Конспект урока литературы в 8 классе на тему: Николай Васильевич Гоголь. По страницам жизни великого писателя…»
Урок литературы 8 класс
Тема: «Николай Васильевич Гоголь.
По страницам жизни великого писателя»
1809-1952
Учитель: Васильева Елена Геннадьевна
Цель урока:
1. Повторить известные сведения о Н.В. Гоголе.
2. Расширить знания учащихся о жизни и творчестве писателя.
3. Развивать навыки выразительного чтения
4. Продолжить работу над развитием творческих способностей учащихся
5. Способствовать воспитанию любознательности, интересу к творчеству писателя.
Оформление и оборудование: портрет Гоголя, выставка книг по творчеству Н.В. Гоголя,
презентация, творческие работы учащихся.
Ход урока:
Эпиграф
Мысли мои, мое имя, мои труды будут принадлежать России.
Знаю, что мое имя после меня будет счастливее меня”
Н.В. Гоголь
1. Организационный момент. Сообщение темы урока. (слайд №1)
- Как вы думаете, какова цель нашего сегодняшнего урока? О чём мы будем говорить?
(слайд №2)
Откройте тетради и запишите тему урока, эпиграф (слайд №3).
- Как вы понимаете смысл слов Н.В. Гоголя?
И действительно, более 200 лет прошло со дня рождения Н.В. Гоголя, но все так же ярко и сильно звучат страницы гоголевских произведений, посвященные описанию русской жизни, не увяли краски его неповторимых пейзажей, не умер его богатый меткий язык.
(слайд №4)
Жизнь и творчество Н. В. Гоголя.
Интерес Н. В. Гоголя к историческому прошлому.
Гоголь и театр.
Именно эти вопросы мы сегодня рассмотрим на уроке.
2. Вступительное слово учителя.
Приглашение в паломничество по святым местам (слайд№5)
Николай Васильевич Гоголь часто называл себя путником и считал своим домом дорогу. Он, действительно, много путешествовал, но всё – таки есть несколько мест на земле, которые были для него не только временным местом отдыха в пути. Гоголя нельзя представить без Васильевки, без Диканьки, без Сорочинец, где он родился, без Петербурга, где стал писателем, без Рима, где Николай Васильевич прожил с перерывами десять лет и писал «Мёртвые души», без Москвы, где он умер и похоронен. Давайте же отправимся в путешествие по страницам жизни великого писателя, погрузимся в мир, окружавший его с детства, вглядимся в живые черты тех мест, которые помнят его.
При подготовке к сегодняшнему уроку класс был разделён на творческие группы, у которых были свои задания:
- «Художники – оформители»
- «Архивариусы»
- «Актёрская группа»
- А начнём мы наше путешествие с литературной викторины.
3. Литературная викторина по творчеству Н.В.Гоголя.
Инсценировка отрывка из повести «Ночь перед Рождеством»
1. Из какого произведения этот отрывок?
2. Какие ещё произведения Гоголя вам известны?
3. Каких литературных героев, созданных писателем, вы помните?
4. Как звали пасечника, от лица которого ведется рассказ в «Вечерах на хуторе близ Диканьки»? (Рудый Панько)
5. Из какого произведения эти строки?
« да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!» («Тарас Бульба»)
6. Какую поговорку взял Гоголь эпиграфом к комедии «Ревизор»?
7. Назовите годы жизни Н. В Гоголя. (1809-1852)
8. Какая двойная фамилия была у отца писателя? (Гоголь-Яновский)
9. В каком селе родился Гоголь (впоследствии он посвятил ему одну из своих повестей)? (Великие Сорочинцы. «Сорочинская ярмарка».)
10. На каком хуторе близ Диканьки жила мать Гоголя и прошло его детство?
(На хуторе Васильевка.)
11. Узнать произведение по началу
А) “Последний день перед Рождеством прошёл”. («Ночь перед Рождеством».)
Б) “А поворотись-ка, сын! Экой ты смешной какой!” («Тарас Бульба».)
В) “Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие”. («Ревизор».)
12. Первая книга Н.В.Гоголя. («Вечера на хуторе близ Диканьки»)
13. С кем из писателей, связанных с нашим краем, дружил Гоголь? (С.Т.Аксаков)
14. Кто подсказал Н.В.Гоголю сюжет комедии «Ревизор»? (А.С.Пушкин)
Вывод: Как вы думаете, почему мы начали урок с литературной викторины?
Итак, литературная викторина показала, что многое вы знаете и помните из творчества Н.В. Гоголя. И сегодня мы откроем новые страницы жизни и творчества писателя.
Работа по теме урока.
Жизнь и творчество Н.В. Гоголя. Рассказ в сопровождении презентации.
Музей Н. В. Гоголя. ( слайд №6 )
В 1929 году, в год 120-летия великого писателя в Сорочинцах был открыт литературно-мемориальный музей Н. В. Гоголя. На мраморной плите надпись, что раньше здесь стоял домик надворного советника Трохимовского, где родился Гоголь. Нетрудно догадаться, что домик тот не пощадила война, потому что места эти находились в зоне гитлеровской оккупации. Современный музей сооружён уже в послевоенное время. Но вот что непонятно: почему, собственно, Гоголь родился в чьём-то чужом домике, а не в имении отца своего, коллежского асессора Василия Афанасьевича Гоголя-Яновского, не в собственном доме, а на стороне?
Сорочинцы ( слайд №7 )
Сюда Мария Ивановна, мать Николая Васильевича приехала, чтобы спасти дитя, потому что двое предыдущих детей её родились мёртвыми. Мальчик был необыкновенно слаб и худ, но выжил. Опасаясь за его жизнь, целых 6 недель наблюдал его доктор, и спустя два месяца мать с ребёнком отправились в родную Васильевку. О новорождённом доктор сказал: «Славный будет сын!» Он, конечно, имел в виду жизнь и здоровье, но получилось так, что слова обрели иной смысл, и сын Марии Ивановны и Василия Афанасьевича стал славным сыном России.
( слайд №8 )
По семейному преданию Василий Афанасьевич и Мария Ивановна в благодарность Богу за рождение сына построили церковь и назвали мальчика в честь Николая Чудотворца, перед чьей иконой молилась мать.
·
( слайд №9 )
- А кем же были родители будущего писателя? Об этом нам расскажут архивариусы.
Сообщение учеников.
(Отец Гоголя, Василий ещё попросту назывался Васютой, объявил отцу и матери, что знает, кто его суженая. Выяснили: по пути на богомолье пришлось им заночевать на постоялом дворе, где мальчику привиделся сон. Сошла к нему Царица Небесная, сообщила, какие болезни его ждут, а потом сказала Василию: «Выздоровеешь ты , женишься, и вот твоя жена». Подняла руку, и увидел он у ног её ребёнка, сидящего на полу.О сне скоро все забыли, а зряКак-то заехали к помещикам Кисяровским, к тетке по материнской линии. Тут кормилица вынесла в сад семимесячную малышку, Машеньку Кисяровскую. Взглянул на неё Васюта и сердце его защемилоЭто был тот самый младенец, что виделся ему во сне! С тех пор жизнь его переменилась. При любой возможности летел Васюта к ненаглядной своей Машеньке, играл с нею в куклы и забавлял всякими игрушками, строил карточные домики и сочинял стихи. И было так многие годы, пока девочке не исполнилось 13 лет. Спустя несколько лет священник обвенчал их в сельской церкви. Долгие годы прожили они в любви и заботе друг о друге.
( слайд №10 )
Хутор Купчинский или Яновщина, позже Васильевка – родное гнездо, имение родителей Гоголя.
В 1821 году его определили в Нежин, в гимназию высших наук, которую ещё называли лицеем.
5. Интерес Н. В. Гоголя к историческому прошлому.
Гоголь с детства испытывал глубокий интерес к истории. Он хорошо знал не только русскую и украинскую, но и всемирную историю. В собственных сочинениях он часто обращался к ней. В сборниках «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород», в «Петербургских повестях», поэме «Мёртвые души» у Гоголя встречается множество исторических событий.
Историческая тема становится главной в рассказе о Запорожской Сечи.
- Как называется это произведение? («Тарас Бульба»)
- Давайте вспомним знаменитую речь главного героя о товариществе.
(ученица читает речь наизусть)
- Как вы думаете, почему сегодня мы об этом говорим?
Да потому что жизнь и творчество Н.В.Гоголя – это яркий пример любви к истории и культуре украинского народа, единения русской и украинской культур, скрепленных самой историей двух братских народов.
Просмотр видеофильма «Гоголь и театр».
Разнообразны были увлечения Гоголя. Ещё в детстве в доме отца часто ставили спектакли. В имении Трощинского для этого специально было построено здание. Василий Афанасьевич играл в пьесах, оформлял спектакли, помогал в шитье костюмов. Вместе с ним на подмостки сцены поднималась и Мария Ивановна. Это увлечение передалось и Н. В. Гоголю. Вашему вниманию сейчас будет представлен фильм «Гоголь и театр». После его просмотра вы должны ответить на вопросы.
(учитель перед просмотром нацеливает учащихся)
Вопросы к видеофильму: (вопросы распечатаны)
- Когда у Гоголя проявилась страсть к театру и от кого он её унаследовал?
(Страсть к театру у Гоголя проявилась, когда он учился в нежинской гимназии.
А унаследовал это увлечение от своего отца)
- Роль какого персонажа сыграл Н.В. Гоголь ещё будучи гимназистом? Как современники оценили его игру? (Роль госпожи Простаковой из комедии Фонвизина «Недоросль»)
- Каков сценический талант писателя? (Умение перевоплощаться, жесты, мимика)
- Какие комедии были написаны Гоголем?
(«Владимир 3-ей степени», «Женитьба», «Ревизор»)
Имя Гоголя связано и с Петербургом, куда писатель приехал в 1928 году. Здесь он пишет свои первые повести, становится известным, входит в круг литераторов. 20 мая 1831 года Гоголь был представлен Пушкину. Именно А.С. Пушкин подарил Гоголю сюжет «Ревизора».
Подведение итогов, оценки.
- Какие же новые страницы из жизни и творчества Н.Г. Гоголя вы открыли для себя?
Домашнее задание:1. Мини - сочинение «Слово о Гоголе»; 2. Читать 1-ое действие комедии «Ревизор»;3. Индивидуальное задание: сообщение об истории создания комедии «Ревизор»
Вопросы к видеофильму:
- Когда у Гоголя проявилась страсть к театру и от кого он её унаследовал?
- Роль какого персонажа сыграл Н.В. Гоголь ещё будучи гимназистом? Как современники оценили его игру?
- Каков сценический талант писателя?
- Какие комедии были написаны Гоголем?
Вопросы к видеофильму:
- Когда у Гоголя проявилась страсть к театру и от кого он её унаследовал?
- Роль какого персонажа сыграл Н.В. Гоголь ещё будучи гимназистом? Как современники оценили его игру?
- Каков сценический талант писателя?
- Какие комедии были написаны Гоголем?
Вопросы к видеофильму:
- Когда у Гоголя проявилась страсть к театру и от кого он её унаследовал?
- Роль какого персонажа сыграл Н.В. Гоголь ещё будучи гимназистом? Как современники оценили его игру?
- Каков сценический талант писателя?
- Какие комедии были написаны Гоголем?
Вопросы к видеофильму:
- Когда у Гоголя проявилась страсть к театру и от кого он её унаследовал?
- Роль какого персонажа сыграл Н.В. Гоголь ещё будучи гимназистом? Как современники оценили его игру?
- Каков сценический талант писателя?
- Какие комедии были написаны Гоголем?
Вопросы к видеофильму:
- Когда у Гоголя проявилась страсть к театру и от кого он её унаследовал?
- Роль какого персонажа сыграл Н.В. Гоголь ещё будучи гимназистом? Как современники оценили его игру?
- Каков сценический талант писателя?
- Какие комедии были написаны Гоголем?
13PAGE 15
13PAGE 14715
15