Методическая разработка на тему Участие медсестры в лабораторных методах исследования
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Практического занятия № 13
Специальность 5.12010105 «Акушерское дело»
Дисциплина: Общий уход за больными и манипуляционная техника
Тема: «Участие акушерки в лабораторных и инструментальных методах исследования»
Продолжительность занятия: 8 часов (360 мин)
Формы и методы проведения практическое занятие
Цели занятия:
Учебные: Знать: -основные виды лабораторных и инструментальных исследований и их значение
Уметь: -подготовить пациентку к сбору анализов
-выписать направление в лабораторию и транспортировать анализы
: -подготовку пациентки к рентгенологическим, эндоскопическим исследованиям
-подготовку пациентки к бронхографии, холецистографии, урографии
-подготовку пациентки к УЗИ-исследованиям
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности
Деонтологические: обучать межличностным взаимоотношениям.
Оснащение занятия:
Методическое: 1. Инструкции для студентов; 2. Ситуационные задачи; 3. Алгоритмы действия; 4. Тесты разного уровня
Материальное: Дез.растворы, емкости, спец.одежда, очки, маски, перчатки. Таблицы. Лотки, стерильный материал, пинцеты, емкости для сбора анализов, инструменты мед.назначения, лист назначения.
МЕЖПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ
Обеспечивающие дисциплины:
Гигиена: нормативы ЛПУ. Приказы МОЗ Украины и Крыма по вопросам санэпид режима ЛПУ.
Анатомия: строение и функции дыхательной, пищеварительной и мочевыделительной системы.
Фармакология: противомикробные и антисептические препараты.
Латинский язык: терминология.
Обеспечиваемые дисциплины:
1. Терапия, Хирургия, Педиатрия, Акушерство и гинекология, Инфекционные болезни.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ
1. Подготовительный этап 5 мин.
Актуализация темы, мотивация учебной деятельности студентов:
Изменения в организме, которые обусловлены заболеванием, обычно причиняют некоторые нарушения в крови, мочи, кале, а так же в выделениях из различных органов и желез человека. Они имеют исключительно важное диагностическое значение, и контроль за ними осуществляется с помощью специальных лабораторных методов исследования. Собирая материал для лабораторного исследования средний медработник должен придерживаться соблюдений определенных условий в подготовке пациента к сбору того или иного анализа.
№ этапа
Этап и учебно-целевые вопросы
Уровень усвоения
Методы и формы контроля
Материалы контроля и обучения
Мин.
II.
Контроль исходного уровня знаний
40 мин.
1.
Строение и функции ДС.
· ІІ
Устно
Вопросы
2.
Строение и функции МВС.
· ІІ
--//--
--//--
3.
Строение и функции ЖКТ.
· ІІ
--//--
--//--
4.
Виды лабораторных и инструментальных исследований.
· ІІ
Письменно
Тесты
III.
Формирование профессиональных умений и навыков
250 мин.
1
Техника взятия мазка из зева и носа.
· ІІІ
Практический тренинг
Инструкции
Алгоритмы действия
2
Сбор мокроты для общего, бактериол.исследования и микобактерии туберкулеза.
· ІІІ
Практический тренинг
--//--
3
Взятие кала на: копрологические исследования, бак. исследования, скрытую кровь, я/гельментов.
· ІІІ
Практический тренинг
Алгоритмы
4
Техника зондирования желудка и двенадцатиперстной кишки.
· ІІІ
Практический тренинг
Алгоритмы и инструкции
5
Подготовка пациента и взятие мочи на: общий анализ, пробы по Зимницкому, Нечипоренко, бак.исследование.
· ІІІ
Практический тренинг
--//--
6
Исследования мочи на глюкозу, диастазу, фенилкетонурию, 17-кетостероидов;
· ІІІ
Практический тренинг
--//--
7
Подготовка пациентов к рентгенологическому исследованию желудка и кишечника.
· ІІІ
Практический тренинг
--//--
8
Подготовка пациентов к ирригоскопии.
· ІІІ
Практический тренинг
--//--
9
Подготовить пациентов к бронхоскопии, ЭФГДС.
· ІІІ
Практический тренинг
Алгоритмы
10
Подготовить пациентов к колоноскопии, ректороманоскопии.
· ІІІ
Практический тренинг
--//--
11
Подготовка больной и беременной к УЗИ матки и яичников.
· ІІІ
Практический тренинг
Алгоритмы
12
Выписывание направлений на лабораторное исследование.
· ІІІ
--//--
Инструкции
13
Диета № 0, 1а.
· ІІІ
Закрепление материала
--
IV.
Заключительный этап:
1. контроль и коррекция навыков и умений
60 мин.
1
Решение ситуационных задач
Устно
Задачи и задания
2
Тестирование
письменно
Тесты
2. Подведение итогов занятия
5 мин.
1
Проверка дневников
2
Комментарии оценок
3. Задание на дом: Практическое занятие № 13 Н.М. Касевич «Загальний догляд за хворими і медична маніпуляційна техніка» стр. 242-247, 247-273.
Преподаватель: МУРАТОВА-ДЗЮБАН С.М.
Специальность 5.12010105
«Акушерское дело»
ИНСТРУКЦИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ № 13
Предмет: «Общий уход за больными и медицинская манипуляционная техника»
Тема: Участие акушерки в лабораторных и инструментальных методах исследования.
Цель: Знать:
-основные виды лабораторных исследований и их значение
- основные методы и виды инструментальных методов исследований, их значение.
Уметь:
-подготовить пациентку к сбору анализов
-выписать направление в лабораторию и транспортировать анализы
- подготовить пациентку к рентгенисследованиям
- подготовить пациентку к эндоскопическим методам исследованим
- подготовить пациентку и беременную на УЗИ матки и яичников.
Количество часов: 8
Место проведения: КДП
ХОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ
№ П/П
Что изучить, освоить, чем овладеть
1
Техника взятия мазка из зева и носа.
2
Сбор мокроты для общего, бактериол.исследования и микобактерии туберкулеза.
3
Взятие кала на: копрологические исследования, бак. исследования, скрытую кровь, я/гельментов.
4
Техника зондирования желудка и двенадцатиперстной кишки.
5
Подготовка пациента и взятие мочи на: общий анализ, пробы по Зимницкому, Нечипоренко, бак.исследование.
6
Исследования мочи на глюкозу, диастазу, фенилкетонурию, 17-кетостероидов;
7
Подготовка пациентов к рентгенологическому исследованию желудка и кишечника.
8
Подготовка пациентов к ирригоскопии.
9
Подготовить пациентов к бронхоскопии, ЭФГДС.
10
Подготовить пациентов к колоноскопии, ректороманоскопии.
11
Подготовка больной и беременной к УЗИ матки и яичников.
12
Выписывание направлений на лабораторное исследование.
13
Диета № 0, 1а.
Вопросы для самоконтроля
1
Каковы действия акушерки при взятии мазков у детей.
2
Как подготовить больного для взятия кала на скрытую кровь?
3
Какова роль акушерки в лабораторных исследованиях?
4
Какова роль акушерки в подготовке пациенток к инструментальным методам исследования?
5
Как подготовить беременную к УЗИ матки и яичников.
Примечание
_____________________________________________________________________________________
Преподаватель ..
ФРОНТАЛЬНЫЙ ОПРОС
Строение и функция дыхательной системы.
Строение и функции мочевыводящей системы.
Строение и функции ЖКТ.
Перечислите лабораторные методы исследования.
Перечислите инструментальные методы исследования.
Как помочь беременной собрать анализ кала на копрограмму, скрытую кровь и яйца глистов?
Как помочь беременной собрать мокроту на клинический анализ, на ВК и на бак.исследование?
Дайте определение понятию бронхоскопия.
Дайте определение понятию ФГДС. Как подготовить пациентку к данной процедуре?
Дайте определение понятию рентгеноскопия желудка.
Дайте определение понятию ирригоскопия.
Как подготовить беременную к УЗИ матки?
Как подготовить беременную к ректороманоскопии?
Каковы особенности подготовки беременной к колоноскопии?
МАТЕРИАЛЫ КОНТРОЛЯ ИСХОДНОГО УРОВНЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ
«УЧАСТИЕ АКУШЕРКИ В ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ»
МАТЕРИАЛЫ ОСНОВНОГО ЭТАПА
ПО ТЕМЕ
«УЧАСТИЕ АКУШЕРКИ В ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ»
МАТЕРИАЛЫ КОНТРОЛЯ КОНЕЧНОГО
УРОВНЯ ЗНАНИЙ
ПО ТЕМЕ
«УЧАСТИЕ АКУШЕРКИ В ЛАБОРАТОРНЫХ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ МЕТОДАХ ИССЛЕДОВАНИЯ»
Задание № 1.
Подготовьте беременную для сдачи кала на скрытую кровь и копрологическое исследование. Выпишите направление.
Задание № 2.
Подготовьте беременную для сдачи мокроты на клинический и бак. анализы. Выпишите направление.
Задание № 3.
Подготовьте больную для рентгенологического исследования желудка и кишечника.
Задание № 4.
Подготовьте больную для бронхоскопического исследования.
Задание 5.
Подготовьте больную на колоноскопию. Выпишите направление.
Задание № 6.
Подготовьте больную для сдачи кала на яйца глистов. Выпишите направление.
Задание № 7.
Подготовьте беременную на УЗ исследование матки. Выпишите направление.
Задание № 8.
Подготовьте беременную УЗ исследование почек и органов пищеварения. Выпишите направление.
Задание № 9
Подготовьте больную ректороманоскопи. Выпишите направление.
Задание № 10
Подготовьте беременную ФГДС. Выпишите направление.
Ситуационные задачи:
Задача № 1
В приемное отделение поступила больная с кишечным кровотечением. Дежурный врач назначил ФГДС. Какова будет последовательность Ваших действий?
Задача № 2
Вы заступили на смену. Беременная не сдала утром анализ мочи по Нечипоренко. Каковы будут Ваши действия?
Задача № 3
К Вам обратилась беременная с просьбой объяснить ей анализ мочи по Зимницкому. Каковы будут Ваши действия?
Задача № 4
Вы акушерка на ФАПе. Беременной назначили УЗИ матки в 12-13 недель. Ваши действия?
Задача № 5
В листе назначения врач назначил ректороманоскопию. Как необходимо подготовить больную? Каковы будут Ваши действия?
Задача № 6
В листе назначения врач назначил колоноскопию. Как необходимо подготовить больную? Каковы будут Ваши действия?
Задача № 7
В листе назначения врач назначил ирригоскопию. Как необходимо подготовить больную? Каковы будут Ваши действия?
Задача № 8
В листе назначения врач назначил бронхоскопию. Как необходимо подготовить больную? Каковы будут Ваши действия?
Задача № 9
В листе назначения врач назначил ОАМ. Как необходимо подготовить больную? Каковы будут Ваши действия?
13PAGE 15
Заголовок 2Заголовок 315