Основание Греческих колоний
МБОУ Забитуйская СОШ
Урок по истории в 5 классе
Учитель: Санжихаева Вера Михайловна
Тема урока: Основание греческих колоний.
Цели урока:
Образовательные: - Систематизировать, углубить знания учащихся о Древней Греции;
- Обогатить представление учащихся о многообразии стран и народов Древнего Востока, о самооценности вклада каждого из них в сокровищницу мировой;
- Проконтролировать качество усвоенных учащимися знаний по данной теме.
Развивающие:
- Развивать у учащихся интерес к предмету;
- Продолжать формировать у учащихся умения правильно показывать на карте исторические объекты, формулировать несложные выводы, самостоятельно строить рассказ, обобщать отдельные факты, работать с основными терминами и понятиями.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые создали шедевры мировой культуры.
Основные понятия и термины: колонии, пираты, мрамор, полис.
Оборудование урока: карта «Древний Восток», атлас по истории Древнего мира, учебник Вигасин А.А., Годер Г.И. История Древнего мира. 5класс.- М.; «Просвещение», 2012.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Учитель сообщает тему, цели, план урока.
3. Объяснение темы.
4. Физкультминутка.
5. Закрепление полученных знаний.
6. Информация о домашнем задании и инструктаж по его выполнению.
7. Оценивание.
План урока
Основание греческих колоний.
Последствия греческой колонизации.
Изучение первого вопроса:
В 8-6 веках до нашей эры греки основали новые поселения на берегах Средиземного и Чёрного морей. Эти поселения стали называться колонии. Они были независимыми государствами со своим правительством, отрядами воинов, законами и денежной единицей.
- словарная работа:
Колонии- поселения, основанные греками в процессе колонизации.
Вопрос классу: Что мы называем полисом.
Работа с учебником: прочитайте 1-й пункт параграфа.
Вопрос классу: Почему греки покидали Родину и основывали колонии.
Работа в тетради:
Группы переселенцев:- бедняки, задолжавшие знати;
- крестьяне, потерявшие участки;
- купцы, богатевшие на заморской торговле;
- люди, вынужденно ставшие изгнанниками.
Объяснение учителя:
Греческие колонии основывались в основном близ моря. Место выбиралось с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. На этих землях сеяли хлеб, разводили виноград. Греки-колонисты очень быстро находили общий язык с местными жителями. Большое количество колоний было основано на берегах Чёрного моря. Греческие купцы привозили сюда: вино, оливковое масло, изделия ремесла - оружие, ткани, вазы, статуи из мрамора. За все эти виды товаров купцы у колонистов и местных жителей приобретали - пшеницу, рабов, шкуры животных, мёд.
Изучение второго вопроса:
Освоение новых территорий и процесс колонизации оказали сильное влияние на жизнь Греции и привели к следующим последствиям:
Развитие ремёсел, связанное с возросшим спросом на ремесленные изделия;
Развитие кораблестроения и мореплавания;
Рост числа рабов-чужеземцев (за счёт ввоза из колоний);
Укрепление мелких крестьянских хозяйств.
Вывод: Где бы не жили греки – в Афинах, в Спарте или в колониях, они говорили на одном языке, пользовались одними и теми же буквами, поклонялись олимпийским богам. Самих себя, свой народ греки называли эллинами, а Грецию- Элладой.
Закрепление изученного материала:
Работа в атласах № 4: отметить на контурной карте греческие колонии.
Домашнее задание: параграф 32, подготовить пересказ истории о царе Скиле, рабочая тетр.№2 задания № 27,28
15