Внеклассное мероприятие по творчеству Ф. И. Тютчева
Рассмотрено: Рассмотрено: Рассмотрено:
директор школы завуч УЧ руководитель МО
_______________ ___________ ____________________________________ ___________ ________________
Внеклассное мероприятие
«Душа хотела б быть звездой»
(по творчеству Ф. И. Тютчева)
Учитель русского языка и литературы Коргун Л. П.
КГУ «Журавлевская средняя школа»
ДУША ХОТЕЛА БЫТЬ ЗВЕЗДОЙ (по творчеству Ф.И. Тютчева)
КОРОТКО
ТЮТЧЕВ. Старинная татарская фамилия, восходящая к эпохе Московского княжества, связанная с моноголо-татарским игом в России (1240-1480), может происходить от слова со значениями «пастух», «курить» или «игрок на пастушьем рожке». Некоторый Тютчевы - потомки хитрого мужа Захария Тутчева, которого Дмитрий Донской отправил послом в Орду в конце 1370-х гг. Нетитулованный российский дворянский род, герб рода находится в 9-й части «Общего гербовника дворянских родов в Российской империи». Род Тютчевых внесен в 6-ю часть дворянских родословных книг Московской, Тамбовской, Рязанской, Орловской и Ярославской и Ярославской губерний.
ВЕДУЩИЙ: Дорогие ребята! Сегодня нам с вами предстоит встреча с Прекрасным! Как вы думаете, что можно отнести к этому слову? Музыку, живопись, театр, поэзию... Правильно! Молодцы! И разговор наш сегодня о поэзии, о прекрасных стихах, знакомых вам с детства и совсем незнакомых, но не менее прекрасных. Давайте же познакомимся с этим загадочным человеком, который сочинил их для вас.
В самом начале XIX в., в 1803 г., поздней осенью, в селе Овстуг под Брянском произошло самое обыкновенное на свете событие. Родился мальчик в родовом имении, принадлежащем его отцу. Давний предок его незадолго до Куликовской битвы был послом великого князя Дмитрия Донского к Мамаю. Раннее детство прошло то в Овстуге, то в Москве. И в душе у него гармонично слились воедино родные образы ненаглядных лугов и полей, где лежат «эти бедные селенья», и «зрелище Москвы», и «нечто мощное и невозмутимое», разлитое над великим городом. «Я москвич», - всегда величал он себя. В стихах своих не рисовал он каких-то неземных удивительных красот, а изображал только то, что видел не однажды каждый человек, но в каждом слове звучит такая нежная любовь к русской природе, которая возникает только в детстве и остается на всю жизнь. Самое любимое время года поэта - весна, любимый цветок - роза, любимая стихия вода. С детства, выражаясь по-французски едва ли не свободнее, чем по-русски, прожив лучшие годы жизни (более трех десятилетий) в Германии, став европейцем в лучшем смысле этого слова, он не отступил от веры отцов и от убеждения в особом призвании своего Отечества. Он никогда не забывал трепетного ожидания с маменькой у окошка удара первого колокола к пасхальной заутрене, за которым проплывет, каждое мгновение расширяясь и набирая неодолимую силу, торжественный звон московских «сорока сороков».
Ему повезло с родителями. О своем отце писал он много лет спустя: «Лучше, право, нет человека на свете». В отце как бы умирилась, утихла, обрела равновесие неистовость деда. У матери же все отмечали «замечательный ум» и в то же время «фантазию, развитую до болезненности». «Смотря на его семью, - отмечал в дневнике университетский приятель юноши, выдающийся русский историк Михаил Петрович Погодин, - думал о семейственном счастии Тютчевых. Если бы все жили так просто, как они».
Добр и благочестив был воспитатель-дядька мальчика Николай Афанасьевич Хлопов, из отпущенных крепостных, живший с ним безотлучно до самой своей кончины. Воспитанник хранил до последних дней своих, как величайшую святыню, икону, подаренную дядькой.
Ему повезло и с наставником Семеном Егоровичем Раичем, соединявшим «солидность ученого с каким-то девственным поэтическим пылом и младенческим незлобием».
Удачно обстояло дело и с домом в Москве в Армянском переулке, приобретенным родителями всего за год до нашествия полчищ Наполеона. Дом этот оказался из числа немногих, чудом уцелевших в пламени московского пожара 1812 года. Стоит он и поныне, свято храня память о гении, устояв после всех исторических бурь, - сегодня в нем располагается Российский детский фонд.
Поэту повезло: его многие любили, и он любил беззаветно. Не было в жизни его никакого безразличия. «Феодор» означает в переводе с греческого «дар Божий». А о том, что одарен он этим даром, говорит каждое слово, каждая строчка его прекрасных, многозвучных, светлых стихов. И голос его не умолк, он продолжает говорить с нами. Повезло Русской земле: она обрела в этом мальчике еще один, сокровенный от века голос удивительной чистоты и силы, живущий отныне в каждой русской душе. Давайте же, ребята, послушаем эти замечательные стихи.
А кто слушал внимательно, наверняка ответит в конце нашей встречи на вопросы маленькой викторины о жизни и творчестве Федора Ивановича Тютчева, именно о его стихах и пойдет речь.
На столах раскладываются книги со стихами Ф.И. Тютчева. Ведущий загадывает загадку, тот, кто первым, находит стихотворение, название или тема которого и сокрыто в загадке, в качестве приза читает это стихотворение. Можно предложить вспомнить также пословицы и поговорки на схожую тему, а в конце устроить конкурс рисунков «Мир глазами Ф.И. Тютчева». Чтение стихотворений в музыкальном сопровождении записи Чайковского «Времена года» и сделать выставку картин И. Левитана «Времена года глазами художника».
ВЕДУЩИЙ:
Без красок и без кисти
Раскрасила все листья
В желтый цвет и в красный цвет
Кто же это? Дай ответ. (Осень)
ЧТЕЦ:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора -
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...
Где бодрый серп гулял и падал колос, Теперь уж пусто все -
простор везде, -
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух, птиц
не слышно боле,
Но далеко еще до первых
зимних бурь –
И льется чистая лазурь
На отдыхающее поле...
ВЕДУЩИЙ:
Кто в холод не боится
Остаться без перинки
И вытряхнет на землю
Летящие снежинки? (Зима)
ЧТЕЦ:
Чародейкою зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован, -
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой...
Солнце зимнее ли мещет
На него свой луч косой –
В нем ничто не затрепещет,
Он весь вспыхнет и заблещет Ослепительной красой.
ВЕДУЩИЙ:
Прилетела пава,
Села на лаву,
Распустила перья
Для всякого зелья.
(Весна)
ЧТЕЦ:
Зима не даром злится,
Прошла ее пора-
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон –
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит,
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит...
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя...
Весне и горя мало:
Умылася в снегу
И лишь румяней стала
Наперекор врагу.
ВЕДУЩИЙ:
Бродит тропкой полевой,
Дарит нам букеты,
Яркий свет, палящий зной...
Что же это?.. (Лето)
Т. Шорыгина
ЧТЕЦ:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное...
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века –
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
ВЕДУЩИЙ:
Встает рано,
Бело да румяно,
Умылась ясною росой,
Увилось золотой косой.
(Утро)
ЧТЕЦ:
Декабрьское утро
На небе месяц - и ночная
Еще не тронулася тень,
Царит себе, не сознавая,
Что вот уж встрепенулся день,-
Что хоть лениво и несмело
Луч возникает за лучом,
А небо так еще всецело
Ночным сияет торжеством.
Но не пройдет двух-трех мгновений,
Ночь испарится над землей,
И в полном блеске проявлений
Вдруг нас охватит мир дневной...
ВЕДУЩИЙ:
Висят - зеленеют,
Летят - пожелтеют,
Упадут - почернеют.
(Листья)
ЧТЕЦ:
Листья
Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели,
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.
Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
Не лучше ль за ними
И нам улететь!
О буйные ветры,
Скорее, скорей!
Скорей нас сорвите
С докучных ветвей!
Сорвите, умчите,
Мы ждать не хотим,
Летите, летите!
Мы с вами летим!..
ВЕДУЩИЙ:
Словно красный зверь какой, Пробираясь меж кустами,
Уничтожил лес живой.
(Пожар)
ЧТЕЦ:
Пожары
Широко, необозримо,
Грозной тучею сплошной,
Дым за дымом, бездна дыма
Тяготеет над землей.
Мертвый стелется кустарник,
Травы тлятся, не горят,
И сквозит на крае неба
Обожженных елей ряд.
На пожарище печальном
Нет ни искры, дым один, -
Где ж огонь, злой истребитель, Полномочный властелин?
Лишь украдкой, лишь местами,
Словно красный зверь какой, Пробираясь меж кустами,
Пробежит огонь живой!
Но когда наступит сумрак,
Дым сольется с темнотой,
Он потешными огнями
Весь осветит лагерь свой.
Пред стихийной вражьей силой
Молча, руки опустя,
Человек стоит уныло,
Беспомощное дитя.
ВЕДУЩИЙ:
Склонила косы над водою,
Стоит всегда грустна,
И будто бы роняет слезы
В волну реки она.
(Ива)
ЧТЕЦ:
Что ты клонишь над водами,
Ива, макушку свою?
И дрожащими листами,
Словно жадными устами,
Ловишь беглую струю?..
Хоть томиться, хоть трепещет
Каждый лист твой над струей...
Но струя бежит и плещет,
И, на солнце, нежась, блещет,
И смеется над тобой...
ВЕДУЩИЙ:
Какая царица
В вечернее рядится?
Махнула птица крылом
И покрыла весь свет одним пером.
(Ночь)
ЧТЕЦ:
Тихой ночью, поздним летом,
Как на небе звезды рдеют,
Как под сумрачным их светом
Нивы дремлющие зреют...
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотые их волны,
Убеленные луной...
ВЕДУЩИЙ:
Она течет, течет, течет.
Зима придет - она уснет.
(Река)
ЧТЕЦ:
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река...
ВЕДУЩИЙ:
Весной веселит,
Летом холодит,
Осенью питает,
Зимой согревает.
(Лес)
ЧТЕЦ:
Смотри, как роща зеленеет,
Палящим солнцем облита,
А в ней какою негой веет
От каждой ветки и листа!
Войдем и сядем над корнями
Дерев, поимых родником, -
Там, где, обвеянный их мглами,
Он шепчет в сумраке немом.
Над нами бредят их вершины,
В полдневный зной погружены,
И лишь порою крик орлиный
До нас доходит с вышины...
ВЕДУЩИЙ:
Вдоль обочины дороги
Мы бежим, звеним, журчим,
Рассказать друзьям хотим,
Что весенние деньки
Очень любят... (ручейки).
Т. Шорыгина
ЧТЕЦ:
Весенние воды
Ещё в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят –
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут и гласят...
Они гласят во все концы:
«Весна идет, весна идет!
Мы молодой весны гонцы,
Она нас выслала вперед!»
Весна идет, весна идет!
И тихих, теплых, майских дней Румяный, светлый хоровод
Толпиться весело за ней.
ВЕДУЩИЙ:
Мост цветной
Повис над рекой.
(Радуга)
Т. Шорыгина
ЧТЕЦ:
Как неожиданно и ярко,
На влажной неба синеве,
Воздушная воздвиглась арка
В своем минутном торжестве!
Один конец в леса вонзила,
Другим за облака ушла –
Она полнеба обхватила
И в высоте изнемогла.
О, в этом радужном виденье
Какая нега для очей!
Оно дано нам на мгновенье,
Лови его - лови скорей!
Смотри - оно уж побледнело, -
Еще минута, две - и что ж?
Ушло, как то уйдет всецело,
Чем ты и дышишь и живешь.
ВЕДУЩИЙ:
Барабаны в день дождливый
В небесах гремят, стучат
Так, что огненные стрелы
Во все стороны летят.
(Гроза)
ЧТЕЦ:
Весенняя гроза
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
С горы бежит поток проворный,
В лесу не молкнет птичий гам,
И гам лесной и шум нагорный - Все вторит весело громам.
ВЕДУЩИЙ: Прозрачные, ясные стихи! И все же, может статься, отдельные строки покажутся сейчас не вполне понятными, вышли из обихода и требуют разъяснения многие слова, употребляемые поэтом. Попытаемся разгадать их смысл.
Участникам раздаются карточки со словами. Ребята пытаются объяснить, что означает то или иное слово.
Око, зеница - глаза.
Зефиры - теплые, легкие ветерки.
Нега - блаженство, полное довольство.
Гуртовщик - погонщик скота.
Сетовать - жаловаться, скорбеть.
Рдеть - отливаться красным цветом.
Смежать - закрывать.
Перуны - молнии.
Глас - голос.
Брег - берег.
Лазурь - светло-синий цвет.
Мини-викторина для внимательных и любознательных
1. В каком году родился Федор Иванович Тютчев? (В 1803)
2. Какое время года более всего любил поэт? (Весну)
3. Назовите его любимый цветок. (Роза)
4. Каким языком с детства наравне с русским владел Тютчев? (Французским)
5. Что означает в переводе с греческого «Федор»? (Дар Божий)
6. О ком писал Федор Иванович «Самый лучший человек на свете»? (Об отце)
7. Любимая стихия поэта? (Вода)
8. Кому принадлежала икона, которую Тютчев, как святыню, хранил до самых последних дней? (Дядьке-воспитателю Николаю Афанасьевичу Хлопову)
9. Назовите знаменитого предка Ф. И. Тютчева. (Захарий Тутчев, посланник великого князя Дмитрия Донского к хану Мамаю)
10. Где проходило детство Федора Ивановича Тютчева? (В Овстуге, Москве)
11. Сколько лет Тютчев прожил за границей? (Более 30 лет)
Итог мероприятия.
Рисунок 515