Проект Чтоб смеялся роток и кусался зубок
Проект
Проект «Чтоб кусался зубок и смеялся роток»
Участники проекта:
дети средней группы детского сада, воспитатель , родители воспитанников.
Вид проекта:
информационно -исследовательский.
Длительность проекта:
средней продолжительности.
Причины разработки проекта:
- имеющиеся проблемы с зубами у детей в группе, в том числе и кариес.
- нежелание детей регулярно чистить зубы (результаты анкетирования родителей).
- недостаток у детей знаний о зубах и правилах ухода за ними.
Цель проекта:
развитие познавательной активности дошкольников и воспитание бережного отношения к здоровью через исследовательскую деятельность.
Личностно-ориентированные задачи:
развивать исследовательские умения и навыки: задавать вопросы, собирать совместно со взрослыми необходимую информацию (источники - художественная литература, встреча со специалистами, беседа с воспитателями и родителями, просмотр видеофильмов), делать первые выводы и умозаключения, представлять свой опыт в форме продуктов исследования (рисунки, плакаты, фоторепортаж, книжки-малышки, коллаж).
Образовательные задачи:
познакомить детей со строением зубов ,их назначением и функциями. Дать знания о причинах повреждения зубов и правилах ухода за полостью рта.
Воспитательные задачи:
Воспитывать желание заботиться о своем здоровье и положительное отношение к посещению стоматолога.
Ожидаемый результат:
- первоначальные навыки самостоятельной поисковой деятельности;
- собранная информация по проблеме;
- сформированные знания детей о зубах и правилах ухода за ними.
Полученные интеллектуальные продукты
-консультации для родителей: «Как научить ребенка чистить зубы», «12 мифов о чистке зубов»;
- методические разработки занятий по теме;
-коллаж « Береги зубы»;
- дидактическое пособие « Полезно-вредно»;
- альбом со стихами и загадками «Полон хлевец белых овец»;
- книжки-малышки со сказками про зубы.
План работы по проекту: «Чтоб смеялся роток и
кусался зубок»
Недели Содержание работы Задачи
1. Познавательное занятие
«Познакомимся с зубами поближе».
Методы обучения: игровой момент, рассказ, беседа, самообследование, эксперимент, рассуждения.
Дид. игра по валеологии
«Полезно-вредно».
Познакомить детей
со строением зубов методом самообследования;
уточнить знания о назначении зубов и их функции; развивать наблюдательность, умение логически рассуждать.
Формирование представлений о правилах ухода за зубами.
2. Беседа на тему:
«Полезные и вредные для зубов продукты питания».
Методы обучения: рассказ, беседа, рассуждения.
Практическое занятие «Учимся правильно чистить зубы».
Методы обучения:
Рассказ, беседа, наблюдения, практическая деятельность.
Расширять представление детей о здоровой и полезной пище, о продуктах, для укрепления зубов, развивать умение слушать, задавать вопросы; оформить картотеку продуктов по признакам «полезно – вредно».
Познакомить детей с причинами повреждения зубов; помочь понять смысл основных гигиенических мероприятий (чистка зубов, полоскание рта после еды; научить правильно чистить зубы, воспитывать положительное отношение к уходу за зубами.
3. Беседа: «Что такое микробы».
Методы обучения: сказкотерапия, беседа, рассказ, рассматривание картинок, наблюдения.
Экспериментирование
«Отчего появляются трещины в зубах».
Познакомить детей с понятием «микроорганизм»; объяснить, что микробы бывают полезными и вредными; расширять и закреплять знания о способах борьбы с болезнетворными микробами.
Показать причины появления трещин в зубах.
4. Коллективная работа коллаж «Берегите зубы»
Досуг «Чтоб смеялся роток и кусался зубок» Учить детей составлять коллаж из картинок, принесенных из дома (здоровые улыбки, зубные пасты,овощи, фрукты) инарисованных в группе; развивать умение вырезать и наклеивать картинки, совершенствовать мелкую моторику, развивать воображение, творческие способности.
Создание эмоционального настроения у детей, закреплять положительное отношение к уходу за зубами.
Работа с родителями
«Пакет домашних заданий»
Домашнее задание в рамках проекта дается ребенку и его родителям по желанию.
Пакет №1. « Экскурсия в поликлинику к стоматологу».
Цель: знакомство с трудом врача-стоматолога.
Пакет №2. « Сочиняем сказку про зубы».
Цель: сочинение сказки и оформление книжки-малышки рисунками.
Пакет №3. « Изготовление плаката».
Цель: изготовление информационного плаката « Хорошо - плохо».
Совместно со всеми родителями группы был оформлен альбом со стихами, загадками, пословицами « Полон хлевец белых овец» и организована выставка фотографий « Как питаешься – так и улыбаешься».
Этапы проекта
Содержание работы Предполагаемый результат
- Выбор темы, обозначение проблемы.
- Определение цели и задач проекта, его мотивации.
- Обсуждение проекта с родителями и детьми, выбор возможных источников информации.
- Составление плана работы над проектом.
- Подготовка « Пакетов домашних заданий» для семьи. - Наличие у участников представления о целях и задачах проекта.
- Накопление информации по теме.
- Консультация родителей по проблеме.
- Наличие четкого плана работы.
- « Пакет домашних заданий».
- Изучение информационных источников по вопросам.
- Сбор и систематизация материалов.
- Проведение различных форм работы с детьми в ходе реализации проекта.
- Осуществление взаимодействия между участниками проекта ( беседа, консультация, информационный стенд).
- Обсуждение и оказание помощи в изготовлении продуктов проекта.
- Оформление и подбор необходимых материалов для исследования. - Общая работа участников проекта.
- Организация выставки художественной литературы по проблеме.
- Организованная познавательная, игровая, экспериментальная и творческая деятельность детей в группе и за пределами детского сада.
- Наличие методических разработок, игр, альбомов, схем, картинок по теме.
- Рефлексия – анализ выполнения проекта, достигнутых результатов.
- Доработка проекта с учетом замечаний и пожеланий.
- Подготовка к защите проекта.
- Мультимедийная презентация проекта. - Наличие методических материалов и продуктов проекта.
- Высокий уровень знаний и умений детей.
Пословицы про зубы.
Зубы есть, да нечего есть.
Зуб на зуб не попадает (от стужи).
Тут надо и волчий зуб и лисий хвост.
И волк зубоскалит, да не смеется.
У насмешливого зубы белы.
Если мыши поедят неубранные остатки ужина, будут у хозяина болеть зубы.
И то зубы, что кисель едят.
Поневоле станешь ворожить, коли нечего на зуб положить.
У ребят, что у зайчат: по два зуба.
За чужой щекой зуб не болит.
С виду гладок, да на зуб не сладок.
Совесть без зубов, а загрызет.
Мы на этом зубы съели.
Не туго, да не по нашим зубам.
Даровому коню в зубы не смотрят.
Попасть кому на зубы.
Полно тебе зубы скалить.
Кабы не зубы да губы, так бы и душа вон.
У него от скупости зубы смерзлись.
Был бы хлеб, а зубы сыщутся.
Глаз меток, да зуб редок.
Хохочи, коли зубы хороши.
Молод смеяться: еще на зубах волоса не выросли.
Зуб за зуб браниться.
Голодный волк, да зубами щелк.
Позолотить, посеребрить зубок.
Мозоли на зубах.
Не точи зубки на чужи куски!
Щуку съели, да зубы целы.
Пошла было баба в лес за грибами, да встречу ей медведь с зубами.
Невеличка мышка, да зубок остер.
Когда зубов не стало, тогда и орехов принесли.
Старикам по зубам.
Кисель зубов не портит.
Око видит, да зуб неймет.
Деревенская родня, как зубная боль (докучает).
Не по зубам мне эти орешки.
Зуб за зубом не сведешь.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
Счастливому и в зубах вязнет.
На что зубы скалил, то на себя и напялил.
Загадки про зубы
Я в больницу – ни ногой,
Обхожу всё стороной.
Весь дрожу, трясутся губы.
Мне вчера лечили...
ответ: зубы
Оля ядрышки грызёт,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле ...
Ответ (зубки)
Когда мы едим – они работают,
Когда мы не едим – они отдыхают.
(Зубы)
Разгрызёшь стальные трубы,
Если часто чистишь ...
(зубы).
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб — всю добычу мою
Я с радостью белым зверям отдаю. (Ответ: зубы)
На красных холмах
Тридцать белых коней
Друг другу навстречу
Помчатся скорей.
Ряды их сойдутся,
Потом разойдутся,
И смирными станут
До новых затей. (Ответ: зубы)
У тридцати двух воинов один командир. (Ответ: зубы и язык)
Тридцать два молотят,
один поворачивает. (Ответ: зубы и язык)
Поговорки про зубы.
«Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки»
«Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты»
«Один плохой зуб, поражает всю челюсть»
«Аппетит находится между зубами»
«Волка зубы кормят, зайца ноги носят, лису хвост бережет»
«Зубы разжуют, язык разберет»
«Полезные советы»
Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты —
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое.
К стоматологу идем
В год два раза на прием,
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет.
«Чистим вместе»
Надо чистить каждый зуб, верхний зуб и нижний зуб,
Даже самый дальний зуб, очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три, три снаружи, изнутри…
Мы чистим. Чистим зубы и весело живем,
А тем, кто их не чистит, мы песенку споем:
Эй, давай, не зевай, о зубах не забывай,
Снизу вверх, снизу вниз. Чистить зубы не ленись.
«У волчонка зуб болит»
У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу
В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!
Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!
Бегать стал от докторов и остался без зубов!
Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!
И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.
“Доверяй врачам, не бойся их!
Ёжик плачет и кричит – Очень сильно зуб болит! А к врачу идти боится: Мама, не пойду в больницу!!!
Доктор мне совсем не нужен, Может сделать только хуже. Не кричи так, милый ѐжик, Врач полечит и поможет!
Поскорее успокойся, И врача совсем не бойся. Доктора нужны затем, Чтоб помочь всегда и всем!
«Полезные советы»
Посмотрите-ка, ребятки,
Леденец конечно сладкий,
Но поешь его – беда.
В нем лишь сахар и беда.
Для зубов здоровый пир –
свежий с дырочками сыр!
А печенье зубы портит
Так же, как кусочек торта
А морковь сорвите с грядки
С зубами будет все в порядке.
Лучше выпейте сока
Стакан парного молока.
много сахара в конфете.
Но не много дети!
Лимонад нам пить не надо.
Съешь-ка лучше ты дружок
Грушу с яблоком скорей.
«Щетка»
Утром, чистя зубы, помни про себя
Что зубная щетка, только для тебя.
Ты ее хозяин, властелин,
На всем белом свете ты один.
Только ты один.
Пусть поймут друзья.
Что давать нельзя.
Щетку и расческу им.
Чтобы, чтобы, чтобы,
Все свои микробы
Ты не передал другим.
« Я – большая»
Я - большая. Не кричу,
Зуб качается - молчу.
Покидает меня срочно
Зубик маленький, молочный.
Чтобы новый коренной
Долго-долго жил со мной.
Чистим зубы правильно или ХII мифов о гигиене полости рта.
Самый первый, самый большой и самый страшный миф: "Молочные зубы чистить не надо!".
Надо, и еще как надо!!! Во-первых, молочные зубы не застрахованы от кариеса, а лучшим средством его профилактики является идеальная индивидуальная гигиена полости рта, то есть хорошая и правильная чистка зубов. А во-вторых, не научив и не приучив ребенка с пеленок чистить зубы, потом это сделать уже гораздо сложнее. К сознательному возрасту ребенок должен воспринимать чистку зубов также естественно, как и еду. И помните, что ребенок во всем подражает родителям, поэтому Вы должны стать примером для ребенка даже в таком нелегком труде, как чистка зубов.
Ухаживать за зубками надо начинать сразу, как только появляется предмет ухаживания. Первые прорезавшиеся зубки рекомендуется чистить силиконовой щеточкой, которая одевается на палец взрослого. А с 8-10 месяцев уже можно использовать самую маленькую детскую зубную щетку. Для детей разработаны специальные щетки с толстой ручкой (чтобы удобнее было держать в кулачке), они яркие, и призывают ребенка еще и поиграть, ведь именно в игре рождается дружба! Бывают щетки с погремушкой в ручке, которая гремит, только если правильно чистить зубы.
Миф 2: "Не важно, как именно чистить зубы, главное - чистить"
Чистить зубы нужно правильно. Можно потратить 5 минут на чистку зубов, а они все равно останутся грязными. Почему же так получается? Потому, что остатки пищи очень прочно прилипают к зубам, и чтобы от них избавиться, нужно приложить определенные усилия. Чистить зубки нужно так, как будто Вы их подметаете. Верхние зубки Вы чистите подметающими движениями сверху вниз (чтобы грязь не забивалась под десну, а выметалась наружу), а нижние - снизу вверх. Обязательно нужно не забывать про внутреннюю поверхность зубов, которую сложнее вычищать, чем наружную. В конце чистки нужно очистить жевательную поверхность всех зубов. И обязательно нужно почистить боковые поверхности зубов, для этих целей существуют специальные зубные нити - флоссы.
Миф 3: "Любая зубная паста подойдет ребенку".
Во-первых, существует много взрослых лечебных (с повышенным содержанием фтора, отбеливающих, для лечения пародонтита и др.) паст, которые категорически не подходят детям, во-вторых, детские пасты менее абразивные и они содержат меньше фтора, следовательно, ребенку нужна своя детская зубная паста. Они специально предназначены для молочных и недавно прорезавшихся постоянных зубов, эмаль которых еще не до конца "созрела". И сделана с тем расчетом, что часть пасты ребенок глотает. В связи с этим детям рекомендуют детские, низкообразивные, сначала гелевые, а потом обычные детские зубные пасты.
Миф 4: "Ребенок будет чистить зубы, даже если родители этого не делают".
Если до появления ребенка Вы сами чистили зубы как и когда придется, то нужно обязательно учиться правильно чистить зубы вместе с ребенком. Чистка зубов должна стать настоящей церемонией, сродни "традиционному семейному ужину", которую нельзя ни пропустить, ни изменить, можно только добавить участников. Ведь дети подражают родителям во всем, так будьте хорошим примером для своего малыша: чистите вместе с ним зубы как минимум 2 раза в день - после завтрака и перед сном. А согласно золотому правилу чистить зубы нужно после каждого приема пищи.
Миф 5: "Чистку зубов полностью можно доверить ребенку"
Маленький человек должен сам поводить щеткой по своим зубкам, но потом заботливые руки родителей должны доделать все то, что ребенок сам сделать еще пока не может. Постепенно детки учатся правильно выполнять все движения, и этот процесс торопить нельзя, чтобы ребенку не было сложно, и чтобы не привить неприязнь к чистке зубов. До 7 лет стоматологи рекомендуют активное участие родителей в чистке зубов, а после 7 лет - пассивное. Даже за подростками я бы настоятельно рекомендовал приглядывать, когда и как они чистят зубы.
Миф 6: "Детские зубные щетки должны быть изготовлены из натуральной щетины".
В натуральной щетине скапливается большое количество микроорганизмов, которые невозможно удалить простым промыванием щетки под струей воды. Кроме того, невозможно обработать щетину так, чтоб она не травмировала десну (искусственные щетинки имеют закругленную форму). С развитием современной техники, использование щеток из натуральной щетины осталось в прошлом. Сейчас стоматологи рекомендуют, и взрослым, и детям использовать зубные щетки с искусственной щетиной.
Миф 7: "Чем больше щетка, тем лучше ей чистить зубы"
Маленькой щеткой легче манипулировать во рту. И она лучше может очистить зубки. Большая щетка не везде может поместиться, не говоря уже о том, что ей сложно даже пошевелить. Маленькой щеточке доступны все поверхности всех зубов. Взрослым тоже рекомендуют щетки с небольшими головками, которые соответствуют размеру 1,5-2 зубов.
Миф 8: "Детям можно чистить зубы электрическими щетками"
Не стоит забывать, что эмаль зубов у детей еще не достаточно твердая и жесткое воздействие электрической щетки может повредить незрелую эмаль зуба. Если Вы купите своему чаду электрическую щетку, то радости ребенка не будет предела. Если чистка зубов не воспринимается ребенком, как нечто само собой разумеющееся, то электрическая щетка исправить положение не сможет. Радость пройдет, новая электрическая щетка окажется рядом с обыкновенной, и они будут скучать вдвоем. Это первое. Второе - научить чистить зубы обычной щеткой можно только в детстве, потом уже будет бесполезно. Почему-то мы учим своих детей рисовать карандашом, хотя можно сразу учить рисовать и печатать на компьютере. Третье - чистка зубов обыкновенной щеткой развивает у ребенка мануальные навыки, а как известно, ум ребенка находится на кончиках пальцев. Таким образом, чистка зубов обыкновенной щеткой будет дополнительной гимнастикой для ума. Существуют специальные насадки для детей на электрические щетки, но ими дети не должны чистить зубы до 8-12 лет.
Миф 9: "Жевательная резинка заменяет чистку зубов".
Никогда!!! Жевательная резинка - дополнительное средство гигиены полости рта. Ее можно использовать, если нет совсем никакой возможности почистить зубы. Жевать ее можно только после еды (но ни как не вместо…) в течение 5-10 минут. При более длительном жевании все полезные эффекты жевательной резинки заканчиваются, и начинаются вредные. Но это уже тема отдельной статьи.
Миф 10: "Ополаскиватели со фтором заменяют чистку зубов".
Чистка зубов - это по большей части механическое удаление зубного налета и остатков пищи. Именно поэтому зубную щетку и соответственно чистку зубов заменить нельзя ничем. Ополаскиватели - это только дополнительные средства гигиены полости рта, которые применяются после чистки зубов. Детям младше 6-7 лет ополаскиватели использовать нельзя, потому что в них высокое содержание фтора, а они на вкус довольно приятные, следовательно, избежать поступления избытка фтора в организм ребенка не удастся. Избыток фтора вреден не только для зубов, а главное, для костей ребенка. Т.о., использование ребенком средств индивидуальной гигиены, в том числе зубных паст, содержащих фтор, необходимо обсуждать с детским стоматологом и всегда очень внимательно контролировать.
Миф 11: "Щетки перед первым употреблением нужно обдавать кипятком"
Современные материалы, из которых изготовлены зубные щетки, не предназначены для обработки высокой температурой. Если щетку прокипятить, то можно идти и сразу покупать новую. Зубную щетку нужно просто промыть под проточной водой перед первым применением. И, конечно, покупать щетку можно только в герметичной заводской упаковке.
Хранить же зубные щетки рекомендуется в сухом стакане головкой вверх. Маленькая зубная щетка стоящая в стакане со взрослыми щетками может стать дополнительным предметом гордости Вашего малыша.
Миф 12: "Пасты должно быть много"
Необходимо помнить, что зубы чистит не паста, а щетка. Паста помогает за счет противомикробных, дезодорирующих и прочих добавок очистить, освежить полость рта, сделать чистку зубов более приятной. Если взять очень много пасты, то она будет сильно пениться и мешать правильно ли мы чистим зубы. Да и активных веществ, содержащихся в пасте, будет слишком много. Необходимый объем зубной пасты не должен превышать размера большой горошины, а деткам - маленькой.
Итак:
1. Начинаем чистить зубы, как только они появляются. Сначала используем силиконовую щеточку, одевающуюся на палец взрослого, с 10 месяцев покупаем специальную детскую зубную щетку.
2. Чистим зубы после каждой еды, обязательно утром после завтрака и вечером перед сном.
3. Чистим зубы вместе со своим малышом, так Вы сможете проконтролировать его и показать, что сами делаете правильно.
4. Не забываем менять щетку не реже 1 раза в 3 месяца. Для каждого времени года должна быть новая щетка.
Красивых и счастливых Вам детских улыбок!
« Полон хлевец белых овец»
Ход реализации проекта.
1-й этап – подготовительный
Ознакомление родителей с проблемой, целью и задачами проекта.
Оформление информационного уголка для родителей:
- консультации « Как научить ребенка чистить зубы», « 12 мифов о чистке зубов»;
- рекомендации по проведению беседы с ребенком;
- распределение заданий между участниками проекта.
3. Подбор наглядно- дидактических материалов и оборудования для занятий, экспериментов.
4. Разработка методических пособий, занятий с детьми по теме « Наши зубы».
2-й этап - практический.
Беседа о зубах по вопросам:
- Что вы знаете о зубах?
- Что вы хотите узнать о зубах?
-Как мы будем это узнавать?
Ответы детей записаны в таблицу. На первый вопрос дети отвечали самостоятельно. На второй – по наводящим вопросам. Ответ на третий вопрос в основном предлагала воспитатель, а дети дополняли.
3-й этап- заключительный.
Обработка и оформление материалов проекта.
Оценка результатов работы всех участников проекта.
Проведения развлечения «Праздник здоровой улыбки».
Что мы знаем о зубах Что мы хотим узнать Как мы это узнаем
- Зубы есть у людей и животных.
- Они у человека во рту.
- Зубами мы жуем, откусываем.
- Зубы белые, твердые.
- Их надо чистить щеткой.
- Иногда они болят.
- Какой зуб внутри.
- Почему все зубы разные.
- Почему у детей зуб шатается, а потом выпадает.
- Отчего зуб начинает болеть.
- Как надо чистить зубы.
- Что любят и не любят зубы.
- Кто лечит зубы.
- Прочитать в книгах о зубах.
- Рассмотреть картинки, иллюстрации.
- Побеседовать с родителями, послушать их рассказ.
- Посмотреть детские фильмы.
- Побеседовать с медсестрой о том, что полезно, а что вредно для зубов.
- Сходить на прием к стоматологу.
- Понаблюдать, как чистят зубы мама и папа.