Обучающий анализ стихотворения Павла Васильева «Затерян след в степи солончаковой…». 5 класс.


5 класс
Обучающий анализ стихотворения Павла Васильева
«Затерян след в степи солончаковой»

План анализа
Определить тему, доказав её через ключевые слова.
Определить идею, опираясь на ключевые слова.
Дать характеристику построения стихотворения (строфы).
Определить рифму и её роль в тексте.
Определить размер и его роль в стихотворении.
Дать характеристику фонетических средств языка стихотворения.

Тема – это то, о чём говорится в тексте. Стихотворение Павла Васильева «Затерян след в степи солончаковой» о родине, о родной земле. Автор не отходит от этой темы ни в одной строке. Ключевая фраза, которая содержит тему текста, - это третья строфа, её последние две строки:
Прислушайся! Как мерно сердце бьётся
Степной страны, раскинувшейся тут.
Родина у Павла Васильева – степная страна, место, где он рос. И автор выделяет все признаки его родины: «степь солончаковая», «на шее скакуна», «острая подкова» , «резьба стремян», «гнедой иноходец», «пёстрая юрта у колодца», «верблюд», «кони воду пьют».


И через тему родины проходит ведущая , основная мысль (то, что хотел сказать автор), мысль любви к земле, вскормившей поэта. Павел Васильев не отыскивает в природе что – то необычное, у него всё простое, но такое близкое и прекрасное: «тонкая кладница шевровая», «звенит печаль», «резьба узорна», «просторен бег», «мерно бьётся», «пёстрая юрта». Эпитеты несут на себе основную нагрузку мысли стихотворения : «тонкая», «узорна», «просторен», «мерно», «звенит», «пёстрая». Ото всего веет простором, красотой, размеренным темпом жизни.


Стихотворение состоит из 2-х четверостиший (катренов) и 2-х трёхстиший (терцин). Строение строф разное. Строки длинные. Автор словно бы чуть – чуть сдержал себя, но всё – таки попытался объяснить свой вскрик. И строфа, и строка нацеливают на рифму.


Посмотрим теперь, какая же рифма в этом стихотворении и определим её. Первая и вторая строфы
солончаковой,
скакуна
шевровой
письмена.
Рифма перекрёстная. Это самая работоспособная рифма. Она считается самой гибкой, пригодной для выражения любого содержания. Она поддерживает сильный и разнообразный ритм стихотворения.
Посмотрим рифму дальше в стихотворении:
иноходца.
бьётся
тут,

плывут
колодца.
пьют.
Здесь парная рифма в чередовании с перекрёстной. Парная рифма тоже сильная, но она и самая монотонная. Эта монотонность в союзе с гибкостью перекрёстной рифмы создают особый лирический эффект. В парной рифме меньше подвижности и разнообразия, чем в других рифмах, но для картины, созданной Павлом Васильевым, это как раз первая необходимость.


Теперь поработаем над размером произведения. Для этого возьмём любую из строчек стихотворения. Например, первую.

Затерян след в степи солончаковой
(расставляем ударение, строим схему ударных и безударных слогов, разбиваем на стопы).
Стихотворение написано двусложным размером четырёхстопным ямбом (с ударением на второй слог) с пиррихием. Ямб – размер энергичный, а его соединение с пиррихием создаёт картину размеренности, какой – то даже медлительности.

Создавая образ родины, поэт использует фонетические средства выразительности, т.к. звуки (звукопись) создают очень яркие образы. Во – первых, рассмотрим аллитерацию (повтор согласных звуков). Две первые строфы – в них идёт повтор свистящих и шипящих звуков:
1 строчка первой строфы - з с с с ч
1 строчка 2 строфы - з ч с
Эти звуки ассоциируются с таинственными ночными шорохами, шумом ветра, лёгкими шагами, шуршанием и чуть слышным шелестом листьев и травы.
Во – вторых, обратим внимание на ассонанс (повтор гласных звуков). Вторая строфа полна О. Этот звук создаёт картину простора, шири, необъятности степи. Вообще, всё огромное идёт через О (море, космос, океан, простор). Он выражает что – то высокое, глубокое. Это сильный звук, гладкий звук. Много в тексте и А. Он создаёт картину великого пространства, глубины, вышины. Благодаря А появляется ощущение широты, простора. Читаешь, а перед глазами словно встаёт даль. А – звук активный и гладкий. В первых трёх строфах часто повторяется Е . Сама буква мягкая, она смягчает твёрдый согласный , после которого стоит. Она нежная, ласкательная. Её в тексте много. Именно она – главный помощник автора в выражении основной авторской любви к родине, к земле.
Таким образом, все средства языка – хорошие помощники автора в создании звуковых, словесных образов стихотворения.
Пыстина Лидия Митрофановна
учитель русского языка и литературы
школа – гимназия № 9
г. Павлодар









13PAGE 15


13PAGE 14115




15