решение, принятое самими участниками на основе высказанных аргументов.
Дебаты - интеллектуальная игра для старшеклассников, представляющая собой особую форму дискуссии, которая ведется по определенным правилам. Суть дебатов заключается в том, что две команды выдвигают свои аргументы и контраргументы по поводу предложенного тезиса, и пытаются убедить жюри в своей правоте. Образовательный смысл дебатов состоит в том, что принимающие в них участие имеют возможность научиться:
обосновывать свою позицию на основе достоверной аргументации,
анализировать полученную информацию и концентрироваться на сути проблемы,
устанавливать причинно-следственные, логические связи между явлениями,
различать факты и точки зрения, выявлять ошибки, фальсификации и стереотипы.
Дебаты предполагают включение элемента игры, тем самым повышая заинтересованность их участников в победе, и наличие непредвзятого жюри, которое выносит свое решение, опираясь только на приведенные доказательства и соблюдение правил ведения спора.
Эти и другие диалоговые формы работы на уроках гуманитарного цикла, несущих высокую нравственную нагрузку, позволяют формировать у учащихся необходимые для успешного включения в социум компетенции.




15