Нетрадиционные формы обучения на уроках иностранного языка.

Нетрадиционные формы обучения на уроках ин. языка.
Учителя ин. языка, как и все учителя наших школ, применяют нетрадиционные формы обучения на своих уроках.
Мы одними из первых откликнулись на проектную технологию, которой начали заниматься лет 10 назад и все больше усовершенствуем, добавляя новые элементы.
Начиналось у нас с проектных учебников, которые предполагают завершение каждого раздела – темы – созданием мини-проекта (коллажа) и защиты его на уроке. Затем я с детьми завела проектные папки, куда складывали свои творческие работы, мини-проекты, грамоты и были как бы инициаторами зарождения ученических портфолио, которых еще не было в школах. Это были работы в бумажном варианте.
С введением ИКТ, мы начали создавать презентации, не хаотические, а целенаправленные, сначала заучивалась лексика, отрабатывалась в речи, писали сочинения-эссе со связующими словами (linking – words). Например: «Я считаю, полагаю, во-первых, честно говоря, главной причинной ., в завершении и т.д.». Эти фразы затем шли при обсуждении сочинений и при работе в группах сотрудничества.
Сочинения оформлялись и традиционно и нетрадиционно: в виде буклетов, презентаций. Сочинения дробились на слайды, добавлялись фото, или дополнительная информация из Интернета или других источников и так, выходили на создание проекта, где дети занимались поиском, исследовательской работой и естественно, создавалась необходимость работы в группах сотрудничества (для выдвижения гипотезы, основных вопросов и т.д.).
Группы сотрудничества – еще один из новых методов. Хочу заметить, что это не парная работа: вопрос – ответ, нет, на экране учитель дает вопрос, дети дают ответ (хотя в учебнике точно такие же) для чего спрашивается ИКТ? Доходит до абсурда!
Группы сотрудничества предполагают взаимодействия учащихся. Учитель здесь только координатор, инициатор идей. Например, взять тему «Праздники» (7 кл.). Делю детей на группы по 3-4 человека, даю задание «Imagine» «Представьте!» Это их уже сразу включает в работу, заинтриговав – что-то будет интересное. Даю ситуацию! Одна группа – англичане; другая – русские и должны рассказать о своих праздниках, да так, чтобы было всем интересно и кратко, т.е. нарисовать символ праздника, составить проект-рассказ о нем, (т.е. пересказ и употребление лексики идет осмысленно, а не механически зазубренный ответ). Другая группа должна догадаться о каком празднике идет речь. Вот в таком взаимодействии всегда обозначается лидер, который распределяет роли в группе сотрудничества (кто – рисует, кто – читает, кто – защищает их мини проект файлы).
Такая работа позволяет отслеживать сразу, практически все виды речевой деятельности: умение говорить, читать, писать, сотрудничать, развиваются эстетические навыки, мышление, воображение. Хотя на это вид работы уходит у учителя, особенно ин. языка, очень много сил, но когда это взаимодействие уже отработано – это Ваша «изюминка» на уроке, которую можно показать в любой момент.
Хотя любому профессионалу сразу видно – отработанный это механизм или искусственно – навязанный детям только на данном уроке.
Проектную технологию применяют все учителя англ. языка. Мы даже проводили районо научно-практическую конференцию совместно с учащимися, родителями и председателями администрации, рано. «Проектная деятельность школ района на уроках английского языка» где дети показали высокую активность вместе со своими учителями. Предварительно было проведено диагностическое исследование по итогам анкетирования, которое показало, что 60 % учащихся одобряют проектную технологию.
У меня есть печатные статьи «Применение презентаций на уроках англ. языка», «Проектная технология, как исследовательская работа на уроках», которые находятся в сборниках материалов областных научно-проектных конференциях, а так же сборник тирожирований по материалам проекта «О Знаменке», с которым мы участвовали на областном конкурсе проектов – из 50 проектов, наш проект вошел в пятерку лучших, за что были награждены тиражом сборников.
Как вы видите, само преподавание английского языка приобрело нетрадиционные формы обучения. Мы сейчас учим не только языку, но и технологии языка, время так диктует и, конечно ЕГЭ.
Механизм говорения я уже Вам рассказала, т.е. дети не просто заучивают лексику, но и должны уметь общаться, особенно на экзаменах, когда на них, буквально, обрушивается шквал вопросов экзаменаторов, но учащиеся тоже должны уметь поддерживать беседу и задать вопросы. Вот для чего нужна и необходимо отрабатывать механизм группы сотрудничества.
Чтение это не просто читать и переводить. Сейчас даются пред текстовые и после текстовые задания типа: восстановите логическую связь в пределах текста, подстановка, задание на многочисленный выбор сопастовления частей текста и т.д. это, конечно, без словаря, т.е. нужно отрабатывать механизм работы с этими видами, чаще давать текстовые задания,уметь различать части речи в предложении, закон согласования времен, понимание и распознавание конеткста. Задания требуют логического осмысливания, а не готовый ответ.
Грамматика. Если раньше дети выучивали правило, применяли на практике, делали упражнения, то сейчас технология текстов доводим до автоматизма (перефраз, словообразование, синонимы, антонимы). Упражнений в учебнике не хватает, работаю по дополнительным учебникам «Round up». Кстати на основе этого учебники и страноведческой собственной презентации «Великобритания». У меня есть хороший элекивный курс «Грамматика - страноведческий.
Аудирование. Раньше учитель прочитает текст и учащиеся по русски записывали его содержание. Сейчас аудирование проводим только с пленки, с голоса – это методическая ошибка. Даются также многочисленные перед аудированием и после аудирования задания. Чтобы не бояться аудирования нужно опять обучать этим механизмам, с самого начала обучения языку. Например: сразу нацеливать детей на задания перед аудированием, что конкретно нужно слушать, а не все подряд, что отвлекает и создает страх непонимания всего. Например: Задание: Узнайте, сколько животных на ферме у разных людей. Дети должны сосредоточить внимание на численность и отключить свое внимание на остальную информацию диктора.
После Аудирования часто даю задания – написать summary (эссе) просушенного со своими выводами. Например: по учебнику «Миллениум» в Америке есть праздник. – День благотворительности – дети высказав и свое отношение к происшедшему и высказанному свое мнение что хотелось бы и в нашей школе такое. Идеи были разные: помогать студентам, давать стипендию учащимся которые хорошо занимаются или о школьной форме. (Вот посмотрите на заре еще введения школьных форм и не было совер-х, какие проекты ребята предлагали формы и совпало).(поаз макетов през-й уч-ся моделей школьной формы)
Письмо. Естественно, необходимо, чтобы наши дети не только могли общаться, но и могли написать письмо (деловое или личное) (показ делового письма-заявки) и общаться по Интернету со своими зарубежными сверстниками.
Кроме диктантов, сочинений эссе я стала применять элементы дистанционного обучения, т.е. давать домашние задание типа напиши личное письмо (о погоде, о своей местности) и отправь по @Mail мне.
Начинали переписку мы еще раньше как говорится, на бумаге, без @Mailа. Красочно оформляли свои проекты, нам присылали сувениры, открытки, книги, календари. Хочу отметить, что не каждому они отвечают, их тоже нужно было чем то заинтересовать. Переписывалась лично с автором учебника Кэмбриждский английский». Дианой Хикс, Шотландским тур агентством. Дети лично вели переписку, я переписывалась с Робин Лугар (преподаватель из университета в штате Индианаполис..) .. были встречи где ребята могли пообщаться на языке.
Сейчас мы вошли на сайты своих старых друзей,и турагенства,откуда узнали очень много интересного и познавательного об истории и традициях страны,умению общаться онлайн.а также другие сайты,на котрых можно проводть уроки в режиме on-line
В завершении хотелось бы сказать, что нетрадиционно стало и само преподавание и сам учитель, т.е. авторитарный стиль уже буксует. Дети редко принимают его (это еще на других предметах можно использовать классику., где идет вопрос-ответ.) На наших уроках обязательно только взаимопонимание, т.к. общение может состояться только в дружелюбной обстановке, когда сам учитель открыт к такому общению, ведь языка больше вокруг себя дети не слышат, как кроме наших уроков.
Но иногда учитель занимается самоупованием своей речи. Некоторые специалисты, бывающих на таких уроках еще и хвалят эти уроки, мол как много учитель говорит на английском языке и дети его понимают. Нет – это провал урока. На уроке должны говорить дети, учитель только направляет их деятельность, поддерживает инициативу, развивает в себе умение слушать и слышать. Улыбка учителя – это ситуация успеха на уроке. Улыбка администрации – ситуация успеха всего учебного процесса в школе.

15