План урока литературы в 11 классе «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей» (Б.Л.Пастернак)
План урока литературы в 11 классе «Я весь мир заставил плакать над красой земли моей» (Б.Л.Пастернак)
Цели урока: показать истоки становления Пастернака как поэта, раскрыть своеобразие его личности, его философской концепции, основные мотивы его творчества;
анализируя пастернаковскую поэтику, формировать у учащихся представление о синтетичности видов искусства (литература и музыка);
воспитывать у учащихся способность сопереживать, такие моральные качества, как благородство, патриотизм, независимость.
На уроке может использоваться презентация с фотопортретами Б.Л.Пастернака, его родителей, А.Н.Скрябина, фотографиями училища живописи и ваяния.
По ходу урока звучат музыкальные отрывки из произведений А.Н.Скрябина, И.С.Баха, И.Брамса, А.Струмского, М.Огинского, Ф.Шопена во время чтения стихотворений Пастернака заранее подготовленными учениками. Также отдельные учащиеся реализуют краткие сообщения по моментам биографии поэта.
Музыка в жизни Б.Л.Пастернака играла определяющую роль. В доме будущего поэта всегда звучала музыка, так как мать поэта – известная пианистка Розалия Кауфман. Сам Пастернак обожал музыку, особенно произведения А.Н.Скрябина. Они были знакомы, именно звуки музыки Скрябина разбудили в душе Пастернака мечту стать композитором. Скрябин же и почувствовал в музыкальных способностях юноши нечто большее. Сделав выбор в пользу поэзии, Пастернак никогда не забывал о музыке: сколько стихотворений навеяно ею, в скольких упомянуты её творцы.
На уроке звучат отдельные стихотворения Пастернака, два из них – «Годами когда-нибудь в зале концертной...» и «Во всём мне хочется дойти до самой сути» - анализируются (анализ стихотворений прилагается).
Стихотворение «Годами когда-нибудь в зале концертной» как нельзя лучше отображает музыкальную структуру творений Пастернака, его способность тонко чувствовать окружающий мир.
Стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути» по праву можно считать литературным кредо поэта. В этом стихотворении обосновывается концепция пастернаковского понимания сути настоящего поэта: не просто талантливо выражать свои мысли, а уметь чувствовать малейшие изменения в окружающем мире и поведать об этом другим, заставить сопереживать, что роднит поэзию именно с музыкой.
Ход урока
I Завязка урока.
Слово учителя (под финал 4 сонаты А.Н.Скрябина)
Когда-то Марина Ивановна Цветаева в споре воскликнула: «Где человек, до конца понявший Пастернака?» И сама же пояснила: «Пастернак – это тайность, иносказание, шифр. Пастернака долго читать невозможно и невыносимо без напряжения (мозгового и глазного), как когда смотришь в чрезмерно острые стёкла не по глазу».
Это небольшое предупреждение для нас, потому что мы отправляемся странствовать по морю, название которого Б.Л.Пастернак
II Сообщение ученика о семье, в которой родился будущий поэт с комментариями учителя о творческих исканиях юного Пастернака (музыка, философия и всё же поэзия) (под музыку «Великого славословия» А.Струмского)
III Чтение стихотворения «Годами когда-нибудь в зале концертной» (под музыку второго концерта для фортепиано И.Брамса) и его анализ
IV Сообщение ученика о женщинах в жизни Пастернака (Евгения Владимировна Лурье, Зинаида Николаевна Нейгауз, Ольга Ивинская) с комментариями учителя
V Чтение стихотворения «Любить иных – тяжёлый крест» (под музыку М.Огинского «Полонез»)
- Что вкладывает Пастернак в понятие «любить»?
(«Любить» значит видеть счастливым любимого человека, порой даже в ущерб собственным чувствам)
VI Сообщение ученика о тяжёлых для Пастернака 30- годах 20 века с комментариями учителя (поэт полностью порывает с официальной литературной средой)
VII Чтение стихотворения «Быть знаменитым некрасиво» (под музыку 4 сонаты А.Н.Скрябина)
- Как в этом стихотворении выразились воззрения Пастернака на место истинного художника в обществе?
(Истинный художник не тот, который работает «по заказу», ради популярности, а тот, который отдаёт всего себя творческому процессу, трудится с самоотдачей)
VIII Слово учителя. Литературным кредо поэта по праву можно считать его стихотворение «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
IX Чтение стихотворения «Во всём мне хочется дойти до самой сути» учителем (под музыку Ф.Шопена «Вальс дождя») и его анализ
X Сообщение ученика о присуждении Б.Л.Пастернаку Нобелевской премии в области литературы
XI Чтение стихотворения «Нобелевская премия» (под музыку хоральной прелюдии фа-минор И-С.Баха)
XII Сообщение ученика о последних годах жизни Б.Л.Пастернака
XIII Итог урока. Слово учителя – чтение отрывка из поэмы Е.Евтушенко «Братская ГЭС», посвящённого Б.Пастернаку (под музыку – финал 4 сонаты А.Н.Скрябина):
Поэт в России – больше чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться лишь тем,
В ком бродит гордый дух гражданства,
Кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней – образ века своего
И будущего призрачный прообраз.
Поэт подводит, не впадая в робость,
Итог всему, что было до него.
Сумею ли? Культуры не хватает
Нахватанность пророчеств не сулит
Но дух России надо мной витает
И дерзновенно пробовать велит.
И, на колени тихо становясь,
Готовый и для смерти и победы,
Прошу смиренно помощи у вас,
Великие российские поэты
Дай, Пастернак, смещенье дней,
Смущенье веток,
Сращенье запахов, теней
С мученьем века,
Чтоб слово, садом бормоча,
Цвело и зрело,
Чтобы вовек твоя свеча
Во мне горела
- Эти слова Евгения Евтушенко очень точно выражают сущность Бориса Пастернака – поэта и гражданина. Далеко не каждому, кто наделён способностью жить в гармонии с окружающим миром, удаётся поведать об этом другим, создавая по-настоящему волнующие картины, музыкальные произведения или же стихи. Пастернаку это удалось, он поистине «весь мир заставил плакать над красой земли» своей.
И я надеюсь, что наш сегодняшний урок станет мостиком на пути творений этого замечательного поэта к вашим сердцам
Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Годами когда-нибудь в зале концертной»
Годами когда-нибудь в зале концертной
Мне Брамса сыграют,- тоской изойду.
Я вздрогну, и вспомню союз шестисердный,
Прогулки, купанье и клумбу в саду.
Художницы робкой, как сон, крутолобость,
С беззлобной улыбкой, улыбкой взахлёб,
Улыбкой, огромной и светлой, как глобус,
Художницы облик, улыбку и лоб.
Мне Брамса сыграют,- я вздрогну, я сдамся,
Я вспомню покупку припасов и круп,
Ступеньки террасы и комнат убранство,
И брата, и сына, и клумбу, и дуб.
Художница пачкала красками траву,
Роняла палитру, совала в халат
Набор рисовальный и пачки отравы,
Что «басмой» зовутся и астму сулят.
Мне Брамса сыграют,- я сдамся, я вспомню
Упрямую заросль, и кровлю, и вход,
Балкон полутёмный и комнат питомник,
Улыбку, и облик, и брови, и рот.
И сразу же буду слезами увлажен
И вымокну раньше, чем выплачусь я.
Горючая давность ударит из скважин,
Околицы, лица, друзья и семья.
И станут кружком на лужке интермеццо,
Руками, как дерево, песнь охватив,
Как тени, вертеться четыре семейства
Под чистый, как детство, немецкий мотив.
1956 год
- Какова тема стихотворения?
(Что в жизни является источником счастья, что приносит радость?)
- Какую роль играла музыка в жизни Пастернака?
(Определяющую роль; Пастернак обожал музыку, имел музыкальное образование)
- Музыкальная структура этого стихотворения определяет его своеобразие, напоминающее жанр музыкального рондо. Что представляет собой рондо? (Обращение к словарю)
(Рондо- полифоническая форма, основанная на чередовании неизменной темы – рефрена и различных эпизодов)
- Подтвердите текстом
(«Мне Брамса сыграют – тоской изойду» (1 строфа)
«Мне Брамса сыграют – я вздрогну, я сдамся» (3 строфа)
«Мне Брамса сыграют – я сдамся, я вспомню..» (5 строфа))
(Исторический комментарий: Иоганнес Брамс (1833-1897) – немецкий композитор и пианист, один из главных представителей периода романтизма)
- Почему к этому жанру обратился Пастернак?
(Рефрен отсылает читателя к главному источнику воспоминаний – музыке Брамса)
- О каком «шестисердном союзе» идёт речь?
(Комментарий учителя: Асмусы и Нейгаузы решили провести лето в Ирпене, дачной местности в 23 км. от Киева. Туда же поехали семьи Бориса и Александра Леонидовичей Пастернаков. Так образовался «шестисердный союз», инициатором которого была Ирина Сергеевна Асмус. Реке Ирпень поэтичность сообщали стихи Пастернака, а также чудесная игра Генриха Нейгауза, который много исполнял из Баха, Бетховена и Брамса. Замечательные этюды были этим летом у художницы Евгении Владимировны Лурье, жены поэта)
- Какие предметы, события, лица создают ощущение полноты счастья, жизни?
(«прогулки, купанье и клумбу в саду..», «ступеньки террасы и комнат убранство», «И брата, и сына, и клумбу, и дуб», звуки музыки Брамса)
- Проанализируйте фигуры речи и тропы, какова их роль в стихотворении?
(Эпитеты: «беззлобная улыбка», «огромная и светлая» улыбка, «упрямая заросль», «горючая давность», «чистый» мотив. Обилие сравнений: «крутолобость», «как сон»; улыбка, «как глобус»; «Руками, как дерево, песнь охватив», вертеться, «как тени», чистый, «как детство». Метафоры: «тоской изойду», «улыбкой взахлёб», «буду слезами увлажен», «горючая давность ударит из скважин»)
(Подчёркивают ощущения полноты счастья и гармонии)
- Какова роль многосоюзия?
(Полноводие нахлынувших воспоминаний, выполняют функцию градации.)
- Каково состояние лирического героя стихотворения?
(Бесконечно счастлив)
-Какова роль звукописи?
(Аллитерация на ч,ц,ж в последнем четверостишии создаёт эффект прозрачной чистоты дружеских чувств, наивной детской веры в бесконечность счастья)
-Определите размер стихотворения.
(Амфибрахий)
- Как бы вы определили идею стихотворения?
(В жизни необходимо дорожить каждым мгновением, уметь видеть прекрасное в обыденных вещах; именно музыка способна пробудить в душе человека лучшие воспоминания, счастливые мгновения жизни)
- Как вы воспринимаете эту мысль поэта? (Обсуждение)
Анализ стихотворения Б.Л.Пастернака «Во всём мне хочется дойти до самой сути»
Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
Всё время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.
О, если бы я только мог
Хотя отчасти,
Я написал бы восемь строк
О свойствах страсти.
О беззаконьях, о грехах,
Бегах, погонях,
Нечаянностях впопыхах,
Локтях, ладонях.
Я вывел бы её закон,
Её начало,
И повторял её имён
Инициалы.
Я б разбивал стихи, как сад,
Всей дрожью жилок.
Цвели бы липы в них подряд,
Гуськом, в затылок.
В стихи б я внёс дыханье роз,
Дыханье мяты,
Луга, осоку, сенокос,
Грозы раскаты.
Так некогда Шопен вложил
Живое чудо
Фольварков, парков, рощ, могил
В свои этюды.
Достигнутого торжества
Игра и мука –
Натянутая тетива
Тугого лука.
1956 год
- Какова тема стихотворения?
(Это философское стихотворение Пастернака: роль поэта в современном обществе)
- Пастернак никогда не чувствовал себя непревзойдённым пейзажным лириком, тем не менее в стихотворении он обращается к тайнам природы, с какой целью?
(Переменчивая, непредсказуемая природа волнует автора; природа и поэзия неразрывны, природа вдохновляет поэта на творчество своей неповторимой красотой)
- В связи с чем Пастернак упоминает имя Ф.Шопена?
(Автор хотел бы в поэзии стать Шопеном, который с помощью музыки умел передавать в своих этюдах «живое чудо фольварков, парков, рощ, могил»)
- Определите размер стихотворения
(Ямб)
- Обратимся к изобразительно-выразительным средствам стихотворения, поскольку именно они помогают автору выразить основную мысль
- Какой поэтический приём использует автор в первых трёх строфах стихотворения?
(Градация)
- Какова её роль?
(Акцент на значении постижения сути, глубины явлений жизни – смысл существования поэта)
- Что подразумевает поэт под «свойствами страсти»?
(Чувства, желание автора понять «закон», «начало» прекрасного и неповторимого)
- Какие приёмы использованы в 7-й строфе, какова их роль?
( Сравнение – поэзия «как сад», где цветут липы – стихи; метафора «дрожь жилок» - напряжённая работа поэта)
- Какова роль оксюморона «живое чудомогил»?
(поэзия так же, как и музыка, способна воскресить, возродить к жизни)
- Какое настроение возникает в конце стихотворения?
(Напряжённое, беспокойное)
- Какие средства показывают это напряжение?
(Назывные предложения, контекстные синонимы – «игра и мука», «натянутая тетива тугого лука» - символы напряжения, беспокойства)
- Какова роль последней строфы в определении идеи стихотворения?
(В строфе типичное противопоставление «поэта и толпы»; истинный поэт всегда испытывает муки творчества, беспокоится о будущем своих творений)
- В чём Пастернак видит предназначение поэта?
(«..дойти до самой сути» законов жизни)
- Как автор оценивает своё творчество?
(Творчество для Пастернака – это судьба, муки творчества даруют радость, удовлетворение; поэт стремится к совершенству, скромно полагая, что он его ещё не достиг: «Ох, если бы я только мог
Хотя отчасти»)
- Можно ли соотнести роль поэта и его поэзии с ролью музыканта и его произведений?
(Конечно, по Пастернаку, задача поэта сродни задаче музыканта: тонко чувствовать окружающий мир и суметь выразить эти чувства так, чтобы быть понятым слушателями и читателями)
- Какое впечатление произвело на вас это стихотворение? (Обсуждение)
15