Система ТО в специальной (коррекционной) школе VIII вида


00ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
ОРГАНИЗАЦИЯ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ
Профессионально-трудовое обучение, как важный и социально значимый предмет, направлен на социально-трудовую адаптацию умственно отсталых школьников. Это предполагает совершенствование организации учебного процесса, научное обоснование содержания обучения, уровня его методического обеспечения.
Наличие отклонений в умственном развитии сказывается в том, что выбор профессии для умственно отсталых учащихся, как и для других детей с отклонениями в развитии, суживается до трудоустройства по ограниченному числу доступных им специальностей. Поэтому, главным направлением профориентационной работы в Донецкой школе - интернате является воспитание у детей интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается коррекционным характером обучения. Решение этой задачи осложняется своеобразием самой трудовой деятельности, ее особой спецификой в учебном процессе.
Выраженное недоразвитие умственно отсталых детей психофизиологии трудовых процессов и формирования технико-технологических знаний, речемыслительной деятельности, определило необходимость разработки специфических требований к организации их трудового обучения, его практической и коррекционной направленности. И, тем не менее, методическая сторона профессионального обучения, которая должна оказывать особое коррекционное воздействие на общее и профессиональное развитие учащихся, является еще недостаточно разработанной. В этом плане, одним из главных условий в профессионально-трудовой подготовке подростков с проблемами в развитии, необходимо связать общекоррекционную направленность обучения, учет индивидуальных и типологических особенностей обучаемых на основе целевой, энергетической и исполнительной стороне их трудовой деятельности с основами психофизиологии труда.
Таким образом, в системе коррекционного обучения умственно отсталых школьников четко выявились противоречия между:
- сложившейся системой их профессионально-трудовой подготовки и современными социально-экономическими условиями, затрудняющими их трудоустройство;
- возросшими квалификационными требованиями к подготовке специалистов и особенностями умственного и психофизического развития учащихся, осложняющими им овладение даже доступными по их возможностям профессиями;
- ограниченным количеством профессий, по которым могут быть трудоустроены лица с умственной отсталостью, и еще меньшим их количеством, по которым можно осуществлять профессионально-трудовую подготовку учащихся коррекционных школ, школ-интернатов VIII вида.
Проблемой в организации профессионально-трудового обучения является определение организационных и психолого-педагогических условий, обеспечивающих формирование эффективной профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых учащихся.
Результаты многолетней деятельности педагогического коллектива позволили уточнить имеющиеся представления о структуре дефекта умственно отсталого школьника, выявить проблемы психофизиологии в процессе его трудовой деятельности, наметить дифференцированные меры коррекционного воздействия с учетом особенностей каждого ученика и группы учащихся, определить организационные формы и содержание профессионально-трудового обучения, способствующие наиболее эффективному освоению учебного материала.
Новизна полученных результатов заключается в постановке и решении проблемы профессионально-трудовой подготовки умственно отсталых школьников с целью их социальной адаптации и реабилитации и впервые:
-изучен психофизиологический механизм формирования двигательных профессиональных навыков и умений у умственно отсталых школьников и произведен сравнительный анализ с механизмом их формирования у нормально развивающихся сверстников;
-определены психолого-педагогические и методические основы дифференциации умственно отсталых учащихся в процессе их профессиональной подготовки с учетом типологических особенностей в труде (целевой, энергетической и исполнительной сторон трудовой деятельности);
-реализован системно-структурный подход при анализе особенностей и возможностей усвоения когнитивного и оперативного образов трудовых действий в процессе выполнения технологических операций;
-показана психологическая и функциональная пригодность умственно отсталых учащихся к определенным видам трудной деятельности, своеобразие их психофизиологического развития на различных этапах профессионально-трудового обучения, на начальном периоде 5-7 классы, профессиональной подготовке в 8-9 классах, производственному обучению в 10 - 11 классах
Для обучения данной категории учащихся важно знать не только особенности их интеллектуальной недостаточности, личностных качеств и возможности обучения, но и владеть методикой обучения с целью преодоления имеющихся у них дефектов в психофизиологии трудовой деятельности.
С целью усиления коррекционной направленности обучения педагогами школы-интерната разработано содержание обучения, распределение учебного материала по годам обучения на основании полученных данных об особенностях умственного и психофизиологического развития учащихся. Намечены пути реализации коррекционной работы на уроках трудового обучения с учетом дифференцированного подхода к учащимся, отражены в программе и методике, способствующей коррекции и развитию умственно отсталых учащихся.
Овладение первоначальными навыками, знаниями и умениями создает положительные предпосылки как для дальнейшей профессиональной подготовки умственно отсталых подростков в старших классах (8-9, 10-11) или в системе ПУ, так и в развитии социально-значимой личности в целом.
Эффективность профессионально-трудового обучения в значительной мере связана с коррекцией и развитием речемыслительной деятельности и положительной мотивации к труду на основе становления эмоционально-волевой деятельности учащихся с проблемами психофизического развития.
Вся деятельность нашего интерната направлена на создание принципиально нового образовательного пространства, в котором ребёнок с особыми образовательными потребностями живёт, развивается, приобретает профессию, получает реальный опыт успешной социализации.
Школа работает в инновационном режиме по следующим направлениям:
- создание службы сопровождения профессионально-личностного становления воспитанников
школы – интерната;
- использование материально - технических возможностей, особенности расположения учреждения для обучения воспитанников различным видам трудовой деятельности. В структуре школьных служб находятся 6 мастерских, 3 швейные мастерские; 3 столярных; кабинет социально-бытовой ориентировки;
Для организации трудового обучения школьные мастерские обеспечены необходимым оборудованием и инструментом, предупреждающими травматизм и позволяющими преодолевать сенсорные и двигательные нарушения, имеющиеся у воспитанников. В числе педагогов школы-интерната- 6 учителей трудового обучения, инструктор по трудовому обучению, социальный педагог.
Профили трудового обучения представлены специальностями: швея, столяр.
Этапы и содержание подготовки к труду и основные структурные элементы процесса подготовки воспитанников с отклонениями в развитии наполняются содержанием в зависимости от возрастных этапов развития ребенка и от имеющихся у него нарушений, тяжести ограничений жизнедеятельности, реабилитационного потенциала и трудового прогноза. В качестве базового курс «Технология» в специальном (коррекционном) учреждении предусматривает рассмотрение содержания подготовки к труду детей с отклонениями в развитии по возрастным этапам :

I Подготовительный или вводный (1-4 классы):
• профинформация;
• выявление творческих способностей, профессиональных интересов;
•ручной труд (1-3 кл.);
•трудовое обучение в 4-х классах;
•общественно-полезный труд.
II Ориентировочный (5-7 классы):
•профинформация;
•выявление трудовых способностей;
•трудовые пробы;
•трудовое обучение по выбранному профилю;
•общественно-полезный производительный труд.
•обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях;
III Формирующий (8-9 класс):
•профинформация и пропаганда;
•выявление интересов, способностей, возможностей;
•профдиагностика и тестирование;
•формирование профпланов и их коррекция;
•развитие профинтересов;
•прогноз трудоспособности;
•трудовые пробы;
•обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях;
•общественно-полезный производительный труд.
IVЗаключительный с расширением профиля (10-11 класс):
•развитие социальных и эмоциональных навыков в процессе производственного обучения;
•обучение умению общаться в трудовой ситуации;
•формулировать свои потребности и прояснять смысл задания;
•учить опознавать и осмыслять эмоции и чувства как собственные, так и работодателя,товарища по работе;
•формирование социально - нормативного поведения в трудовой ситуации;
•формирование профпланов и их коррекция;
•обучение различным видам деятельности на факультативных занятиях;
•прогноз трудоспособности; На первом, подготовительном, этапе (начальные классы) начинается развитие интересов и способностей, формирование навыков саморегуляции, адекватного отношения к заболеванию, коррекция эмоциональных и психологических нарушений. Дети привлекаются к общественно-полезному труду. В профориентационном направлении детей знакомят с наиболее массовыми профессиями и профессиями их родственников и близких знакомых с акцентом на то, что человек должен выбирать профессию в соответствии со своими возможностями.

На втором, ориентировочном, этапе (5-9 классы) основной целью является общая ориентация детей в мире труда и профессий. Причем, в 5-7 классах эта ориентация носит общетрудовой характер: расширение социальных связей, развитие интересов и способностей, общетрудовая подготовка, формирование коммуникативных навыков, навыков саморегуляции и адекватной самооценки, развитие гибкости и пластичности психических функций, изучение основ домашней экономики.

В профориентационном плане продолжается профпропаганда и профориентация, ориентация на доступные виды трудовой деятельности, формирование реальных профпланов и установок на общественно-полезную деятельность, проводятся трудовые пробы и трудотерапия (восстановительная). Этот этап соответствует адаптационному этапу реабилитации и включает восстановительное лечение, коррекцию эмоциональных и психологических нарушений. Продолжается восстановление и компенсация нарушенных функций с опорой на сохранные функции.
На третьем, формирующем, этапе в 8-9 классах осуществляется уже профильная ориентировка на доступные виды труда в процессе профильной трудовой подготовки, трудовых проб; формирование профессиональных трудовых интересов, ориентировки на доступные виды трудовой деятельности и установок на принятие ролевых позиций; изучение основ производства, основ домашней экономики, формирование навыков социального взаимодействия. Трудотерапия носит ориентировочный характер. В этот период уже возможно определение трудового прогноза, проведение профдиагностики и профтестирования, выдача профессиональных рекомендаций по профобучению, начинается формирование профпланов и осуществляется их коррекция. В семье идет интенсивное привлечение к ведению домашнего хозяйства, развитие интересов и способностей, ориентировка на самостоятельное существование.




На заключительном этапе происходит углубление и расширение возможностей поовладеваемой профессии: юноши получают профессию столяр, девушки обучаются профессии швеи с выдачей документа государственного образца.

На каждом из рассмотренных этапов реализуются стадии, указанные в модели: оценка возможностей ребенка (комплексная диагностика), разработка программы подготовки к труду, реализация этой программы с ее корректировкой по ходу, оценка эффективности ее реализации по завершению этапа и перехода на следующий этап.
Результаты диагностики вносятся в программы сопровождения воспитанников. По результатам обследований проводится заседание ПМПК, где решается вопрос о возможности и перспективах дальнейшего профессионального обучения воспитанников.
Для обеспечения максимальной успешности воспитанников в овладении различными видами деятельности на втором, третьем и четвертом этапах обучения основные часы факультативных занятий отведены на обучение различным видам деятельности. На втором этапе факультативы «Лоскутная мозаика», «Домоводство», «Основы сельскохозяйственных знаний», «Резьба по дереву». На третьем этапе - «Мастерица», «Фантазия», «Выпиливание и выжигание», «Ленточка», «Интарсия» «Домоводство», «Бисеромания». На четвертом этапе - «Бисеромания», «Основы ремесел», «Резьба по дереву», «Чудо - дерево».

Для социальной адаптации воспитанников огромное значение имеет трудовое обучение, которое решает задачи трудового и экономического воспитания, учит к бережному отношению к результатам своего труда и главное формирует у школьников социальную ответственность. Для детей нашего интерната профессиональное обучение одно из важнейших условий адаптации в общество. Т.к. программа по трудовому обучению хорошо приспособлена для профессиональных навыков (даёт знания и умения). Учащиеся старших классов, под руководством учителей труда, оказывают большую помощь школе:
• ремонтируют мебель;
• шьют шторы, покрывала;
• выполняют работу по заказам воспитателей и администрации интерната;
• делают ремонт одежды и обуви;
• шьют костюмы для художественной самодеятельности;
• изготавливают несложную мебель;
• выпускают одежду для нужд воспитанников;
• посадили на территории учреждения фруктовый сад;
• омолодили новыми саженцам парковую зону;
• обрабатывают пришкольный участок, выращивая овощи;
• разводят цвета для украшения интерьера учреждения;
• изготавливают коррекционный материал.
Особо следует отметить постоянную профориентационную деятельность педколлектива, которая выражается в ежедневном включении воспитанников в трудовую деятельность по самообслуживанию (дежурство по спальне, классу, школе), систему общественно полезного труда (уборка спален, классных помещений, закрепленных территорией, работа на школьном участке).

Профориентация осуществляется педагогами через беседы, занятия, проводимые совместно с работниками различных предприятий города, специалистами Центров занятости населения психологом, родителями.