Урок в 11 классе по химии по теме «Предельные углеводороды. Алканы»
Методическая разработка
открытого
урока по химии
«Предельные углеводороды.
Алканы»
класс- 11
Учитель: Смирнова М.А.
2013-2014 учебный год.
Урок в 11 классе по химии по теме «Предельные углеводороды. Алканы»
№ урока
Тема и основные цели и результаты обучения. Какие знания умения и понимания вы хотели бы сформировать в Ваших учениках по завершению серии последовательных уроков
Активные формы работы. (ГР, ПР, ИР,)
Можете ли вы использовать ИКТ для улучшения обучения
Как вы будете использовать ОдО
Как вы будете вовлекать в классе талантливых одаренных
Как вы установите, что все ученики научились тому, что вы запланировали и ожидали от них
Цель: организовать работу учащихся по ознакомлению с «Насыщенными углеводородами»; развивать мыслительные, коммуникативные, навыки, воспитывать коллективизм самостоятельность в принятии решений, умении критически оценивать работу свою и одноклассников; эффективно использовать ИКТ, сформировать представление на примере метана с составом, электронным строением, пространственной конфигурацией, химическими свойствами и гомологическим рядом насыщенных углеводородов; осмыслить основные положения теории химического строения
Урок 1
Тема: «Алканы. Гомологичесий ряд, изомерия и номенклатура алканов»
Цель и ожидаемый результаты: учащиеся смогут – применять знания, полученные на предыдущих занятиях
- рассмотреть общую формулу, определить гомологический ряд, гомологическую разность, радикал, номенклатуру, и изомерию алканов;
- формировать навыки составления формул изомеров по их названию по международной номенклатуре
- работать индивидуально, в парах, в группах, развивать способности критически мыслить, сравнивать свою работу с работами одноклассников
Флеш тренинг
Активизация знаний.
Изучение новой темы. Сегодня мы приступаем к изучению насыщенных углеводородов -Алканов. Эпиграф к уроку
«Тысячи свечей можно зажечь от единственной свечи, и жизнь ее не станет короче. Счастья не становится меньше, когда им делишься».
Будда Гаутама слайд 1.
Знакомство с темой урока, постановка общей цели урока.
Тема занятия «Предельные углеводороды» (записывают в тетрадях) слайд 2. Формулировка общей цели совместно с учащимися
Предельные у/в на службе у человека: слайд 3
Человек в быту сталкивается с использованием предельных углеводородов ежедневно. Учитель обращается к ученикам: вы только проснулись, чиркаете спичку и зажигаете газ на кухне. Внимательно пронаблюдайте за горением спички. Рядышком с основанием пламени можно увидеть плавящийся парафин. Посмотреть горение спички! С какой целью спички пропитывают парафином? (Им пропитывают древесину спички, чтобы горение было более равномерным и медленным). Тем временем в конфорке горит природный газ, который почти полностью состоит из метана с примесью этана и пропана.
Одна из важнейших областей применения газообразных предельных у/в – использование в качестве топлива, не только бытового, но и автомобильного (сжиженный газ) и промышленного.
После завтрака нужно привести себя в порядок. Многие косметические средства содержат для смягчения кожи вазелин – смесь жидких и твердых предельных углеводородов. Подобные соединения (вазелиновое и минеральное масла, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), которые используются в косметологии и фармакологии, являются продуктами переработки нефти. Чаще всего на этикетках косметических средств они обозначаются словом «Petrolatum».
Прощальный взгляд в зеркало – и в колледж. На улице – поток машин. В их двигателях сгорает смесь жидких предельных углеводородов – либо бензин (углеводороды С6Н14 –С10Н22), либо дизельное топливо (С13Н28 – С17Н36). На перемене можно побаловать себя конфеткой. Проведите ногтём по поверхности фантика. Белый налёт – это тоже парафин, придающий бумаге водоотталкивающие свойства, красивый внешний вид.
Предельные углеводороды благодаря своей доступности являются прекрасным сырьём для химической промышленности. Для производства сажи, водорода, галогенпроизводных (фторидные углеводороды – лучшие хладагенты в бытовых и промышленных холодильных установках, кондиционерах).
Большое количество углеводородов перерабатываются в непредельные, содержащие двойную или тройную связь. Химики нашли способы получения из углеводородов кислородсодержащих соединений: спиртов, альдегидов, органических кислот.
Постановка проблемной ситуации. слайд 4 Предельные у/в (насыщенные у/в). Алканы. Парафины. (записаны на большом листе бумаги) лист разделить на 3 части
Что объединяет эти выражения? (выдвигают версии) Ответ найдем в течение урока.
Парафин (приложение 1) слайд 5
Выделите из предложенного текста основную мысль (проговорить каждой группе) и зафиксируйте её в секторе «Парафины» (это твердые у/в состава С18Н38 ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]) до С35Н72 ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]), мало реакционоспособны).
Т.е парафин – это твердые углеводороды – органические вещества: главный признак – содержание в составе С, как можно обнаружить С? Горение свечи – опыт. Техника безопасности слайд 6
Предельные или насыщенные у/в- соберите модель метана СН4;
- запишите структурную формулу на листе в секторе «Предельные у/в»;
Строение атома С в возбужденном состоянии (слайд 7)
- какие электроны участвуют в образовании связи? 1s + 3p=4 гибридных облака слайд 8
- если соединить атомы гранями, какая фигура получится? Тетраэдр, sp3-гибридизация, угол между направленностями связей равен 1090,28 запишите на листе в секторе «Предельные у/в».
Т.е все образованные 4 связи в молекуле метана – это связи с атомами Н.
Вывод: атомы С до предела насыщены Н = насыщенные или предельные у/в, содержат в молекуле максимальное число водородных атомов. запишите на листе в секторе «Предельные у/в» слайд 9
6. Гомологический ряд
Первый представитель – метан:
СН4 – метан
С2Н6 – этан Чем отличаются друг от друга? –СН2-
Продолжите ряд сами до С5 слайд 10
Составление гомологического ряда (Моделирование молекул алканов).
Гомологический ряд – это совокупность органических соединений, отличающихся друг от друга по составу на одну или несколько СН2-групп (гомологическая разность). Представители одного гомологического ряда называются гомологами. слайд 11
Первые пять членов ряда алканов: (суффикс –ан), так же названия радикалов (суффикс –ил) слайд 12
С3Н8 – пропан
С4Н10 – бутан
С5Н12 – пентан запишите на листе в секторе «Алканы»
Алкан с самыми длинными молекулами был синтезирован английскими химиками в 1985. Это нонаконтатриктан С390Н782, содержащее цепочку из 390 углеродных атомов. слайд 13
Если от молекулы у/в отнять 1 атом Н, то получится одновалентный у/в остаток, или радикал, алкил. Радикал часто обозначают Аlk- (алкил) или R. Отсюда название класса у/в алканы, суффикс ан. запишите на листе в секторе «Алканы» слайд 14, 15
Выведите общую формулу предельных у/в: СnH2n+2 запишите на листе в секторе «Алканы». Соответствует ли этой формуле состав парафинов? слайд 16
7.Конкурс “Зашифрованное письмо”. слайд 17
Прочитав предложения, найдите в них названия предельных углеводородов.
Цветок Таня посадила в красивый белый горшок.2. Смета на строительство нового объекта была утверждена.3. Красивое ожерелье, но на ней оно выглядело тускло и безлико. 4. В деревне про Паночку ходили самые невероятные слухи.
Распределить найденные алканы по микрогруппам, и выполнить задание: составить по 2 изомера и 2 гомолога.
8. Решение проблемной ситуации
Возвращение к теме: 3 названия слайд 18
Учащиеся самостоятельно формулируют вывод о том, что все данные слова обозначают один и тот же класс у/в. Какой знак можно поставить между этими словами? Ставят на листе знак равенства.
9.Алканы и окружающая среда
Алканы играют в нашей жизни большую роль: источники тепла, сырье для химической промышленности, составные части природного газа и нефти, растворители и хладагенты и т.дНо! кроме положительной их роли, на чаше весов и отрицательное их влияние на окружающую среду. Микрогруппы раздается текст с информацией о роли алканов в окружающей среде, после знакомства с данной информацией микрогруппы составляют буриме или листовки в защиту окружающей среды.
Д/З Насыщенные у/в 3 -3.1. вопросы после проработать
10. Составление синквейна по данной теме. Слайд
Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.1 строка – заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие, тема синквейна, выраженное в форме существительного.2 строка – два прилагательных.3 строка – три глагола. 4 строка – фраза, несущая определенный смысл.5 строка – резюме, вывод, одно слово, существительное.
11. Рефлексия
На обратной стороне листов продолжить строки:
Сегодня на уроке я .
На следующем уроке хотелось бы
Мне было не понятно.
Однажды мне приснился чудесный сон о человеке и свечеНаступал вечер. Некий человек взял маленькую свечку и начал взбираться с ней по длинной винтовой лестнице.- Куда мы идем? - спросила свечка.- Мы взбираемся на башню, чтобы осветить кораблям путь в гавань.- Но ни один корабль в гавани не сможет увидеть мой свет, - возразила свеча.- Хоть твой огонек и невелик, - сказал человек, - все же продолжай гореть так ярко, как сможешь, остальное же оставь за мной.Так беседуя, они достигли вершины лестницы и подошли к большой лампе. Человек зажег лампу при помощи маленькой свечки, и вскоре большие отполированные зеркала за лампой отразили лучи от маленькой свечки, и свет ее распространился на мили окрест и вглубь моря, освещая путь кораблям и путешественникам.Как маленькая свечка или даже спичка могут разжечь огромный костер и указать путь сотням людей, так и малое пламя вашего душевного тепла и хорошего примера сможет в принципе изменить жизнь, мировоззрение и судьбу людей, даже если вы сами этого еще и не осознаете в полной мере.Просто будьте светом для окружающих вас людей как тот маячок, который радостно направлял корабли в безопасную гавань. Спасибо за урок!
наблюдение учителя Вызов
Д,О Горение спички
Вызов к критическому мышлению
Д.О. Шаростержневая модель алканов метан, этан, пропан. Бутан
Индивидуальная работа
Учащиеся оценивают свои знания со сверстниками и работе в группе
активная форма работы вовлекая каждого в процесс отбора информации
Активная форма работы вовлекая каждого в процесс отбора информации
алканы
парафины
насыщенные у/в
Активная форма работы вовлекая каждого в процесс отбора информации
Задание на сравнение
1.алканы общая характеристика
парафины – свойства и строение
Насыщенные у/в – применение и в природе
Д.О видеоролик
Сжигание смеси «Язык дракона»
формативное оценивание (учитель)
Формативное оценивание (учитель)
по устным ответам
по заполнению постера
по составлению шаростержневой модели
по устным ответам ряда предельных углеводородов
по участию в защите постеров
по участию составления синквейна
Оценочный лист
Ф.имя
Предельные у/в на службе у человека.
Алканы
Гомологический ряд.
Конкурс «Зашифрованное письмо
Алканы и окружающая среда.
буриме
Составление синквейна.
Практическая работа
Индивидуальные ответы
итого
Оценочный лист
Ф.имя
Предельные у/в на службе у человека.
Алканы
Гомологический ряд.
Конкурс «Зашифрованное письмо
Алканы и окружающая среда.
буриме
Составление синквейна.
Практическая работа
Индивидуальные ответы
итого
Оценочный лист
Ф.имя
Предельные у/в на службе у человека.
Алканы
Гомологический ряд.
Конкурс «Зашифрованное письмо
Алканы и окружающая среда.
буриме
Составление синквейна.
Практическая работа
Индивидуальные ответы
итого