Современные формы контроля знаний обучающихся на уроках географии
Современные формы контроля знаний обучающихся на уроках географии
Статья посвящена системе контроля знаний и умений учащихся по курсу школьной географии. Рассматривается контроль как составная часть процесса обучения предмету. Доказано, что осуществление контроля учителем географии требует понимания соотношения достигнутых результатов с запланированными целями обучения и позволяет выявить достижения и успешность усвоения учебного материала.
Ключевые слова: контроль знаний, оценка, проверка, виды контроля, формы контроля, методы контроля, недостатки системы оценивания
Зависимость продуктивности обучения от количества, качества, полноты, своевременности, глубины, объективности контролирования – это общая закономерность дидактического процесса. В педагогической теории еще нет устоявшегося подхода к определению понятий «оценка», «контроль», «проверка», «учет». Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются как синонимичные. Общим родовым понятием выступает контроль, под которым понимается выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых.
Выявление и измерение называют проверкой. В связи с этим проверка является составным компонентом контроля, а его основная дидактическая функция направлена на обеспечение обратной связи между учителем и учащимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала предмета география, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности учащегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.
Проверка и оценка знаний, умений и навыков учащихся является важным структурным компонентом процесса обучения и в соответствии с принципами систематичности, последовательности и прочности обучения должна осуществляться на протяжении изучения всего курса школьной географии (5-11 классы).
Контроль результатов обучения географии выполняют все три функции, присущие процессу обучения в целом, и имеет четко выраженное образовательное, воспитывающее и развивающее значение.
Контроль результатов обучения – это важная часть процесса обучения географии в школе. Особенно важен он для учащихся. Обучающее значение его выражено в том, что позволяет ученику корректировать свои знания и умения в процессе формирования географической компетентности [1]. Воспитательное значение контроля велико. Контроль воспитывает целеустремленность, настойчивость и трудолюбие, умение преодолевать трудности, т.е. способствует формированию нравственных качеств личности.
Постоянная проверка приучает учащихся систематически работать, отчитываться перед классом за качество приобретенных знаний и умений. У учащихся вырабатывается чувство ответственности, стремление добиться лучших результатов.
Систематический контроль способствует развитию самостоятельности, формированию навыков самоконтроля. Главное требование к контролю – его систематичность.
Контроль результатов обучения важен и для учителя, поскольку позволяет ему изучать своих учащихся и корректировать учебный процесс, и для родителей, которые стремятся знать об успехах своих детей. Контроль помогает учителю управлять учебным процессом.
Проверка и оценка знаний и умений учащихся являются важными звеньями учебного процесса, от правильной постановки которого во многом зависит успех обучения предмету география. В методической литературе принято считать, что оценка является так называемой «обратной связью» между учителем и учеником, тем этапом учебного процесса, когда учитель получает информацию об эффективности обучения предмету. Согласно этому выделяют следующие цели оценки и проверки знаний и умений учащихся:
– диагностирование и корректирование знаний и умений учащихся;
– учет результативности отдельного этапа процесса обучения;
– определение итоговых результатов обучения на разном уровне [2, с. 14].
Учителю географии при подготовке к уроку необходимо помнить, что поиски оптимальных форм и методов оценки и их организация являются одной из важнейших его задач. Кого, когда, сколько учащихся, по каким вопросам, при помощи каких средств нужно спросить и оценить – все это должно быть продумано учителем при подготовке к уроку. Наряду с этим следует продумать, чем должны заниматься учащиеся во время опроса их товарища. Каждым учителем принята некая своя система оценки, включающая разнообразные средства и приемы работы для постоянного контроля уровня и качества овладения учащимися знаниями.
Анализ педагогического опыта работы позволил автору классифицировать формы контроля знаний учащихся по географии (табл. 1).
Табл. 1 Классификация форм контроля знаний учащихся по географии
Выделенный признак
Форма контроля знаний
Количественный состав учащихся
Индивидуальная (персональная), групповая, фронтальная, классно-обобщающая проверки
Особенности организации деятельности учащихся и руководства учителем
Письменная, устная проверки, семинар, ролевая игра, деловая игра, сочинение, домашняя самостоятельная практическая работа
Технология проведения и характер изображения
Графическая, программированная, автоматическая проверки, тестирование
Интенсивность проверки
Зачет, уплотненный опрос, комбинированный контроль
Уровень познавательной самостоятельности учащихся
Репродуктивная воспроизводящая работа, самостоятельная работа по заданию, самостоятельные практические исследования
Важно отметить, что наиболее часто учителя географии используют для контроля знаний учащихся следующие формы контроля: написание реферата, сообщение учащегося с демонстрацией результатов наблюдений, участие в дискуссии по решению проблемного вопроса, оценивание сообщения ученика, составление модельной схемы ответа на поставленный вопрос, решение географических задач, ответ по тестовым заданиям, заполнение рабочей тетради, ответ путем письменного заполнения дидактических карточек, коллективное заполнение обобщающей таблицы на доске.
При этом учителю географии необходимо иметь четкое представление о
видах контроля в зависимости от выполняемой дидактической функции: предварительный, текущий, тематический (периодический), заключительный контроль. Обобщенно виды контроля знаний учащихся по географии отражены в табл. 2.
Табл. 2 Виды контроля знаний учащихся по географии
Вид контроля
Краткая характеристика
Предварительный (ориентировочный)
Диагностика исходного или начального уровня знаний. Определение базовых знаний перед изучением темы. Предпосылка для успешного планирования руководства учебным процессом
Текущий (исполнительный, пооперационный, следящий)
Выявление объема, глубины и качества восприятия учебного материала. Определение имеющихся пробелов в знаниях и нахождение путей их устранения. Выявление степени ответственности учащихся и отношения их к работе, установление причин, мешающих работе. Выявление уровня овладения навыками самостоятельной работы, определение путей их развития. Стимулирование интереса учащихся к предмету география и их активность в познании. Текущее наблюдение за деятельностью учащихся
Периодический (тематический, рубежный)
Проверка прочности усвоения полученных знаний через более продолжительный период времени. Охват значительных по объему разделов курса географии в форме зачета, собеседования, конференции и др. Выявление усвоения знаний темы целиком, связи с другими разделами и предметами. Обобщение и систематизация знаний темы
Итоговый (заключительный)
Выявление степени усвоения знаний раздела, нескольких тем в форме зачета, экзамена, контрольной работы, общественного смотра знаний, ролевой игры. Оценка знаний, умений и навыков раздела в соответствии с требованиями учебной программы (стандартов)
Рассмотренные выше формы и виды контроля усвоения учебного материала по предмету география взаимосвязаны с методами контроля. Методы контроля понимаются как «способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности учащихся и педагогической деятельности учителя» [3, с. 133]. В дидактике их рассматривают по группам, соответствующим устной, письменной, экспериментальной и компьютерной формам проверки.
В арсенале учителя географии имеется много методов контроля результатов обучения учащихся и число их постоянно увеличивается. Следует помнить, что контроль лишь тогда эффективен, когда его методы адекватны конкретному географическому содержанию и действиям, которые нужно сформировать у учащихся.
Если нужно проверить, умеют ли учащиеся читать карту, то не нужно требовать, чтобы они об этом рассказали, необходимо предложить им это сделать практически. Если нужно научить учащихся писать географический диктант, бессмысленно спрашивать у них, что это такое. Нужно проверить, как они его напишут. Если нужно проверить, знают ли учащиеся правила заполнения контурной карты, их не просто спрашивают об этом, а предлагают описать свои учебные действия.
Лимит времени у учителя на уроке ограничен, поэтому он вынужден выбирать такие методы контроля, которые позволяют экономить время.
Учителя географии, как правило, пользуются сочетанием разнообразных методов контроля. Но для того, чтобы их использовать в комплексе, нужно рассмотреть их поочередно и осознать сильные и слабые стороны каждого метода.
Существующие формы и методы контроля, используемые каждым учителем географии, не всегда дают желаемых результатов, не делают учащихся субъектами учебного процесса. Обучающиеся малоактивны и воспринимают контроль как проверку, необходимую учителю, но ни как не деятельность, необходимую им самим. Каждый заинтересованный и ответственный за результаты своей деятельности учитель географии должен знать уже существующие формы и методы контроля, и стремиться к их усовершенствованию.
Изучение практики школы свидетельствует, что творчески работающие учителя географии используют в работе разнообразные формы контроля знаний, что позволяет поддерживать интерес учащихся к данному виду деятельности, снимает психологическую напряженность при проведении контроля знаний. В новых методических изданиях все чаще можно встретить интересные, но мало используемые формы контроля: географический диктант, решение кроссвордов, ответ по составленному плану, составление плана ответа на вопрос учителя, устный зачет по изученной теме.
Опыт применения автором известных методов диагностирования успеваемости учащихся по географии позволяет проанализировать собственную деятельность в этом направлении и выявить следующие недостатки, которые необходимо устранять:
1) возникают трудности, связанные с особенностями преподавательской работы:
– различие требований и уровней оценивания знаний учащихся молодыми и опытными учителями географии;
– при организации текущих проверок знаний большого числа учащихся, наблюдается загруженность малотворческой работой, связанной с большим объемом информации, которую требуется подготовить, обработать и проанализировать за относительно короткий промежуток времени;
– стремление иметь высокий балл качества знаний по географии, который может быть использован для оценивания работы самого учителя, приводит к тому, что учащимся выставляются недостоверные оценки;
2) возникают трудности, связанные со спецификой традиционной формы проверки знаний: отсутствие четко сформулированных стандартов знаний и конкретно очерченных объемов умений, достаточных для каждой положительной оценки;
3) возникают трудности, связанные с подготовкой учащихся: использование «шпаргалок, списывание, взаимопомощь» на уроке географии искажают достоверность оценки знаний учащихся и не позволяют объективно увидеть качество своей педагогической работы.
Осуществление систематического контроля знаний и умений учащихся по географии воспитывает ответственное отношение к учебе, позволяет выявить их индивидуальные особенности и применить дифференцированный подход в обучении. Он обеспечивает более достоверную информацию о достижениях учащихся и пробелах в их подготовке, позволяет учителю управлять прессом обучения.
Систематический контроль знаний и умений способствует выработке у учащихся установки на длительное запоминание, на восполнение пробелов в их подготовке, на повторение и включение ранее приобретенных знаний в новую систему.
Целенаправленная реализация учителем географии системы контроля учащихся обеспечивает возможность определить, как усвоен обязательный для всех материал, понятны ли изучаемые закономерности, ясна ли связь теоретического и практического материала, выяснить, могут ли учащиеся делать выводы мировоззренческого характера и насколько хорошо они овладели умениями. Одновременно система контроля знаний и умений преследует цель ликвидировать пробелы в учебной подготовке учащихся по географии.
Список использованной литературы
Бахир М. А. Оценка географических знаний как компонента географической компетентности учащихся // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. 2013. № 161. С. 238-243.
Кутузова Е. В. Методика оценивания качества картографических знаний и умений учащихся в начальном курсе географии: Автореф. канд. пед. наук. Н. Новгород, 2011. 24 с.
Солодова А. Г. Применение систем тестирования при контроле знаний учащихся // [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]: сб. науч. тр. по матер. Междунар. науч.-практ. конф.: в 14 ч. Новосибирск: Изд-во СибАК, 2014. Ч. 4. С. 133-134.
ђЗаголовок 1uђЗаголовок 415