Реферат по теме: «Организационные формы дистанционного обучения»
ООО Учебный центр
«ПРОФЕССИОНАЛ»
Реферат по дисциплине:
«Современные образовательные и информационные технологии
в области преподавания английского языка»
По теме:
«Организационные формы дистанционного обучения»
Исполнитель:
Кирсанова Татьяна Ивановна
ФИО
Москва 2016 год
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели.....…4
2. Формы дистанционного обучения……………………………………...……6
3. Дистанционная форма обучения в школе……………………………........8
Заключение……………………………………………………………………….13
Список литературы………………………………………………………………15
Введение
В настоящий момент мы все живем в информационном мире. Точнее в нем мы жили всегда, только не придавали столь высокое значение методам получения и обработки информации, методам проверки ее на достоверность и полноту. Целями инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно изменяющемся мире, качественное изменение личности учащегося по сравнению с традиционной системой. Развитие умения мотивировать действия, самостоятельно ориентироваться в получаемой информации, формирование творческого нешаблонного мышления, развитие детей за счёт максимального раскрытия их природных способностей, используя новейшие достижения науки и практики.
В настоящее время существует множество способов инновационного обучения и одним из них является дистанционное обучение.
Согласованность учителя и учащегося, на расстоянии, это и признанно считать дистанционным обучением. Все необходимые формы связи между преподавателем и учеником совершаются в отдалённой форме. Это может быть и Интернет, и даже есть возможность дистанционного обучения, через обычную почту.
В данной работе нами рассмотрены основные организационные формы дистанционного обучения. Возможности использования дистанционного обучения в общеобразовательных учреждениях различного типа.
1. Дистанционное обучение: основные термины, принципы и модели
Дистанционная форма обучения все увереннее заявляет о себе, особенно в высшем образовании. Давно просчитано, что экономически это более выгодная форма обучения по сравнению с очной формой. Это и более демократичная форма обучения, поскольку любой человек при сравнительно небольших материальных затратах может получить профессию, повысить квалификацию, переориентироваться в профессиональной деятельности, дополнить свое образование новыми областями знаний и т.д.
Дистанционное обучение и дистанционное образование
В литературе встречаются термины дистанционное обучение и дистанционное образование, поэтому следует рассмотреть, что подразумевается под этим.
В "Концепции создания и развития единой системы дистанционного образования в России" дистанционное образование определено как комплекс образовательных услуг, предоставляемых широким слоям населения в стране и за рубежом с помощью специализированной образовательной среды, основанной на использовании новейших информационных технологий, обеспечивающих обмен учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, компьютерная связь и т.д.). Процесс получения знаний, умений и навыков в системе дистанционного образования получил название дистанционного обучения. Однако, если термин «дистанционное» связывать лишь с тем обстоятельством, что основную часть учебного времени обучаемый проводит на большом расстоянии от преподавателя, так что основными средствами коммуникации являются письменные (печатные) материалы независимо от формы носителя (бумага, магнитные диски и т.п.) или электронные средства связи (телефон, факс, электронная почта и др.), то в этом контексте разумно говорить о дистанционном обучении как образовательной технологии, которая может быть легко интегрирована в любую форму образования.
Можно дать и следующие определения:
Дистанционное обучение (ДО) – обучение, при котором все или большая часть учебных процедур осуществляется с использованием современных информационных и телекоммуникационных технологий при территориальной разобщенности преподавателя и студентов.
Дистанционное образование – образование, реализуемое посредством дистанционного обучения.
Характерные черты дистанционного обучения:
гибкость — обучаемые в системе дистанционного образования работают в удобное для себя время, в удобном месте и в удобном темпе, где каждый может учиться столько, сколько ему лично необходимо для освоения предмета и получения необходимых экзаменов по выбранным курсам;
модульность — каждый курс создает целостное представление об определенной предметной области, что позволяет формировать учебную программу по индивидуальным и групповым потребностям; преподаватель в дистанционном обучении — это координатор познавательной деятельности обучающегося и менеджер его учебного процесса;
специализированный контроль качества обучения — используются дистанционно организованные экзамены, собеседования, практические, курсовые и проектные работы, экстернат, компьютерные интеллектуальные тестирующие системы;
специализированные технологии и средства обучения — это совокупность методов, форм и средств взаимодействия с человеком в процессе самостоятельного, но контролируемого освоения им определенного массива знаний, которые аккумулируются в банках данных и знаний, библиотеках видеосюжетов и т.д.
Большое значение в дистанционном обучении имеет мотивация. Именно мотивация к получению действительно прочных знаний является движущей силой для дистанционного обучения.
2. Формы дистанционного обучения
Дистанционное обучение, осуществляемое с помощью компьютерных телекоммуникаций, имеет следующие формы занятий.
Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.
Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нем соответствующей программой. От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.
Телеконференции проводятся, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач.
При дистанционном обучении важным аспектом является общение между участниками учебного процесса, обязательные консультации преподавателя. При этом общение между учащимся и преподавателем происходит удаленно, посредством средств телекоммуникаций. В практике применения дистанционного обучения используются методики синхронного и асинхронного обучения.
Методика синхронного дистанционного обучения предусматривает общение учащегося и преподавателя в режиме реального времени – on-line общение.
Методика асинхронного дистанционного обучения применяется, когда невозможно общение между преподавателем и учащимся в реальном времени – так называемое off-line общение.
Разные методики обучения предполагают различную нагрузку на каждого из участников учебного процесса дистанционного обучения. Синхронная методика дистанционного обучения предполагает активное взаимодействие преподавателя и учащегося и, таким образом, большую нагрузку и на учащегося, и на преподавателя (тьютора).
При асинхронной методике дистанционного обучения больше ответственности за прохождение обучения возлагается на учащегося. Здесь на первый план выдвигается самообучение, индивидуальный темп обучения, регулирование этого темпа обучения. Преподаватель (тьютор) выступает консультантом, но в меньшей степени, чем при синхронной методике дистанционного обучения.
Смешанная методика дистанционного обучения строится как из элементов синхронной, так и из элементов асинхронной методики обучения.
Насколько эффективным будет любой вид дистанционного обучения, зависит от четырех факторов: - эффективного взаимодействия преподавателя и обучаемого, несмотря на то, что они разделены расстоянием; - используемых при этом педагогических технологий; - эффективности разработанных методических материалов и способов их доставки; - эффективности обратной связи.
Кроме того, можно выделить ряд характеристик, которые должны быть присущи любому виду дистанционного обучения, чтобы его можно было рассматривать как эффективное: - дистанционное обучение предполагает более тщательное и детальное планирование деятельности обучаемого, ее организацию; четкую постановку задач и целей обучения; доставку необходимых учебных материалов;
- курсы дистанционного обучения должны обеспечивать максимально возможную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, а так же давать возможность группового обучения;
- обратная связь должна быть оперативной, пооперационной, так и отсроченной в виде внешней оценки;
- важнейший элемент любого курса – мотивация, которую необходимо поддерживать;
- структура курса дистанционного обучения должна быть модульной, чтобы обучаемый имел возможность осознавать свое продвижение от модуля к модулю, мог бы выбирать любой модуль по своему усмотрению или по усмотрению руководящего педагога, в зависимости от уровня обученности.
3. Дистанционная форма обучения в школе
Востребованность новой формы обучения растет с каждым годом. Если говорить о школьном образовании, то эта востребованность достаточно четко обозначилась в последние годы:
заметно растет количество учащихся старших классов, желающих
изучать тот или иной предмет школьной программы, не являющийся для них профильным в системе экстерната. Для предоставления учащимся такой возможности значительную помощь могли бы оказать дистанционные курсы по отдельным предметам с эпизодическими консультациями и контролем педагогов;
очевидна необходимость такой формы обучения для детей-инвалидов и
других категорий учащихся, не имеющих возможности обучаться в очной форме;
в настоящее время остро ощущается нехватка квалифицированных
учителей по ряду учебных предметов не только в сельских, но и в городских школах. Возможность для таких школьников обучаться в дистанционной форме под руководством опытного педагога была бы эффективным решением кадрового вопроса для многих регионов страны;
возрастает необходимость в дистанционной форме обучения для
школьников в период эпидемий, стихийных бедствий, когда нет возможности или опасно посещать школу;
весьма полезна могла бы быть дистанционная форма обучения для
системы профильного обучения. С ее помощью можно было бы организовать профильное обучение не только по четырем определенным МО направлениям, но и по многим и многим другим, которые бы позволили учащимся лучше познакомиться с той областью знания, которую они выбрали для себя;
дистанционная форма обучения могла бы выступить серьезным
конкурентом для всякого рода репетиторства при поступлении в высшие учебные заведения;
наконец, дистанционная форма обучения могла бы дать возможность
учащимся ликвидировать пробелы в знаниях или наоборот углубить свои знания в интересующих их областях.
Вопрос об использовании дистанционных технологий в образовательном процессе должен быть отражен в образовательной программе ОУ (независимо от организационных вопросов – в разделе, связанном с используемыми в образовательном процессе технологиями обучения).
В компетенцию руководителя ОУ входит издание приказов, регламентирующих деятельность по использованию дистанционных технологий в обучении (о назначении ответственных за организацию процесса, о зачислении учащихся на обучение с использованием дистанционных технологий, об учебной нагрузке тьюторов и пр.)
При организации обучения с использованием дистанционных технологий в учреждении должен быть разработан и утвержден локальный акт – Положение об использовании технологий дистанционного обучения в образовательном процессе. Основанием для разработки этого положения могут служить следующие документы:
oФедеральный Закон Российской Федерации № 3266-1 «Об образовании»;
oПриказ Министерства образования и науки российской Федерации №137 от 06.05.05 «Об использовании дистанционных образовательных технологий»;
oРаспоряжение Департамента общего образования Томской области от 06.06.2012г № 410-р. (В других регионах иные распорядительные акты)
Организация обучения с использованием дистанционных технологий вменяется в обязанности одному из заместителей руководителя ОУ (или руководителя).
В компетенцию заместителя руководителя ОУ, назначенного приказом директора ответственным за использование дистанционных технологий в обучении, входит следующее:
рассмотрение вопроса о зачислении учащегося на обучение с
использованием дистанционных технологий, в том числе информирование родителей или законных представителей обучающегося о необходимых документах, сбор пакета документов (через классного руководителя или социального педагога), оформление договора с родителями или законными представителями обучающегося, регулирующего отношения сторон при организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения;
организация обучения, в том числе информирование родителей или
законных представителей обучающегося об организации занятий с использованием технологий дистанционного обучения, составление индивидуального учебного плана и его согласование с родителями или законными представителями обучающегося, подбор педагогов, составление расписания занятий, прием отчетов о прохождении курсов, о текущей успеваемости учащегося, контроль документации;
организация сопровождения обучающегося и анализ результатов
обучения, в том числе, назначение тьютора для обучающихся или вменение в обязанности классному руководителю выполнение соответствующих функций по курированию ребенка, обучающегося с использованием дистанционных технологий (выполнение учебного графика, учебного плана и иные вопросы, оговариваемые индивидуально), планирование и организация диагностики удовлетворенности обучающегося и его родителей или законных представителей условиями и качеством обучения, анализ результатов обучения (может проводиться силами руководителей методических объединений);
организация сопровождения педагогов, работающих с использованием
технологий дистанционного обучения, в том числе обучение заинтересованных педагогов технологиям дистанционного обучения, консультирование педагогов по вопросам форм и методов обучения с использованием дистанционных технологий, выбора учебных курсов и иных материалов для обучения;
создание технических и технологических условий, связанных с
организацией обучения с использованием дистанционных технологий (установка необходимого программного обеспечения на компьютеры обучающихся и педагогов, получение логинов и паролей для выхода на сайт системы дистанционного обучения и т.п.)
Необходимая документация:
договор с родителями или законными представителями обучающегося,
регулирующий отношения сторон при организации обучения с использованием технологий дистанционного обучения;
индивидуальный (групповой) учебный план, согласованный с
родителями или законными представителями обучающегося;
индивидуальный (групповой) учебный график (расписание занятий),
согласованный с родителями или законными представителями обучающегося;
закрепление тьюторов за обучающимся с указанием объема учебной
нагрузки (на основании учебного плана);
классные журналы – соответствующие записи в общем журнале класса
с пометкой «в дистанционных формах»;
тематическое планирование педагогов, составленное по форме,
разработанной в ОУ и соответствующей специфике дистанционного обучения;
планирование текущего контроля знаний и анализа результатов
обучения, аналитические материалы;
планирование социально-педагогической диагностики и материалы ее
анализа.
В своей работе заместитель руководителя, несущий ответственность за организацию образовательного процесса, взаимодействует со следующими специалистами ОУ для решения соответствующих задач:
классный руководитель – по вопросам взаимодействия с родителями,
касающегося сбора необходимой документации и оформления договора, а также согласования необходимых документов – индивидуального учебного плана и расписания занятий, а также по вопросам курирования обучающегося в дистанционном режиме;
руководители методических объединений – по вопросам учебной
диагностики и анализа результатов обучения детей с использованием дистанционных технологий.
Все вопросы, связанные с взаимодействием заместителя директора ОУ с указанными специалистами и предполагающие дополнительную нагрузку для перечисленных специалистов ОУ, должны регламентироваться приказом директора ОУ.
Заключение
Дистанционное обучение весьма популярная форма обучения, которая применяется все чаще в современной системе обучения. Большинство источников говорят о плюсах дистанционного обучения, в то время когда о минусах все предпочитают молчать. Если вы решили выбрать такой путь обучения как дистанционное обучение, тогда нужно знать с какими недостатками придется сталкиваться. Для начала необходимо разъяснить необходимость возникновения такого способа обучения как дистанционное обучение. Дистанционное обучение появилось вследствие сочетания таких параметров как средства, место и время. Невзирая на наличие минусов, необходимо все же помнить, что дистанционное обучение обладает и плюсами, благодаря чему оно и стало таким популярным.
Минусы дистанционного обучения:
- Отсутствие личного общения с преподавателем, которое исключает возможность применения личного подхода к каждому ученику в процессе обучения, если есть такая необходимость.
- Отсутствие психологической мотивации и возможные сложности в том случае, если сложно себя мотивировать самостоятельно.
- Отсутствие технических возможностей, так как доступ к Интернету и компьютер.
- Сложно получить практические знания.
- Отсутствие жесткого контроля процесса обучения, что для некоторых учеников обязательно, чтобы они могли получить знания.
- Некачественная разработка некоторых дистанционных курсов.
- Ограничение по форме образования, которая происходит только в письменном виде. Это может стать существенным недостатком, учитывая то, что воздействован только один тип памяти.
- Недостаточность компьютерной грамотности сужает круг тех, кто могут учиться дистанционно.
- И опираясь на опыт дистанционного обучения в нашей школе – недостаточно высокая скорость Интернета.
- Такой тип обучение нежелательно применять в случае основного обучения, так как он не способен обеспечить полноценными знаниями. В то же время он отлично подходит в качестве дополнительного обучения, так как курсы для получения дополнительных навыков и т.д.
Список литературы
Разработчики: Дозморова Е.В., Розина А.В., Гайдамака Е.П.
Методические рекомендации «Организация образования с использованием дистанционных технологий» - Томск: ТОИПКРО, 2012-13 с.
В.С. Шаров «Дистанционное обучение: форма, технология,
средство» Журнал «Известия Российского государственного педагогического института им. А.И. Герцена» №4/2009
http://www.globusgrad.ru/shkola/sistema-distancionnogo-obuchenija.htmlhttp://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/131-edu-tech/8333-distantsionnaya-forma-obucheniya-v-shkolnom-obrazovanii.html