Игровая программа Праздники и обычаи русского народа


Праздники и обычаи русского народа
Цели:
1.Рассмотреть и изучить исторические и культурные традиции русского народа, увидеть влияние исторических событий на культуру человеческого бытия.
2.Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
3.Укреплять интегрированные связи предмета технологии с другими науками – историей, МХК.
Оборудование: репродукции картин, энциклопедии, рисунки.
Ход урока
I. Организационная часть
II. Постановка проблемы и задач
Воспитатель: Почему русский народ бережно хранит свои традиции?
– Как вы думаете, влияют ли традиции на воспитание подрастающего поколения?
– Для подтверждения или опровержения этой гипотезы нам с вами необходимо на уроке подобрать доказательства.
– К концу занятия мы должны ответить на вопрос, какие черты характера в человеке воспитывают традиции и праздники русского народа?
III. Открытие новых знаний.
Для проведения занятия ученикам предлагается межгрупповая деятельность. Такая работа требует временного разделения на группы для совместного решения определённых задач. Ученикам предлагается обсудить задачу, наметить пути её решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Каждая группа заранее получает задание, найти материал о традиционных праздниках и обычаях русского народа.
Воспитатель: История русского народа начинала вершиться на обширных пространствах сначала Восточно-Европейской равнины, затем – Евразии. Народный быт тесно переплетался с традиционными праздниками, передающими из поколения в поколение уважение к культурным и религиозным истокам. Традиции бережно соблюдались и хранили исторические устои уважения к Земле-матушке, труду человека и его заботе о природе.
Представитель от каждой группы, одетый в народный костюм, рассказывает об обычаях, которые изучили.
Первая группа
Праздник урожая
Первой заботой крестьян в их повседневной жизни и во время праздников был урожай. Недаром главным обрядовым блюдом и во время новогодних праздников, и на свадьбах был хлеб – каравай. На каравае лепили из теста важнейшие символы – плуг и миртовое дерево. На рождество хозяин дома прячется за пирогами и желает, чтобы на будущий год их было еще больше. Этот обряд был очень древним. Весь год земледельцев делился на две половины: летнюю – время пахоты, сева, обеспечения урожая, его сбора, и зимнюю – время подготовки к новому урожаю. Лето было главным сезоном, недаром слово "лето” означает и "год” в целом.
Вторая группа
Новый год и святки
В 1700 г., во времена Петра Великого, было установлено считать началом Нового года 1 января, а не 1 сентября, как было раньше.
Главным зимним праздником был праздник начала земледельческого года – Новый год. После принятия христианства этот праздник совпал с праздником Рождества и святками, которые следовали за Рождеством. В течение 12 дней праздновали начало нового солнечного года, когда, согласно поговорке, солнце поворачивало на лето, а зима – на мороз. По древним верованиям, в эти дни определялась судьба будущего урожая, возрождения всей природы. В это время, самое темное в году, нечистая сила вырывалась с того света и угрожала всему мирозданию. Поэтому на святки бывали "святые вечера” и "страшные вечера”. Во время праздников по улицам ходили не только колядующие с благопожеланиями – колядками, но и ряженые в образе чертей и прочих демонов. Само слово "колядка” – песенка-благопожелание восходит к временам Византии и Древнего Рима: календами там называли начало месяца, нового календарного цикла. За исполнение величаний детям дарили вкусную еду, в том числе вареные свиные ножки. Ряженые, облаченные в звериные шкуры, со страшными масками, изображали не только нечистую силу, но и животных , олицетворявших плодородие: козу, коня и т.п. "Где коза ходит, там жито родит”,- пели ряженые. Они разыгрывали смешные сценки, во время которых коза или конь умирали, а потом вновь оживали: жизнь торжествовала над смертью. В нечистую силу рядились специально для того, чтобы показать ее смешной и нестрашной для людей всего мира. На святках гадали на будущий урожай и судьбу. Девушки пытались узнать имя своего "суженого”, будущего мужа. Время от Нового года до Крещения воспринималось как время чудес, гаданий, игр и представлений.
Третья группа
Крещение (19 января)
Считается, что в ночь на Крещение во всех источниках вода освящается. Старые люди говорят, что Крещение – такой великий праздник, что в этот день даже может расцвести верба. Раньше на Крещение все, независимо от возраста, и дети, и старики, играли в особые игры, которыми и завершались Святки. Эти игры называются "Орешки” или "В жребий”. Специально для игры пеклось очень много орешков. Игра создавала атмосферу изобилия: у всех без исключения в руках было много орешков, а также настроение счастливой удачи, прибытка.
Масленица
Самым веселым праздником можно считать праздник проводов зимы, который у русских называется масленицей, в честь древнего обрядового блюда – масленого блина. Масленица – это время блинов. Оладий, сырников, хвороста, пирогов и пышек. Все эти лакомства первыми получали дети. Порой на детей, получивших первый блин, возлагался особенно ответственный обряд: с первым блином весна закликалась. Масленица сопровождалась обильными пиршествами и гуляниями: катанием с гор, ряженьем, кулачными боями и другими потехами. Кульминацией праздника были костры. Пока горел костер, кричали: "Молоко сгорело” или "Масленица сгорела, в Ростов полетела!”. Наряжали чучело, которое должно было воплощать Масленицу. Его воздвигали в центре гуляний, а в конце праздника сжигали. Вместе с Масленицей сгорала и зима. Впереди был особый вечер, который дал название всему этому дню, – Прощеное Воскресение. По обычаю все "прощались”, то есть просили прощения друг у друга. Люди этим как бы очищались от вольных и невольных обид.
Конкурсы:
1. «Объяснялки»
Команды должны объяснить значение исконно русских слов (по 5 слов для каждой команды)
Красота-венец невесты из лент и цветов, символ девичества и девической воли.
Жалейка-дудочка из ивовой коры.
Гумно-место для молотьбы, а также сарай для хранения снопов.
Анчутка-помесь чёрта и утки, злой дух.
Зипун-крестьянский кафтан из грубого толстого сукна без воротника.
Волосянки-лапти, сплетённые из конского волоса.
Овин-место для просушки зерна перед молотьбой.
Чуни-валенки с коротким голенищем.
Малахай-овчинный треух, который в деревнях шили сами.
Короб-повозка, тарантас.
2. «Русская народная песня» Ни один русский праздник, ни одни посиделки не обходились без красивых и мелодичных русских народных песен. Наш следующий конкурс посвящается русской народной песне. Задание для команд:1-ая команда должна начать петь песню, а 2-я команда должна эту песню продолжить. (Команды поют известные русские народные песни.)
3. «Щи да каша-пища наша. «Издавна русский народ славился своим гостеприимством и угощением. Сейчас командам предстоит найти названия традиционных русских блюд и рецепт их приготовления. (По 3 блюда на каждую команду)
4. «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам –урок! «Говоря о русской народной культуре нельзя не вспомнить о знакомых с детства русских народных сказках. Мы предлагаем вам шуточные вопросы по мотивам русских народных сказок. Но для начала дайте определение термину «сказка».
Сказка-повествовательное, народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных и фантастических сил. (Словарь С. И. Ожегова)
1) Назовите сказку, в которой нелицензированный напиток приводит к перерождению личности?
(«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».)
2) В какой сказке говорится о круговой поруке: ты-мне, а я-тебе? («Гуси-лебеди», «Петушок и бобовое зёрнышко»)
3) В какой сказке женитьба по расчёту превратилась в женитьбу по любви? («Царевна-лягушка».)
4) Назовите сказку, в которой описывается несанкционированный захват личной собственности? («Заюшкина избушка»)
5) В какой сказке семья фермера успешно закончила уборку урожая? («Репка»)
6) В какой сказке преступник похитил детей с целью получения пропитания? («Волк и семеро козлят»)
Таким образом, обычаи и праздники русского народа всегда отражали суть времени и образ жизни людей.
Закрепление пройденного материала
Воспитатель: Используя репродукции картин, определите, какие праздники на них запечатлены. Составьте из предложенных репродукций коллаж годового цикла русского народа.
Итог занятия
Воспитатель: С какими народными традициями и обрядами вы познакомились?
– Как исторические события влияют на культуру человеческого бытия?
– Что воспитывают в людях народные традиции?