Рабочая программа учебной дисциплины Возрастная анатомия, физиология, гигиена
Департамент образования и науки
Брянской области
ГБПОУ «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
ВОЗРАСТНАЯ АНАТОМИЯ, ФИЗИОЛОГИЯ, ГИГИЕНА
44.02.02 Преподавание в начальных классах
2016
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 Преподавание в начальных классах.
Организация – разработчик:
ГБПОУ «Суражский педагогический колледж имени А.С. Пушкина»
Разработчик: Витюгова Н.Н. – преподаватель естественных дисциплин (химии, биологии).
Рекомендована предметно-цикловой комиссией естественно-математических дисциплин, протокол № ____ от « » __________ 20___ г.
Методическим советом колледжа, протокол №___
от «___»________20__ г.
СОДЕРЖАНИЕ
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ .... 4
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ...7
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ....11
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ..14
ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальностям СПО, входящим в состав укрупнённой группы направлений подготовки и специальностей 050000 Образование и педагогика, по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование:
050130 Музыкальное образование
050139 Изобразительное искусство и черчение
050144 Дошкольное образование
050146 Преподавание в начальных классах
050148 Педагогика дополнительного образования
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям: 050144 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 050148 Педагогика дополнительного образования и др.
Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина относится к профессиональному циклу общепрофессиональных дисциплин.
Цели и задачи дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения обучающийся должен уметь:
- определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
- применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
- оценивать факторы внешней среды с точки зрения их влияния на функционирование и развитие органов человека в детском и подростковом возрасте;
- проводить под руководством медицинского работника мероприятия по профилактике заболеваний детей;
- обеспечивать соблюдение гигиенических требований в кабинете, при организации обучения младших школьников;
- учитывать особенности физической работоспособности и закономерности её изменения в течение различных интервалов времени (учебный год, четверть, месяц, неделя, день, занятие) при проектировании и реализации образовательного процесса.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
- основные закономерности роста и развития организма человека;
- строение и функции систем органов здорового человека;
- физиологические характеристики основных процессов жизнедеятельности организма человека;
- возрастные анатомо-морфологические особенности детей и подростков;
- влияние процессов физиологического созревания и развития ребёнка на его физическую и психическую работоспособность, поведение;
- основы гигиены детей и подростков;
- гигиенические нормы, требования и правила сохранения и укрепления здоровья на различных этапах онтогенеза;
- основы профилактики инфекционных заболеваний;
- гигиенические требования к учебно-воспитательному процессу, зданию и помещениям школы.
Рекомендуемое количество часов на основании программы дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 96 часов, в том числе:
Обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 64 часа;
Самостоятельной работы обучающегося 32 часа.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Количество часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
96
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
64
в том числе:
лабораторные занятия
практические занятия
32
контрольные работы
3
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
32
в том числе:
индивидуальное проектное задание
6
внеаудиторная самостоятельная работа
20
исследовательская работа
6
Итоговая аттестация в форме экзамена
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»
Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
Раздел 1. Возрастная анатомия и физиология
50
Введение
Предмет, содержание, и задачи дисциплины. Закономерности онтогенеза.
1
1
Тема 1.1. Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ.
Содержание учебного материала
5
1.
Скелет человека. Строение и функции суставов. Изгибы позвоночника, их формирование и функциональное значение. Развитие скелета туловища и конечностей, костей мозгового и лицевого черепа.
2
2.
Мышечная система. Строение и функции мышц. Мышечная масса и сила мышц в различные возрастные периоды. Возрастные особенности быстроты и точности двигательных актов, выносливости. Особенности реакции организма на физическую нагрузку в различном возрасте.
2
3.
Осанка. Нарушение осанки. Деформация грудной клетки. Плоскостопие. Правильная поза при стоянии, сидении, ходьбе. Воспитание правильной осанки у школьников. Необходимость соответствия размеров ученической мебели росту и пропорциям тела. Правила расстановки мебели и рассаживание учащихся в классе.
3
Лабораторные работы
1.
Практические занятия
6
1
1.
Основные закономерности онтогенетического развития.
2.
Оценка показателей физического развития по антропометрическим данным и с помощью расчётных формул.
Контрольная работа по теме «Возрастные особенности и гигиена опорно-двигательного аппарата. Гигиенические требования к оборудованию школ»
Тема 1.2. Анатомия, физиология и гигиена нервной системы, её возрастные особенности.
Содержание учебного материала
2
1.
Общий план строения нервной системы, нервная ткань и её свойства.
1
2.
Анатомо-физиологические особенности развития ЦНС.
2
Лабораторные работы
1.
Практические занятия
4
1.
Физиология нервной системы.
Тема 1.3. Рефлекторная деятельность организма. Низшая и высшая нервная деятельность.
Содержание учебного материала
4
1.
Рефлекс. Классификация рефлексов. Возрастные особенности условно-рефлекторной деятельности. Особенности условного торможения у детей. Возбуждение и торможение. Координация нервных процессов. Принципы рефлекторной деятельности. Безусловные условные рефлексы как основа нервной деятельности (ВНД и ННД).
2
2.
Сигнальные системы действительности. Развитие речи. Межполушарная асимметрия мозга. Развитие и нарушение высшей нервной деятельности.
3
Лабораторные работы
1.
Практические занятия
2
1.
Исследование высшей нервной деятельности.
Тема 1.4. Анатомия, физиология и гигиена сенсорных систем
Содержание учебного материала
2
1.
Системная организация восприятия внешней информации. Сенсорные системы организма, их классификация. Значение сенсорных систем. Структурная организация сенсорных систем. Роль сенсорного восприятия в раннем детстве. Зрительный анализатор. Слуховой анализатор. Значение и общий план строения кожной, двигательной, обонятельной, вкусовой и вестибулярной сенсорных систем.
2
Лабораторные работы
1.
Практические занятия
3
1
1.
Физиология сенсорных систем.
Контрольная работа по теме 1.2. – 1.4.
Тема 1.5. Эндокринная система человека.
Содержание учебного материала
1
1.
Понятие об эндокринной системе. Развитие эндокринной системы в онтогенезе. Влияние функциональных изменений эндокринной системы подростков на ВНД.
1
Практические занятия
1
1.
Физиология эндокринной системы.
Тема 1.6. Развитие висцеральных систем на разных возрастных этапах.
Содержание учебного материала
7
1.
Анатомия и физиология органов пищеварения. Возрастные особенности органов пищеварения. Гигиена питания.
2
2.