Интегрированный урок музыки и ИЗО Народное творчество Воронежской области
Интегрированный урок по музыке и ИЗО (5 класс)
Народное творчество Воронежской области
(народный костюм и календарно-обрядовые песни)
I. Тема: народное творчество Воронежской области
II. Цель урока: знакомство ребят с песенно-обрядовым творчеством Воронежского края, народным костюмом Черноземья
III. Задачи урока:
1 – обучающая – закрепление знаний ребят о годовых календарных обрядах и особенностях неродного костюма Воронежской области.
2 – развивающая – развитие навыков пения a’capella народных песен и изображение орнаментальной отделки праздничного костюма, навыков коллективного творчества (панно).
3 – воспитывающая – воспитание любви и интереса к народному творчеству Воронежской области.
IV. Оборудование (для учителя):
Зрительный ряд: наглядные пособия по народному костюму и орнаменту, лист для панно с изображением цветущего луга, веночки для девочек.
Музыкальный ряд: Рождественская колядка «Овсень», троицкая песня «Да, девки веночики завивали», частушки, записи с народными наигрышами.
Литературный ряд: заклички, поговорки.
V. Оборудование (для учащихся): кисти, краски, карандаши, фигурки в народных костюмах, клей, ножницы.
VI. Ход урока
I.Орг.часть
Учитель музыки:
«Знакомясь на уроке музыки с песенным творчеством, а на уроках изобразительного искусства с прикладным творчеством нашего края, вы, ребята, отмечали высокие музыкальные и художественные качества народного искусства».
Учитель ИЗО:
«Сегодня на уроке мы свяжем воедино народную музыку и народный костюм, так как, создавая затейливый узор на костюме или придумывая песни, наши талантливые предки вдохновлялись одним источником – родной природой».
2.Основная часть
Учитель музыки
Рождественская колядка «Овсень»
«Все песни на Руси и у нас в Воронеже были связаны с праздниками: календарными, семейными. Круг годовых календарных обрядов открывались святками. Святки праздновались с 24 декабря- 6 января. Во время святочных обрядов проводились игры, ряжения, пелись калядки. Когда начиналось колядование?(ответы детей). Каляда - образ праздника, овсень- праздничное угощение. Эти слова имели магический смысл. С чего начиналось калядование? (ответы детей) и исполнение калядки «Овсень» для радушных и жадных хозяев.
3. Народный костюм и его особенности
Учитель ИЗО
«Как в песне сочетаются магические слова, так и в костюме.в его орнаменте, в подборе цветовой гаммы сплетаются знаки-обереги,делая костюм не только красивым,функциональным,но ещё и оберегающим человека( мужская рубаха.) Давайте вспомним комплекты воронежского костюма( женский.мужской). Ответы детей. А что у нас с календарём?
4.Заклички на Масленицу
Учитель музыки
«Следующим праздником календарным была масленица. Предшествуя Великому посту масленица была особенно желанной и долгожданной. Вот как в народе зазывали масленицу:
Ученик: «Наша масленица годовая приходи к нам дорогая!
Ты на кониках разъезжай и блинами угощай!»
Учитель музыки
«Масленица приходила нарядная, весёлая, с гуляньями и катаниями на тройках, с блинами. Быстро проходили 7 дней и звучали другие заклички, прогонявшие её:
Масленица- мокрохвостка,
поезжай долой со двора-
отошла твоя пора!»
5. Троицкая песня «Да девки веночки заплетали»
Учитель музыки
В таком резком переходе особый смысл. Народ начинал готовиться к посту. 49 дней длится Великий пост.Мы листаем наш календарь дальше и останавливаемся на 50 дне после Пасхи, на 2-х неделях праздничных-1 неделя называлась семицкая, 2 неделя- троицкая . Многодневные праздничные обряды были характерны для русского народа(Зимние Святки.Масленица). Вспомним русскую поговорку: «Что у людей – век, у Бога – 1 день». На Троицу украшали дома зеленью ,девушки ходили в лес,собирали травы,цветы, плели венки, кумились через венки. Девушки выбирали себе парней . Представим себе, что мы на празднике. Ярко светит солнце, девушки плетут венки,поют песни. Девушкой,которая выбрала себе парня будет Маша,а парень,который пришёл с подарками – Женя.(Звучит песня «Да девки веночки завивали», записанная на хуторе Аверино Острогожского района).
6. Беседа о троицком костюме
Учитель ИЗО:
Пока вы пели , я полянку для троицких хороводов присмотрела(показывает заготовку панно),осталось только костюмы подготовить. Быстрее за кисти и краски праздничный орнамент и украшения делать .Если весна,цветение вокруг, какие орнаменты возьмём для костюма и цвет какой у нас в костюме?(Учитель рисует символ солнца,знаки земли, растительные злаки.
7.Создание панно «Троицкий хоровод»
Учитель ИЗО
На фоне звучащей народной музыки дети украшают орнаментом костюм, рисуют венки из цветом. Учитель проводит анализ цвета, использованного в народном прикладном творчестве. Алый-лирическая грусть, пурпурный – богатство, розовый и малиновый – цвет восхода и заката, жёлтый – кратковременная разлука, ультрамарин- вода. Небо,голубой – страх, белый – печаль, горе, коричневый не использовался –( чума. Зараза),чёрный – плодородие, любой цвет чернозёма. Готовые фигурки наклеиваются на панно, которое вывешивается на доску.В это время группа детей исполняет частушки:
1.Мы частушек много знаем
и хороших и плохих,
хорошо тому живётся,
кто не знает никаких!
2.Шире улица раздайся,
громче музыка играй,
пой, ребята, не стесняйся,
по – воронежски гуляй!
3.В чернозёмном нашем крае
любят барыню плясать,
только нам свою матаню
ни на что не променять!
4.Пусть играет не смолкая
наша русская гармонь,
в чернозёмном нашем крае
все девчата, как огонь!
5.Мы в привольном нашем крае
нынче весело живём,
озорные танцы пляшем,
по- мордасовски поём!
6.С развесёлою частушкой
вдоль по улице идём,
От души дробим дробушки,
на ходу подмётки рвём!
7.Мы пропели вам частушки
и садимся в решето.
До свиданья, уезжаем
за частушками ещё!
9. Обобщение
Учитель ИЗО
Мне представляется, что разрозненные знаки- обереги, их цветовой лад чем-то очень сходны с нотами. Как из 7 нот все народы мира слагали свою национальную музыку, так из определённого количества знаков- оберегов воронежский народ создал свои орнаментальные композиции.
Учитель музыки
Душа русского народа воплотилась в художественной композиции и в песнях. Связав на этом уроке воедино художественное и песенное творчество воронежского народа, вы почувствовали, ребята, насколько богата культура нашего края. Это наследство мы должны пронести че рез свою жизнь и передать другим поколениям.
15