Рабочая программа по факультативному курсу Твоя профессиональная карьера (9 класс)
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 34 имени
Амелина Станислава Александровича»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по факультативному курсу
«Твоя профессиональная карьера»
8 класс
Автор-составитель: Киселёва Екатерина Николаевна,
учитель технологии, педагог-психолог,
высшая квалификационная категория, МБОУ «СОШ №34»
Кемерово, 2015
Содержание
Пояснительная записка 3
Общая характеристика курса 5
Содержание курса 10
Тематическое планирование. 8 класс 17
Список рекомендованной литературы педагогу 19
Список рекомендованной литературы обучающимся 21
Планируемые результаты изучения курса 22
Перечень ключевых слов 23
Пояснительная записка
С изменением экономической, социально-политической и культурной ситуации в Российской Федерации необходимо новое понимание содержания и методов профессиональной ориентации обучающихся. В государственной программе РФ «Развитие образования» на 2013-2020 гг. определена миссия образования – реализация каждым гражданином своего позитивного социального, культурного, экономического потенциала.
Огромную важность в непрерывном образовании личности приобретают вопросы подготовки подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве.
В настоящее время к числу наиболее актуальных вопросов образования относятся ориентация образовательного процесса на самоценность и творческий потенциал личности ученика, его индивидуальные возможности, способности, интересы.
В связи с этим большое значение приобрела проблема развития человека и его внутренних ресурсов, познание его сущности, реальных возможностей и перспектив.
Причины введения программы факультативного курса «Твоя профессиональная карьера» заключаются в существующих противоречиях образовательного процесса:
- между системой обучения и базовыми потребностями обучающихся (к развитию, взрослению и самореализации);
- между необходимостью формирования и развития универсальных учебных действий, психологической компетентности и социальной зрелости обучающихся и недостаточным количеством часов, отведённых на изучение данного курса.
Необходимость введения программы факультативного курса «Твоя профессиональная карьера» обусловлена требованиями («Конституция РФ», ФЗ «Об образовании в РФ», Приказы Минобрнауки РФ, Департамента образования и науки Кемеровской области и др. локальные акты) и связана с реализаций новых требований, предъявляемых сегодня федеральными образовательными стандартами к личности ученика.
Необходимость профориентации определяется в федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования нового поколения, где отмечается, что школьники должны ориентироваться в мире профессий, понимать значение профессиональной деятельности в интересах устойчивого развития общества и природы. На современном рынке труда востребована личность самостоятельная и инициативная, легко адаптирующаяся к изменяющимся условиям, готовая и способная к саморазвитию и самоопределению. Такие качества личности, возможно, развить только в результате активного использования новых технологий развития личности.
Актуальность изучения программы курса «Твоя профессиональная карьера» возрастает в связи со смещением акцента в обучении с передачи знаний на создание психолого-педагогических условий к самостоятельному и осознанному самопознанию, самовоспитанию, самоопределению, самообразованию и саморазвитию личности.
Программа факультативного курса «Твоя профессиональная карьера» ориентирована на обучающихся 8 классов, а также может быть использована в 9 классах.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 часов в учебный год). Работа предусматривает деление класса на подгруппы.
Общая характеристика программы факультативного курса «Твоя профессиональная карьера»
Рабочая программа факультативного курса «Твоя профессиональная карьера» разработана на основе государственных программ: «Твоя профессиональная карьера», «Человек. Труд. Профессия» С.Н. Чистяковой. Кроме этого применялся материал социально-психологических тренингов: "Познавая себя и окружающих" М. Ю. Савченко и «Тренинг уверенности в себе» А. М. Прихожан.
Самоопределение есть процесс и результат выбора личностью собственной позиции в жизни, обществе, культуре. С одной стороны, оно выступает как динамичное явление, как процесс, как деятельностный акт или система данных актов. Но в то же время самоопределение характеризует статичное, стабильное состояние субъекта (результат выбора), связанное с осознанием личностью своего места в мире и жизни, обретения устойчивой системы ценностей и смыслов.
Профессиональное самоопределение начинается с момента зарождения у человека потребности в выборе профессиональной деятельности. В психологическом плане профессиональное самоопределение означает, что человек осознает, что он хочет (цели, жизненные планы, идеалы), что он есть (свои личностные и физические свойства), что он может (свои возможности, склонности, дарования), что от него хочет или ждет коллектив, общество, субъект, готовый функционировать в системе общественных отношений.
Цель: способствовать успешному продвижению личности школьника в любой деятельности, активизации его творческого потенциала, формированию потребности к самопознанию, самостоятельному и осознанному профессиональному и жизненному самоопределению, самовоспитанию, и саморазвитию.
Задачи:
повышение уровня психологической компетентности учащихся,
формирование у них положительного самовосприятия и чувства своей изначальной ценности как индивидуальности, ценности своей жизни и других,
приобретение ответственности за свои мысли, поступки и своё здоровье,
формирование навыков равноправного общения, культуры эмоциональной экспрессии, предотвращения и разрешения межличностных конфликтов,
развитие готовности свободно, самостоятельно и осознанно выбирать тот или иной вариант своего будущего,
укрепление адаптивности и стрессоустойчивости,
приобретение навыков мобилизации и самоорганизации,
обретение оптимизма в отношении к реальности,
формирование потребности к труду и самореализации в будущей профессиональной деятельности с учётом времени.
Понимание себя, поиск и нахождение своего места в сегодняшней жизни делают реальным и осмысленным поиск своего будущего - необходимое условие гармоничной, успешной и здоровой жизни, карьеры. Карьера – внутреннее ощущение самореализации, успешное продвижение в какой-либо сфере деятельности, достижение признания людей.
Программа курса «Твоя профессиональная карьера» кажется нам важной и своевременной в старшем подростковом и раннем юношеском возрасте. Этот возраст отличается ростом самосознания, возрастанием интереса к собственному «я» и обращённостью в будущее. «Образ «я» служит ядром, на котором формируются ведущие мотивы личности, в том числе и мотив профессионального выбора. Осознание человеком не только цели, но и реальности её осуществление рассматривается как перспектива личности. В жизненных целях личности выражена «концепция собственного будущего». Учёт этих особенностей является принципиально важным в плане организации занятий по профессиональному и жизненному самоопределению. Занятия помогают старшекласснику понять возможности самостоятельного влияния на собственное будущее и продвинуться ему в плане своего личностного развития.
В результате усвоения материала курса «Твоя профессиональная карьера» обучающиеся приходят к изменению своих ценностных ориентаций, получают возможность приблизиться к пониманию уникальности внутреннего мира человека и неразрывной связи с внешним миром, другими людьми и человечеством в целом, моделируют свое будущее, принимают решения, выбирают профессию, пути получения профессии сознательно и ответственно.
Особенность программы факультативного курса «Твоя профессиональная карьера» состоит в том, что занятия проходят в форме урока. Однако занятия не являются традиционными уроками, так как проходят в непринужденной для детей атмосфере за счет использования групповых и интерактивных методов обучения, активизирующих методик. Каждое занятие логически вытекает из предыдущего. Создание климата доверия, уважения определяется особой формой проведения занятий, при которой педагог (психолог), не противопоставляет себя группе, а выступает одним из участников групповой работы, и при этом также обучается и развивается.
Исходя из принципов современного образования, реализация программы ориентирована на новые подходы к организации общения, сотрудничества на уроке. Используются активные и интерактивные формы учебного сотрудничества: «учитель-ученик», парная и групповая работа, что в свою очередь так же влияет на формирование УУД.
Важным условием реализации целей и задач курса является его диалогичность обучения, что исключает критические оценки, требует от ведущего навыков активного слушания, гибкости и творческого подхода при встрече с различными мнениями и высказываниями. Учитель психологии должен, во-первых, учить жить в системе человеческих отношений, во-вторых, организовывать в процессе занятий психологическую помощь ученику таким образом, чтобы тот сам мог влиять на процесс развития своей личности по мере усвоения структуры знаний. Он должен понять, как решать его проблему ему самому, а не как бы вы решили эту проблему, будучи на его месте. Учитель показывает методы освоения человеческой культуры, с помощью которых можно найти то или иное знание, классифицировать при первом приближении проблемы, возникающие в человеческом общении. Если учитель будет не простым транслятором знаний, а организатором совместного поиска, аудитория будет воспринимать учебную деятельность на занятиях как естественную часть жизнедеятельности. Тогда обучение становится не насилием над личностью, а ответом на вопросы, которые ставит перед нею жизнь, и, следовательно, жизненной потребностью. Общение со сверстниками в учебной ситуации становится средством тренировки общеинтеллектуальных умений и навыков.
Эффект реализации программы факультативного курса в значительной степени зависит от доброжелательной творческой атмосферы, от чуткости и внимательности педагога-психолога к тем групповым процессам и личностным изменениям, которые неизбежно возникнут в процессе занятий. Общение становится не просто способом проведения досуга, но и средством самовыражения, установления новых человеческих контактов и углубления старых. Занятия объединены одной идеей и не подлежат вычленению из общей структуры программы. Последовательность занятий составлена с учетом их постепенного усложнения, как с организационной, так и с практической стороны.
В программе учитывается взаимосвязь репродуктивной и проблемной формы обучения, коллективной и самостоятельной работы. Особый акцент в программе сделан на использование технологий развития личности, что является очевидным признаком соответствия современным требованиям к организации учебного процесса. Программа ориентирована на применение широкого комплекса приёмов и методов системно-деятельностного подхода (использование совокупности методов обучения, использование которых позволяет обучающемуся не получать знания в готовом виде, а добывать их в процессе собственной учебно-познавательной деятельности). С этой целью в содержание программы включены: тренинговые и семинарские занятия, диагностические и психотехнические упражнения, проективные методики, приемы ролевых и деловых игр, интерактивных и групповых методов обучения, рефлексивный и мотивационный диалоги, работа с направленным воображением, работа в малых группах, дискуссия, мозговой штурм, мини-сочинения, групповое консультирование, нетрадиционные виды домашних заданий: моделирование и проектирование желаемого поведения в конкретных жизненных ситуациях; творческие проекты – самоотчёты. Это создает условия для развития коммуникативных способностей и формирования устойчивой положительной самооценки и конструктивного общения, которые составляют базу для полноценного и успешного развития личности.
Программа факультативного курса «Твоя профессиональная карьера» входит в число дисциплин, включенных в учебный план образовательной организации.
Изучение данного предмета тесно связано с такими дисциплинами, как общая психология, «Секреты позитивного общения», обществознание.
Программа курса «Твоя профессиональная карьера» ориентирована на обучающихся 8 классов.
Занятия проводятся 1 раз в неделю (35 часов учебный год). Работа предусматривает деление класса на подгруппы.
Содержание факультативного курса
«Твоя профессиональная карьера» (35 часов)
1. Вводное занятие – 1 час
Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий. Формирование позиции взаимодействия на занятиях. Смена позиции обучаемого на позицию участника процесса познания и научения. Описание области коллективной работы группы. Актуализация собственных проблем учащихся.
Практическая работа. «Актуализация проблем учащихся».
2. Тайны человеческой психики – 1 час
Общее представление о психологии как науке. Происхождение, современное состояние и значение психологии. Научные открытия и сенсации в наши дни. Мозг и психика. Сознание как высшая ступень развития психики. Сознание и подсознание. Состояния сознания. Действие психологических защитных механизмов.
Практическая работа. Составление словаря психологических терминов. «Древо» психологической науки». Диагностическая процедура. «Мыслитель — художник». Домашнее задание. Проективный рисунок «Дом – дерево - человек».
3. Возможности познания внутреннего мира человека – 2 часа
Понятие личности. Сложность структуры личности человека. Многообразие личностных особенностей. Развитие личности. Деятельность как способ существования и выражения «Я» человека.
Методы изучения личности. Методы рефлексии. Самонаблюдение и самоанализ. Возможность и необходимость самопознания.
Практическая работа. «Древо» психологических качеств личности». Диагностическая процедура. «Хороший ли я психолог?». Развивающая процедура. «Отработка навыков рефлексии (в парах)».
4. Представление о себе и проблема жизненного самоопределения – 2 часа
Уникальность личности каждого человека. «Образ «Я» как система представлений о себе (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой). Образ человека и образ жизни. Образ «Я» и секреты уверенности в себе. Реальное и идеальное «Я». Влияние представлений о себе на правильный выбор своего жизненного пути. Способы осознания и осмысления внутреннего мира личности. Способность выстраивать судьбу. Черты, необходимые для управления своей судьбой. Цели самосовершенствования. Формирование вкуса к жизни в процессе целостного его восприятия. Понятие о гармоничном развитии личности. Сила базовых стремлений личности и характер их реализации.
Диагностические процедуры. Методика «Кто Я?». Шкала самооценки «Далеко ли мне до идеала?». Проективная методика «Я глазами других». Тест на уверенность. Развивающие процедуры. «Любите ли Вы все свои «Я». «Произвольное самоописание». Домашнее задание. Проективные рисунки: «Несуществующее животное», «Автопортрет».
5. Мотивы и потребности человека –1 час
Мотивы и потребности человека как условие активности личности. Виды мотивов. Борьба мотивов. Техника удовлетворения потребностей. Индивидуальные интересы. Склонности. Профессиональные намерения.
Диагностические процедуры. «Мотивация достижения». «Особенности мотивационной сферы». «Доминирующий инстинкт».
6. Свойства нервной системы, темперамент и характер в профессиональной деятельности – 3 часа
Общее представление о нервной системе и её свойствах (сила, подвижность, уравновешенность). Возможность компенсации свойств нервной системы за счёт выработки индивидуального стиля деятельности. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика типов темперамента. Особенности проявления темперамента в учебной и профессиональной деятельности. Высшие и низшие качества человека. Культура поведения. Акцентуации характера.
Диагностические процедуры. Теппинг - тест. Проба Ланчиса (самооценка подвижности - инертности нервных процессов). Самооценка уравновешенности нервных процессов. Опросник Айзенка. Тест Вершининой «СНС глазами других». Тест «Мыслитель - Собеседник — Практик». Развивающая процедура. Тренировка подвижности нервных процессов. Практическая работа. Анализ особенностей поведения людей, имеющих разные типы темперамента, в конкретных ситуациях.
7. Способности личности – 1 час
Общие и специальные способности. Мастерство. Талант. Гениальность.
Диагностические процедуры. «Знание». Самооценка способностей. Развивающая процедура. «Поручения по прямоугольникам».
8. Эмоциональные состояния и волевые качества личности – 3 часа.
Эмоции и чувства. Основные формы эмоциональных переживаний (настроение, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния). Особенности восприятия и выражения эмоций. Осознание и вербализация чувств. Новое мышление об эмоциях. Негативное влияние подавления эмоций на личность и здоровье человека.
«Человек привычки». «Человек воли». «Человек нравственный». Слабоволие как реакция на эмоциональные барьеры. Слабоволие как реакция на внутренний конфликт. Слабоволие, проявляющееся в упрямстве. Слабоволие как реакция на кризис в жизни. Специфика волевого поведения (отличие от импульсивного и зависимого). Условия развития воли. Культура чувств и эмоций. Роль воли в процессе принятия решений, умения сказать «нет».
Диагностические процедуры. Самооценка личностной и ситуативной тревожности (Ч.Д. Спилбергер, Ю.Л. Ханин). Анкета «Какая у меня воля?». Опросник на определение уровня самоорганизации. Развивающая процедура. Ознакомление с простейшими приёмами психической саморегуляции. Упражнение на целенаправленное моделирование эмоций. Упражнения по воспитанию воли. Психотехническое упражнение. «Зеркало». Практическая работа (д/з.). Самонаблюдение за динамикой настроения.
9. Ведущие отношения и направленность личности – 1 час
Отношение к деятельности (удовлетворённость учёбой, трудом, местом работы). Отношение к другому человеку как ценности. Отношение к самому себе (удовлетворённость жизнью). Отношение к предметному миру, природе. Красота в жизни человека как отдых, духовная работа, как наслаждение жизнью.
Диагностические процедуры. Анкета «Определение направленности личности». «Самооценка уровня притязаний».
10. Здоровье и жизненное самоопределение –3 часа
Характеристика и критерии психического здоровья. Факторы, расточающие здоровье: страх, обиды, раздражение, зависть, курение, алкоголизм, наркомания и т.д. Вредные привычки. Мотивы злоупотребления алкоголем, курением, наркотиками. Признаки зависимости. «Роли выживания». Механизмы компенсации. Актуализация внутренних ресурсов. Самоуправление и психическое здоровье. Биоритмы, возраст и здоровье. Психологические факторы долголетия. Духовность и здоровье. Соотношение материального и духовного как средства и содержания жизни. Качество мыслей - залог здоровья. Факторы, способствующие здоровью: труд, радость, красота, любовь, стремление к возвышенному. Духовная деятельность как особый вид деятельности по осмыслению своей жизни. Выдающиеся люди как пример высочайших духовных достижений человека.
Диагностические процедуры. «Измерение здоровья». Оценка работоспособности. Диагностика стресса. Методика «Алкогольная зависимость» (незаконченные предложения). Развивающие процедуры. Мозговой штурм «Зачем люди употребляют наркотики?». Психогимнастика ума. Гимнастика для глаз. Упражнение «Чувства». Утверждения, направленные на угасание тенденции к саморазрушению. Упражнения «Тренировка здорового мышления». «Свет нашего сердца». «Рост».
11. Человек среди людей – 4 часа
Виды общения. Барьеры общения. Стили и техники общения. Межличностное взаимодействие. Лидерство. Совместимость. Сотрудничество. Принятие групповых решений. Конфликты. Пути разрешения конфликтных ситуаций. Достоинство: проявление и развитие. Способы психологической самозащиты от посяганий на достоинство человека. Духовность и общение. Культура взаимоотношений. Роль «другого» в жизни человека.
Диагностические процедуры. «Потребность в общении». «КОС». «Эмпатия». «Томас». «Родитель – взрослый — дитя». Развивающие процедуры. «Интервью». «Созвучие». Диалог «Поведение в конфликтной ситуации». «Продолжи искренне». «Искажение информации». Упражнения на позитивное отстаивание своих взглядов. Правила обратной связи в общении. «Круг любви».
12. Человек в новых социально- экономических условиях - 4 часа
Проблемы современного общества. Пути выхода из кризиса. Развитие и самосовершенствование духовных сил. Развитие стремления совершенствовать жизнь в окружающей среде для себя и для других. Заботы и мысли об улучшении условий жизни на Земле. Активная роль личности при выборе своего жизненного пути. Отношение к труду. Подготовка к труду, адаптация внутренних условий и внутренних средств деятельности. Социально - психологический портрет современного профессионала. Предприимчивость. Интеллектуальность. Ответственность. Надёжность. Самостоятельность. Инициативность. Социально - профессиональная мобильность. Целеустремлённость в преодолении жизненных сложностей. Креативность. Штрихи к портрету счастливого человека. Диагностическая процедура. Тест «Решительны ли Вы?». Развивающая процедура. «Мир, в котором безопасно жить». Д/з. Сочинение «Штрихи к портрету современного человека».
13. Культура жизненного самоопределения – 1 час
Типичные ошибки и сложности при выборе профессии. Основные признаки профессий на современном этапе. Самостоятельный и осознанный выбор жизненного пути – стратегия успеха. Идеальная формула самоопределения: «Хочу» - склонности, желания, интересы, мотивы, потребности. «Могу» - человеческие возможности, способности, здоровье. «Надо»- потребности общества, других людей, рынка труда в кадрах.
14. Противоречия, кризисы как факторы развития личности – 1 час
Критические жизненные ситуации: стресс, конфликт, кризис. Жизненный цикл и возрастные кризисы. Возможность позитивных изменений, переосмысления своей жизни, начала нового пути.
Развивающие процедуры. «Минное поле (осознание внутренних проблем и внешних трудностей)», «Оптимисты и скептики», «Стратегии действий», «Мои союзники», «Программа саморазвития - 2015 год».
15. Резервы психики – 2 часа
Реальность и возможности. Человек как стратег жизни в отношении к прошлому, настоящему, будущему. Безграничность познания. Творческое отношение к собственной жизни. Бесконечность стремлений человечества к совершенству жизни. Резервы в развитии, в деятельности. Приёмы активизации резервов. Самовоспитание как «расширение» сознания.
Диагностические процедуры. Тест на психологическую зрелость. «Определение творческого возраста». Развивающие процедуры. «Рост». «Кристалл успеха». «Инвентаризация». «Достижение благополучия». Практическая работа. Дополнение к «Древу» возможностей.
16. Жизненное предназначение и планирование – 5 часов
Осознание целей, способностей, возможностей, своих жизненных принципов, ценностей, средств самовоспитания. Ответственность человека за свою жизнь перед самим собой. Цель и мечта. Профессиональный идеал. Психологическое обеспечение надёжности профессиональной деятельности. Слагаемые профессионально-личностного роста. Условия личностной самореализации. Программа саморазвития и пути её реализации.
Диагностические процедуры. «Наши планы». «Мои ресурсы». Практическая работа. Составление индивидуальной программы самосовершенствования. Творческий проект - самоотчёт «Планирование карьеры». Д/з. «Карта жизни, карьеры». «Пути самовоспитания». Развивающие процедуры. «Жизненный путь». «Групповая консультация».
Тематический план программы факультативного курса
«Твоя профессиональная карьера». 8 класс
№ Наименование разделов и тем Количество часов
всего теория практика
1 Вводное занятие. Задачи курса. Специфика занятий. Правила работы. 1 1 2 Тайны человеческой психики 1 1 3 Возможности познания внутреннего мира человека. Рефлексия 2 1 1
4 Представление о себе и проблема жизненного самоопределения 2 2 5 Мотивы и потребности человека 1 1 6 Свойства нервной системы, темперамент и характер в профессиональной деятельности 3 2 1
7 Практикум. Способности личности 1 1
8 Эмоциональные и волевые качества личности 2 1 1
9 Ведущие отношения и направленность личности 2 1 1
10 Здоровье и жизненное самоопределение 3 2 1
11 Человек среди людей 3 2 1
12 Человек в новых социально- экономических условиях 3 2 1
13 Культура жизненного самоопределения 2 1 1
14 Противоречия и кризисы как факторы развития личности 1 1 15 Резервы психики. Инвентаризация достижений. 2 1 1
16 Жизненное предназначение и планирование карьеры 4 2 2
17 Профконсультационные услуги 2 1 1
Итого 35 22 13
Список литературы, используемый педагогом при составлении программы и организации учебного процесса
Гаджиева, Н.М. Никитина, Н.Н. Кислинская, Н.В. Основы самосовершенствования. Культура жизненного самоопределения /Н.М. Гаджиева, Н.Н. Никитина, Н.В. Кислинская. - Екатеринбург, 1998. С. 6-10, 12-15.
Гарбузов, В.И. Практическая психотерапия. Беседа «Выбор определяет судьбу» [Текст] / В.И. Гарбузов. - СПб: АО «Сфера», 1994. С. 128.
Дневник профессионального самоопределения старшеклассника / авт.сост: Л.Н. Бобровская, Е.А. Сапрыкина, О.Ю. Просихина. – 4-е изд. – М.: Планета, 2014. - 80 с. - (профильная школа).
Доровской, А.И. 100 советов по развитию одарённости детей [Текст] / А.И. Доровской. – М., 1997.
Казанский, О.А. Игры в самих себя. «Роспедагенство» [Текст] / О.А. Казанский. - М., 1995.
Клименко, В.В. Психологические тесты таланта [Текст] / В.В. Клименко. - Харьков: «ФОЛИО», 1996.
Кривцова, С.В. Навыки жизни: В согласии с собой и миром [Текст] / С.В. Кривцова. - Москва: «Генезис», 2002.
Ложникова, Н.А. Психолого-педагогические основы сотрудничества педагогов и школьников в учебно-воспитательном процессе. Упражнения игрового тренинга [Текст] / Н.А. Ложникова - Кемерово, 1994.
Социально-педагогический подход к профориентации школьников в контексте реализации ФГОС нового поколения [Электронный ресурс] / http://journal.preemstvennost.ru/novyj-nomer/30-realizatsiya-fgt-i-fgos/109-sotsialno-pedagogicheskij-podkhod-k-proforientatsii-shkolnikov-v-kontekste-realizatsРезапкина, Г.В. Секреты выбора профессии [Текст] / Г.В. Резапкин. – М., 2003.
Рычкова, Л. Образование, культура самоопределения и судьба человека [Текст] /Л. Рычкова //Образование в культуре и культура образования. – Новосибирск, 2002.
Сартан, Г.Н. Психотренинг для учителей и старшеклассников [Текст] / Г.Н. Сартан. - М., 1992.
Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразоват. учреждений / П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. – Под. Ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006.
Успенский, П.Д. Психология возможной эволюции человека [Текст] / П.Д. Успенский. - СПб: АО «Комплект», 1995.
Филатова, Е.С. Соционика для вас [Текст] / Е.С. Филатова. - «Сибирский хронограф», 1994.
Цукерман, Г.А. «Психология саморазвития» [Текст] / Г.А. Цукерман. - Рига, 1995.
Человек и профессия. Образовательный курс профориентационной направленности. Методическое пособие для учителя с электронным сопровождением курса + телевизионный фильм о профессиях / авт.-сост.: Л.Н. Бобровская, О.Ю. Просихина, Е.А. Сапрыкина; под ред. Н.Н. Рождественской. – 3-е изд. – Планета, 2011. – 101 с. – (Профильная школа).
Чистякова, С.Н. Человек-труд-профессия [Текст] / С.Н. Чистякова. - журнал «Школа и производство», № 3-4, 1992.
Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха [Текст] / С.Н. Чистякова. – М., 2003.
Список рекомендуемой литературы для обучающихся
Годфруа, Ж. Что такое психология [Текст]: /Ж. Годфруа, пер. с франц. В 2-х т. - М.: Мир, 1992.
Зюзько, М.В. 5 шагов к себе [Текст]: научно-популярное издание / М.М. Зюзько. – М.: 1992. – 172 с.
Каппони, В. Сам себе психолог [Текст] / В. Каппони, Т. Новак. - С-Пб.: Питер, 1994.
Платонов, К.К. Занимательная психология [Текст] / К.К. Платонов. – СПб: Питер, 1977. – 284 с. (серия «Азбука психологии»).
Прихожан, А.М., Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе [Текст] /А.М. Прихожан. - М.: Творческий центр "Сфера", 2000.
Твоя профессиональная карьера: учебник для 8-9 классов общеобразоват. учреждений / П.С. Лернер, Г.Ф. Михальченко, А.В. Прудило и др. – Под. Ред. С.Н. Чистяковой. – М.: Просвещение, 2006.
Цукерман, Г.А. «Психология саморазвития» [Текст] / Г.А. Цукерман. - Рига, 1995.
Чистякова, С.Н. Технология профессионального успеха [Текст] / С.Н. Чистякова. – М., 2003.
Планируемые результаты изучения факультативного курса
- формирование знаний по основам психологии личности, выбора профессии;
- развитие умения раскрывать психологические особенности своей личности, рефлексировать, отслеживать свое состояние, анализировать ситуации профессионального самоопределения и ошибки выбора профессии, решать проблемы, выбирая и используя различные конструктивные способы их решения;
- совершенствование навыков самостоятельного и осознанного выбора профессии и путей получения профессии, принятия решений, использования адекватных стратегий поведения в различных жизненных ситуациях, самоконтроля и рефлексии, самовыражения и самопрезентации достижений.
Результатом обучения можно считать формирование у учащихся таких личностных качеств личности как уверенность в своих возможностях, адекватная самооценка, стрессоустойчивость, конкурентноспособность, способность ставить задачи самоопределения, самовоспитания самоизменения характера в связи с требованиями к профессиональной деятельности.
Оценка достижений учащихся происходит: во-первых, по итогам групповой рефлексии, во-вторых, по результатам психологического тестирования, в-третьих, по анализу образовательного продукта.
Данный факультативный курс внеурочной деятельности завершается выполнением и защитой итоговой творческой работы на выбор («портфолио» достижений, проекта-самоотчёта «Планирование карьеры», реферата, творческого исследования по одной из тем программы).
Перечень ключевых слов
Актуализация
Биржа труда
Ведущие отношения личности
Волевые качества личности
Жизненное предназначение
Жизненные ценности
Здоровьесбережение
Карьера
Коммуникабельность
Конкурентноспособность
Культура профессионального самоопределения
Лидерство
Личность
Мотивы
Намерения
Оптимизм
Потребности
Призвание
Профессия
Профпригодность
Профессионализм
Развитие
Рефлексия
Рынок труда
Самоактуализация
Самовоспитание
Самооценка
Сапопрезентация
Саморазвитие
Саморегуляция поведения
Самосознание
Секреты выбора профессии
Сотрудничество
Социализация
Социальная зрелость
Социально - профессиональная мобильность
Социально-психологическая компетентность
Соционический тип личности
Статус личности
Стратегии поведения
Судьба
Темперамент
Тренинговая группа
Труд
Уверенность
Успех
Ценностные ориентиры