Психологическая помощь родителям по профилактике аутодиструктивного поведения подростка
ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКА ЗАЧАСТУЮ БЫВАЕТ НЕПРЕДСКАЗУЕМЫМ
Прекрасными ориентирами в процессе воспитания для всех родителей могут служить народные пословицы
ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ
( период от 10 – 11 лет до 13 -14 лет ) является одним из самых сложных и ответственных в жизни ребенка и его родителей
1
Каждый родитель должен помнить: его жизнь, его поведение – это пример для ребенка. Хотите иметь хороших детей – будьте не только хорошими воспитателями.
Процесс воспитания нельзя пускать « на самотек». Дефекты воспитания будут сказываться во взрослой жизни сегодняшнего подростка.
Дочь идет материнской дорогой, сын - отцовской
Воспитанность ребенка – его счастье, невоспитанность – его же несчастье
Именно в атмосфере родительского дома закладываются цели и ценности ребенка, создается его мотивация на будущие достижения. Будет эта атмосфера трудолюбия – вырастет ребенок прекрасным тружеником. А будет эта атмосфера расслабленной ленивости – вырастет ребенок пассивным.
- целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью;
-неуемная жажда деятельности может смениться апатией;
-повышается самоуверенность, безаппеляционность в суждениях быстро сменяются ранимостью и неуверенность в себе;
- развязность в поведении порой сочетается с застенчивостью;
-романтические настроения нередко граничат с цинизмом, расчетливостью;
-нежность, ласковость бывают на фоне недетской жестокости;
-потребность в общении сменяется желанием уединиться.
Наиболее бурные эмоциональные реакции возникают при попытке кого-либо из окружающих ( родителей преджде всего) ущемить самолюбие подростка
ГЛАВНЫЕ ОШИБКИ РОДИТЕЛЕЙ
1)Стремление « задавить» ребенка своей властью и запретить всяческую самостоятельность
2)Выбор тактики « игры в молчанку» в ответ на нежелание подростка общаться с родителями по принципу « Ты мне ни чего не рассказываешь и Я с тобой разговаривать не буду!»
3)Чрезмерная легкомысленность и надежда на « авось», когда родители самоустраняются от воспитательных воздействий и процесс взросления ребенка пускается на « самотек»
КАКИЕ ВЫВОДЫ ИЗ ЭТОГО ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛИ?
Их задача – помочь подростку справиться с неизбежными физиологическими изменениями, вызванными процессом взросления организма.
Необходимо следить за тем, чтобы:
- подросток правильно питался;
- соблюдал режим дня ( сон не менее 10 часов в сутки);
- больше времени проводил на свежем воздухе;
- регулярно делал физические упражнения или начал заниматься спортом ( если этого не было прежде).
САМЫМ СИЛЬНЫМ ИЗМЕНЕНИЯМ ПОДВЕРГАЕТСЯ НЕРВНАЯ СИСТЕМА ПОДРОСТКА:
Под влиянием гормональных и физиологических изменений изменяются его эмоциональные и поведенческие реакции
- Резко повышается возбудимость и раздражительность;
-Возникает тревожность, агрессивность, снижение работоспособности;
- Наблюдается взрыв непослушания, грубость, конфликтность, немотивированное противостояние взрослым;
- Появляется негативизм по отношению к учителям, бравада своей независимостью;
-Отстаивая свои права, подросток ограждает многие сферы своей жизни от контроля родителей и часто идет на конфликты с ними;
-Эмоциональная неустойчивость приводит к резким колебаниям настроения
Дорогам свершений начало – порог отчего дома
Это возраст считается кризисным, поскольку происходят резкие качественные изменения, затрагивающие все стороны развития и жизни.
В организме ребенка происходят серьезные физиологические изменения:
Начинают вырабатываться новые гормоны, отвечающие за половую функцию организма; запускается процесс полового созревания.
Под воздействием новых гормонов происходят серьезные изменения в сердечнососудистой системе подростка; изменяются уровни артериального и венозного давления, ритм сердечных сокращений.
Влияние гормонов приводит к ослаблению иммунной системы, в результате чего подростки становятся более подверженными появлению различных хронических заболеваний.
Резко повышается интерес к своей внешности. Формируется новый образ физического « Я».
2
4
3
г. Семей
Декабрь 2014 год
7
6
Психологическая помощь родителям по профилактике аутодиструктивного поведения подростка
5
8 качеств ,
необходимых хорошему родителю
Совет 1. Будьте внимательны к изменениям в поведении ребенка. Вас должны насторожить резкие смены настроения, подавленность, проявление других несвойственных ему прежде реакций.
Совет 2.Тренируйте у вашего ребенка умение отказать. Жизнь показывает, что очень часто первым шагом в дурную компанию является неумение дать достойный отпор фразе: « А тебе слабо?»
Совет 3. Не впадайте в панику по поводу новой компании ребенка. Досконально разберитесь в ситуации.
Совет 4. Постарайтесь познакомиться с ребятами из новой компании вашего ребенка, чтобы иметь возможность составить личное и обьективное суждение об этой компании.
Совет 5. Несмотря на то,что вы не можете решать, с кем подростку общаться,но абсолютно в ваших силах поселить в его голову сомнения касательно правильности выбора круга друзей.
Совет 6. Покажите ребенку альтернативу деструктивному общению. Переключите его внимание на спорт или другие интересные занятияю
Совет 7. Приглашайте ребенка на совместные досуговые мероприятия – чаще ходите вместе с ними в кино и т.д.
Совет 8. Каждый родитель должен помнить,какие методы точно не работают:
-не нужно безапелляционно и категорически зарещать встречаться с друзьями;
-не нужно запирать подростка дома;
-не нужно применять физические методы наказания.
Совет 9. Занятия спортом – прекрасная альтернатива общению в неподходящей компании.
Совет 10. Не сдавайтесь, несмотря на постоянно возникающие трудности!
ЗАКОН ТРЕХ : « Д»
ДИАЛОГ,ДОВЕРИЕ, ДИСЦИПЛИНА
Каждый родитель – это настоящее Солнце во Вселенной, в которой живет его ребенок.
Вы видите – на рисунке каждый луч превращен в измерительную шкалу, на которой каждый из вас может поставить себе оценку: от нуля до 10 баллов.
Поставьте на каждом луче отметку (например, крестик) на той оценке, которая, как вы считаете, соответствует вашему воспитательному стилю. То есть: если вы считаете, что вашу внимательность надо оценить на «8» из «10» баллов, отметьте на луче цифру «8», если на «4» - отметьте цифру «4». И так далее.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Как уберечь своего ребенка от негативного влияния плохой компании?
- ДИАЛОГ – общение с подростком с учетом его точки зрения, его вкусовых пристрастий, интересов, устремлений.
-ДОВЕРИЕ– предоставление подростку самостоятельности в разумных пределах, приглашение к совместной деятельности.
- ДИСЦИПЛИНА– установление четких границ самостоятельности, совместная с подростком выработка новых, более гибких и взрослых правил поведения одновременно с указанием системы наказаний за несоблюдение этих правил.
Доступный для общения, гибкий и чуткий
10
8
6
4
2
2
4
6
8
10
2
4
6
8
10
2
4
6
8
10
10
8
6
4
2
Уважающий
Особенности
ребенка
Заботливый
ответственный
Справедливый
10
8
6
4
2
Понимающий
Потребности,
Способности,
Интересы ребенка
10
8
6
4
2
Хочет и умеет быть
Положительным примером
Внимательный
10
8
6
4
2
Родитель
Главные правила эффективного общения родителей с ребенком.
Правило 1: Займите правильную позицию.
Правило 2:Оглянитесь в свое собственное подростковое прошлое – ваши воспоминания могут стать вам хорошим помощником в понимании вашего ребенка, его поступков, переживаний.
Правило 3:Доверяйте своему ребенку.
Правило 4:Всегда будьте готовы к общению с ребенком.
Правило 5:Уважайте личное пространство подростка.
Правило 6: Не скупитесь на похвалы.
Правило 7:Воспитывайте подростка своим примером.
Правило 8:Не предъявляйте к подростку слишком много претензий
Правило 9:Будьте справедливы
Правило 10:Указывайте подростку на совершаемые им ошибки.
Правило 11:Научите подростка ценить деньги
Правило 12:Постепенно учите ребенка самого справляться со своими трудностями.