Использование информационных технологий при изучении темы «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса


Работа
на тему: «Использование информационных технологий при изучении темы «Квадратные уравнения» в курсе алгебры 8 класса»
Выполнила: Ляшенко Елена Викторовна,
учитель математики
В современных условиях среди главных задач образования выделяют не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Достижение главных образовательных целей зависит от того, в какой мере учащиеся обучены восприятию информации и её использованию, поэтому освоение современных информационных технологий учителями и учащимися является насущной необходимостью.
Хорошая материально-техническая база, современный компьютерный класс, оснащение кабинетов математики компьютерами и программным обеспечением, локальная сеть в школе позволяют широко использовать информационные технологии.
Плюсы использования информационных технологий для учителя и ученика:
Учитель Ученик
экономия времени на уроке повышение мотивации, интереса к уроку.
глубина погружения в материал начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе
интегративный подход в обучении учатся самостоятельно мыслить, спорить, рассуждать, самостоятельно добывать необходимую информацию.
возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа - материалов ученики становятся активными участниками урока и на этапе его проведения, и при подготовке урока;
возможность формирования коммуникативной компетенции учащихся предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе;
привлечение разных видов деятельности, рассчитанных на активную позицию учеников понимают более сложный материал в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала
Единственное возможное препятствие – отсутствие технического минимума для разработки и использования электронно-методических материалов. В нашей школе есть необходимые информационные ресурсы: компьютерные классы, мобильный кабинет, наличие компьютера во всех учебных кабинетах, наличие интерактивной доски и мультимедийного проектора в кабинете математики, доступ в Интернет, локальная сеть, затемнение кабинета. В мобильном кабинете есть всего 15 ученических ноутбуков с выходом в интернет, поэтому приходится организовывать работу учеников за компьютером поочередно.
Все это дает возможность использовать информационные технологии на разных этапах урока. Рассмотрим применение информационных технологий на разных этапах урока при изучении темы «Квадратные уравнения» в курсе 8 класса. Материал, связанный с уравнениями, составляет значительную часть школьного курса математики. На изучение темы "Квадратные уравнения" по программе дается всего 16 ч. Данная тема состоит из следующих подтем: общие понятие, неполные квадратные уравнения, формулы корней квадратного уравнения, еще одна формула корней квадратного уравнения и теорема Виета.Устный счет.
При изучении каждой из выше приведенных тем в начале урока я  применяю электронные тренажеры для устного счета. Данная работа занимает не более 3 – 4 минут от урока.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентации Power Point, затемнение кабинета.
Преимущества: тренажеры позволяют усовершенствовать навыки выполнения математических операций, разнообразить задания для устного счета, увеличить количество и качество выполненных заданий. Устный счет активизирует мыслительную деятельность учащихся. При их выполнении активизируется, развиваются память, речь, внимание, способность воспринимать сказанное на слух, быстрота реакции.
Недостатки и требования: Устный опрос позволяет он требует много времени, что ограничивает возможность проверить большое количество учащихся. Кроме того, в устном опросе вопросы учителя и ответы учащихся нигде не фиксируются. Это мешает учителя возможности сравнивать ответы разных учащихся на один и тот же вопрос. Для презентации необходимо выбрать максимально эффективную с психолого-педагогической точки зрения палитру, фон должен быть выдержан в цветовой гамме текста.
На этапе актуализация и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии при изучении тем «Способы решения неполных квадратных уравнений», «Еще одна формула корней квадратного уравнения», «Теорема Виета» я использую интерактивную доску с показом презентаций и видеоуроков.
Видеоурок по алгебре «Рациональные уравнения как модель реальных ситуаций»

Интерактивная доска в школе – очень полезный инструмент, помогающий учителю организовать работу в классе и подать материал в максимально наглядной форме. Работая с интерактивной доской, учителю легче удается концентрировать внимание учащихся и поддерживать постоянный контакт с классом.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийный проектор, колонки. (для демонстрации видеоуроков).
Преимущества: Работа с этим учебным оборудованием делает уроки более динамичными. То, что ученик пишет не мелом, а специальным карандашом - стилусом, создает игровые моменты. С помощью стилуса учитель и ученики могут не только делать записи на доске, но и выделять главные мысли, делая пометки электронными чернилами поверх любого приложения или сайта, и трудный материал становится более доступным. Всю проведенную в ходе урока работу, со всеми сделанными на доске записями и пометками, можно редактировать, сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа.
Преимущество такой доски еще и в том, что отсутствует меловая пыль, а, значит, используются здоровьесберегающие технологии. Применение этого вида работы способствует развитию интереса к математике, увеличивает скорость подачи качественного материала в рамках одного урока.
Требования: контроль за временем работы учащихся с интерактивной доской (около 10-15 минут), затемнение кабинета.     
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
При самостоятельной работе по эталону хорошо использовать электронные репетиторы, разработанные Жуковым В.В.. Данные репетиры я использую при изучении тем «Решение неполных квадратных уравнений» и «Нахождение корней полного квадратного уравнения».
Преимущества: При неправильном ответе ученик сразу получает на экране пояснение по данному вопросу, а не просто правильный ответ по окончании работы, как это сделано в большинстве существующих электронных репетиторов.  При наличии локальной сети в классе результаты работы каждого ученика записываются в компьютер учителя в режиме онлайн. При таком многослойном контроле учитель получает надежную возможность оценить степень освоения каждым учеником изучаемого в данное время учебного материала. Кроме того пояснение разбито на две части. Первое пояснение, появляющееся на экране при первом неправильном ответе на данный вопрос, напоминает ученику теорию вопроса и не является слишком подробным (например, напоминает формулу дискриминанта, предлагает выбрать способы решения неполного квадратного уравнения). При втором неправильном ответе на вопрос появляется второе, более детальное, пояснение, однако и оно не содержит полного решения данной задачи или прямого ответа на вопрос, а только подводить к нему достаточно близко. (напоминает формулы корней квадратного уравнения). По окончании работы с электронным репетитором учитель анализирует результаты на основе записи в своём компьютере, выставляет оценки, выделяет и объясняет те вопросы, которые вызвали наибольшие затруднения. При этом преодолевается один из недостатков традиционной системы обучения, заключающийся в том, что учитель не может оперативно узнать во время урока, как все учащиеся класса усвоили материал.
Недостатки и требования: Не во всех кабинетах есть локальная сеть, но с этими репетиторами можно работать автономно на каждом ученическом компьютере. В этом случае результаты записываются в папку каждого ученика, и учитель в течение урока может их посмотреть. Здесь необходимо четко регулировать и контролировать время работы за компьютером, согласно требованием санпина. При не соблюдении норм, возможна утомляемость учащихся, снижение внимания. Также одно из главных требований при работе учеников в сети интернет – это контент фильтрация на ученических ноутбуках.

Проведение контрольной или самостоятельной работы.
При проверке навыков решения неполных квадратных уравнений, нахождение дискриминанта и корней полных квадратных уравнений я использую контролирующие блоки сайта ФЦИОР. Проект федерального центра информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) направлен на распространение электронных образовательных ресурсов и сервисов для всех уровней и ступеней образования.
 Задания в таких блоках дифференцированно. Ученики поочередно работают в индивидуальном режиме за компьютером, выполняя задания по решению квадратных уравнений разными способами, и после успешного выполнения заданий переходят к упражнениям более высокого уровня сложности. Учитель в это время с классом отрабатывает материал обязательного уровня обучения. Такая деятельность позволяет этой группе учащихся не скучать, не расслабляться, а быть занятыми собственным делом.

Оборудование: Для такой работы необходим ноутбук для каждого ученика или 1 ноутбук на парту, для поочередной работы учащихся.
Преимущества: На этих уроках учитель главным образом обеспечивает индивидуальный контроль над работой учащихся. Традиционно важными на этапе педагогической реализации остаются оценка текущих результатов и коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей.
Недостатки и требования: Здесь необходимо четко регулировать и контролировать время работы за компьютером, согласно санитарно-гигиенических нормам при непрерывной работе за компьютером (для учащихся 8-9-х классов 25 минут). При не соблюдении норм, возможна утомляемость учащихся, снижение внимания. Важно, если учащиеся работают поочередно, чтобы второй ученик работал либо с учебником, либо с другим заданием.
Домашнее задание.
Услугами сети Интернет учащиеся пользуются не только на уроках математики, но и в домашних условиях. В конце изучения всей темы ученики получают домашнее задание: выполнить тест «Квадратные уравнения», который размещен на сайте МетаШкола. Все мои ученики зарегистрированы на этом сайте. Когда задание выполнено, учителю приходит результат по каждому ученику.
Оборудование: Необходимым условием является наличие дома компьютера и выхода в интернет дома. Если же с этим проблема, всегда можно воспользоваться услугами школьной медиатеки.
Преимущества и недостатки: Так сокращается время на выполнение и проверку домашнего задания. Недостаток использования этого ресурса в том, что он показывает результаты тех учеников, которое выполнили тест на 80 %, с одной стороны это стимулирует учащихся на выполнение теста несколько раз, чтоб добиться лучшего результата, с другой стороны, чтобы проверить результаты всех учеников, приходится заходить под их профилем и смотреть набранные ими баллы.
Результат применения информационных технологий.
Работа с информационными технологиями обеспечивает получение прочных знаний по теме «Квадратные уравнения», сохраняет структуру общеобразовательного цикла, полностью соответствует требованиям обязательного минимума содержания образования, но и:
способствует повышению познавательного интереса к предмету;
содействует росту успеваемости учащихся по предмету;
позволяет учащимся проявить себя в новой роли;
формирует навыки самостоятельной продуктивной деятельности;
способствует созданию ситуации успеха для каждого ученика.
Не только учитель может проверить знания ученика, используя систему тестирования, но и сам ребенок может контролировать степень усвоения материала.
Таким образом, у учащихся формируются ключевые компетентности, предъявляемые Государственными стандартами образования:
- умение обобщать, анализировать, систематизировать информацию по интересующей теме;
- умение работать в группе;
- умение находить информацию в различных источниках;
- коммуникативная компетентность;
- осознание полезности получаемых знаний и умений.
          При выборе или создании электронных образовательных ресурсов необходимо учесть  следующее.  ЭОРы должны:
соответствовать содержанию учебника, нормативным актам Министерства образования и науки  РФ, используемым предметным программам;
ориентироваться на современные формы обучения, обеспечивать высокую интерактивность и мультимедийность обучения;
обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;
предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений в рамках данного предмета;
обеспечивать использование самостоятельной и групповой работы;
превышать по объему соответствующие разделы учебника, не расширяя при этом тематические разделы;
иметь удобный интерфейс.
формировать информационную культуру учащихся, что является одним из важнейших умений в современном мире.