Открытое занятие на тему Фитобар


Красноармейское территориальное управление
департамента по образованию администрации Волгограда
муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных натуралистов
Красноармейского района г. Волгограда (МОУ СЮН)
ОКПО 22419194 ИНН 3448015887 КПП 344801001 ОГРН1023404368998
400051, г. Волгоград, ул. 40 лет ВЛКСМ, 15, телефон 62-67-23
e-mail: info@okeanjizni.ru, сайт: okeanjizni.ru
ФИТОБАР
открытый урок для среднего школьного возраста
Подготовила:
Кужба Оксана Валентиновна,
педагог дополнительного образования
Волгоград 2015
Цель: Развивать у детей познавательный интерес к природе.
Образовательные цели:
Обобщить и систематизировать знания о лекарственных растениях.
Развивающие цели: 
Развивать логическое мышление, память.
Развивать умение проводить  самооценку.
Воспитательные цели: 
Прививать интерес к предмету.
Прививать навыки самостоятельной работы.
Формировать навыки работы в группе.
Здоровьесберегающие цели:
Воспитывать экологическую культуру  у обучающихся: закрепить знания  о  влиянии  ЗОЖ  на здоровье человека;
Задачи:
Формировать правильное отношение к природе и окружающему нас миру.
Закрепить понятие «лекарственные растения».
Развить наблюдательность, творческое воображение.
Развивать умение высказывать свои мысли.
Форма – проведения: беседа, игра, групповое обсуждение.
Участники: обучающиеся МОУ СЮН
Используемый материал: лекарственные растения, таблица, ручки, заварочные чайники, пиалкиХод занятия:
Вступление
Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами познакомимся с лекарственными травами.
Человек и зелёный росток – визитная карточка Земли. Будучи вместе, они отражают царство жизни на нашей планете – это уникальное, может быть, даже единственное для всего мира явление.
Подчёркиваю: будучи вместе!
Последние десятилетия принесли перемены, значительно повлиявшие на человеческую жизнь. Возведение городских и промышленных комплексов привело к нарушению связи человека с естественной средой. Первобытный человек учился разводить животных, преобразовывать дикорастущие растения. Прежние функции земледельца как бы обернулись в современное время заботой о садах и цветах на окнах, балконах, садовых участках.
Высокие темпы сегодняшней жизни, напряжённость трудового процесса, стрессы самого различного характера и многие другие факторы предъявляют повышенные требования к деятельности всех органов человеческого организма. В коррекции и восстановлении сил большую роль могут оказать различные растительные средства. Опыт использования растительных средств в профилактических и лечебных целях насчитывает тысячелетия, поэтому у многих учёных сложилось твёрдое убеждение, что “ в природе нет болезней, против которых в растительном мире не образовались бы десятки целебных веществ”.
Травы! Травы! Дети солнца, украсившие своими цветами зелёный наряд планеты и, более того, давшие человеку жизнь.
Травы…. . Одни из них декоративно цветут, другие отличаются причудливым узором своих листьев. Сладок и нежен их запах. И воздух, настоянный на этом запахе, мы вдыхаем полной грудью, как будто пьём чай из луговых трав.
По мнению академика Вильямса, природа в своей зелёной лаборатории изготавливает целый ряд веществ, без которых не могут существовать ни человек, ни животные. Они неповторимы по вкусу, цвету, запаху. В каждом цветке своя поэзия. Природа не только была источником продуктов питания, но и первым целителем. К ней обращался первобытный человек, стремясь избавиться от болезней. Он понял, что одни растения могут исцелить, а другие могут отравить.
Сегодня известно около 12 тысяч видов лекарственных растений, а в фармакопею включено всего 150 видов, а разрешено пользоваться лишь 20 видами.Широко лекарственные растения стали применяться в XVII веке, когда царь Алексей Михайлович приказал снабжать ими не только царский двор, но и армию. В 1654 году в Москве была создана первая в России медицинская школа, где готовили лекарей. Лекарственные растения разводили в аптекарских огородах – садах. По приказу Петра I такие “аптекарские огороды” появились во всех крупных городах при военных госпиталях. Большой аптекарский огород был создан в 1714 году в Санкт – Петербурге.
2. Игра «Знаток растений»
Итак, предлагаю вам посоревноваться: по очереди называем лекарственные растения и кто больше назовет, получает 3 балла.
3. Игра «Полезный чай»
На столе в пронумерованных пиалках разложены травы и они же в пронумерованных чайниках заварены: ромашка, шиповник, чабрец, одуванчик, мелисса, зверобой, шалфей.
Педагог раздает ребятам пустую таблицу с заголовками. Обучающиеся пробуют отвары и определяют травы по внешнему виду, затем пишут свои ощущения в таблице: запах, вкусовые качества, ассоциация.
После дегустации проводится групповое обсуждение о пользе этих лекарственных растений и как они используются в лечебных целях. Каждый делится своими ощущениями из таблицы.
За одно угаданное растение дается 1 балл.
Номер отвара Название Запах (приятный/неприятный) Вкусовые качества (гор, кис, соле, слад, жгуч, терп) Ассоциация (воспоминание) Польза
1 Ромашка  
2 Шиповник 3 Чабрец 4 Одуванчик (корень) 5 Мелисса 6 Зверобой 7 Шалфей
Ромашка - помогает снять усталость, успокаивает нервную систему и способствует крепкому и здоровому сну, справляется ромашка с проблемами пищеварения и заболеваниями желудочно-кишечного тракта.
Шиповник - Витамины C, E, PP, B2, B1, Укрепляет иммунитет. Укрепляет сосуды и нормализует обмен веществ. Понижает кровяное давление.  Улучшает пищеварение. Хороший источник железа. Шиповник – антиоксидант.  Способствует заживлению ран.  Лечит от туберкулеза. 
Чабрец - Благодаря потогонному, противовоспалительному и противомикробному действию, отвар из чабреца рекомендуют употреблять для лечения гриппа, ОРВИ, простудных заболеваний и ринита. Во время сезонных эпидемий гриппа тимьян можно использовать в качестве профилактического средства, является природным стимулятором, оказывающим тонизирующее воздействие на организм. Благодаря этим качествам чабрец используют как успокаивающее во время стрессовых состояний, при неврастениях, а также для лечения депрессий, бессонницы и мигреней.
Одуванчик (корень) - Натрий, калий, марганец, магний, алюминий, железо, медь, кальций, а также витамины А, С, F и группы В. Издавна за одуванчиком закрепился статус "эликсира жизни", обладающего болеутоляющим, желчегонным, мочегонным, потогонным, противовоспалительным и тонизирующим действиями. Целебные свойства имеют все части одуванчика — корни, листья и цветки. Его корни содержат природные заменители крахмала и сахара (как диетический продукт прекрасно усваивается при диабете, болезнях почек и желчного пузыря).Одуванчик выводит из организма токсины и стимулирует деятельность сердечнососудистой системы. Поднимая тонус, он повышает настроение.
Мелисса - содержит: органические кислоты; калий; кальций; медь; железо; марганец; селен; магний; витамин С, группы В и проч. Польза расслабляющее; болеутоляющее; успокаивающее; восстанавливающее силы средство. бессонницы;гипертонии; кожных заболеваний (экзема, лишай, нейродермит, угревая сыпь, грибки на коже);нервных истощений; детям при: гиперактивности, для улучшении памяти, снижает показатели сахара в крови обновляет состав лимфы и крови; очищает кишечник; Польза мелиссы заключается ещё и в противовирусном действии.  Используют это свойство при лечении: кори;герпеса; гриппа.Для получения пользы от мелиссы не обязательно принимать её в огромных количествах. Достаточно небольших доз чтобы достичь желаемого эффекта. Она способна восстановить силы после тяжелого умственного и физического труда, поможет справиться с меланхолией и депрессией.
Зверобой - витамин А, Р, РР (никотиновая кислота или витамин В3) и С. Витамин А крайне полезен для органов зрения, кожи и волос. Аскорбиновая кислота (витамин С) воздействует на основную массу процессов в организме, тонизирует, укрепляет. Польза витамина С многократно увеличивается в совокупности с другими витаминами, содержащимися в зверобое. В состав растения также входят: дубильные вещества (танины),  они обладают вяжущим и антибактериальным действием. эфирные масла и смолы, обладающие противомикробным действием и противовоспалительными свойствами. сапонины, фитонциды, следы алкалоидов. В старину говорили о том, что попадая в организм зверобой сам находит «слабые» места и начинает лечить там, где это больше всего необходимо. Растение благоприятно воздействует на все системы организма. зверобой активизирует пищеварение, улучшает секрецию пищеварительных соков, нормализует обмен веществ.Отвар травы успешно применяется при лечении таких болезней как: гастриты, язвенные поражения гастродуоденальной области, колиты, диарея, болезни печени и желчного пузыря, почек и мочевыводящих путей. Нервная система: зверобой активно способствует восстановлению функций нервных волокон, успокаивает нервы, снимает напряжение, восстанавливает силы. Зверобой  обладает уникальным свойством снимать воспаление слизистых оболочек, это позволяет применять его при лечении органов дыхания и стоматологических проблем (фарингит, грипп, бронхит, пневмония, гингивит и др.)
Шалфей - содержатся эфирные масла, камфора, флавоноиды, алкалоиды фосфорная и никотиноваякислота,парадифенол, витамины C, P, B1, дубильные и многие другие вещества.Шалфей используют для лечения различныхвоспалений, заболеваний нервной системы, при проблемах с желудочно-кишечным трактом, почками и печенью. Благодаря противомикробным и противовоспалительным,свойствам растение отвары из растения полезно пить при потере голоса, для избавления от ангины, вирусных инфекций, ангин и стоматитов. Растение снимает воспаление, усиливает регенерацию пораженных тканей, активизирует выделение мокроты и понижает температуру. Регулярное употребление шалфея способствует улучшению памяти, активизирует мозговую активность.
4. История чая
Не все знают, что впервые чай в Россию привёз из Монголии в 1838 году русский посол Старков. Но есть сведения, что им баловался и Алексей Михайлович, и употребляли его сначала как лекарственное средство. Он оказывает стимулирующее действие, повышает работоспособность, снимает усталость. Постепенно стали замечать, что чай оказывает положительное действие при целом ряде заболеваний.Не сразу завоевал чай симпатии жителей России. Многие бедняки не знали, как заваривать чай. Вот как поэт описывает курьёзный случай, произошедший в барском доме:Раз прислал мне барин чаю,И велел его сварить,А я отроду не знаю,Как проклятый чай варить.Взял тогда, налил водички,Всыпал чай я весь в горшокИ приправил перцу, луку, да петрушки корешок.Разлил варево по плошкам,Хорошенько размешал,Остудив его немножко На господский стол подал.Гости с барином плевались,Сам он ажно озверелИ, отправив на конюшню,Меня выпороть велел.Долго думал, удивлялся,Чем же мог не угодить?А потом я догадался,Что забыл я посолить.
Ребята, а как правильно заваривают чай?
5. Подведение итогов
Награждение победителя.
Рефлексия:
- Что нового узнали?
- Что было легко?
- Как эти знания могут помочь вам в жизни?
- Что больше всего понравилось?