Использование в практике учителя начальных классов технологии управляюще- комментированного обучения
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ШКОЛЬНОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ:
УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ:
НАЗАРЕНКО ЕВГЕНИЯ ВИКТОРОВНА
С О Д Е Р Ж А Н И Е
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АЛГОРИТМОВ ПРИ ОБУЧЕНИИ ОРФОГРАФИИ В ПРАКТИКЕ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
§ 1. Система уроков на различных стадиях свертывания алгоритма
§ 2. Организация экспериментальной работы по орфографии в начальных классах с применением алгоритмов различных видов
§ 3. Изучение орфографических правил с использованием компьютерных программ, составленных на основе алгоритмических предписаний (лабораторный эксперимент)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЯ
Введение
Что такое алгоритмизация обучения? Это выявление или построение в содержании и в процессе обучения алгоритмов и представление их в какой-либо форме пошаговой деятельности учения. Учебные алгоритмы служат средством обучения, показывающим, какие действия и в каком порядке должны выполнять учащиеся, чтобы усвоить соответствующее значение. Важнейшей задачей педагогической науки является совершенствование планирования процесса обучения в целом и повышение эффективности управления познавательной деятельностью учащихся. Поиски оптимальных путей управления обучением вылились в создание новой системы учебной работы, названной программированным обучением, одной из составляющих которого является алгоритмизация. Я хочу поделиться с возможностью применения в начальных классах алгоритмов при изучении орфографических правил. Но прежде всего необходимо отметить актуальность проблемы применения алгоритмизированного и программированного (компьютерного) обучения. В настоящее время наука и техника развиваются настолько быстро, что своевременное обобщение потока научной информации без применения кибернетических средств представляет значительную трудность. Не менее сложным является сообщение учащимся знаний, так как их объем из года в год увеличивается, тогда как сроки и методы обучения остаются неизменными. В связи с этим все большее число преподавателей приходит к выводу о недостаточности традиционных способов обучения и необходимости их совершенствования на основе новейших достижений науки и техники. В школах уже появились компьютеры, но этого недостаточно. Самый лучший вариант - оснастить подобным оборудованием каждый кабинет и включить элементы работы на компьютере в учебные программы по всем предметам. Но для этого необходима техническая база. В настоящее время в начальных классах возможно использовать только элементы программированного и алгоритмизированного обучения при формировании орфографических навыков, так как большинство правил можно разложить в алгоритмическое предписание. Важно, чтобы дети принимали участие в формулировании правила и составлении алгоритмического предписания. В таком случае они постигают смысл каждого шага алгоритма и легче запоминают последовательность шагов. При этом необходимо представить детям и закрепить путем повторений образец устного рассуждения по алгоритму. Для закрепления на письме орфографического навыка необходимо при произношении про себя (или вслух) алгоритмического предписания графически фиксировать его (стрелками, точками, выделением от- дельных частей слова, подчеркиванием определенных букв). Для полной автоматизации орфографического навыка нужно выполнять определенные упражнения при частичном и максимальном свертывании алгоритма.
1 Система работы по использованию алгоритмов в практике
Пример урока с использованием алгоритмов на математике
Цели: Научить решать задачи по сумме и разности; закрепить вычислительные навыки; составление буквенных выражений к текстовым задачам; развивать мыслительные операции, речь, инициативность, самостоятельность, коммуникативные способности.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Постановка учебной задачи.
1. Устные упражнения.
Класс разбит на 3 команды. По одному представителю от каждой команды выполняют индивидуальное задание на доске, остальные дети работают фронтально.
Учитель: Уменьшите число 244 в 2 раза (122)
Найдите произведение 57 и 2 (114)
Число 350 уменьшите на 230 (120)
На сколько 134 больше 8? (126)
Число 99 увеличьте на 29 (128)
Чему равно частное 363 и 3? (121)
Сколько сантиметров в 1 м 2 дм 4см? (124)
Учитель по мере ответов детей выставляет на доску буквы, соответствующие полученные числам: 122 - Ч, 114-3, 120 - А, 126 - Т, 128-А, 121-Й, 124-А.
Учитель: Расположите полученные числа в порядке возрастания.
114
120
121
122
124
126
128
3
А
И
Ч
А
Т
А
- Какое число можно считать "лишним" в этом ряду? (120 - отсутствует разряд единиц, 121 нечетное, 114 - один десяток, а в других - 2).
Затем проверяется работа представителей команд у доски.
Учитель: 3 зайчишки - плутишки получили в день рожденья подарки. Посмотрите, нет ли среди них одинаковых подарков.
68:4 + 57 : 3 3 х 12 + 14 х 2
75 - 34:2 (81 - 53) х 2
(29 + 69):7 7 х 13 - 12 : 6
2х(12 + 18):2 25 + 16х3-15
(62 - 25)х2 +15
Дети находят примеры с одинаковыми ответами.
- Какое число осталось без пары? (7)
- Дайте характеристику этому числу, (однозначное, нечетное, кратное 1 и 7)
2. Постановка учебной задачи.
Каждая команда получает по 4 задачи "Блиц-турнира", таблицу и схему.
Блиц-турнир.
Одна зайчиха нацепила а колец, а другая на 2 кольца больше, чем первая. Сколько колец у обеих?
У мамы-зайчихи а колец. Она дала трем дочкам по Ь колец. Сколько колец у нее осталось?
Было а колец красных, Ь колец белых и с колец розовых. Их роздали четырем зайчихам поровну. По сколько колец получила каждая зайчиха?
У мамы-зайчихи было а колец. Она раздала их трем дочкам так, что у одной из них получилось на п колец больше, чем у другой. По сколько колец получила каждая дочка?
Учитель: Среди зайчих стало модно носить в ушах кольца. Прочитайте задачи на своих листочках и определите к какой задаче подходят ваша схема и выражение.
Учащиеся обсуждают задачи в группах, совместно находят ответ. Один человек от группы "защищает" мнение команды.
- К какой задаче я не подобрала схему и выражение? (к 4)
Учитель: Какая из данных схем подойдет к четвертой задаче? (первая)
Учитель: Составьте выражение к этой задаче.
Дети предлагают различные варианты решения, один из них, как правило с типичной ошибкой а:2.
- Верно ли это решение? (нет)
Учитель: Почему нет? При каком условии мы могли бы считать его правильным? (если бы количество колец у обеих зайчих было равным)
Учитель: Мы встретились с новым типом задач: в них известны сумма и разность чисел, а сами числа неизвестны. Наша задача сегодня -научиться решать задачи по сумме и разности.
III. "Открытие" нового знания.
Рассуждения детей обязательно сопровождается предметными действиями с полосками.
Учитель: Положите перед собой полоски цветной бумаги, как это показано на схеме.
Какой буквой обозначена на схеме сумма колец? (буквой а)
Разность колец? (буквой п)
Нельзя ли уравнять количество колец у обеих зайчих? Как это сделать?
Дети отгибают или отрывают часть длинной полоски так, чтобы оба отрезка стали равными.
Как записать выражением, сколько стало колец? (а - n)
Это удвоенное меньшее или большее число? (меньшее)
Как же найти меньшее число? (а - n) : 2
Мы ответили на вопрос задачи? (нет)
Как найти большее число? (добавить разницу: (а - n) : 2 + n)
Ответы фиксируются на доске.
(а - n): 2 - меньшее число (а - n) : 2 + n- большее число.
Учитель: Мы сначала нашли удвоенное меньшее число. А как иначе можно было рассуждать? (Найти удвоенное большее число)
Как это сделать? (а _ n).
Как потом ответить на вопросы задачи? (а + n): 2 - большее число.
(а + n) : 2 - n - меньшее число.
Учитель: Итак, мы нашли два пути решения таких задач по сумме и разности: найти сначала удвоенное меньшее число вычитанием либо сначала найти удвоенное большее число сложением. На доске сопоставлены оба пути решения.
Способ I
Способ II
(а-n):2
(а+n):2
(а - n): 2 + n
(а + n): 2 - n
III. Первичное закрепление.
Учащиеся работают с учебником-тетрадью. Задания решаются с комментированием, решение записывается на печатной основе.
Учитель: Прочитайте про себя задачу № 6, а. Что нам известно в задаче и что нужно найти? (нам известно, что в двух классах 56 человек, причем в первом классе на 2 человека больше, чем во втором. Надо найти количество учащихся в каждом классе)
- "Оденьте" схему и проанализируйте задачу (Нам известна сумма - 56 человек, и разность - 2 ученика. Сначала мы найдем удвоенное меньшее число : 56 - 2 = 54 человека. Затем узнаем, сколько учащихся во втором классе: 54 : 2 = 27 человек. Теперь узнаем, сколько учащихся в первом классе: 27 + 2 = 29 человек)
- Как по другому найти, сколько учащихся в первом классе? (56 -27 = 29 человек)
- Как проверить, правильно ли решена задача? (Сосчитать сумму и разность: 27 + 29 = 56, 29 - 27 = 2)
- Как по другому можно было решить задачу? (Найти сначала число учеников в первом классе, а из него вычесть 2)
Учитель: Прочитайте про себя задачу № 6, б. Проанализируйте, какие величины известны, а какие - нет, придумайте план решения.
После минутного обсуждения в командах выступает представитель той команды, которая раньше готова Устно разбираются оба способа решения задачи. После обсуждения каждого способа открывается готовый образец записи решения и сравнивается с ответом ученика:
Способ I
Способ II
1)18 - 4= 14 (кг)
1) 18 + 4 = 22 (кг)
14 : 2 = 7 (кг)
2) 22 : 2 = 11 (кг)
18 - 7 = 11 (кг)
3) 11 - 4 = 7 (кг)
или 17+ 4
или 18-11
V. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
Учащиеся по вариантам решают на печатной основе задание № 7 (I вариант - а, II вариант -б). Затем каждый учащийся проверяет свою работу по готовому образцу на доске.
1 вариант
Способ 1
Способ 2
1) 248-8 = 240 (м.)
1) 248 +8 = 256 (м)
2)240: 2 = 120 (м.)
2) 256 : 2 = 128 (м)
3) 120 + 8 = 128 (м.)
3) 128 - 8 = 120 (м)
Ответ: 120 марок,
128 марок
II вариант
Способ 1
Способ 2
1) 372 - 12 = 360 (от.)
1) 372 +12 = 384 (от.)
2) 360 : 2 = 180 (от)
2) 384 : 2 = 192 (от.)
3) 180 + 12 = 192 (от.)
3) 192 - 12 = 180 (от.)
Ответ: 180 открыток,
192 открытки.
VI. Решение задач на повторение.
Каждая команда получает табличку с заданием: закономерность и вписать вместо знаков вопроса нужные числа".
1 Команда
50
10
5
57
19
?
?
8
12
52
?
13
Команда II
Команда III
Капитаны команд отчитываются о результатах работы.
VII. Итог урока.
Учитель: Объясните, как вы рассуждаете при решении задач, если выполняются следующие операции:
а-n ---- (а-n) : 2 ---- (а - n) : 2 + n
а + n --- (а + n) : 2 --- (а + n) : 2 - n
VIII. Домашнее задание.
Придумайте свою задачу по сумме и разности и решите ее двумя способами.
2. Приведем фрагмент урока, где рассуждение по алгоритму достигает стадии максимального сжатия:
- На сегодняшнем уроке мы еще больше облегчим себе работу по алгоритму орфограммы "Разделительный ъ ". Рассуждаем так: "ОБъЯВЛЕНИЕ", приставка "ОБ-", "Б", дальше "Я", значит, ъ. Пишем: ОБъЯВЛЕНИЕ. - Разберем слово "СъЕХАЛ" по-новому (2-3 ученика рассуждают вслух). - А теперь сделаем упражнение, рассуждая вслух. Таким образом, при помощи максимального сжатия алгоритма навык пользования правилом доводится до автоматизма. Результаты экспериментальной работы таковы: из 11 учащихся с контрольным словарным диктантом, содержащим 20 слов на правило правописания разделительного ъ, справились 10 учеников, что составляет 95%. Качество знаний- 75%; "отлично" получили 30% , "хорошо"- 45% "удовлетворительно"- 20% "неудовлетворительно"- 5% . Работа с алгоритмами способствовала развитию логичности высказываний учащихся; сознательному усвоению правила, помогала слабым ученикам успешно пользоваться правилом
§ 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО ОРФОГРАФИИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ С ПРИМЕНЕНИЕМ АЛГОРИТМОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ
Во всех классах начальной школы есть темы, в которых целесообразно обучать детей с помощью алгоритма. Рассмотрим несколько таких тем (1.РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ь.) В начальных классах дается формулировка правила: "Разделительный ь пишется после согласных букв перед гласными е, е, и, ю, я, когда слышится звук» Первое условие применения этого правила- умение слышать звук в словах. Обучение такому слышанью происходит лучше всего на основе контраста слов с и без него: "солью - солю". Такие упражнения выполняются детьми на первом этапе, еще до знакомства с правилом. Учащиеся решают познавательную задачу: слова "полет" и "польет" звучат по-разному и значения имеют разные; как же отразить эту разницу на письме? Ответ: "Когда гласный не сливается с согласным (звучит звук: "по-йй-от"), после согласного перед гласными буквами е, е, и, ю, я пишется ь.
Алгоритм
1 шаг. Слышится ли в слове после согласного звук ?
2 шаг. Какие следующие буквы? Есть ли Е, Е, И, Ю, Я
3 шаг. Пиши после согласного ь, после него- одну из указанных букв. Образец рассуждения Слово "черная", здесь перед "я" слышится звук [j]: "чооо-рр-ннайй-ааа", но согласного нет, следовательно, ь не пишется. Слово "лисья", здесь после согласного [с'] слышится звук [j], далее- буква я: "л'л'иии-с'с'с'-ййй-ааа", "лисья".
2. НЕПРОИЗНОСИМЫЕ СОГЛАСНЫЕ. Причина этого явления- в одной из тенденций произношения: сложные сочетания согласных в речевой практике сокращаются: "здравствуйте" - "здраствуйте" - "драсте". Постоянный пропуск согласного звука в сочетании шумных согласных создает возможность ошибки в правописании сочетаний "стн", "здн", "стл", "рдц", "вств", "лнц". Опознавательный признак орфограммы "непроизносимые согласные" в слове- сочетание [сн] или [зн]. Что касается других сочетаний, то они лучше усваиваются запоминанием: "солнце", "чувство", "сердце" и др. Следует уделить внимание "ложным сочетаниям", в которых при подборе проверочных однокоренных слов ожидаемый согласный не обнаруживается: "чудесный" [ч'уд'эсный] ("чудо", "чудеса").
Порядок изучения темы:
а)наблюдение над словами, в которых есть непроизносимые согласные;
б)выделение сочетаний, в которых они бывают;
в)составление правила проверки;
г)составление алгоритма проверки;
д)введение случаев "ложных написаний";
е)тренировка-проверка вариантов написания, связанных с изученным правилом;
ж)поиск орфограмм в тексте;
з)составление предложений и текста с использованием слов с изучаемой орфограммой.
Алгоритм проверки
1 шаг. Есть ли в слове "опасное" сочетание согласных?
2 шаг. Подобрать однокоренные слова, в которых после [с] или [з] стоит гласный или эти звуки стоят в конце слова, слышатся отчетливо. 3 шаг. Сравнить проверяемое и проверочное слова. Сделать вывод. Написать правильно. Проверить написанное. Слово "звездный": есть сочетание [зн], проверочные слова "звезды", "звездочка", значит, в слове "звездный" между буквами "з" и "н" пишем букву "д": "звездный".
ПРИМЕРЫ АЛГОРИТМОВ ОБУЧЕНИЯ ПО РАЗЛИЧНЫМ ОРФОГРАФИЧЕСКИМ ТЕМАМ, ИЗУЧАЕМЫМ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ.
- Алгоритм проверки слитного (раздельного) написания приставки (предлога).
1шаг. Употребляется ли проверяемое слово без предлога (приставки)? 2шаг. Можно ли вставить вопрос или иное слово
- Алгоритм употребления ь после шипящих на конце имен существительных.
1шаг. Проверяемое слово - существительное?
2шаг. Оканчивается на шипящий (ж, ч, ш, щ?
3шаг. Определи род: женский, мужской. женский: пиши "ь". мужской: "ь" не пишется. _
Варианты алгоритмов проверки безударной гласной в корне.
Алгоритм проверки безударного звука [э] (на письме буква _"е"). Применяется в тех случаях, когда безударный [э] не удается проверить ударным [э].
1шаг. Можно ли подобрать проверочное слово с ударной "е" (звучит [о] после мягкого согласного)?
2шаг. Сопоставь, сравни проверочное и проверяемое слова. Напиши ту гласную, которая обозначает в проверочном слове ударный звук - букву "е". Проверь написанное.
2) Алгоритм проверки слов с 2-мя безударными гласными в _корне. 1шаг. В слове есть сочетания "-оро-", "-оло-", "-ере-", "-еле-". Какие гласные здесь безударные?
2шаг. Подбери проверочное слово для первого безударного гласного звука. 3шаг. Подбери второе проверочное слово. удается найти не удается: проверь по проверочное слово словарю 4шаг. Сопоставь, сравни проверяемое слово с обоими проверочными словами. Напиши соответствующие гласные буквы. Проверь написанное
3)Варианты правописания "НЕ" с глаголами.
1шаг. Найди в предложении глагол. Есть ли при нем отрицание "НЕ"?
2шаг. "НЕ" с глаголами пиши раздельно
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, при современном развитии науки и техники, при увеличивающемся объеме информации, которую необходимо довести до сведения учащихся, недостаточно использовать традиционные способы обучения, необходимо их совершенствование на основе новейших достижений науки и техники. Одним из путей такого совершенствования является разработка концепции алгоритмизации обучения. Алгоритм обучения может быть элементом программированного обучения как системы учебной работы с опосредованным программным управлением познавательной деятельностью учащихся. Но, учитывая реальное положение материальной базы в школе, целесообразнее использовать алгоритмы обучения при решении грамматико- орфографических задач, имеющих следующую структуру: вопрос - условия - по- рядок решения - ответ. Этот метод обучения орфографии развивает мышление учащихся как один из проблемных методов. При этом нельзя путать алгоритм обучения с машинным алгоритмом. Алгоритм обучения - это последовательность мыслительных операций, а не вычислительных процессов. Это логическое построение, которое раскрывает содержание и структуру мыслительной деятельности ученика при решении задач и служит практическим руководством для выработки навыков или формирования понятий. Методика использования алгоритмов в общем виде такова: 1.Подготовительный этап.
2.Основной этап (объяснение правила, составление алгоритма, упражнения в рассуждении по нему).
3.Этап сокращения операций. При обучении орфографии с использованием алгоритмических предписаний возникают противоречия: - алгоритм как метод обучения стремится к обобщениям, поэтому приходиться отступать от той последовательности изучения мате- риала, которая диктуется в учебнике;
- алгоритмы применимы лишь к орфограммам, употребление которых регулируется четко сформулированными правилами;
- упражнения с алгоритмами носят механический характер, поэтому наряду с ними должна проводиться работа по формированию творческих способностей учащихся. Чтобы учащиеся понимали логическую модель алгоритма необходимо, чтобы он был составлен ими самими с помощью учителя. Чтобы в ходе работы дети не теряли ориентиров, пунктов
алгоритма, необходимо основное в нем выделять графически (чем условнее обозначения, тем они удобнее), а также постепенно сокращать модель, исключая операции, которые запоминаются быстрее. Обучение по алгоритмам, особенно если оно будет сочетаться с применением обучающих или контролирующих автоматических приспособлений, является одним из приемов программированного обучения. При точном соблюдении всех "шагов" алгоритм всегда приведет к правильному решению, глубокому пониманию и усвоению правил. Таким образом, представив в нашей дипломной работе анализ психолого-педагогической литературы по проблемам исследования и ознакомившись с концепцией современных методистов по алгоритмизации обучения, а также выявив теоретические основы и принципы методики формирования орфографических навыков с помощью алгоритмизации процесса обучения, обосновав сравнительную эффективность применения различных видов алгоритмических предписаний в процессе усвоения правил и разработав систему уроков по обучению орфографическим темам с помощью алгоритмизации, мы доказали, что процесс обучения орфографии может проходить более интенсивно и быть более результативным, если работа по применению алгоритмов правила и алгоритма действия будет проводиться учителем систематически и доведена на стадии свертывания до автоматизма.
Использование в практике
учителя начальных классов
технологии управляюще-
комментированного
обученияTimes New RomanРисунок 7Рисунок 9Рисунок 11]ђЗаголовок 115