Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа направленность: социально-педагогическая «Пресс-центр»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА п. КАРЫМСКОЕ»
Программа реализуется в МОУ ООШ с. Кадахта
«Утверждаю»
Директор МОУ ДОД
ДДТ п.Карымское»
__________ /Антонова И.К./
«___» ___________ 20 ___ г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа
направленность:
социально-педагогическая
«Пресс-центр»
Возраст учащихся: 8-15 лет
Срок реализации программы: 2016-2017 учебный год
Составила: Варлакова Т.Ю., педагог дополнительного образования
Кадахта, 2016 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка
3
Содержание программы
5
Учебный план
7
Поурочное планирование
7
Ожидаемые результаты
12
Методический материал
13
Техническое оснащение программы
14
Список литературы
15
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана с учетом следующих законодательных нормативно-правовых документов:
Конвенция ООН о правах ребенка
Конституция РФ
Закон РФ «Об образовании»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» от 24.07.98 г. № 124-ФЗ
Основная образовательная программа образовательной организации на 2015-2018 гг.
А.Я. Данилюк и др. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.: Просвещение, 2010
Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. Программа внеурочной деятельности. – М.: Просвещение, 2011
Указ Президента Российской Федерации от 29 октября 2015 г. № 536 «О создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников».
Программа нацелена на организацию работы школьного детского творческого объединения «Пресс-центр», занимающего подготовкой и выпуском школьных газет: стенгазеты «Школьная жизнь» и печатного издания «СпартаК Плюс». Программа включает в себя изучение основных жанров газеты, принципов оформления школьной стенгазеты, работы с компьютером, искусства общения, необходимого для творческого развития и воспитания детей.
Школьному объединению «Пресс-центр» в этом году исполняется четырнадцать лет. За это время оно прошло два этапа развития:
1-й (2002-2004 год) – создание и формирование объединения. Цель – развитие и реализация творческих способностей учащихся через выпуск общешкольной газеты «Школьная жизнь»; заполнение вакуума, образованного после отмены пионерской и комсомольской организаций;
2-й (2004-2007 год) – развитие деятельности объединения. Цель - формирование разносторонне развитой личности через практическое участие в работе районных, областных СМИ; профессиональная ориентация учащихся.
С 2008 года начался третий этап. Совместно с администрацией села, в котором находится школа, реализуется проект «Газета – селу»: выпускается печатное информационное издание - газета «СпартаК Плюс» с освещением школьных и сельских событий.
Помимо изучения теории учащиеся выполняют разнообразные практические задания, как для школьной прессы, так и для районной и областных газет. Ученикам предлагается не только рассказывать о происходящих событиях школы и села, но и создавать работы, приуроченные к знаменательным датам для тематических стенгазет. В процессе работы расширяется кругозор школьников, развивается логическое мышление, усваиваются нормы культуры речи, а самое главное, развивается и поддерживается интерес к жизни села, своей малой родине, Забайкалью, России, мировой культуре в целом.
При отборе главных тем для изучения учитывался возраст корреспондентов, их интересы, зону ближайшего развития, специфика работы разновозрастных и разноуровневых групп. Теория и практика в программе слиты воедино, так как при создании газеты невозможно отдельно изучать теорию и применять на практике полученные знания. Учащиеся совершенствуют свое мастерство, видят перспективную цель – подготовка заметок, которые могут быть приняты редакцией «большой прессы». Предусматривается как индивидуальная, коллективная, так и групповая деятельность детей.
Программа модифицированная, составлена по принципу типовой, за основу берется примерный тематический план. Курс рассчитан на один год обучения: 144 часов (4 часа в неделю). Предназначен для детей от 8 до 15 лет. Приветствуется участие ребят более младшего и старшего возраста, их родителей, жителей села.
Этапы реализации программы:
1 этап – организационный: диагностика ожиданий школьников, умений в профильной деятельности; самоопределение школьников в предлагаемой деятельности (постановка индивидуальной задачи), планирование деятельности объединения
2 этап – основной: приобретение ребенком знаний, умений и навыков в деятельности творческого характера; подготовка и выпуск газет; анализ и оценка своих действий
3 этап – итоговый: рефлексия ребенком прожитого в объединении; определение перспектив.
Цель программы: развитие творческих способностей учащихся в процессе обучения журналистскому делу в детском творческом объединении «Пресс-центр».
Задачи:
личностные:
содействовать приобретению опыта общения и отношений на основе культурных норм проживания и деятельности
профессионально ориентировать учащихся
метапредметные:
создавать условия для развития интеллекта, творческих и коммуникативных способностей, социальных умений
поощрять практическое участие ребенка в работе районных и областных СМИ
познавательные:
способствовать расширению сферы познавательных интересов, направленных на себя и окружающий мир
способствовать развитию интереса к изучению русского языка, литературы, истории, обществознания, компьютерных технологий
образовательные:
познакомить с жанрами газеты
формировать знания и умения по оформлению газеты
создавать условия для приобретения практических навыков работы с компьютером
Методические принципы программы:
- личностно-ориентированный подход учитывает особенности школьников и учит их свободно и творчески мыслить
- коммуникативная направленность обучения дает школьникам возможность общаться в процессе создания газеты
- деятельностный характер обучения позволяет каждому ребенку научиться работать как индивидуально, так и в коллективе
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовка постоянных рубрик, разделов, тематических газет
- поэтапность обучения предполагает изучение теоретического материала по принципу «от простого к сложному», выводит школьников к свободному владению письменной речью при создании статей, мастерству оформительского дела
- принцип автономии учит школьников самостоятельности и позволяет наиболее эффективно решать поставленные перед ними задачи
Принципы деятельности:
- активное включение школьников в предлагаемую деятельность
- включение школьников в реальные, социально значимые отношения
- создание ситуации успеха для каждого ребенка
- взаимосвязь педагогического управления и детского самоуправления в организации жизнедеятельности объединения
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Организационное занятие. Школьная газета как тип издания (4 ч)
Родительское собрание. Роль каждого в команде. Выборы редакционной коллегии. О чем пишем в школьных газетах? Что интересного вокруг нас? Разберемся в понятиях. Инструктаж по ТБ и ПБ.
Сообщение о школьном мероприятии (4 ч)
Посещение мероприятия. Правила поведения юного корреспондента. Что записать в первую очередь? Проверка фактов, дат, фамилий. Обработка материалов. Заголовок.
Традиции школьной газеты ( 4 ч)
День Пресс-центра. Посвящение в корреспонденты.
Текст (10 ч)
Речь и текст. Виды информации в тексте. Структура текста. Особенности публицистического стиля. Тема. Идея. Микротема. Данное и новое. Интонация. Логические ошибки и способы их устранения. Текст как смысловое и структурное единство. Способы связи предложений в тексте. Заголовок текста. Виды зачинов. Заключительная часть текста. Основные композиционные приемы. Характерные признаки публицистического стиля.
Сообщение (10 ч)
Предмет сообщения. Средства передачи информации. Цель сообщения. Адресат. Лаконизм художественных средств.
Репортаж (8 ч)
Предмет репортажа. Вступление, основная часть, вывод. Многозначность. Параллельная и цепная синтаксическая связь.
Интервью (8 ч)
Время и место беседы. Культура речи. Особенности диалога. Постановка вопросов. Запись слов собеседника. Уточнения. Особенности речи собеседника, их передача. Тема беседы. Внимание к слову, фактам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение статей. Обсуждение.
Реклама и объявления (4 ч)
Язык и реклама. Языковая манипуляция.
Правка текста (8 ч)
Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная.
Рубрики в школьной газете (4 ч)
Рубрики в школьной газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам. Введение рубрики. Единство оформления. Выпускающий редактор рубрики. Постоянство, традиции в содержании и оформлении.
Блок новостей (8 ч)
Новости как жанр. Структура и содержание блока. Оперативность. Лаконичность. Степень важности. Место новостного блока в газете.
Анкетирование, опросы в школьной прессе (6 ч)
Мониторинг. Предмет мониторинга. Время, место проведения. Опросники. Тесты. Анкеты. Подведение итогов, их оформление.
Государственные праздники (4 ч)
Важнейшие даты в жизни России. Патриотизм, историческое и современное значение этого слова. Орфография, прописные буквы. Роль цитат. Дни воинской славы России.
Стихи в школьной газете (10 ч)
Стихи как жанр. Ритмика. Размер. Рифма. Стихи в школьной газете. Псевдоним, его функция. Стихи как эпиграф. Стихотворная цитата как подтверждение мысли. Поэтический заголовок. Правила цитирования.
Очерк-биография (8 ч)
Очерк как жанр. Герой очерка. Сбор материалов. Интервью. Работа по систематизации. План очерка. Лирические отступления. Композиция очерка.
Заголовок, план статьи (8 ч)
Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение, цитата, риторический вопрос и другие. План статьи: простой, сложный. Цикл статей на определенную тему.
Рейд (4 ч)
Цели. Форма. Мониторинг. Культура поведения.
Выпуск газеты (12 ч)
Подготовка текстового материала. Подготовка иллюстративного материала. Макетирование.
Оформление газеты (20 ч)
Основные сведения о технике оформления газеты. «Шапка» газеты. Выходные данные. Порядковый номер газеты. Расположение материала. Виды шрифтов. Оформление заголовков. Блок новостей. Иллюстрации и фотографии в школьной прессе. Коллаж. Компьютер - помощник при создании газеты. Рубрики.
Подведение итогов (4 ч)
Презентация газеты.
УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№
Тема
Всего часов
Теория
Практика
1
Родительское собрание. Организационное занятие. Школьная газета как тип издания. Электронная газета.
4
1
3
2
Сообщение о школьном мероприятии
4
3
1
3
Традиции школьной газеты.
4
2
2
4
Текст
10
2
8
5
Сообщение.
10
2
8
6
Репортаж.
8
2
6
7
Интервью.
8
2
6
8
Реклама и объявления.
4
2
2
9
Правка текста
8
8
10
Рубрики в школьной газете
4
2
2
11
Блок новостей.
8
2
6
12
Анкетирование, опросы в школьной прессе.
6
2
4
13
Государственные праздники.
4
2
2
14
Стихи в школьной газете.
10
2
8
15
Очерк-биография.
8
2
6
16
Заголовок, план статьи.
8
2
6
17
Рейд.
4
2
2
18
Выпуск газеты.
12
2
10
19
Оформление газеты
20
4
16
21
Подведение итогов. Родительское собрание.
4
4
Лекций – 34 часа. Практических работ – 60 часов. Выпуск газет (набор, обработка материала, оформление номера) - 50 часов. Всего: 144 часа
Поурочное планирование
№ занятия (темы)
Тема занятия
Дата
1(1)
Родительское собрание. Инструктаж по ТБ в компьютерном классе.
2
Школьная газета как тип издания. Вводное занятие.
3
Выборы редакционной коллегии. План работы на год.
4
Практическое занятие. О чем пишем в школьной газете?
5(2)
Сообщение о школьном мероприятии (4 ч)
6
Правила поведения юнкора. Проверка фактов, дат, фамилий.
7
Обработка материалов. Заголовок.
8
Посещение мероприятия.
9(3)
Традиции школьной газеты ( 4 ч)
10
День Пресс-центра.
11
Подготовка к Празднику.
12
Посвящение в корреспонденты.
13(4)
Текст (10 ч) Речь и текст.
14
Виды информации в тексте. Структура теста.
15
Особенности публицистического стиля.
16
Тема. Идея. Микротема.
17
°Данное и новое. Интонация. Способы связи предложений в тексте.
18
Заголовок. Виды зачинов.
19
Логические ошибки и способы их устранения.
20
Основные композиционные приемы.
21
Характерные признаки публицистического стиля.
22
Заключительная часть текста. Публикация в газете.
23(5)
Сообщение (10 ч) Предмет сообщения.
24
Цель сообщения.
25
Средства передачи информации.
26
Коллективная работа.
27
Адресат. Лаконизм
28
Групповое создание сообщения.
29
Индивидуальная работа.
30
Лаконизм художественных средств.
31
Самостоятельная работа над сообщением.
32
Зачетное практическое занятие. Публикация в газете.
33(6)
Репортаж (8 ч)
34
Предмет репортажа.
35
Вступление, вступление, заключительная часть (вывод).
36
Многозначность.
37
Параллельная и цепная синтаксическая связь.
38
Посещение мероприятия.
39
Коллективная, групповая работа над репортажем
40
Индивидуальная работа над созданием репортажа.
41
Зачетное занятие. Публикация в газете.
42(7)
Интервью (8 ч) Вводное занятие.
43
Время и место беседы. Культура речи.
44
Особенности диалога. Постановка вопросов. Тема беседы.
45
Запись слов собеседника. Уточнения. Особенности речи собеседника.
46
Внимание к слову, фактам, подробностям. Учет пожеланий собеседника.
47
Обработка полученных сведений. Подготовка статьи. Чтение, обсуждение.
48
Индивидуальная работа над интервью.
49
Зачетное занятие. Публикация в газете.
50(8)
Реклама и объявления (4 ч) Реклама в нашей жизни.
51
Язык и реклама. Языковая манипуляция.
52
Групповая работа над созданием рекламы.
53
Зачетное занятие. Публикация в газете.
54(9)
Правка текста (8 ч)
55
Правка текста: орфографическая, пунктуационная.
56
Правка текста: авторская, редакционная.
57
Коллективная правка текста.
58
Групповая работа над текстом.
59
Индивидуальная практическая работа.
60
Индивидуальная работа.
61
Зачетное практическое занятие. Публикация в газете.
62(10)
Рубрики в школьной газете (4 ч) Рубрики постоянные, приуроченные к знаменательным датам.
63
Введение рубрики. Единство оформления.
64
Постоянство, традиции в содержании и оформлении.
65
Защита проекта «Рубрика в школьной газете».
66(11)
Блок новостей (8 ч) Новости как жанр.
67
Структура и содержание блока новостей.
68
Оперативность. Лаконичность. Степень важности.
69
Место новостного блока в газете. Посещение мероприятия.
70
Коллективное создание блока новостей.
71
Групповая, индивидуальная работа.
72
Индивидуальная работа.
73
Защита проекта «Новости школьной жизни»
74
Публикация в газете.
75(12)
Анкетирование, опросы в школьной прессе (6 ч)
76
Мониторинг. Предмет мониторинга. Время, место проведения.
77
Вопросники, тесты, анкеты.
78
Практическая групповая и индивидуальная работа. Место проведения: школа, село. Инструкция по ПДД.
79
Подведение итогов, их оформление.
80
Зачетное занятие. Публикация в газете.
81(13)
Государственные праздники (4 ч) Важнейшие даты в жизни России.
82
Патриотизм, историческое и современное значение этого слова. Орфография, прописные буквы.
83
Роль цитат. Дни воинской славы России.
84
Зачётное занятие. Публикация в газете.
85(14)
Стихи в школьной газете (10 ч) Час Поэзии.
86
Наши школьные поэты. Экскурс в историю Пресс-центра.
87
Стихи как жанр. Размер. Рифма.
88
Стихи в школьной газете. Псевдоним, его функция.
89
Стихи как эпиграф.
90
Стихотворная цитата как подтверждение мысли.
91
Поэтический заголовок. Правила цитирования.
92
Индивидуальная работа.
93
Индивидуальная работа. Подготовка к печати.
94
Публикация в газете.
95(15)
Очерк-биография (8 ч)
96
Очерк как жанр. Герой очерка.
97
Сбор материалов. Интервью.
98
Работа по систематизации. План очерка.
99
Лирические отступления. Композиция очерка.
100
Индивидуальная, групповая работа над созданием очерка.
101
Подготовка к печати.
102
Публикация в газете.
103(16)
Заголовок, план статьи (8 ч)
104
Виды заголовков: слово, словосочетание, предложение.
105
Цитата, риторический вопрос... - виды заголовков.
106
План статьи: простой, сложный.
107
Цикл статей на определенную тему.
108
Практическая работа: заголовок.
109
Составляем план статьи.
110
Практическая работа: заголовок, план.
111
Зачетное занятие.
112 (17)
Рейд (4 ч) Инструктаж по ТБ, правилам дорожного движения.
113
Цели, форма.
114
Мониторинг.
115
Культура поведения.
116 (18)
Выпуск газеты (12 ч)
117
Текстовый материал в газете.
118
Фото, рисунок в газете.
119
Макетирование.
120
Макетирование.
121
Подготовка текстового материала к печати.
122
Подготовка текстового материала к печати.
123
Единство иллюстративного и текстового материалов в газете.
124
Подготовка иллюстративных материалов к печати.
125
Подготовка иллюстративных материалов к печати.
126
Подготовка газеты к печати.
127
Выпуск газеты. Тиражирование.
128
Реклама газеты. Распространение.
129(19)
Оформление газеты (20 ч) Выставка лучших номеров газет.
130
Основные сведения о технике оформления газеты.
131
"Шапка» газеты.
132
Выходные данные. Порядковый номер газеты.
133
Расположение материалов.
134
Виды шрифтов.
135
Оформление заголовков.
136
Блок новостей.
137
Иллюстрации и фотографии в школьной прессе.
138
Коллаж.
139
Компьютер помощник в создании газеты. Правила ТБ при работе с компьютером.
140
Рубрики.
141
Подведение итогов (4 ч)
142
Районный фестиваль школьной прессы. Традиционный школьный праздник «Мозаика». Выступление с отчетом. Презентация газеты.
143
Творческий отчет Пресс-центра на общешкольном родительском собрании.
144
Выпуск газеты, посвященной Последнему звонку.
Итого
144 часа.
Ожидаемые результаты
Школьники должны
знать:
- основные средства газетного жанра
- приемы организации труда, рациональной и эстетичной работы
уметь:
- оформлять газету
- работать с компьютером
- общаться в разных ситуациях
иметь опыт:
- владения на доступном уровне основами литературного творчества и оформительской работы
- индивидуальной, групповой и коллективной деятельности
применять:
- творческий опыт в разных жизненных ситуациях
Критерии успешности программы
- умение взаимодействовать с другими членами детского объединения
- отношение ребенка к себе и окружающим
- создание творческой работы в одной из жанровых форм
Средства диагностики результатов: анкетирование, экспресс-опросы, наблюдение; публикация творческих работ ребенка на страницах школьных газет, СМИ разного уровня; участие ребенка в выпуске и оформлении газет.
Итог деятельности обучающихся – выпуск и презентация газеты с их лучшими работами, размещение новостей на школьном сайте.
Традиции объединения: ведение летописи Пресс-центра; проведение торжественного заседания «Посвящение в корреспонденты»; проведение конкурсов, блиц-опросов, выставок; участие в районных, областных, всероссийских конкурсах.
Кадровое обеспечение: учитель русского языка и литературы
МЕТОДИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
№
Тема
Форма проведения
Деятельность учащихся
1
Организационное занятие. Школьная газета как тип издания.
Деловая игра «Я – главный редактор»
Определение своей роли в создании газеты
2
Сообщение о школьном мероприятии
Посещение мероприятия
Домашнее задание: описание мероприятия
3
Традиции школьной газеты.
Подготовка и проведение Посвящения в корреспонденты
Проведение Посвящение в корреспонденты. Награждение.
4
Текст
Лекция. Практикум
Конспект. Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком текста. Редактирование текста.
5
Сообщение.
Лекция. Практикум.
Конспект. Сравнение, сопоставление, наблюдение над языком текста. Творческие работы учащихся группами. Взаиморецензия.
6
Репортаж.
Лекция. Практикум.
Конспект. Творческие работы учащихся группами. Взаиморецензия.
7
Интервью.
Лекция. Практикум
Взятие интервью, обработка материала
8
Реклама и объявления.
Лекция. Исследование.
Создание рекламы, объявления.
9
Правка текста
Практикум
Правка текста.
10
Рубрики в школьной газете
Практическое занятие с примерами из архива редакции
Создание творческих работ учащимися.
11
Блок новостей.
Лекция. Практикум
Сбор новостей в данный момент школьной и сельской жизни и их представление
12
Анкетирование, опросы в школьной прессе.
Лекция. Практикум
Проведение анкетирования, мониторинга, тестов и их представление.
13
Государственные праздники.
Лекция
Конспект
14
Стихи в школьной газете.
Лекция. Практикум
Создание творческих работ. Взаиморецензия
15
Очерк-биография.
Лекция. Практикум
Конспект. Создание творческой работы
16
Заголовок, план статьи.
Лекция. Практикум
Домашнее задание: практические упражнения
17
Рейд.
Смотр классных уголков и мониторинг
Домашнее задание: подготовить материал
18
Выпуск газеты.
Практикум
Создание макета газеты
19
Оформление газеты
Лекция. Практикум
Конспект. Творческие работы учащихся
21
Подведение итогов.
Практическая работа.
Подготовка номера газеты к выпуску.
Техническое оснащение программы
Ноутбук
Компьютерный класс
Принтер
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Ладыженская Т.А. Развивай дар слова. М., 1993.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.
Черноземова Е.Н. Словесность: Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1995.
Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Нелюбова Н.Я., Романюк Л.Б. Подготовка к написанию сочинений-рассуждений разных жанров (рецензии, отзыва, эссе). - Чита: ЧИПКРО, 2004.
Засурский Я.Н. Рабочая книга редактора районной газеты. – М.: Мысль,1988.
Ладыженская Т.А. Развивай дар слова. - М.: Просвещение, 1993.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
Кохтев Н.Н. Сочинение: Работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.
Ладыженская Т.А. Сочинение разных жанров. М.: Просвещение, 1996.
Обернихина Г.А. Сочинения на литературную тему. М., 1998.
Францова Н.В. Литература. Анализ Стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.
Пронина Е. Школьная газета: пробуждение «Я» //Вестник образования. 2004. № 2. С. 233-240.
Семенов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. 2004. № 5. С. 30-38.
Клочихина Е.В. Выпускаем стенгазету // Начальная школа. 2004. № 3 С. 61-67.
Рябова С. От классных сочинений – к школьной газете // Литература. 2006. № 1. С.12-16.
П. 2. 6 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ
Ладыженская Т.А. Развивай дар слова. М., 1993.
Карнаух Н.Л. Учимся писать эссе: Пособие для учащихся и абитуриентов. М., 2005.
Черноземова Е.Н. Словесность: Пособие по развитию навыков письменной речи. М., 1995.
Орфографические, лингвистические и энциклопедические словари.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
Нелюбова Н.Я., Романюк Л.Б. Подготовка к написанию сочинений-рассуждений разных жанров (рецензии, отзыва, эссе). - Чита: ЧИПКРО, 2004.
Засурский Я.Н. Рабочая книга редактора районной газеты. – М.: Мысль,1988.
Ладыженская Т.А. Развивай дар слова. - М.: Просвещение, 1993.
Бухвалов В.А. Развитие учащихся в процессе творчества и сотрудничества. М., 2000.
Виноградов В.В. О теории художественной речи. М., 1971.
Кохтев Н.Н. Сочинение: Работа над содержанием и языком. М.: Школа-Пресс, 1994.
Ладыженская Т.А. Сочинение разных жанров. М.: Просвещение, 1996.
Обернихина Г.А. Сочинения на литературную тему. М., 1998.
Францова Н.В. Литература. Анализ Стихотворения. Анализ эпизода. М.: Экзамен, 2005.
Пронина Е. Школьная газета: пробуждение «Я» //Вестник образования. 2004. № 2. С. 233-240.
Семенов Г. Как создать детское общественное объединение // Воспитание школьников. 2004. № 5. С. 30-38.
Клочихина Е.В. Выпускаем стенгазету // Начальная школа. 2004. № 3 С. 61-67.
Рябова С. От классных сочинений – к школьной газете // Литература. 2006. № 1. С.12-16.
13PAGE \* MERGEFORMAT141715
15