Рабочая программа Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
ДЕПАРТАМЕНТ ВНУТРЕННЕЙ И КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «РАКИТЯНСКИЙ АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
по специальности среднего профессионального образования
19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
пос. Ракитное 2015 г.
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов
УТВЕРЖДАЮ
Директор ОГАПОУ «РАТТ»
___________ А.Н. Мирошников
«29» августа 2015 г.
Организация-разработчик: ОГАПОУ «РАТТ»
Разработчик: Ерохина Светлана Алексеевна, преподаватель профессионального цикла
Рассмотрена и одобрена
на заседании МК преподавателей
профессионального цикла и
мастеров производственного обучения
протокол № 1
от «26» августа 2015г.
председатель МК
ОГАПОУ «РАТТ»
______________ И.И. Нефедова
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт рабочей программы учебной дисциплины...4
Структура и содержание учебной дисциплины..6
Условия реализации программы учебной дисциплины...11
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины13
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов, входит в состав укрупнённой группы специальности 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии.
Программа учебной дисциплины используется в общеобразовательной подготовке обучающихся по специальности 19.02.08 Технология мяса и мясных продуктов.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ): дисциплина относится к группе общепрофессиональных дисциплин профессионального цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:
определять топографическое положение органов и частей тела сельскохозяйственных животных (в том числе птицы и кроликов);
использовать особенности строения организмов животных и физиологических процессов для получения продуктов заданного качества и свойств.
В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:
морфологию, строение и функции органов и тканей сельскохозяйственных животных;
строение и функции клеток, тканей, общие закономерности строения и развития органов животного;
строение, топографию и физиологические функции органов движения;
строение и физиологические функции кожного покрова и его производных;
строение, топографию и физиологические функции систем внутренних органов;
строение, топографию и физиологические функции органов крово- и лимфообращения;
строение, топографию и физиологические функции желез внутренней секреции;
строение, топографию и физиологические функции нервной системы и анализаторов.
1.4. Количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки студента 90 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 60 часов;
самостоятельной работы студента 30 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
90
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
60
в том числе:
лабораторные занятия
-
практические занятия
36
контрольные работы
-
курсовая работа (проект) (если предусмотрено)
-
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
30
в том числе:
самостоятельная внеаудиторная работа
30
Итоговая аттестация в форме
Дифференцированный зачет
2
2.2. Тематический план и содержание дисциплины
Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов
№ урока п/п
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
5
Раздел 1.
Тема 1.1 Общая цитология
1.
Клеточное строение животного организма
1
1
1
2.
Химический состав клетки и ее жизненные свойства
Практическая работа 1. Строение животной клетки: клеточная мембрана и модель ее строения, цитоплазма, ядро, органоиды, включения, гиалоплазма.
2-3
2
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 1.1
-
2
3
Тема 1.2 Общая эмбриология
1.
Понятие эмбриологии
4
1
1
2.
Основные этапы развития зародыша
3.
Развитие провизорных органов птиц и млекопитающих
Практическая работа 2. Строение и развитие половых клеток, оплодотворение. Плацента, типы плацент
5-6
2
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 1.2
-
2
3
Тема 1.3 Общая гистология
1.
Определение понятия «ткань»
7
1
1
2.
Общая характеристика и классификация эпителиальных тканей
3.
Эмбриональное происхождение, строение и функции нервной ткани
Практическая работа 3. Общая морфо-функциональная характеристика опорно-трофических тканей. Происхождение, развитие, классификация, строение и функции мышечной ткани.
8-9
2
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 1.3
-
2
3
Раздел 2
Тема 2.1 Органы произвольного движения
1.
Общие закономерности строения тела животных. Отделы и области тела животного
10-11
2
1
2.
Развитие, форма и строение костей
3.
Соединения костей (суставы, связки, сухожилия)
Практическая работа 4. Общая характеристика мышц и их свойства. Морфофункциональные типы мышц. Основные группы соматической мускулатуры (плечеголовной отдел, мускулатура позвоночного столба, грудной клетки, мышцы грудной и тазовой конечностей).
12-14
3
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 2.1
-
2
3
Раздел 3
Тема 3.1 Возбудимые ткани и их свойства
1.
Биоэлектрические явления в организме. Общие закономерности физиологии возбудимых тканей
15-16
2
1
2.
Природа мембранного потенциала
Практическая работа 5. Потенциал действия. Распространение нервного импульса по нервным волокнам и через синапсы. Основные физиологические свойства мышечных тканей. Механизм и энергетика мышечного сокращения. Работа и утомление мышц. Функциональные особенности гладких мышц.
17-19
3
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.1
-
2
3
Тема 3.2 Центральная нервная система
1.
Развитие, общие закономерности строения и топография отделов центральной нервной системы (ЦНС)
20
1
1
2.
Понятие о рефлексе. Виды рефлексов.
3.
Рефлекторная дуга.
Практическая работа 6. Нервные центры и их свойства. Структура и функции спинного мозга. Отделы и функции головного мозга. Вегетативная нервная система. Высшая нервная деятельность.
21-22
2
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.2
-
2
3
Тема 3.3 Эндокринная система
1.
Развитие, строение и топография желез внутренней секреции
·23-24
2
1
2.
Общие принципы эндокринной регуляции
Практическая работа 7. Краткая характеристика желёз внутренней и смешанной секреции. Физиологические основы применения гормонов в животноводстве и ветеринарии
25-26
2
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.3
-
2
3
Тема 3.4 Физиология крови и лимфы
1.
Кровь. Основные функции крови.
27-28
2
1
2.
Объем и распределение крови.
3.
Свертывание крови.
4.
Группы крови.
Практическая работа 8. Состав и свойства крови. Форменные элементы крови. Лимфа. Кроветворение.
29-30
2
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.4
-
2
3
Тема 3.5 Кровообращение
1.
Развитие, строение и топография сердца и сосудов.
31-32
2
1
2.
Закономерности ветвления и направления кровеносных сосудов. Основные артерии и вены организма.
Практическая работа 9. Основы гемодинамики. Физиология сердца. Регуляции деятельности сердца и кровообращения.
33-34
2
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.5
-
2
3
Тема 3.6 Дыхание
1.
Развитие, строение и топография органов дыхания.
35
1
1
2.
Сущность и значение дыхания.
3.
Регуляция дыхания.
4.
Функции легких, несвязанные с дыханием.
Практическая работа 10. Внешнее дыхание. Обмен газов в легких. Перенос газов кровью
36-38
3
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.6
-
2
3
Тема 3.7 Пищеварение
1.
Развитие, строение, топография и функции отделов пищеварительного тракта
39-40
2
1
2.
Особенности пищеварения у жвачных животных.
Практическая работа 11. Особенности пищеварения в различных отделах
41-43
3
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.7. Подготовка сообщений на тему: «Действие гормонов на пищеварительный тракт», «Причины нарушения пищеварения у животных»
-
2
3
Тема 3.8 Органы выделения. Кожа и её производные
1.
Общая характеристика выделительных органов.
44-45
2
1
2.
Развитие, строение, топография почек и мочевыводящих путей.
3.
Развитие кожного покрова и его производных.
Практическая работа 12. Механизм работы органов выделения
46-48
3
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.8.
-
2
3
Тема 3.9 Высшая нервная деятельность и основы этологии
1.
Основные понятия и принципы рефлекторной теории И.П. Павлова.
49-50
2
1
2.
Безусловные и условные рефлексы.
Практическая работа 13. Механизм образования и работы рефлексов.
51-53
3
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.9. Составление кроссворда по изученным темам.
-
4
3
Тема 3.10 Анализаторы
1.
Общая характеристика анализаторов.
54
1
1
2.
Взаимодействие анализаторов.
Практическая работа 14. Характеристика анализаторов
55-58
4
3
Самостоятельная работа. Работа с источниками информации по теме 3.10
-
2
3
Дифференцированный зачет
59-60
2
3
Всего
90 – 60 – 30 – 24
3. условия реализации программы дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебной лаборатории Анатомия и физиология с/х животных.
Оборудование учебной лаборатории;
- посадочные места по количеству студентов;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно-методической документации по анатомии и физиологии животных;
- лабораторное оборудование (муляжи, аналитические весы, инструкционно-технологические карты, лабораторная посуда, скелеты животных и птиц, разборные модели костей домашних мелких животных и птиц, комплект учебно-методической документации, муляжи органов и тканей, сухие и влажные препараты органов и тканей).
Технические средства обучения:
- интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением и
мультимедиапроектор.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
1. Зеленевский Н. В. Анатомия и физиология животных.- М.: Академия, 2010г. – 279 с.
2. Яглов В.В., Яглова Н.В. Основы цитологии, эмбриологии и общей гистологии – М.: КолосС, 2011 г., 296 с.
3. Яглов В.В., Яглова Н.В. Основы частей гистологии – М.: КолосС, 2010 г., 448 с.
4. Никитенко В.Е., Яглов В.В. Практикум по цитологии, гистологии и эмбриологии – М.: КолосС, 2010 г., 240 с.
Дополнительные источники:
1. . Акаевский А. И., Лебедев М. И. Анатомия домашних животных.- М.: Колос, 2003 – 185 с.
2. Бирих В. К., Удовин Г. М. Возрастная морфология крупного рогатого скота.- Пермь,2005 – 202 с.
3. Гауптман Я. И. Этиология болезней сельскохозяйственных животных (перевод с чешского).- М.: КолосС,2000 г. – 175 с.
4. Глаголев П. А., Ипполитова В. И. Анатомия сельскохозяйственных
животных с основами гистологии и эмбриологии. - М.: КолосС, 2007 г. – 165 с.
5. Грачев И. И., Галанцев В. П. Физиология лактации сельскохозяйственных животных. - М.: Колос, 2004 г. – 213 с.
6. Газета «Ветеринарная жизнь» Е – mail: vetlife @ yandex. ru
7. Ветеринария: научно-производственный журнал учрежден МСХ РФ
8. Морфологические ведомости: научно-производственный журнал учрежден МСХ РФ, www.ulsu.ru
9. Анатомия домашних животных: научно-производственный журнал учрежден МСХ РФ, www.ulsu.ru
10.Интернет ресурс. Анатомия и физиология животных. Форма доступа www.ulsu.ru
Интернет-ресурсы:
Банк рефератов, Анатомия и физиология сельскохозяйственных животных [Электронный ресурс], - http://www.bestreferat.ru/referat-221005.html.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка Результаты обучения
(освоенные умения, усвоенные знания)
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения
Умения:
определять топографическое расположение и строение органов и частей тела животных;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
определять анатомические и возрастные особенности животных;
определять и фиксировать физиологические характеристики животных;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
Знания:
основные положения и терминология цитологии, гистологии, эмбриологии, морфологии, анатомии и физиологии животных;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
строение органов и систем органов животных: опорно-двигательной, кровеносной, пищеварительной, половой, эндокринной, нервной, включая центральную нервную систему (ЦНС) с анализаторами;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
их видовые особенности;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
характеристики процессов жизнедеятельности;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
физиологические функции органов и систем органов животных;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
физиологические константы сельскохозяйственных животных;
практические занятия, внеаудиторная самостоятельная работа
13PAGE 15
13PAGE 15
13PAGE 14715