Методика работы над математическими софизмами в начальной школе


Методика работы над математическими софизмами.
Лунева А.А.
Софизм (от греч. sophisma — уловка, выдумка, головоломка) — «мнимое доказательство, в котором обоснованность заключения кажущаяся, порождается чисто субъективными впечатлениями, вызванными недостаточностью логического или семантического анализа.
Проанализировав методическую литературу, мы пришли к выводу, что эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.
Для развития познавательной деятельности математические софизмы можно применять при изучении математики в школе:
1.на уроках, чтобы сделать их более интересными, для создания проблемных ситуаций;
2.в домашних задачах, для более осмысленного понимания материала, пройденного на уроках (найти ошибку в МС, придумать свои МС);
3.при проведении различных математических соревнований, для разнообразия;
4.на занятиях факультативов, для более глубокого изучения тем математики;
После детального анализа математической и методической литературы, мы смогли выделить следующие этапы работы с софизмами на уроках математики:
Этап 1.Знакомство с «бытовыми софизмами»
На данном этапе ведется анализ рассуждений, которые могут привести к ложным выводам. Работу по реализации данного этапа необходимо начинать со II класса. Примерами софизмов могут быть следующие цепочки рассуждений: «Сидящий встал; кто встал, тот стоит; следовательно, сидящий стоит» или: «Для того чтобы видеть, вовсе необязательно иметь глаза, ведь без правого глаза мы видим, без левого тоже видим; кроме правого и левого, других глаз у нас нет; поэтому ясно, что глаза не являются необходимыми для зрения»
Этап 2.Введение законов логики
Важно отметить, что существуют специальные правила математической логики, которые являются основными при построении логических выводов.
Например: «Если число делится на 2, то оно — четное. Число 16 делится на 2, значит, оно четное» (правило заключения), «Если число делится на 2, то оно — четное. Число 7 — нечетное, следовательно, оно не делится на 2» (правило отрицания). На этом этапе с помощью простых примеров проводится работа по закреплению данных правил»
Этап3. Работа по выявлению ошибок в софизмах.
На этом этапе строятся цепочки рассуждений, устраняются неточности высказываний, формулируются правильные выводы. Деятельность на данном этапе идет от простейших софизмов к сложным.
Этап 4. Работа по составлению учащимися собственных софизмов.
На данном этапе грамотно составить софизм может не каждый ученик. Учителю необходимо поощрять учащихся к этому виду деятельности. Ученики могут предлагать софизмы, которые аналогичны ранее разобранным, но при постоянной работе круг их предложений постепенно расширяется. Приведем пример детского софизма: «Есть ли у тебя то, что ты не терял? Конечно есть. Ты копыта не терял, значит, они у тебя есть»
Для полноценной работы с софизмами на уроках математики мало знать этапы работы с ними, нужно еще и уметь методически верно преподнести их детям. Мы можем предложить следующую методику работы по раскрытию софизмов:
1. Для того чтобы решить софизм, необходимо найти ошибку, она в свою очередь и будет являться решением.
Начинать поиск ошибки стоит с условия предложенного софизма. В некоторых софизмах ложный результат, получается, из-за неполных или противоречивых данных в условии, не верного первоначального предположения, а далее все рассуждения проводятся верно.
Например, такая задача:
«Отцу 32 года, сыну 5 лет. Через сколько лет отец будет в 10 раз старше сына?»
ученики решают её так:
пусть х – лет искомый срок, тогда отцу будет (32 + х) лет, сыну (5+х) лет. Составляем уравнение и решаем его:
32 + х= 10∙(5 + х);
32 + х =50 + 10 х;
-9х = 18;
х = -2.
Таким образом, через -2 года отец будет в 10 раз старше сына. Так как по смыслу задачи х должно быть больше нуля, то полученный результат вызывает недоумение у школьников. Уравнение само по себе составлено и решено верно, ошибка заключается в некорректной постановке вопроса. Это как раз тот самый случай, когда задача «думает» за нас.
2. Установить темы, которые отражены в софизме, предложенных преобразованиях.
3. Воспроизвести точные формулировки утверждений, используемых в софизме.
4. Выяснить, соблюдены ли все условия применимости теорем, правил, формул.
Действительно, некоторые софизмы построены на неверном использовании определений, законов, на «забывании» условий применимости некоторых теорем и т.д. ученики очень часто в формулировках, правилах запоминают основные, главные на их взгляд фразы и предложения, всё остальное они упускают.
Следующая рекомендация сформулирована в виде правила.
5. «Правило портного».
Вручную обычно иглой шов делается так: стежок вперёд и назад, ещё вперёд и снова назад и т.д.
Проверять преобразования нужно также, как портной делает шов. После каждого перехода надо «оглянуться назад», проверить полученный результат обратным действием.
Рассмотрим софизм « 2 ∙ 2 = 5 »:
1 = 1;
4 : 4 = 5 : 5;
4∙(1 : 1) = 5∙(1 : 1);
4 = 5
2 ∙ 2 = 5 .
Ошибку можно быстро обнаружить, если после вынесения «общего множителя за скобку» выполнить обратную операцию и внести 4 и 5 за скобки.
6. «Правило программиста».
Работа блоками. Невозможно отлаживать программу в целом. Следует разбить работу на небольшие блоки и проконтролировать правильность каждого такого блока.
Предложенные рекомендации с одной стороны помогут ученикам при разборе софизмов, с другой стороны будут способствовать обогащению набора приёмов самопроверки и самоконтроля.
Работа с софизмами требует от учителя тщательной дополнительной подготовки, умения «держать» и вести учащихся в нужном направлении, ведь выстроить логическую цепочку рассуждений может не каждый выпускник начальной школы. Как показывает опыт, занятия с использованием математических софизмов могут проходить очень интересно.
Несмотря на то, что подготовка учителя к такому занятию затратна во времени, в результате он получает учеников мыслящих грамотно, имеющих креативное, творческое мышление, что является необходимым условием обучения на современном этапе развития образования.
Литература:
1.Новый энциклопедический словарь. М.,Наука, 2002.
2.Кудакова Н.С. Математические софизмы в начальном курсе математики\\ Начальная школа, №12, 2012
3.Мадера А.Г., Мадера Д.А. Математические софизмы. M., 2003.
4.Обреимов В.И. Математические софизмы.СПб., 1989.
5.Удалова С.А. Математические софизмы. URL: / http://festival. 1 september.ru.
6.Харламов К. Софизмы. URL: http://sofizmy.narod.ru.
7..Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л. А. Григорович, Т.Д. Марцинковская. – М.: Гардарики, 2009. – 408 с.