Использование некоторых ориентиров методической системы гуманизации развивающего обучения с помощью технологии естественного обучения и исследовательской технологии.
БИПКРО
Использование некоторых ориентиров методической системы гуманизации развивающего обучения в преподавании биологии с помощью технологии естественного обучения и исследовательской технологии.
Ларневская средняя школа
Красногорский район
2011 г.
Учитель: Романова Е. Н.
План.
Введение.________________________________________с.2
2. Актуальность гармоничного всестороннего развития личности как основы формирования компетенций в связи с присоединением России к Болонской декларации. _____________________________с.2
Реализация методической программы адаптационно – развивающего обучения с помощью технологии естественного обучения.-----------с.6
а) Краткая характеристика методической программы адаптационно – развивающего обучения.-------------------------------------------------------с.6
б) Краткая характеристика технологии естественного обучения. ----с.6
в). Формирование предметной компетенции «соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране» -------------с.7
4. Реализация методической программы межпредметной интеграции и использования жизненного опыта учащихся с помощью исследовательской технологии.------------------------------------------------------------------ -с.18
Заключение.--------------------------------------------------------------------с.23
Литература. --------------------------------------------------------------------с..25
Введение.
В последние годы в связи с внедрением в педагогическую деятельность различных технологий у учителя появились новые возможности для широкого использования различных ориентиров методической системы гуманизации развивающего обучения.
Обобщая предыдущий опыт работы в 2001 году, я останавливалась на реализации двух программ методической системы гуманизации развивающего обучения – мотивации учения и межпредметной интеграции и использования жизненного опыта учащихся. В настоящий момент можно сделать обзор использования методической программы адаптационно – развивающего обучения и еще раз более подробно остановиться на использовании программы межпредметной интеграции и использования жизненного опыта учащихя. Актуальность такого направления работы подтверждает на данный момент тот факт, что Россия присоединилась к Болонской декларации, закономерным этапом чего является создание единого образовательного пространства, что, в свою очередь, изменяет приоритеты в российском образовании. Одно из новых направлений – широкое внедрение в образовательную практику идей компетентностного подхода в обучении.
2. Актуальность гармоничного всестороннего развития личности как основы формирования компетенций в связи присоединением России к Болонской декларации.
Понятие «компетенция» используется в Европе с 1960 -1970- х гг. В современной России, где происходят глубокие изменения во всех сферах жизнедеятельности, сформировался социальный запрос, связанный с воспитанием и развитием компетентной личности, т. е. личности, способной действовать осмысленно, ориентируясь в постоянно меняющемся окружающем мире
В нашей стране компетентностный подход долго не применялся к описанию личности выпускника: многолетняя практика предполагала управление процессом образования по конечному результату, который описывался знаниями, умениями, навыками учащегося. Совсем иначе обстояло дело в большинстве европейских государств: контролю и анализу подвергались в первую очередь все элементы образовательной системы. Конкретные результаты образования, как правило, не рассматривались. В 1992 году на Всемирном конгрессе по инженерному образованию в Портсмуте была принята система требований к выпускнику, часть из которых сформулировали в форме компетентностей. Наконец, в русле Болонского процесса компетентностный подход к результату образования стал определяющим.
Сегодня компетенция в образовательном процессе – некое наперед заданное социальное свойство, функционирующее в рамках становления личностно – ориентированной концепции образования. Основная идея здесь – не столько обеспечение учащегося запасом знаний и умений, сколько гармоничное всестороннее развитие личности. Именно на на этой основе воз- можно формирование компетенций.
Любая компетенция имеет сложную структуру (см. рисунок 1), включая в себя целый комплекс взаимосвязанных компонентов: знания, умения, способы деятельности, личностную и социальную значимость компетенции, реальные объекты действительности, опыт соответствующей деятельности, индикаторы сформированности. При этом знания, умения, способы деятельности, личностная значимость, опыт деятельности – это отражение в структуре компетенции потребностей индивида, обладающего определенными возможностями и имеющего свои взгляды и интересы. В результате формирования компетенции происходят развитие индивидуальности, самоопределение и самоактуализация, т. е. осуществляется личностно - ориентированный подход.
В то же время образование – это процесс освоения социокультурного опыта: индивид становится личностью, только живя в обществе, которое для поддержания своей целостности ориентирует его деятельность на достижение некоторых общих целей, определяет приоритетные способы и объекты оперирования. В связи с этим в структуру компетенции органично вплетаются реальные объекты, в отношении которых индивид реализует свои творческие способности, социальная значимость, способствующая социализации, а также индикаторы сформированности компетенции, показывающие степень соответствия личностного развития социальным потребностям.
Таким образом, мы приходим к результату образования – компетентности как обладанию личностью компетенцией. Компоненты компетенции четко выделены, но содержание их может изменяться в соответствие с индивидуальными особенностями или общественными процессами.
Авторы: С. А. Герус и С. О. Пустовит Рис. 1
Перспективам развития компетентностного подхода к учебному процессу неоднократно уделялось внимание и на страницах журнала «Биология в школе. Так в статье «Создание компетентностно – ориентированных заданий по биологии» («Биология в школе», №8/ 2009) кандидат педагогических наук В. С. Рохлов пишет: «Компетентностное содержание образования проходит сквозной линией через все разделы курса, получая всякий раз реалистичное, деятельностное, личностное и социально значимое воплощение на соответствующем материале. В результате удается объединить достаточно разрозненные учебные (например курс биологии за основную школу, состоящий из четырех отдельных разделов) в единое целостное содержание, определив системообразующие элементы общего образования как по вертикали отдельных ступеней обучения, так и на уровне горизонтальных межпредметных связей». В этой же статье дается характеристика уровней компетенций («Древа образовательных компетенций»), рассматриваются этапы конструирования и проектирования их в деятельность. Автор дает рекомендации по реализации предметных компетенций по биологии на уроках.
Для раскрытия формирования компетенций по биологии в сельской малокомплектной школе более подробно на конкретных примерах в связи с Использование некоторых ориентиров методической системы гуманизации развивающего обучения в преподавании биологии с помощью технологии естественного обучения и исследовательской технологии. Название
компетенции Объекты реальной действительности Социальная значимость компетенции Личностная значимость компетенции
Соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране Животные, растения, грибы в естественных условиях жизни Сохранение естественной природы как главного фактора благополучия человечества Личностное участие в деятельности по охране природы
Умение вести наблюдение за состоянием собственного организма. Проводить простейшие измерения и функциональные пробы Организм человека Понимание того, что успешность в обществе во многом определяется степенью здоровья его членов Приобретение навыков по самонаблюдению. Ведение дневника здоровья
Владение навыками выращивания культурных и комнатных растений и борьбы с вредителями Растения, комнатные и культурные Повышение качества окружающей среды на основе ландшафтного дизайна Использование приобретенных навыков при выращивании комнатных и культурных растений
З. Реализация методической программы адаптационно – развивающего обучения с помощью технологии естественного обучения.
а) Краткая характеристика методической программы адаптационно – развивающего обучения.
В этой программе раскрывается методика ведения такого диалога учителя с учащимися, который, наряду с решением учебных задач, обеспечивает развитие у учащихся умения общаться друг с другом, содействует достижению эмоционального комфорта участников УВП.
Основные направления ее развивающего воздействия – формирование целостных предметных знаний и опыта деятельности, развитие научного мировоззрения и ценностных ориентаций, формирование адекватной самооценки и умения общаться, выведение на уровень самоорганизации и самовоспитания и, как следствие вышеперечисленного, - развитие задатков и творческого потенциала личности и ее адаптации к постоянно изменяющимся условиям жизни как наиболее общие цели предметного обучения. Общение теснейшим образом связано с эмоциями. Адаптационно - развивающее общение ориентировано на обеспечение эмоциональной комфортности его участников. Поэтому необходимо целенаправленно формировать у учащихся положительное эмоциональное отношение к процессу познания и развивать эмоциональную культуру как качество личности. Ряд психологов (Аболин Л. М., Гозман Л. Я.) выделяют особый уровень педагогического общения – эмоциональную коммуникацию. Выйти на этот уровень общения педагогу может помочь технология естественного обучения.
б) Краткая характеристика технологии естественного обучения.
В основу данной технологии положены идеи КСО (В. Дьяченко, А. Ривин, Н. Воскобойников и др.). Предлагаемая технология – развитие идей, методологии и методики организации образовательного процесса на основе применения КСО. Свое название технология естественного обучения получила потому, что способ организации при ее использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причем общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. В данной технологии наряду с естественным общением применяются парное, опосредованное и групповое.
Из - за малой наполняемости классов в сельской малокомплектной школе удобнее использовать естественное общение в связи с реализацией методической программы адаптационно – развивающего обучения для формирования, например, предметной компетенции «соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране»
в). Формирование предметной компетенции «соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране»
Используя комплексный подход, можно кратко детализировать выбранную компетенцию следующим образом:
Название
компетенции Объекты реальной действительности Социальная значимость компетенции Личностная значимость компетенции
Соблюдение правил поведения в природе и участие в мероприятиях по ее охране Животные, растения, грибы в естественных условиях жизни Сохранение естественной природы как главного фактора благополучия человечества Личностное участие в деятельности по охране природы
Беседа по ТБ: «Осторожно: «Волчьи ягоды!», сохранение естественной популяции ландыша майского благодаря разумному вмешательству. Ландыш майский Понимание возможности в будущем частичного использования ландыша майского как лекарственного сырья при сохранении и увеличении его численности. Расселение ландыша на новые места (палисадники, клумбы, сады), радость от цветения ландыша зимой при выращивании его как комнатного растения
Программа для линии учебников под руководством Н. И. Сонина дает возможность формирования данной предметной компетенции на вертикальном уровне для всех трех ступеней обучения – начальная, основная, средняя (полная) общая школа, при этом можно использовать как общий для разных учебных предметов реальный объект познавательной деятельности, так и общие умения, навыки и способы действий. Краткая характеристика динамики развития предметной компетенции «соблюдение правил поведения в природе» на примере одного реального объекта – ландыша майского по вертикали:
Класс Место в рабочей программе Умения, навыки, способы действий
6 кл. Тема 3 «Организм и среда»,
Экскурсия № 1 «Взаимосвязи в природных сообществах Ларневска» (имеет место реализация регионального компонента) Умение распознавать объект на разных стадиях развития (ростки, похожие на толстое шило, развернутые листья, цветения, созревания плодов), отличать от похожих растений (купены), навык составления цепей питания с данным объектом, наблюдение и описания в отчете увиденного.
7 кл. Раздел 3 «Царство Растения»,
тема 3.5 «Отдел Покрытосеменные (Цветковые растения)», урок «Класс Однодольные» Умение находить общие признаки класса на конкретном представителе, навыки определения и классификации, работа с определителем («Определитель растений Юго – Западного Нечерноземья России (Брянская, Калужская, Смоленская области»/ Булохов А. Д., Величкин Э. М. , Брянск, 1998) для реализации регионального компонента.
8 кл. Тема 16 «Человек и его здоровье», урок «Здоровье и влияющие на него факторы. Оказание первой доврачебной помощи» Умение продумывать свои действия по отношению к живым объектам, навыки оказания первой помощи, правильные действия в моделированных угрожающих здоровью ситуациях
9 кл. Раздел 5 «Взаимоотношения организма и среды», тема 5.2 «Биосфера и человек», практическая работа № 8 « Анализ и оценка последствий деятельности человека в экосистемах» Умение решать экологические задачи, а также составлять их с учетом местного материала и применительно к заданиям ЕГЭ, анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах. Анализ последствий расчистки завалов березовой рощи после урагана 2000 года для ближайшего к школе места произрастания ландыша майского.
10 кл. Раздел V «Основы генетики и селекции», урок «Достижения и основные направления современной селекции» Умение работать с информацией: подбирать ее на тему «Садовые формы и сорта ландыша», навыки зимней выгонки дикого вида, составление минибизнес – проектов «Зимующие почки ландыша как предмет международной торговли»
11 кл. Раздел II «Экосистемы. Взаимоотношения организма и среды», экскурсия «Представители флоры и фауны Красной книги Брянской области в биогеоценозах Ларневска» Умение переносить полученные знания на другие редкие виды местной флоры и фауны (петров крест чешуйчатый, белая лилия, бобры, норки, черные аисты, рыси)
Проиллюстрировать роль технологии естественного обучения в формировании вышерассмотренной компетенции можно описанием урока - экскурсии «Взаимосвязи в природных сообществах Ларневска». Она проводится в мае.
Перед выходом на экскурсию в кабинете биологии учитель актуализирует знания вводного инструктажа, который проводился в сентябре. Актуализация будет эффективнее, если опираться на использованные тогда стенды по материалам журнала «Биология в школе»: «Лесные травы красивы…но будь осторожен!», «Опасность вблизи водоемов», «Волчьи ягоды». Дополнить знания, полученные на вводном инструктаже, можно следующим образом: учитель читает отрывок «Случай на полевой практике» из статьи «Отрава. Убийца № 1» Сергея Литвинова (журнал «Смена», № 4, 1996). Ученики, прослушав текст, должны найти на стенде растение, о котором идет речь.
«А это… …,- сказал профессор, указывая на растеньице, похожее на петрушку, - достаточно небольшого кусочка, чтобы отравиться. Пострадавшего обычно даже не успевают довезти до больницы.
И тут один из студентов – практикантов сорвал растение и укусил корешок. Что это было – глупость? Молодечество?... Студент уже никогда не расскажет. Лицо его мертвенно побледнело, он упал, по телу пошла судорога…Печально закончилась полевая практика первокурсника биофака. Парня спасти не удалось» (Ответ: вех ядовитый)
Обычно, ученики находят на стенде фотографию веха, т.к. им знакома петрушка. Тем не менее всегда живой интерес вызывает демонстрация гербария этого растения, обычны вопросы «А растет ли вех у нас?» «Только ли корень ядовит?» «Как отличить вех от морковника?». Ответы на эти вопросы может дать учитель сразу, а можно предложить ученикам самим их найти дома, обеспечив следующей литературой: «Растения Брянской области».Справочное пособие / П.З. Босек, Приокское книжное издательство Брянское отделение, Брянск – 1975 г. и «Определитель растений Юго – Западного Нечерноземья России (Брянская, Калужская, Смоленская области»/ Булохов А. Д., Величкин Э. М. , Брянск, 1998г. Результаты самостоятельного поиска ответов ребята описывают в отчете об экскурсии.
Учитель может задать вопрос «Почему на стенде отсутствует гербарий веха?», ответ на который есть в справочном пособии «Растения Брянской области» (ответ: ядовитость веха не теряется не в силосе, ни в сене) и предложить высказать свои мнения по поводу того, считать ли вех «волчьей ягодой». Так как ребята при подготовке к экскурсии дома читали информацию о ландыше, фотографии которого есть на стенде рядом с вехом, сравнив эти два растения, они дают, как правило, верные ответы или задают учителю уточняющие вопросы «А как называется плод веха?» (Ответ: сухой, вислоплодник, состоит из двух полуплодиков, часто распадающихся и висящих на столбочке, что и предполагает технология естественного обучения. Использование данной технологии позволяет учителю замотивировать учеников на самостоятельную деятельность, регулируя время на инструктаж по ТБ в кабинете, который не должен быть затянут.
По пути к месту раскрытия темы экскурсии «Взаимосвязи в природных сообществах Ларневска» шестиклассники обмениваются информацией о выбранном для подробной характеристики продуценте березовой рощи ландыше майском.
Информационная справка:
«…Вот он! Склонясь к земле, я трепетной рукою
Срываю чудный дар волшебницы весны.
О ландыш, отчего так радуешь ты взоры?
Другие есть цветы роскошней и пышней,
И ярче краски в них, и веселей узоры –
Но прелести в них нет таинственной твоей.
Так вдохновенно писал прославленный П. И. Чайковский об этих изящных, удивительно нежных цветках, жемчужинами рассыпанных по весеннему лесу.
Лишь начнут смыкаться кроны деревьев, установиться укромная тень, и начинает лес упоительно благоухать ландышем. Застенчиво склоненный, он в полном смысле становится примой зеленой обители. И кажется, что только ему под силу соперничать с соловьем в воспевании радости весеннего обновления.
Символ чистоты и верности.
О происхождении этого взлелеянного природой цветка сложено много легенд.
Старинное русское предание рассказывает, что выросли ландыши из слез водяной царевны Волховы, полюбившей отважного Садко. Зная о его горячей любви к простой девушке Любаве, решила Волхова в последний раз послушать чудесные песни гусляра. Тщетно искала его на берегу. Ходила, прислушиваясь, по лугам, лесным опушкам… И вдруг увидела среди стройных берез Садко и Любаву. С трудом сдержала рвущийся из груди крик гордая царевна. Но нашла силы, повернула назад, ушла, чтобы навеки погрузиться в холодное царство, спрятать от всего мира свою тоску. И лишь луна видела: слезы градом катились из прекрасных синих глаз, жемчужинами падали в шелковую траву, превращаясь в благоухающие серебристые цветы – символ верности, любви и нежности горячего девичьего сердца.
В Древней Греции считали, что ландыши появились из капелек пота богини охоты Дианы, когда та убегала от преследовавших ее фавнов.
Английская сага рассказывает о битве святого Леонарда со страшным драконом. Три дня и три ночи шел бой, и там, где землю окропила кровь святого, вырастали эти цветы чистоты.
Сказывают также, что ландыши – фонарики гномов, что живут в них эльфы – маленькие лесные человечки, что они – россыпь ожерелья Белоснежки, которое порвалось, когда она убегала от злой мачехи…
А появление у цветка вместо прекрасных колокольчиков ярко – красных ягод? И про это сложены легенды.
Первое, что увидел расцветший ландыш, была красавица Весна. Разве можно в нее не влюбиться? Да и Весне понравился этот маленький изящный цветок, укрывшийся под зеленым зонтиком. Но не задерживается Весна на одном месте, ушла и на сей раз. Ландыш долго оплакивал ее уход, но переносил свое горе так же безмолвно, как и прежде радость любви. Маленькие хрупкие колокольчики увяли, а на их месте появились ярко – красные капельки – слезинки.
В христианской мифологии ландыш – горючие слезы Богородицы. Она проливала их, стоя у креста распятого сына. Слезы, падая на землю, превращались в чистые прекрасные цветы, а потом, отцветая, становились красными, похожими на кровь плодами.
Заветы старые храня…
Хотя ландыш не входил в число 12 магических растений розенкрейцеров, его «волшебными» свойствами издавна активно пользовались. С помощью корневищ, которые были известны под названием «Соломонова печать» в средние века, а кое-кто и до сих пор пытается отыскивать клады.
И все же большее внимание всегда привлекали цветы.
В Германии существует поверье, что в светлые лунные ночи дева Мария с венцом из блестящих, как серебро ландышей появляется лишь перед немногими избранными праведниками. Однако свое символическое значение ландыш сохраняет, пожалуй, лишь в Троицин день да на Пасху, когда шли молиться в церковь с букетами ландышей.
С этими же цветами молодые девушки и женщины отправлялись ранней зарей накануне Пасхи к священному ключу, умывались, чтобы как можно дольше сохранить свою свежесть и прелесть.
Во Франции в средние века в первый воскресный день мая справляли праздник ландышей. Любим он и по сей день. Накануне украшают их бубенчиками окна, камины, столы. За праздничным столом поют песни, посвященные этому цветку, а затем –танцы. Если танцующая пара обменивается букетиками, приколотыми к их нарядам, значит, объявляет о помолвке. Не взять букетик ландышей – отказать в дружбе, бросить его под ноги - выразить крайнюю степень презрения.
Портрет в интерьере.
Латинское название растения Convallaria majalis L, образовано от слов «отгораживать, окружать» и «со всех сторон закрытая долина». Это может быть связано с местом произрастания растения, а по другой версии – со строением цветка. Ведь у ландыша лепестки срослись и как бы окружают, огораживают пестик и тычинки.
Род ландыша представлен , как это ни удивительно, всего одним видом – ландышем майским. Но поскольку растение широко распространено в районах с умеренным климатом и в холодных северных областях, внешний вид его очень разнообразен. Особенно это касается строения листа.
Их три типа. Один – хорошо известные всем обычные зеленые, другой – чешуйчатые, развивающиеся у оснований обычных зеленых листьев, третий – прицветные, словно очень маленькие чешуйки у основания цветоножки, по одной при каждом цветке.
Много любопытного в биологии растения. Жизнь его начинается с того, что на поверхности почвы весной появляются ростки, похожие на толстое шило. Проходит время, и, ростки удлиняются, зеленеют. Наконец, разворачиваются и характерные ландышевые листья. Цветоносы же образуютя у каждого растения не ежегодно – с перерывом в 2-3 года. Поэтому в зарослях ландыша часто бывает много листьев, но мало или совсем отсутствуют цветы.
В конце мая – начале июня ландыш зацветает. Трехгранная цветочная стрелка несет на конце кисть от 6 до 20 поникших цветков на длинных изогнутых вниз цветоножках. И хотя они отходят в разные стороны, словно стрелки, все обращены в одну сторону, так как стебель спирально закручен.
Цветет ландыш недолго – 15 -20 дней. Не успеешь оглянуться, особенно в теплую погоду, - бубенчики уже потемнели, сморщились, увяли. Первое цветение наступает на 7-й год жизни. К 10 – 12 годам эта способность утрачивается. Максимальный возраст растения – 21 год.
Красные ягоды ландыша созревают к осени. Они совершенно несъедобны –мало того, как и все растение, ядовиты. Имеют хотя и сладковатый, специфический неприятный привкус. Правда, это не смущает птиц, охотно клюющих плоды ландыша, да еще пятнистого оленя – это его любимый корм. А вот у человека, по незнанию их попробовавшего, могут быть тошнота, рвота и даже судороги.
Нет украшения лучше.
Очень хорош ландыш для украшения теневых участков парков, садов, скверов. Оценив великолепные декоративные свойства, уже в середине XVI века его стали культивировать. Садовые формы ландыша крупнее. Известны сорта с розовыми махровыми цветками, а также пестрыми листьями. Во многих странах широко практикуется зимняя выгонка крупноцветковых сортов. Поэтому зимующие почки ландыша – предмет международной торговли.
И все же лекарь!
Милый душистый ландыш служит для более серьезных целей. Его лекарственные свойства известны с древнейших времен.
Из растения готовили средства от водянки, сердечных болезней, эпилепсии, лихорадки. Особенно популярным оно было в средние века. Тогда в европейских странах изображения ландыша считалось эмблемой врачебного сословия.
Внимательно вглядитесь в старинные гравюры с прижизненным изображением, например, Николая Коперника. Нетрудно заметить в его руке букетик ландышей. Почему великий астроном изображен с какими – то легкомысленными цветочками? Все объясняется просто. Астрономические труды Коперника при его жизни были мало кому известны. Знаменитая впоследствии книга «О вращении небесных сфер», где впервые изложена гелиоцентрическая система мира, увидела свет за несколько дней до смерти автора. Современники же знали ученого как крупного государственного деятеля, математика и хорошего врача. Отсюда на портрете и символ врачебного искусства.
В России ландыш долгое время не пользовался признанием дипломированных медиков. Его уделом была народная медицина, которая советует делать ванны из отвара ландыша при ревматизме, использовать его при заболеваниях горла, нервных расстройствах, в качестве примочки для лечения глаз. Впервые серьезное внимание на ландыш обратил профессор Ф. И. Иноземцев в 1861 году. Но еще 20 лет продолжало растение находиться на положении медицинской Золушки. И только работа Н. П. Богоявленского привлекла к нему внимание врачей. В их числе оказался С. П. Боткин, который стал широко применять в своей клинике препараты ландыша.
Сердцу мил
В ландыше содержатся сердечные гликозиды - вещества, избирательно действующие на сердечную мышцу. Эти соединения сильнодействующие, поэтому заготавливаемое сырье поступает только на фармацевтические предприятия для производства настойки ландыша и не бывает в аптеках в свободной продаже.
Из цветков ландыша готовят экстракты – конвален и конвазид, а из листьев – коргликон. Это препарат. Применяемый при острой и хронической сердечной недостаточности II и III степени, пароксизмальной тахикардии. Выпускают еще ряд патентованных лекарств: капли Зеленина, капли ландышево - валериановые с адонизидом или бромидом натрия, капли ландышево - пустырниковые… Они регулируют деятельность сердца, успокаивают сильное сердцебиение и нервное возбуждение. Обычно прописывают 15- 20 капель в день. Так как настойка ландыша на спирту относится к группе сильнодействующих средств, установлены максимальные дозы приема: разовая 30 капель, суточная 90 капель.
Спиртовую настойку ландыша можно получить и в домашних условиях.
В пол – литровую банку с узким горлышком заложите 50 г свежих цветков, залейте доверху 90 % - ным спиртом, герметично закройте и выдерживайте в темном месте 2 недели. Отфильтруйте. Горький на вкус с легким ароматом ландыша желтый прозрачный раствор принимайте (обязательно посоветовавшись с врачом) по 10- 15 капель 3 раза в день.
Чтобы приготовить водный настой, 5 г свежих цветков залейте стаканом крутого кипятка, настаивайте в теплом месте 3-4 часа, процедите и принимайте (только по рекомендации врача) по столовой ложке 3 – 4 раза в день независимо от еды.
Между прочим
Эфирные масла, которые содержатся в майском ландыше, используют как компонент самых изысканных духов.
А. А. Сорокина, доцент, кандидат фармацевтических наук»
Раскрытие темы «Взаимосвязи в природных сообществах Ларневска» проводится на конечном этапе экскурсии - опушке березовой рощи, где на протяжении многих лет растут ландыши. Продолжая использовать технологию естественного обучения, участники экскурсии выявляют продуцентов и консументов, глядя на живые объекты; составляют цепи питания, обязательно включая в них ландыш:
Ландыш майский (ягоды) – растительноядные птицы - хищные птицы – редуцентыЛандыш майский (ягоды) – благородный олень – волк – редуцентыЛандыш майский (ягоды) – лиса - волк - редуценты
Ландыш майский (нектар)– насекомые – насекомоядные птицы – хищные птицы – редуценты.
Можно задать уточняющие вопросы о местных растительноядных птицах и о копытных, которые могут быть включены в цепи питания, предложить выяснить, например, с помощью интернета, возможность включения в приведенные выше цепи питания дроздов и косуль в изобилии встречающихся в нашей местности. Следует отметить, что эта основная часть урока, нацеленная на формирование представления о различных взаимосвязях в природном сообществе, дает возможность на конкретных объектах получить ученикам представление не только о пищевых (трофических) связях, но и о топических, фабрических и форических связях. И примеры этих связей могут быть не обязательно связаны с ландышем. Жизнь весеннего леса очень насыщенна, и иногда можно видеть как зяблик несет конский волос для постройки гнезда (пример фабрической связи) или жук – навозник, растопырив крылья, с трудом передвигается по лесной подстилке, так как под крыльями у него клещи (пример форезии). Усвоение взаимосвязей обычно весьма результативно, так как общение с природой поднимает силы человека, внушает любовь к жизни. На этом основывает свои методы лечения эстетикотерапия, использующая красоту природы для восстановления сил человека, повышения его жизненного тонуса. То есть можно говорить о здоровьесозидающем потенциале урока.
Рефлексия на обратном пути в школу основывается на раскрытии личностной значимости компетенции (см. таблицу). Как продлить радость от любования ландышами? Как приобрести новые знания «…не из книг, но из неба и земли, из дубов и буков…»? (Я. Коменский). Подсказать ответы на эти вопросы и обеспечить эмоциональную комфортность на завершающем этапе урока помогает поэзия. Учитель предлагает послушать стихотворение И. Гете «Нашел» (перевод Л. Ю. Миримского):
Бродил я лесом.
В глуши его
Найти не чаял
Я ничего.
Смотрю, цветочек
В тени ветвей,
Всех глаз прекрасней,
Всех звезд светлей.
Простер я руку,
Но молвил он:
«Ужель погибнуть
Я осужден?»
Я взял с корнями
Питомца рос
И в сад прохладный
К себе отнес,
В тиши местечко
Ему отвел.
Цветет он снова,
Как прежде цвел.
На уточняющие вопросы учеников «В какое время года лучше перенести ландыш поближе к дому?», «Где лучше посадить?», «Как готовить к зиме?» учитель может ответить сам, а может раздать заранее приготовленные памятки с необходимыми рекомендациями, в которых есть сведения и о зимней выгонке этих жемчужин наших лесов.
«Заманчиво получить в январе цветущий ландыш. С этой целью весною, во время цветения ландышей, отмечают кустики хорошего роста и обильного цветения. В сентябре выкапывают корневища уже с сухими листьями. Корневища отбирают с низкими и толстыми цветочными почками. Чтобы научиться определять цветочные почки, нужно предварительно разрезать несколько почек и рассмотреть.
Собранные корневища с целыми почками связывают мочалой пучками по двадцать штук и кладут в ящик, засыпав сухими листьями. Ящик оставляют на воздухе, слегка прикопанным землей или снегом до декабря. В декабре, выдержав корневище сутки в подвале, сажают их по десяти штук в горшки с землею или торфяным мхом так, чтобы почки слегка виднелись, и ставят в теплое место с температурой 25 ◦.
Ростки ландышей необходимо поливать теплой водой и опрыскивать. Когда ростки достигнут шести сантиметров высоты и выкинут цветочную стрелку, их переносят на светлое окно. В прохладном помещении ландыши дольше цветут»
(Н. Верзилин «Путешествие с домашними растениями»)
Можно будет считать выходом на общепредметный уровень формирования вышерассмотренной компетенции тот факт, что результатом данной экскурсии уже в этом году могут стать палисадники и сады, украшенные ландышами, медуницами, хохлатками, гусиным луком и фиалками. (См таблицу «Краткая характеристика динамики развития предметной компетенции «Соблюдение правил поведения в природе» на примере одного реального объекта – ландыша майского по вертикали». Но, как считает кандидат педагогических наук, профессор кафедры педагогики ЗабГГПУ, Е. А. Игумнова: «Организовать живое общение с природой в рамках урока практически невозможно, этому в наибольшей степени пока служит система дополнительного образования (познавательные кружки, туристические клубы, оздоровительные и спортивные лагеря и др.). Для учителя биологии с введением нового ФГОС открываются возможности для организации взаимодействия учащихся с природой в процессе внеурочной деятельности школьников, которой определены пространство и время в образовательном процессе» (статья «Личный опыт общения учащихся с природой как ресурс для формирования умения задавать вопросы», «Биология в школе», №5, 2011)
4. Реализация методической программы межпредметной интеграции и использования жизненного опыта учащихся с помощью исследовательской технологии.
До введения нового ФГОС, особенно для сельских малокомплектных школ, по- прежнему велика роль методической программы межпредметной интеграции и использования жизненного опыта учащихся. Подробная характеристика этой программы была дана мною в 2001 году, поэтому я остановлюсь лишь на роли межпредметной интеграции в связи с формированием предметной компетенции « Владение навыками выращивания культурных и комнатных растений и борьбы с вредителями» с помощью исследовательской технологии, которая мне как учителю и химии тоже позволяет без организационных затруднений планировать и проводить все необходимое как на уроках, так и во внеурочной работе.
Детализация компетенции « Владение навыками выращивания культурных и комнатных растений и борьбы с вредителями»
Название
компетенции Объекты реальной действительности Социальная значимость компетенции Личностная значимость компетенции
Владение навыками выращивания культурных и комнатных растений и борьбы с вредителями Растения, комнатные и культурные Повышение качества окружающей среды на основе ландшафтного дизайна Использование приобретенных навыков при выращивании комнатных и культурных растений
Приобретение навыка выращивания пеларгонии душистой черенкованием,
знакомство с навыками выращивания ее из семян и в открытом грунте. Пеларгония
душистая Повышение качества окружающей среды на основе освежающего и очистительного действия гераниевого масла, улучшение эмоциональной атмосферы в школе и семье благодаря антистрессовому действию гераниевого масла. Использование навыков разведения пеларгонии душистой для использования ее как бесплатного оздоровительного средства ароматерапии и кулинарии.
Краткая характеристика динамики развития предметной компетенции «Владение навыками выращивания культурных и комнатных растений и борьбы с вредителями» на примере одного реального объекта – пеларгонии душистой по вертикали:
Класс Место в рабочей программе Умения, навыки, способы действий
6кл. Тема 2 «Жизнедеятельность организмов», практическая работа № 8 «Черенкование комнатных растений» Умение выполнять практические действия, используя в качестве руководства познавательные задачи и таблицы, навыки черенкования, правильной посадки и ухода за посаженным черенком.
7 кл. Заключение: урок по теме «Особенность организации, многообразие живых организмов. Основные области применения биологических знаний» Умение выполнять творческие задания по анализу прикладных аспектов выбранного объекта, навык моделирования профессиональных операций, деятельность по поиску информации о современных достижениях в области биологии.
8 кл. Тема «Человек и его здоровье», урок «Двигательная активность и здоровье человека. Закаливание и гигиена человека» Умение расширять тему (на примере закаливания запахом), навыки распознавания запахов в ходе игровой деятельности (игра «Найди себе пару»)
9 кл. Тема 1.5. «Микроэволюция», практическая работа 2 «Изучение изменчивости, критериев вида, результатов искусственного отбора на сортах культурных растений» Умение сравнивать, анализировать
влияние условий на развитие разных растений одного сорта в течение трех лет его выращивания, составлять рекомендации по уходу
10 кл. Раздел V «Основы генетики и селекции», повторение главы «Закономерности изменчивости» - практическая работа № 4 «Изучение модификационной изменчивости на основе изучения фенотипа комнатных и сельскохозяйственных растений» Умение находить оптимальные решения вопроса рационального использования растения без нанесения ему ущерба, навык отбора растений по фенотипу для проведения эксперимента во внеурочной работе («Духи из листьев»)
11 кл. Тема 5.1. Экологические факторы (Жизнь в сообществах. Основы экологии), урок «Охрана природы и перспективы рационального природопользования»Умение видеть ближайшую перспективу применения пеларгонии душистой как средства, облегчающего подготовку к ЕГЭ (герань душистая как успокаивающее средство) и даль- нейшие перспективы, связанные с приобретением элементов профессиональной деятельности биохимиков, парфюмеров, цветоводов и т. д.
Иллюстрацией к использованию исследовательской технологии в начале формирования компетенции может стать пример познавательной задачи, которая дается шестиклассникам в качестве домашнего задания перед выполнением практической работы № 8 «Черенкование комнатных растений»:
«Двое учащихся решили вырастить герань. Один из них купил глиняный цветочный горшок, положил в него камни, сверху насыпал слой почвы, а затем посадил в него герань. Второй посадил герань в железную банку с землей. Ухаживали мальчики за цветами одинаково. У первого герань вскоре зацвела, а у второго зачахла. Почему?»
Поиск ответа всегда является хорошим стимулом для дальнейших наблюдений, исследований влияния условий на растение и правильных выводов, если рассматривать такой вариант начала формирования компетенции (можно предложить найти правильное решение на таблице «Размножение комнатных растений черенками» из комплекта «Правила выращивания овощных, ягодных и цветочно – декоративных растений» А. П. Демидовой и сверить со своим). Иллюстрацией к использованию исследовательской технологии в рамкахметодической программы межпредметной интеграции может стать общешкольное внеклассное мероприятие на неделе химии «Тайны запахов», проведенное в нашей школе в январе 2011 года. Эпиграфом к нему стали строки одного из сонетов В. Шекспира:
…И только аромат цветущих роз,
Летучий пленник, запертый в стекле,
Напоминает в стужу и мороз
О том, что было лето на земле.
Комбинированная форма (сочетание устного журнала, эксперимента «Духи из листьев», викторины, игры «Найди себе пару) позволила ученикам разных классов найти возможность проявить себя с хорошей стороны, организованно включиться в деятельность и заинтересованно ждать результата - ароматного эфирного масла и духов из пеларгонии, когда – то посаженной и выращенной самими учениками.
Отрывок из книги Н. Верзилина «Путешествие с домашними растениями»
«Что можно сделать с пеларгонией. Духи из листьев»
«Самое интересное, пожалуй, - получить из пеларгонии ароматное эфирное масло и духи. Это сделать совсем не так трудно, только был бы материал и некоторое оборудование.
Конечно, эфирного масла мы можем получить очень немного.
В листьях содержится эфирного масла 0, 35 процента, а в веточках и стеблях – всего только 0, 01 процента.
Для получения одного грамма масла нужно не менее пятисот граммов листьев пеларгонии. Но нам ведь нужно совсем мало масла – всего несколько капель.
Сорвем несколько листиков с пахучей пеларгонии (Pelargonium roseum)
Листья нужно разрезать и положить в колбу, на дно которой налито немного воды. Колбу закрыть пробкой с длинной стеклянной трубкой, опускающейся вниз под углом. Конец трубки поместим в пробирку или пузырек, опущенный в стакан с холодной водой.
Колбу поставим на треножник и нагреем на спиртовке. Вместе с парами воды испаряется эфирное масло и проходит по трубке в пузырек, где охлаждается. В пузырьке накопится вода, на поверхности которой заметно чуть желтоватое масло.
Масло собирают с поверхности пипеткой.
Для получения духов эфирное масло растворяют в слегка нагретом спирту.
Гераниевое масло удается получить и в твердом виде, вывесив пузырек в форточку за окно при морозе не менее -16◦ .
Духи можно получить и настаиванием спирта на листьях, в течение недели раза три заменяя листья свежими.
Пузырек, закрытый пробкой, ставят в теплое место или на солнце. Через неделю листья слегка отжимают и раствор фильтруют. Флакончик лучше выдержать закупоренным месяц или два, так как при такой выдержке запах делается лучше. Только душиться такими духами нужно осторожно: на светлом платье могут появиться пятна, так как в спирту растворяются не только эфирные, но и жирные масла. Вот почему в парфюмерии растворяют в спирту чистое, перегнанное, как это мы делали в начале, эфирное масло».
Следует особо отметить роль изобразительного искусства и литературы как средства формирования эмоционально – ценностного отношения к объекту усвоения в частности и общечеловеческим проблемам в целом. Прочитанный выразительнейший отрывок о запахах из романа О.Уайльда «Портрет Дориана Грея», выставка детских художественных работ «Ароматы», презентация «Душистой елки», для украшения которой ребята приносили из дома творческие работы, многие из которых были сделаны вместе с родителями, знания об ароматах и их влиянии на здоровье могут свидетельствовать об обобщении в некоторой степени вышерассмотренной предметной компетенции «Владение навыками выращивания культурных и комнатных растений и борьбы с вредителями» до уровня общепредметной «Опыт семейных отношений и обязанностей в семье».
Дальнейшее использование методической программы межпредметной интеграции и использования жизненного опыта учащихся с помощью исследовательской и других современных технологий несомненно дает учителю возможность выхода на более высокий уровень, которым является ключевая социально – трудовая компетенция.
Заключение.
Актуальность гуманизации обучения и воспитания в последнее время особенно остро обозначилась в сельских малокомплектных школах в связи с модернизацией образования и демографической ситуацией в деревне. Как отмечает в своей статье «Обучение биологии в малокомплектной сельской школе» («Биология в школе», № 7, 2011) кандидат педагогических наук Е. Н. Арбузова «Сейчас четко обозначился переход к гуманистическим способам обучения детей. Однако в учебном процессе как массовой так и малокомплектной школы сохраняются противоречия между фронтальными формами обучения и индивидуальными способами учебно – познавательной деятельности каждого ученика; необходимостью дифференциации и индивидуализации образования и единообразием содержания и технологий обучения; преобладающим объяснительно – иллюстративным способам преподавания и деятельностным характером учения.
Одним из важных направлений решения названных проблем являются разработка и внедрение новых педагогических технологий».
Использование рассмотренных выше технологий в связи с реализацией методических программ адаптационно – развивающего обучения и межпредметной организации и использования жизненного опыта учащихся в Ларневской средней школе на протяжении последнего десятка лет было достаточно результативным: Рябогина Мария стала лауреатом областного конкурса «Созвездие» в номинации «Конкурс творческих работ» в 2003 году, Чиграй Ольга и Марченко Анна заняли 2 место в областном конкурсе «За сохранение природы и бережное отношение к лесным богатствам Брянщины («Продрост») в 2004 году.
Остается надеется, что модернизация сельских малокомплектных школ с учетом сложившейся здесь демографической ситуации и введение нового ФГОС даст возможность организовать педагогический процесс в этих школах на основе таких педагогических технологий, как технология сотрудничества, критического обучения, учебных вопросов, информационных технологий, реализовывать не рассмотренные в данной работе методические программы полифункционального использования символико – графических средств и развития адекватной самооценки, воспитывать образованных компетентных людей – граждан демократического и правового общества и, таким образом, вносить свой вклад в вхождение России в современную информационную цивилизацию.
Литература
Рохлов В. С. Создание компетентностно – ориентированных заданий по биологии // Биология в школе. – 2009. - № 8
Арбузова Е. Н. Обучение биологии в малокомплектной сельской школе// Биология в школе. – 2011. - № 7
Игумнова Е. А. Формирование у учащихся умения задавать вопросы, стимулирующие мышление// Биология в школе. -2011.- № 3
Игумнова Е. А. Применение технологии учебных вопросов при работе с учителями биологии// Биология в школе. -2010 - № 4
Беседина Л. А. Что является технологией в образовании. – 2008.- № 8
Игумнова Е. А. Личный опыт общения учащихся с природой как ресурс для формирования умения задавать вопросы// Биология в школе. – 2011 - № 5
Мишакова В. Н., Подшивалова Н. П. Подготовка старшеклассников к итоговой аттестации: современные технологии, формы и методы обучения// Биология в школе. – 2010. - № 9
Татарникова Л. Г. Здоровьесозидающий потенциал урока// Биология в школе. – 2011. - № 6
Азизова И. Ю., Фадеева Е. В. Исследовательские лабораторные работы в разделе «Общая биология»// Биология в школе. – 2007. - № 3
Герус С. А., Пустовит С. О. Методика формирования компетенций: опыт, теория, перспективы// Химия в школе. – 2007.- № 10
Суртаева Н. Н. Педагогические технологии: технология естественного обучения// Химия в школе. – 1998.- № 7
Титова И. М. Методика организации адаптационно – развивающего общения в процессе обучения// Химия в школе. – 1996. - № 6
Титова И. М. Педагогическое общение как основа развивающего обучения// Химия в школе. – 1996. - № 5
Титова И. М. Концепция гуманизации развивающего обучения химии// Химия в школе. – 1996. - № 3
Луценко Н. Г. Химия запахов: известные факты и новые суждения//
Химия в школе. – 1997. - № 7
Большаков С. В. Цикл классных часов «Возможности человека»// Классный руководитель. – 2007. - № 1
Дубинина Т. А. Классный час «Как правильно готовиться и сдавать экзамены: советы психолога»// Классный руководитель. – 2008 - № 3
Литвинов С. Отрава // Смена. – 1996.- № 4
Верзилин Н. Путешествие с домашними растениями. – Государственное Издательство Детской Литературы Министерства Просвещения РСФСР, Москва, 1951.
Булохов А. Д. Величкин Э. М. Определитель растений Юго – Западного Нечерноземья России (Брянская, Калужская, Смоленская области.- Брянск, 1998
Демьянков Е. Н. Биология в вопросах и ответах. Книга для учителя. –М: Просвещение: АО «Учеб. лит.», 1996