Рабочая программа по биологии к учебнику Биология .Человек ( Д.В. КолесовР.Д. Маш).
Краснодарский край, Отрадненский район, с. Петровское
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
Утверждено
решение педсовета протокол № 1
от «28» августа 2014 года
председатель педсовета
__________Н.Г. Мащенко
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
1 вида
По биологии
Ступень обучения (класс): основное общее 8 класс
Количество часов: 68 Уровень : базовый
Учитель Дворядкина Вера Николаевна
Программа разработана на основе :
авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника 8 класс – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011.
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по биологии 8 класса составлена на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений по биологии к комплекту учебников созданных под руководством В.В. Пасечника 8 класс. – 2-е изд., - М.: Дрофа, 2011.
Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 7-го класса предусматривает изучение биологии 2 часа в неделю, 68 часов в год, авторская программа рассчитана на 70 часов, в связи с этим в рабочей программе уменьшено количество часов на 2 за счет резерва времени.
1 час из резерва времени добавлен на добавлены на изучение темы: «Нервная система человека» ;
1 час использован на урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»
Распределение часов по темам.
Тема
кол-во часов по авторской программе
Количество часов по рабочей программе
1
Введение.
1
1
2
Раздел 1.
Происхождение человека.
3
3
3
Раздел 2.
Строение и функции организма
57
57+1(рез.)
Общий обзор организма человека.
Клеточное строение организма . Ткани
1
5
1
5
Рефлекторная регуляция органов и систем органов
Нервная система человека
Эндокринная система
1
5
2
1
5
2
Опорно-двигательная система.
7
7
Внутренняя среда организма
Кровеносная и лимфатическая система.
3
6
3
6
Дыхательная система
4
4
Пищеварительная система
6
6
Обмен веществ и энергии
3
3
Покровные ткани .Теплорегуляция
3
3
Выделительная система
1
1
Анализаторы
5
5
Высшая нервная деятельность. Поведение.Психика
5
5
4
Раздел 3.
Индивидуальное развитие организма
5
5
5
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»
1(рез)
Резерв времени
4
Итог:
7013 =SUM(ABOVE) 1415
68
Содержание обучения, перечень практических работ, требования к подготовке учащихся по предмету в полном объеме совпадают с авторской программой.
Литература и источники.
Список дополнительной литературы для учителя:
Оценка качества подготовки выпускников основной школы по биологии. 2-е изд., испр. - М.: Дрофа, 2000
Муртазин Активные формы обучения биологии М., Просвещение, 1991
Лернер Г.И. Человек. Анатомия, физиология, гигиена. Поурочные тесты и задания. - М. Акварель, 1998.
Маш Р.Д. Человек и его здоровье. 8 кл. - М.: Мнемозина, 1998
Харрисон Дж., Уайнер Дж., Теннен Дж., Барникот Н. Биология человека. М.: Мир,
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. – М., Просвещение, 1995
Журнал «Биология в школе»
Список дополнительной литературы для учащихся:
Энциклопедический словарь юного биолога Сост. Аспиз М.Е. – М., Просвещение 1986
Журнал «Биология для школьников».
Реймерс Н.Ф. Краткий словарь биологических терминов. 1992, 1995 гг. "Просвещение"
Батуев А.С. и др. Словарь основных терминов и понятий по анатомии, физиологии и гигиене. 1996 г. "Просвещение"
Электронные издания:
1С: Репетитор. Биология. – ЗАО «1 С», 1998–2002 гг. Авторы – к.б.н. А.Г. Дмитриева, к.б.н. Н.А. Рябчикова .
Биология 8 класс.1С образование 4.Дом
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО:
протокол заседания № заместитель директора по УВР :
МО учителей естественного цикла _____________Л.Т. Кобрешвили
от «___» сентября 2-14 года
Руководитель МО__________ «__» сентября 2014 г.
Согласовано
заместитель директора по УВР
____________Л.Т.Кобрешвили
«___» сентября 2014 года
Краснодарский край ,Отрадненский район, с.Петровское
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №4
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по биологии
Класс : 8
Учитель: Дворядкина Вера Николаевна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часов;
Планирование составлено на основе рабочей программы
Дворядкиной Веры Николаевны учителя биологии МБОУ СОШ №4 утвержденной решением педагогического совета, протокол №1 от «28» августа 2014 года
Календарно – тематическое планирование
уроков биологии в 8 классе.
№п\п
Тема урока
лабораторные и практические работы
Количество часов
по рабочей про.
оборудование
Дата
план
факт
Введение
1
1
Науки, изучающие организм человека:
Их становление и методы исследования.
1
Раздел1. Происхождение человека
3
2
Место человека в систематике. Доказательства животного происхождения человека.
1
3
Основные этапы эволюции человека. Влияние биологических и социальных факторов на нее.
1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс.
(раздел 1)
4
Расы человекаЧ еловек как вид.
1
компьютер, проектор, презентация
Раздел 2. Строение и функции организма
57+1
(рез)
5
Тема 2.1. Общий обзор организма человека
Уровни организации. Структура тела. Органы и системы органов.
1
1
Торс человека
Тема 2.2.Клеточное строение организма. Ткани.
5
6
Внешняя и внутренняя среда организма.
1
7
Строение и функции клетки. Роль ядра в передаче наследственных свойств организма. Органоиды клетки.
1
Таблица «Строение животной клетки», компьютер, интерактивная доска
8
Деление клетки.
1
9
Жизненные процессы клетки.
Опыт
«Разложение пероксида водорода ферментом каталазой.»
1
10
Ткани. Типы тканей и их свойства Строение и функция нейрона. Синапс.
Лаб работа №1.
Рассматривание клеток и тканей в оптический
микроскоп. Микропрепара, соединтельной, мшечной и нервной тканей.
1
Тема 2.3.Рефлекторная регуляция органов и систем органов.
1
11
Центральная и периферическая части нервной системы. Рефлекс и рефлекторная дуга.
Лаб. работа №2
Самонаблюдение мигательногорефлекса и условия его проявления и торможения.
Коленный рефлекс и др.
1
Учебное электронное издание, бкомпьютер, интер.доска, проектор
Тема 2.12 .Нервная система человека
5+1 рез.
12
Значение нервной системы. Мозг и психика.
1
13
Строение нервной системы.
1
таблица
14
Строение и функции спинного мозга.
1
Таблица «Строение спинного мозга»
15
Строение головного мозга. Функции продолговатого, среднего мозга, моста и мозжечка.
Лабораторная работа № 3: «Пальценосовая проба и особенности движений, связанных с функциями мозжечка и среднего мозга».
Лабораторная работа № 4
«Рефлексы продолговатого и среднего мозга –тест, определяющий изменение тонуса симпатической и парасимпатической системы при раздражении».
1
Муляж головного мозга, таблица: «Строение головного мозга»
16
Передний мозг. Функции промежуточного мозга и коры больших полушарий.
1
Муляж головного мозга, таблица: «Строение головного мозга»
17
Соматический и автономный отделы нервной системы
1
Тема 2.13. Эндокринная система
2
18
Железы внешней, внутренней и смешанной секреции.
1
презентация, компьютер, интеракт. доска
19
Гормоны гипофиза и щитовидной железы. Гормоны половых желез, надпочечников и поджелудочной железы.
1
презентация, компьютер, интеракт. доска
Тема 2.4.Опорно – двигательная система
7
20
Скелет и мышцы, их функции. Химический состав костей, их макро и микростроение, типы костей
Лабораторная работа №5
«Микроскопическое строение кости».
1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс. (раздел 1
21
Скелет человека..
1
Таблица «Скелет целовека»
22
Строение мышц и сухожилий. Обзор мышц человеческого тела.
Лаб.работа №6
«Мышцы человеческого тела»
1
Таблица «Мышцы человека»
23
Работа скелетных мышц и их регуляция.
Лабораторная работа №4
Лаб раб №7
«Утомление при статической и динамической работе».
Самонаблюдения работы основных мышц, роль
плечевого пояса в движениях руки.
1
24
Причины нарушения осанки и развития плоскостопия..
Лаб раб.№8
«Выявление нарушений осанки.
Выявление плоскостопия (выполняется дома).
1
25
Первая помощь при ушибах, переломах костей
ивывихах суставов.
1
26
Контрольно-обобщающий урок по теме «Опорно-двигательная система»
1
Тема 2.5.Внутренняя среда организма.
3
27
Компоненты внутренней среды: кровь, тканевая жидкость, лимфа.
Лаб.работа №9
«Рассматривание крови человека и лягушки под
микроскопом».
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.
28
Борьба организма с инфекцией. Иммунитет.
1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс (раздел 4)
29
Тканевая совместимость. Переливание крови..
1
Тема 2.6.Кровеносная и лимфатическая системы.
6
30
Органы кровеносной и лимфатической систем, их роль в организме
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.
31
Круги кровообращения.
Лаб.работа №10 «Положение венозных клапанов в опущенной и поднятой руке».
Лаб.работа №11 «Изменения в тканях при перетяжках, затрудняющих кровообращение».
1
32
Строение сердца. Работа сердца.
1
презентация,бькомпьютер, интеракт.доска, муляж сердца.
33
Движение крови по сосудам. Лимфообращение.
Лаб.работа №12 «Определе
ние скорости кровотока в сосудах ногтевого ложа»
Лаб.работа №13.
«Опыты, выясняющие природу пульса».
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс. (раздел 7)
34
Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Лаб.работа №14 «Функциональная проба: реакция сердечно сосудистой ситемы на дозированную нагрузку».
1
35
Первая помощь при кровотечениях.
1
Тема 2.7.Дыхательная система
4
36
Значение дыхания. Строение и функции органов дыхания.
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.
37
Газообмен в легких и тканях.
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии
вдоха и выдох
1
38
Функциональные возможности дыхательной системы .
Лаб.работа №15
«Функциональные пробы с задержкой дыхания на вдохе и выдохе»
1
39
Выявление и предупреждение болезней органов
1
Тема 2.8. Пищеварительная система.
6
40
Пищевые продукты и питательные вещества.
1
41
Значение пищеварения.
1
42
Пищеварение в полости рта.
Лаб.работа №16
«Действие ферментов слюны ны крахмал».
1
43
Пищеварение в желудке.
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.
44
Пищеварение в кишечнике. Всасывание.
1
45
Заболевания органов
пищеварения, их профилактика
1
Тема 2.8.Обмен веществ и энергии.
3
46
Обмен веществ и энергии основное свойство
всех живых существ.
1
47
Витамины.
1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс(раздел 10)
48
Энергозатраты человека и пищевой рацион.
Лабораторная работа № 17
«Установление зависимости между нагрузкой и уровнем энергетического обмена» и
лабораторная работа № 18
«Сопоставление пищевых рационов в зависимости от энерготрат».
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.
Тема 2.10. Покровныеорганы. Теплорегуляция.
3
49
Наружные покровы тела человека. Строение и функция кожи.
1
50
Уход за кожей.
1
51
Терморегуляция организма. Закаливание.
1
Мультимед. Учебное пособие Биология 9 класс(раздел11)
Тема 2.11. Выделительная система.
1
52
Органы мочевыделительной системы, их строение и функции.
1
Тема 2.13.Анализаторы
5
53
Анализаторы и органы чувств. Значение анализаторов.
1
Лабораторный практикум
Учебное электронное издание.
54
Зрительный анализатор
Лабораторная работа № 19
«Опыты, выявляющие иллюзии, связанные с бинокулярным зрением».
1
55
Гигиена зрения. Предупреждение глазных болезней, травм глаза.
1
56
Слуховой анализатор.
1
57
Органы равновесия, кожно-мышечной чувствиельности, обоняния и вкуса.
1
Мультимед. Электр.учебное пособие « Биология 9 класс (раздел 37)
Тема 2.14
Высшая нервная деятельность
5
58
Вклад отечественных ученых в разработку учения о высшей нервной деятельности.
1
59
Врожденные и приобретенные программы поведения.
Лабораторная работа №20
«Выработка навыков зеркального письма».
1
60
Биологические ритмы. Сон и сновидения
1
61
Особенности высшей нервной деятельности человека .Речь и сознание
1
62
Волевые действия. Эмоции. Внимание.
Лабораторная работа № 21
«Измерение числа колебаний образа усеченной пирамиды при произвольном ,непроизвольном внимании при активной работе»
1
63
Раздел 3.
Индивидуальное развитие организма.
Жизненные циклы организмов. Бесполое и половое размножение.
5
1
64
Развитие зародыша и плода. Беременность и роды.
1
65
Наследственные и врожденные заболевания.
1
66
Развитие ребенка после рождения
1
67
Индивид и личность.
1
68
Урок обобщения и систематизации знаний по теме «Строение и процессы жизнедеятельности организма человека»