Открытый урок на тему: Файзи Гаскаров- чародей танца

Чародей танца Файзи Гаскаров
(К 100-легию его детища - Башкирского государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан его имени посвящается..)
Оформление урока:
Портрет Файзи Гаскарова, книжная выставка, посвященная его жизни и творчеству и Государственному академическому ансамблю народного танда РБ имени Файзи Гаскарова; видеокассеты с концертом ансамбля. Можно также оформить красочные плакаты с высказываниями Файзи Гаскарова об искусстве, о башкирских народных танцах.
Действующие лица:
1-Ведущий, Биограф Файзи Гаскарова,
2-Ведущий
1-й ученик, 2-й ученик.

Ведущий: Уважаемые ребята, мы рады приветствовать вас!
Наш сегодняшний урок посвящается великому танцору и выдающемуся балетмейстеру Файзи Гаскарову. Человеку, которого называют чародеем танца.
Мы расскажем вам о Гаскарове, а также о его детище - Государственном академическом ансамбле народного танца Республики Башкортостан, который носит его имя. Творческая биография Файзи Гаскарова неотделима от истории ансамбля. И с его именем мы связываем не только создание этого замечательного коллектива, но и его репертуара, успехи на всесоюзных и международных аренах.
Уверяю вас, ребята, что скучать на нашем уроке вы не будете, потому что, как надеемся, вы узнаете для себя много интересного и нового.
Ведущий: Милые, дорогие ребята, вы все прекрасно знаете, что Башкортостан - это благодатная земля, край седых гор и привольных степей, прозрачных рек и озер. Красота родной земли щедро питает искусство башкир. И, может быть, ярче всего выразилось это в танце. И не зря в народе говорят: “Нет не пляшущего башкира!” А это и воистину так: башкиры - от самой природы танцующий народ.'
А теперь я вам, ребята, предлагаю поиграть. Суть игры заключается вот в чем.
Продолжите, пожалуйста, фразу: “танец-это...”
1-й- ученик: Танец - это то, что без всяких слов может рассказать о многом. Если, конечно, человек хорошо танцует. Язык танца понятен всем.
2-й- ученик: Танец - это тоже средство выражения чувств. По тому, как он танцует, можно понять характер человека. Красивый и задорный танец дарит людям хорошее настроение.
В одной книге я прочитал, что с давних пор на башкирских праздниках музыканта усаживали на почетное место, певцу подносили первую пиалу кумыса, но зато танцору доставались все улыбки.
-Легко ли сочинить танец? (ответы)
А сейчас прослушайте произведение определите, какой у него характер и кто его сочинил?
Слушание. З. Исмагилов «Бишбармак»
-Какой характер?
-Эта музыка народная или композиторская?
-Эту плясовую сочинил башкирский композитор Загир Исмагилов. СЛАЙД (Портрет Загира Исмагилова)
Но это произведение и в самом деле написано в народном духе. А называется этот знаменитый танец «Бишбармак»
А сейчас мы попытаемся создать танец, используя всем знакомые движения в процессе приготовления лапши. Покажите мне движения, как готовиться это блюдо.
1. Сначала вы просеивайте муку. Покажите, как вы будете это делать?
2. Замесите тесто. Покажите, как вы будете это делать?
3. Очистите пальцы от липкого теста. (показать)
4. Раскатайте тесто и вырежьте ромбики из теста.
Затем приведите себя в порядок: посмотрите в зеркало, расчешите волосы. И в конце попробуйте, какое получилось блюдо?
- Как вы думаете, ваши движения можно назвать танцевальными?
Но есть такие люди, которые придумывают танцы. Мы таких людей называем хореографами.
СЛАЙД
Хореография-искусство танца.
Хореограф с греческого «хорео» -танец, «графо»-пишу.
Хореограф-это постановщик танцев. Хореографа можно сравнить со скульпторами. Хореографы придают другую форму обычных движениям, как скульпторы высекают лишнее от куска мрамора изящные фигуры, отсекая ненужное, приукрашая и придавая форму, художественный образ создают произведения искусства.
Сейчас мы посмотрим танец под названием «Бишбармак». И вы убедитесь, как хореограф придал простым движениям новую форму. Сравните свои движения из танца.
Показ танца «Бишбармак» (Видеозапись)
-Чьи движения показались вам наиболее красивее? (ответы детей)
Танец - это движение, но не всякое движение можно назвать танцем. Движения рук и элементы танца от «засучивания рукавов» до всего процесса приготовления лапши: просеивание муки, резка, снятие пробы, подача, приведение себя в порядок танцовщицы изящны, приукрашены, переданы в художественной форме. Вы обратили своё внимание на то, как она выходит на сцену, держа необычно высоко в руках чашу с мукой, и в конце, также несет угощение гостям. Это сценический образ.
- Как вы считаете, в обычной жизни так не несут чашу?
- Как переводиться слово «Бишбармак»? (пять пальцев)
Немногие знают, что Бишбармак - башкирское национальное кушанье из мелко накрошенного мяса и квадратно нарезанной лапши. Название бишбармак (бук. 5 пальцев) произошло оттого, что раньше это блюдо, как большинство других, башкиры ели без вилок и ложек, просто руками (пятью пальцами). Готовится бишбармак всегда из свежего мяса, которое долго варится в котле, а затем режется на мелкие кусочки. После того как мясо сварится, в котел кладется лапша.
Как правило, к столу подается мясо с лапшой, а крепкий бульон подается отдельно в пиалах.
-Как вы думаете, а же кто является автором этого танца? (выдающийся башкирский хореограф Файзи Гаскаров).
Работая над созданием образа башкирской женщины, Файзи Гаскаров приукрасил бытовые движения, придал им изящество и художественную форму.
Вот так и возник замечательный танец «Бишбармак» связанный с образом жизни и трудовой деятельностью башкирского народа.
Этот танец очень популярен и многие ансамбли, в репертуар которых входит этот танец выступают с ним за рубежом.
-В исполнении какой народной артистки вы увидели этот танец? (решение)
Сейчас вы увидели этот танец в исполнении заслуженной артистки Республики Башкортостан ЗИЛАРОЙ АЮПОВОЙ.
Этот танец был показан во Франции и Испании, Вьетнаме и Швеции, Индии, Монголии - во многих странах рукоплескали прославленному ансамблю из Башкирии. Через танец люди самых разных национальностей узнавали красоту души башкирского народа, его обычаи и традиции.
Ведущий: Молодцы, ребята!
Столь неукоснительные свойства башкирского танца безошибочно угадал Файзи Гаскаров, талантливый и чуткий художник. Он передал не только дух и суть башкирского народного танца, а сделал его близким и понятным людям самых разных национальностей и народов.
Ведущий {задает вопрос Ведущему:): Файзи Гаскарова называют башкирским Игорем Моисеевым. А в чем заключается новизна его творчества как балетмейстера? Ведь он прославился не только потому, что создал ансамбль.
Ведущий: Файзи Гаскаров создал башкирскую хореографию, которая благодаря своему богатству и своеобразию является сегодня одной из жемчужин не только российской, но и мировой танцевальной культуры. Место Гаскарова - среди гениальнейших балетмейстеров нашего времени.
Ведущий: Но так и у любого народа - стоит собрать свое, колоритное и это уже будет жемчужиной...
Ведущий: Дело в “огранке” - культуру, фольклор создает народ, а вот профессиональное искусство - только личности. Башкирии в этом плане очень повезло - у нее был Гаскаров. Он пропустил существующее танцевальное многообразие через свою личность и создал не только ансамбль, а театр танца.
Лучше всего это подтвердило и продолжает подтверждать неизменный успех выступлений ансамбля, где бы, на какой точке планеты они не проходили. Везде выступления артистов ансамбля воспринимаются с удивлением и радостью, везде им восторженно аплодируют. Аплодируют независимо от языка и цвета кожи, потому что, как известно, истинно талантливое близко и дорого душе каждого человека на любом материке Земли.
Ведущий: Ансамбль давно уже стал своего рода визитной карточкой Башкортостана и всего башкирского народа- не только за пределами республики, но а и за пределами России - как в странах ближнего, так и дальнего зарубежья. И все это - благодаря создателю этого выдающегося коллектива.
-В каком году было присвоено почетное звание - «академический»?(решение)
В 1996 году ансамблю присвоено почетное звание - «академический». Знаменателен не только сам факт, но и то, что коллектив ансамбля теперь по праву встал в ряд самых признанных. Такие коллективы в России можно пересчитать по пальцам. Их всего три - Государственный академический ансамбль народного танца России под управлением Игоря Моисеева, Государственный академический хореографический ансамбль танца “Березка” и вот теперь Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова.
В бывших союзных республиках звания этого удостаивались лучшие из лучших: В Грузии - ансамбль народного танца под управлением Сухишвили и Рамишвили, на: Украине - имени Вирского, в Узбекистане - “Бахор”.
Ведущий: Все долгие годы существования коллектив гаскаровского ансамбля стремился к совершенству и поднялся на высшую ступень танцевального искусства бяагодаря неимоверному труду и вечному поиску. Сработала программа, заложенная еще Файзи Гаскаровым!
Ведущий: А что правда, то правда!
В 2002 году Башкортостан отмечал 90-летний юбилей Файзи Гаскарова. Для кого-то Гаскаров просто имя, которое носит известный во всем мире Государственный академический ансамбль народного танца Республики Башкортостан. Другие знают о Файзи Адгамовиче чуточку больше. К сожалению, очень мало написано о нем как о человеке, о его вкладе в культуру башкирского народа, в мировую культуру. А ведь целое сословие артистов ансамбля народного танца считает себя в той или иной степени его учениками.
Прежде всего нас, интересует его личность и судьба, его замыслы и идеи, его дух и душа. Поэтому мы расскажем вам все, что знаем о Файзи Гаскарове.
Этот год 2012 республика будет отмечать 100 - летие со дня рождения Файзи Адгамовича Гаскарова «отца ансамбля народного танца», как сказал о нем Газим Шафиков.
-Как вы думаете, в каком году сбылось то, о чем всю жизнь мечтал Гаскаров и гаскаровцы всех поколений? (Решение) (2007г)
СЛАЙД (Башдрамтеатр)
В здании Башкирского академического драматического театра открылся концертный зал башкирский академический ансамбль народного танца имени Файзи Гаскарова.
То, что «гаскаровский зал» оказался по соседству с Башдрамтеатром, кажется не случайно. Именно Башкирский драмтеатр сыграл огромную роль в том, что он стал танцовщиком, затем балетмейстером и основателем ансамбля народного танца. Еще, будучи студентом отделения Уфимского музыкального техникума, открытого 1922, он подрабатывал в оркестре барабанщиком, участвовал в массовках.СЛАЙД
На могильной плите всего лишь скромная надпись Файзи Адгамович Гаскаров, год рождения и год смерти. Только одна маленькая черта не дает нам покоя, что же осталось от этого человека. Давайте заглянем, что стоит за этой чертой?
Ведущий: Файзи Адгамович Гаскаров родился 21 октября 1912 года в городе Уфе.
"Да, я не знаю своих родителей, - говаривал Файзи Адгамович. - Я даже не знаю, кто я по национальности: башкир, татарин или какой-нибудь тунгус. Но я стал сознавать себя человеком на башкирской земле, с детства полюбил искусство ее коренного народа, благодаря ему стал художником. Я всю жизнь служил этому искусству, стараясь сохранить первозданность башкирских танцев, и потому считаю себя башкиром”.
Гаскаров хорошо помнил свое детство, когда самым большим праздником были сабантуи. Тогда на сабантуях, то в одной, то в другой деревне с удовольствием смотрели, как он танцует, хлопали ему. Вознаграждением был кусок хлеба. Но большую радость доставлял сам танец. Этот лихой и отчаянный подросток вскоре завоевал славу лучшего танцора.
Но до этого счастливого времени надо было дожить, пережить тяжкие месяцы бродяжничества и, самое страшное, голодный 1921 год в детских домах Белоруссии.
Через несколько лет окрепший, подросший, Файзи вернулся на родину и воспитывался в детском доме в Бирске. Здесь был танцевальный кружок. Именно там он почувствовал вкус к танцам, стал активным членом кружка художественной самодеятельности. Файзи „Гаскаров с теплым чувством вспоминал свою воспитательницу - черненькую молодую башкирскую женщину. Она после уроков часто приносила с собой башкирские украшения: кольца, браслеты, серьги, надевала башкирский костюм, сама напевала танцевальную мелодию. А потом она научила этим такмакам-частушкам и ребят. Наблюдая за старшими ребятами, Файзи научился играть еще и на гармошке. Заметив его талант, учителя направили мальчика в Уфу, в театральный техникум на отделение фортепиано. Ему тогда было десять- одиннадцать лет. Жил он в интернате.
Летом все дети уезжали на каникулы домой, к родителям, а Файзи никуда было ехать. Ему посчастливилось попасть барабанщиком и плясуном в башкирский передвижной театр (ныне Башкирский Академический театр имени Мажита Гафури). В мае артисты выезжали на лошадях, на телегах в районы Башкирии.
Сначала артисты играли спектакль, затем давали концерт, а после концерта устраивали молодежные игры, так называемые “киске уйын”. Файзи Гаскаров перенял массу диалектов башкирского танца, выучил танцы юношей, стариков, девушек, пожилых женщин.
В жизни каждого человека бывают смешные случаи. Были они и у Файзи.
Однажды в Уфу на гастроли приехал оперный театр из Куйбышева. А надо сказать, в то время Файзи еще ни разу не был в театре. Детей пригласили участвовать в спектакле, изображать толпу в сцене сабантуя. Когда ребят привели в театр, Файзи вдруг увидел разноцветных бабочек, летающих по сцене. Одни летали по сцене самостоятельно, а другие поднимали их. Он с упоением смотрел и думал: "Вот ведь какие интересные машины человек придумал!” Вдруг бабочки остановились и начали разговаривать. И он понял, что это люди! Маленькому Файзи очень захотелось научиться танцевать так же...
И еще один смешной случай.
2-й ученик: Вы сказали, что Файзи Гаскаров поступил на отделение фортепиано. А как же тогда получилось, что он стал не пианистом, а танцором, хореографом?
Ведущий: На его пути попались доброжелательные люди, которые всячески помогали ему и внушали, что он должен получить именно хореографическое образование.
В то время балетмейстера Анну Ивановну Павлову из Куйбышевского театра пригласили преподавать танцевальные дисциплины в уфимский театральный техникум. Файзи она заметила сразу. Он был подвижным, спортивным, исполнял башкирские, цыганские пляски. Любил кавказский танец, для которого сам смастерил деревянный кинжал. Анна Ивановна предложила Файзи ехать в Москву учиться балету.
Ну, а когда он, пройдя строгий экзамен выдающихся мастеров классического танца, стал учащимся балетной школы при Большом театре Союза ССР, оптимизм, жизнерадостность стали его второй натурой. Эти свойства характера окрасили в будущем все его танцы удивительным очарованием, придали ему силу жизнеутверждения.
Весной 1927 года Башкирский государственный театр драмы был приглашён на гастроли в Москву. После показа спектаклей театр дал ещё одно представление. По программе Общества научного и художественного народоведения «Этномир» труппа участвовала в Вечере национальностей. Свой номер в концерте имел и самый юный участник-ученик оркестра и танцевального ансамбля при театре Файзи Гаскаров. Однако поначалу выступление 14-него артиста не было объявлено. Шёл номер знаменитого кураиста Юмабая Исянбаева, не смене музыкальных тем выбежала на подмостки грациозная девушка, до бровей завернутая в платок, и поплыла, и завертелась, и закружилась, и поскакала по сцене «перекати-полем», да так стремительно, что казалось, её собственные ноги не поспевают за ней. (ПОКАЗ танца Муглифа видеозапись)
При последних головокружительных турах слетел с танцовщицы платок и упало платье! Зрительный зал, замерший в недоумении, целое мгновение стыдливо хранил молчание, но затем взорвался восторженными аплодисментами, веселым смехом, криками «браво»
-Как вы думаете, кто был исполнителем этого танца? (ответы детей) Перед ними стоял совершенно юный паренек, вполне одетый и улыбающийся во весь рот от радости за свой успех. Это был Файзи Гаскаров, который исполнил башкирский народный женский танец «Муглифа», поставленный и срежиссированный им самим.
Современному зрителю больше известен танец «Загида». Сейчас вы увидели в исполнении прекрасной танцовщицы Рашиды Туйсиной. Поставив новый вариант танца для Туйсиной, Гаскаров дал ему новое название «Загида». В 1968 году с этим танцем Р. Туйсина поехала в Болгарию на Всемирный фестиваль молодежей и студентов. Успех был ошеломляющий! Она привезла золотую медаль и звание Лауреата.
-О чем был танец? Что означают вот эти движения?(показ) Сначала она прядет, затем она готовит пищу, ну а потом прихорашивается.
-О чем танец? (ответы детей)
Перед отъездом Р. Туйсина спросила у хореографа: «А если меня спросят, о чем твой танец, как я им объясню» Скажешь женский труд» ответил Гаскаров.
Во время учебы в Москве Гаскаров познакомился со многими известными
людьми, которые тоже заметили его яркий талант. Его пластику оценил даже великий поэт Владимир Маяковский.СЛАЙД Учась в балетной школе, Файзи подрабатывал в цирке разными трюками. В то время там ставили “Мистерию Буфф”, и Маяковский часто приходил на репетиции. Поэту очень нравилось, как маленький трюкач исполнял двойные сальто. Он просил повторить еще и еще. За исполнение этого трюка Файзи, как и другим, платили деньги. А за повторное исполнение ничего не платили. Поэтому у паренька эти бесплатные повторения вызывали большое недовольство. Маленький трюкач в душе даже невзлюбил Маяковского.
Окончив учебу, Гаскаров в 1932 году вернулся в Уфу, стал первым из башкир профессиональным артистом балета.
Он поставил перед собой задачу - добиться открытия башкирского хореографического отделения в большом театре, в Москве, или в театре имени Кирова, в Ленинграде. Эту идею поддержал председатель Башкирского ЦИКа Авзал Тагиров. В 1934 году Гаскарову было поручено собрать группу ребят для обучения в Ленинградском хореографическом училище. Там и было открыто башкирское национальное отделение, которое возглавил Файзи Гаскаров.
Из мальчиков и девочек, отобранных им, выросли потом замечательные мастера балета. Именно Файзи Гаскарову обязаны своей творческой биографией выдающиеся артисты балета:
СЛАЙДЫ: Зайтуна Насретдинова, Халяф Сафиуллин, Рудольф Нуреев, Нинель Юлтыева, Фаузи Саттаров, Гузель Сулейманова, Тамара Худайбердина и другие. Эти солисты башкирского балета были в числе тех, кого в свое время "открыл” для искусства Файзи Гаскаров. С них начался башкирский классический балет.
Итак, в двадцать лет молодой Гаскаров стал педагогом.
Вскоре Гаскаров снова едет в Москву. Он принял предложение Игоря Моисеева стать солистом и ассистентом в государственном ансамбле народного танца СССР. Недолго думая, Гаскаров поехал в Москву. Он и здесь отличился. Зрители сразу же заметили невысокого пластичного танцовщика. Искрометность темперамента, сила драматического дарования, воздушность прыжков выделили Гаскарова среди других артистов. Он перетанцевал в ансамбле всю первую программу. Игорь Александрович иногда давал ему возможность самому работать с труппой.
Ведущий: Получается, что биография Гаскарова складывалась как нельзя лучше: он один из ведущих солистов прославленного танцевального ансамбля, ему покровительствует сам знаменитый Игорь Моисеев, он его ассистент; он также любимец публики, его в будущем ждет слава, личное благополучие, окружение известных людей. Что же тогда заставило Гаскарова отказаться от столь блестящей перспективы и вновь вернуться в Башкирию?
Ведущий: Его тянуло домой. Ему хотелось создать свой ансамбль народного танца, подобный моисеевскому, но со своим собственным "знаком качества". Эта мысль часто приходила ему в голову. Идеей он поделился с Моисеевым. На что Игорь Александрович ответил:
-Это хорошо, Файзи, но очень трудно. У вас в республике нет профессионального танцевального искусства, а художественная самодеятельность на очень низком уровне. Приглашать артистов балета или эстрады нет никакого резона, так как их надо переучивать заново, а это невозможно. Поезжай в аулы, там ищи будущих артистов? Таланты- то ведь - в народе, их надо уметь найти.
Вот их и выбери и сделай своих будущих артистов! Только не забывай, что создаешь не просто ансамбль танца, а ансамбль башкирского народного танца! Следовательно, кадры подбирай, в основном, из коренной национальности! Но только помни, не подбирай своих будущих артистов под один рост и одинаковой комплекции. И твоя задача как руководителя - творчески ; цементировать коллектив своим художественным почерком! Трудно будет, приезжай Москву,поможем!
Вот так, получив благословение знаменитого хореографа, Файзи поспешил домой. Дорога длинная, а мыслями он уже в работе. Нужны массовые башкирские танцы, которыми бы ансамбль начинал и заканчивал концерт. Еще в поезде он сочинил танцы “Гульназира” и “Зарифа”, когда ехал из Москвы в Уфу.
В Уфе прямо с вокзала он поспешил в управление искусств, но его идею о создании профессионального башкирского ансамбля народного танца там не поддержали.
Куда теперь деваться молодому человеку, у которого нет ни родного дома, ни родителей, ни родственников? Тогда он обратился к директору Башкирского театрального техникума. Гаскаров предложил ему создать кружок башкирского народного танца и получил “добро”.
Через два дня на стенде висело объявление: «Создается кружок по изучению башкирского народного танца. Руководитель - Файзи Гаскаров». Когда он вошел в класс, то увидел человек тридцать студентов с четырех курсов, любителей башкирского танца. В первый же день они выучили два массовых танца«Гульназира», и «Зарифа», которые стал основой репертуара башкирского ансамбля народного танца.За месяц с лишним они создали полную концертную программу. Это были башкирские,татарские, марийские, чувашские, белорусские, украинские, молдавские танцы, которые он поставил со студентами театрального техникума
Ведущий: А какое время или какую дату следует считать временем рождения ансамбля? Кто нам об этом расскажет?
Ведущий: О, это целая история! Между прочим, очень интересная.
Тогда, в 1939 году, к юбилейной сессии, посвященной 20 -летаю со дня освобождения города Уфы от колчаковцев войсками Чапаева, формировался концерт. Решили посмотреть и коллектив ансамбля народного танца. Выбрали три танца: башкирский массовый “Гульназира”, башкирский сольный танец “Икзак” и русский “Уральский молодежный”.
Наконец, долгожданный день юбилея - 9 июня - наступил. Первым номером концерта шло выступление ансамбля кур аистов, который был создан на этой сцене впервые в истории башкирской культуры.
Следующим номером объявили:
-Выступает башкирский ансамбль народного танца. Танец “Гульназира”.(Показ танца видео запись)
На сцену выбегают двадцать пар башкирских девушек и юношей и еще двадцать кураистов и несколько человек баянистов. Таким образом, начался шумный танец, люди стали аплодировать стоя. И в этот момент. Гаскарова кто-то тронул за плечо, это был начальник управления искусств. Он отвел Файзи в сторону, и так как танец исполняется шумно, кричит:
Какое право ты имеешь самовольничать?! У нас в Башкирии никакого ансамбля народного танца нет! Выгнать тебя нужно из Уфы. Ты - самозванец, еще объявил себя художественным руководителем! Приди в понедельник в одиннадцать часов, мы поговорим с тобой.
После этого разговора, конечно, Файзи был очень расстроен. По сути, он сделал хорошее дело украсил концерт массовыми танцами. Впервые были показаны такие массовые танцы. Через некоторое время к нему подошел молодой человек и сказал, что комиссии коллектив понравился, их приглашают на гостевой ужин в столовую Совета Министров. Участники ансамбля надели свои театральные русские костюмы и прошли в столовую как их просили. Ансамбль зашел в зал вслед за гостями, и тут же началась пляска, В момент выступления ансамбля Гаскаров увидел одного здоровяка, который приплясывает и одновременно машет носовым платочком. Это был депутат ВЦИК, Герой Советского Союза Эрнест Кренкель. Рядом с ним стоял Председатель Совета Министров БАССР Шагимарданов. Гаскаров подошел к Шагимарданову и сказал:
-Разрешите мне обратиться к Эрнесту Теодоровичу Кренкелю.
Он представился художественным руководителем танцующего коллектива и спросил, нравится ли им этот коллектив. Кренкель ответил, что коллектив нравится. Тогда Гаскаров им сообщил, что завтра ансамбля уже- не будет, так как Башкирское управление искусств не дает ни копейки денег не содержание этого коллектива. Кренкель повернулся к Шагимарданову и сказал:
-Фазыл, как же так, вы плаваете на нефтяных озерах, сидите на золотых слитках, и не можете такой милый коллектив поддержать?!
Шагимарданов сказал:
Молодой человек, продолжайте работать. Деньги найдутся.
Так родился Балкирский ансамбль народного танца! Родился его художественный руководитель Файзи Гаскаров.
В некоторых публикациях относительно времени рождения ансамбля называется март месяц, а точнее, 11 марта 1939 года. В этот день Гаскаров был назначен художественным руководителем танцевального кружка (народного ансамбля танца) студентов театрального техникума. Но как вы, наверное, уже заметили, тут фигурирует еще и другая дата - 9 июня 1939 года. Однако противоречия здесь нет. Первая дата – 11 марта названного года - можно считать фактическим днем рождения гаскаровского ансамбля танца, потому что именно с этого танцевального кружка, как понятно, и начинается его история. А 9 июня того же года следует считать официальной- датой его рождения.
Ведущий:Вот такой он был Файзи Адгамович Гаскаров!
Тот, кто полагает, что ему просто везло, тот очень сильно ошибается. Нет, Фортуна к Гаскарову была весьма сурова. И всего в жизни он добивался сам. Благодаря не только собственному недюжинному таланту, а и целеустремленности, настойчивости, упорству! Образно говоря, собственным лбом ему приходилось пробивать стены!
Гаскаров поражал своих современников феноменальной памятью: всегда очень хорошо помнил все имена, даты, давнишние события, факты. Обладал большим, глубоким умом, колоссальной эрудицией.
Ведущий: Вскоре Гаскаров отправился в этнографическую экспедицию по республике. Он пешком бродил от одного аула к другому, собирая танцевальный фольклор, устные легенды и предания. Особенно любил бывать на народных празднествах, свадьбах, концертах художественной самодеятельности. Его интересовало все - от танцевальных движений, контуров и “выкаблучиваний" до национальных костюмов. Если ему удавалось, он приобретал старинные вещи и увозил их в Уфу.
Ведущий:Согласитесь, много лет подряд ездить по республике и даже за ее пределами, отдавая все свое время на изучение танцевального фольклора - на это способен далека не каждый. Гаскаров одним из первых хореографических фольклористов вел записи и зарисовки всего, что можно записать и зарисовать, ибо понимал, что в народном творчестве все взаимосвязано.
Именно творческие экспедиции в самые “танцевальные” районы Башкортостана сделали Файзи Гаскарова не просто самым большим и самым тонким знатоком башкирского народного танца, но и страстным его пропагандистом, что, в конечном счете, и привело к созданию ансамбля
Ведущий:Рождение ансамбля сопровождалось горячими аплодисментами
восторженных зрителей. Однако и трудности дали знать о себе с первых же дней. Сначала ансамбль не имел даже репетиционного зала, и молодые артисты занимались в совершенно невообразимых условиях - на открытой площадке сада имени Луначарского.
(Сейчас сад имени Аксакова СЛАЙД)
Первый состав ансамбля состоял из сорока танцоров и двадцати кураистов. Они пришли в ансамбль из кружков художественной самодеятельности, в основном из сел. Подбирая артистов в ансамбль, Гаскаров предпочитал деревенских девушек и юношей. Он находил их в самых глухих деревнях.
По его собственному признанию, Гаскаров побывал почти во всех районах Башкирии. Он знал, где таятся нужные ему “крупицы золота”, и находил своих артистов довольно быстро и безошибочно. Обогатили ансамбль, стали его драгоценной оправой СЛАЙДЫ Хазина Магазова, Ирек Ибрагимов, Мухамет Идрисов, Назира Мударисова, Александра Морозова, Роза Бикташева, Ольга Христофорова, Геннадий Мотыгин, Василий Ахряпов и другие.
Новоиспеченные артисты с большим энтузиазмом принялись осваивать совершенно новые для них классический тренаж, различные танцевальные ходы, дробушки, вращения, изучать историю театра, искусство грима. Если раньше башкирские танцы исполнялись только в быту - на праздниках, гуляньях, то теперь они должны были занять почетное место на профессиональной сцене.
Ведущий:В 1941 году ансамбль усиленно готовился к Декаде башкирской литературы и искусства в Москве, но Великая Отечественная война отложила ее на четырнадцать лет.
Многих своих питомцев ансамбль проводил на фронт. Гаскаров подал заявление в военкомат, но его не приняли, так как Файзи Адгамович был еще главным балетмейстером башкирского театра оперы и балета.
Позднее он подал заявление в политуправление Советской. Армии, откуда пришел положительный ответ. Башкирский обком ВКП(б) разрешил выехать на фронт в башкирскую дивизию, которую возглавлял генерал Шаймуратов. И там он остается верным своему призванию - создает танцевальный коллектив из бойцов и командиров действующей армии.
В ходе подготовки к юбилею Башкирской республики Гаскаров вызвали с фронта для формирования, ансамбля народного танца. Затем он вновь отправился на фронт с джигитами башкирской дивизии. В глубоком рейде под Ворошиловградом ансамбль, созданный в башкирской дивизии, в боях был “потрепан”. Пришлось создавать новый.
Репетиции тогда проходили в “окопно-блиндажных условиях”.
В ансамбле были не только башкиры, но и много солдат других национальностей. Художественный ансамбль Гаскарова существовал до конца войны. После взятия Берлина его расформировали, артистов демобилизовали.
После окончания войны Гаскаров некоторое время работал балетмейстером и главным бадатмейстером Татарского государственного театра оперы и балета, Татарского государственного ансамбля песни и пляски в Казани.Позвольте заметить, его просто боготворили в Казани, его именем делалось там- все, беспрепятственно!Да, это так.
Ведущий:А каким образом Гаскаров вновь оказался в Уфе?
Ведущий:Надеюсь, все здесь сидящие прекрасно понимают, что таланты такого масштаба, как Файзи Гаскаров, везде нарасхват. В то время в Башкирии в нем нуждались как в воздухе. Дело в том, что 1955 году планировалось проведение Декады башкирской литературы и искусства в Москве, поэтому в 1952 году его отозвали в Уфу на должность художественного руководителя Башкирского ансамбля народного танца. А потом мы уже говорили, что его всегда тянуло на родину. Так что, остаться в Казани или вернуться в Уфу, - такого вопроса для него, наверное, тогда не существовало. И он, надо думать, принял предложение вернуться в Башкирию с воодушевлением. И, таким образом, Файзи Гаскаров вновь оказался в Уфе.
Коллектив ансамбля необходимо было воссоздавать заново. Для этого пришлось открыть трехмесячные курсы по башкирскому танцу для сельской молодежи коренной национальности. Сформировав основной состав ансамбля, Гаскаров приступил к работе над танцами, с которыми коллектив должен был выступать в Москве.
Ведущий:На Декаде башкирской литературы и искусства в 1955 году, после длительной подготовки, коллектив выступил с большим успехом. Высокую оценку ансамблю дали не только простые зрители, но и профессиональные артисты - люди, понимающие толк в искусстве. Вот как рассказывает об этом в своей статье “Яркие страницы впереди”, напечатанной в 3-ем номере журнала “Ватандаш” за 2000год, одна из самых ярких тогда солисток, заслуженная артистка, заслуженный работник культуры РБ Екатерина Варламова:«Приведу один красноречивый эпизод. На генеральной репетиции гала-концерта в Большом театре, после исполнения “Семи девушек”, нарушив традиционный нейтралитет, зааплодировали не только комиссия и артисты, сидящие в зале, но и оркестр Большого театра Поднявшись со своих мест, музыканты приветствовали, нас, танцовщиц, по-своему - постукиванием смычками по корпусу инструментов, смычками по меди. Такое признание очень дорого!»
Ведущий:После успешного выступления в Москве ансамбль начинает выезжать за рубеж. Первой стала поездка в Демократическую Республику Вьетнам. Президент Хо Ши Мин СЛАЙД вручает башкирским танцорам высшую награду страныорден Труда I степени.
Справедливости ради стоит вспомнить, что и до этого отдельные башкирские артисты выезжали за рубеж. В 1953 году на Всемирном фестивале молодежи и студентов в Бухаресте, когда солисты ансамбля Мухамет Идрисов, Мухамет Шамсутдинов и Анвар Фахрутдинов за танец «Три брата» были удостоены золотых медалей. Такую же награду получила Тамара Худайбердина за танец “Муглифа”. Они же, а также Хазина Магазова в составе сборных бригад посетили Болгарию, Гвинею, Гану, Камбоджу.
После Вьетнама последовали новые зарубежные гастроли ансамбля. География выступлений ансамбля - более 50 стран мира Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, включая Австралию, Канаду и США. Если соединить одной красной линией дороги гастрольных маршрутов, можно было бы ею не раз обернуть земной шар.
"Старики” рассказывали о том, как некогда бушевал испанский стадион, заглушая оркестр, как, рукоплескал, благодаря гаскаровцев за исполненный ими танец басков.
Да разве только это? Любая поездка коллектива за рубеж открывала поклонникам искусства танца целый мир - прекрасный мир башкирской хореографии, а значит, крепчайшими узами (и они ведь гораздо прочнее соглашений, скрепленных подписями и печатями) связывала нашу республику со всевозможными державами.
Ведущий: Со дня основания ансамбля его коллективом было создано более 150 танцев, автором 50 из них является Файзи Гаскаров. И эта драгоценная россыпь танцев, созданная его щедрым талантом, и по сей день составляет основу репертуара коллектива, его золотой фонд.
Файзи Гаскаров, создавая репертуар, ансамбля, не копировал фольклорный материал, а на его основе по существу строил новые танцы. Бережно сохраняя специфические черты и национальный характер народной пляски, он создал интереснейшие образцы героических, игровых, лирических танцев. Для своих произведений Файзи Гаскаров всегда выбирал темы и сюжеты, ярко отражающие народные обычаи, поэтические традиции. Он отбирал наиболее типичное в народном танце и стремился по-новому обогатить технику танцевального языка, не искажая при этом манеру и характер фольклорного танца.
Исключительно интересная работа мастера по созданию первых башкирских сценических танцев, - их театрализация принесла свои плоды.
Для балетмейстерской работы Гаскарова всегда были присущи такие черты, как поиск характеров, эмоциональная яркость танца. В сюжетных композициях он умело сочетал игровые моменты с танцами. В участниках веселых происшествий мы сразу же узнаем своих молодых современников.
Это и лирические танцы, названные именами башкирских девушек... (Обращается к аудитории)
-Как, кстати, ребята, называются эти танцы? (Ребята отвечают). Правильные ответы:СЛАЙДЫ ("Загида", “Зарифа", “Гульназира”).Это также и сольный лирический танец “Байк”, в котором достоинство и доблесть пожилого воина сочетаются с лукавым удальством. Это и танец-легенда “Семь девушек”. Это и “Северные амуры” - танцевальная сюита о башкирских конниках, прославившихся в борьбе с Наполеоном, и полная теплоты и юмора сцена встречи трех поколений в миниатюре “Три брата”.Молодежный массовый танец “Гульназира” представляет собой типичную картину сельского праздника, на котором молодые люди, желая привлечь внимание девушек, демонстрируют свою ловкость, выдумку и находчивость.
Близок к нему по характеру также массовый танец-вихрь “Зарифа”, требующий от исполнителей виртуозной техники, “Зарифа” - замечательный танец, полный жизни и внутреннего огня, грациозности и оптимизма
Ведущий:А мне особенно нравится танец “Семь девушек”. - Этот танец был одним из; любимых танцев Гаскарова “Семь девушек” - хореографическое решение поэтической легенды возвышенной и беззаветной дружбе семи красавиц.
Этот танец никогда не сходил с репертуара ансамбля, исполняется уже многие десятилетия, и всегда с неизменным успехом. Семь чернобровых красавиц выплывают на сцену стройной линией, одна за другой, Их шаги - так называемые “дробушки” - так мелки и часты, что производят впечатление плавного лебединого хода Эта особая плавность поступи передает нежность, целомудрие башкирской девушки. Семь красавиц плывут с гордо поднятыми головами и опущенными взорами, как бы пытаясь скрыть выражение глаз от любопытных. И ведь лишь один раз красавицы поднимут глаза на зрителя и обожгут его горячим взглядом, и это будет самой высокой для него наградой. За опущенными ресницами - какая-то тайна. Какая ребята?
(Показ танца «Семь девушек» Видеозапись (Ответы детей)
В танце “Семь девушек”, танцовщицы за все время лишь один раз поднимают на зрителя свои глаза, точнее, вздымают веки. Это не все могут заметить или придать значение. А вот в Чехословакии и заметили, и оценили, разразившись в этом месте аплодисментами. Дело в том, что эта деталь, которую я подсмотрел в жизни, обусловлена историческим положением башкирской женщины, отражает ее взаимоотношения с окружающими...»
И, что интересно, “Семь девушек” взяли в свой репертуар Государственный ансамбль народного танца СССР, узбекский ансамбль танца “Бахор”, татарский, каракалпакский, корейский, вьетнамский ансамбли.
Башкирский танец по своей природе сюжетен. Эту традицию творчески развивал балетмейстер Файзи Гаскаров: каждая новая его работа убедительно выражает какую-то мысль, событие, идею.
Он заменил устаревшую лексику башкирского танца, ввел геометрические построения в массовых сценах. Он создал новое направление в башкирском искусстве - НАРОДНЫЙ СЦЕНИЧЕСКИЙ ТАНЕЦ.
Ведущий:Файзи Гаскаров за годы руководства ансамблем; неутомимо создавал все новые танцевальные шедевры, идущие от самой жизни: “Укротители” “У ручья”, “Косари”, дуэт “Дружба”... Прошлый и сегодняшний день сплелись воедино, воспарили на сцене в образе замечательных хореографических произведений.
Ведущий: Только на территории нашей республики проживают представители более ста? национальностей. Поэтому Гаскаров включал в репертуар своего ансамбля и танцы народов-соседей: татарские, русские, чувашские, марийские, украинские...
Поездки за границу для башкирского ансамбля - не только концертные турне. Показывая свое искусство, танцоры не забывают внимательно изучать творчество народов, гостями которых они являются. Почти из каждой зарубежной поездки ансамбль привозит чудесные дары искусства - танцы. И такая замечательная традиция была еще заложена Файзи Гаскаровым.
Праздничная танцевальная сюита “В гостях у друзей” создана Файзи Гаскаровым на основе вьетнамского “Танца с бамбуками”.
В концертную программу ансамбля неизменно включаются танцы также и других народов мира Львиную их долю составляют танцы, привезенные ветеранами ансамбля - питомцами Г аскарова Это - индийские народные танцы “Апарипу”, “Сантал”, “Павлир”, “Бхарат натьям”, корейский “Танец с веерами”, пакистанский- танец “Праздник урожая”, бенгальские танцы “Мелодии и ритмы”, “Три грации”, африканский танец “Ритмы Африки”. В репертуар ансамбля вошли также танцы: украинский “Гопак”, испанский “Андалузские вечера”, греческий “Сиртаки”, еврейский “Шалом”, венгерский “Чардаш”, американский “Кантри”;
Ведущий:: Многие маститые артисты считают Гаскарова своим учителем и наставником. Назовем хотя бы одного из них - Мухамета Идрисова. СЛАЙД
- Ребята, вам знакомо это имя? (Ребята отвечают)
Ведущий:Мухамет Идрисов - это истинно народный самородок. К тому моменту, когда познакомился с Файзи Гаскаровым, он мог уже прекрасна исполнять любой башкирский мужской танец. Но Идрисов тоже считает Файзи Гаскарова своим учителем, хотя он и не претендовал на роль его учителя. Идрисов прекрасно понимает, что без профессиональной выучки, которую он в короткий срок прошел под бдительным оком Файзи Гаскарова, он никогда бы не стал тем, кем в конечном счете стал - великим танцором.
Файзи Гаскаров с учетом творческой индивидуальности и темперамента Идрисова создал специально для него ряд хореографических миниатюр, вошедших в золотой фонд Профессионального башкирского танца. Это танец- “Байк”, хореографический дуэт “Подарок”, который Идрисов исполнял в паре со своей супругой - с Александрой Идрисовой (Морозовой), а также танцевальная юмореска Три брата”, где он создает образ среднего брата-степенного, крепко сложенного мужчины, не лишенного озорства и лукавства. Гаскаров всегда с огромной охотой рассказывал о достоинствах своих учеников.
Любил и СЛАЙД Закира Исмаилова, который исполнял роль жениха и специально для него поставил замечательный танец, о каком танце пойдет сейчас речь, вы определите сами.
Итак, перед нами татарская деревня. Парень из деревни уехал в город устраивается приказчиком (продавцом) у барина. И вот он решил жениться на деревенской девушке. Судя по настроению, по обстановке, мы знаем, что девушка осведомлена. Парень жених, тем не менее, боится и очень волнуется.
-Как вы думаете, кого он позовет на помощь? (ответы детей) (показ танца фрагмент)
В татарских деревнях соблюдались строгие законы. При встрече с мужчинами девушки не должны были показывать свои лица. И попасть на свидание было очень сложно.
- Как вы думаете, как же девушка попадет на свидание? (ответы детей) (показ танца фрагмент)
Это было время, когда было не принято говорить вслух о чувствах. Девушка не могла произносить слова любви, но она должна была выразить своё отношение, своё согласие.
- Как же она это сделает? (ответы детей)
Каждая девушка занималась рукоделием-вышивкой. Тайно от родителей, по ночам она вышивала платок для будущего жениха. Девушка мечтала, чтобы этот платок достался своему любимому. Но случалось и так, что девушку отдавали замуж за другого. И поэтому с тех платочек-символ неразделенной любви. (показ танца)
- Но жених тоже должен подтвердить серьёзность своих намерений. Что он сделает для этого? (ответы детей) (показ танца)
-Как бы вы назвали этот танец? (ответы детей). Жених (если нет отгадают, то решение )

Ведущий: А Махмуда Эсамбаева СЛАЙД - всемирно известного чеченского танцора, вы, ребята, знаете?(Ребята отвечают)Вот передо мной лежит 12-й номер журнала “Рампа” за 2002 год, где опубликована статья Бориса Торика “Мой друг Файзи”.
Художник Борис Торик СЛАЙД с Файзи Гаскаровым проработал вместе много лет, создавая эскизы костюмов его танцев.
И вот что рассказывает Борис Яковлевич в своей статье: «Махмуд Эсамбаев... приезжал в Уфу не однажды, давал здесь триумфальные концерты, на которые народ ломился. Так вот Эсамбаев, любивший беседовать со зрителями, публично произносил следующее: “Меня сделал тем, что я есть, - Файзи Гаскаров”. Как это понимать? Оказывается, молодой, никому еще неизвестный Эсамбаев участвовал в конкурсе, где членом жюри был и Гаскаров. Эсамбаеву хотели присудить третье место, но только первое давало право танцору на собственные концертные программы и зарубежные гастроли. Гаскарову чем-то приглянулся этот чеченский паренек, он уговорил жюри дать первую премию Эсамбаеву. С этого конкурса и началась его звездная карьера».
Далее Борис Яковлевич отмечает, что работать у Гаскарова для танцоров было счастьем. Они любили его и буквально трепетали перед ним, бесконечно преданы ему, хотя Файзи Адгамович нередко кричал на них, муштровал их.
Вспоминая былое, Борис Торик далее пишет: «Благодаря Файзи я, Борис Торик, стал популярен как башкирский художник...
Он многому научил меня, и не только потому, что был старше на двадцать лет. Он глубоко изучил башкирский быт. Много знал, и чутье, интуицию имел потрясающие... Гаскаров как никто знал башкирскую душу и как никто умел лепить ее образ. Его точный, принципиальный взгляд на национальное преображал любую материю в нечто подлинное, что мгновенно вызывало доверие народа. Он шикарно разбирался в тканях, в цвете, фактурах,’ умел распознать нужное сочетание из сотни комбинаций. ('Прочь шелка, стразы, парчу это не башкирский характер!”)
По своей профессии Борис Торик - певец. Впервые Файзи Гаскаров увидел его на сцене оперного театра в «Фаусте» в роли Мефистофеля. Файзи Адгамович поинтересовался, кто он, молодой бас. В чьих костюмах. Дальше я буду не рассказывать, а цитировать: «Оказалось, он выходит на сцену в придуманных им же одеждах, - и художник, и певец. Это показалось мне удивительным, взволновало. Как раз в тот момент я вынашивал замысел «Северных амуров», мне нужны были костюмы, - театральные, удобные в танце и реалистичные вместе с тем. Я предложил ему: “слушай, Борис, давай попробуем с тобой башкирские танцы одеть”. Он сначала с недоверием, но дальше - больше, увлекся. Вот эти шапки знаменитые, с красным конусом. Мы долго спорили о тканях и цвете, пока он не придумал продернуть черные шнуры по красному фону, они ведь могли привязывать шапку этими шнурами, чтобы не слетала. Я обрадовался. Таких шапок никогда не было, но исторические причины их существования у башкир - были. Потому они и прижились.СЛАЙД Что в них есть стиль и реалистичность. Мы работали вместе больше двадцати лет, его костюмы запечатлены в книгах, фильмах, документах. По ним сейчас учатся. Я желаю ему, талантливому художнику и другу Борису Торику - светлого будущего». Я прочел текст, записанный на магнитофон самим Файзи Адгамовичем в конце его жизни. Он служит предисловием к статье Торика. Борис Яковлевич хранит этот текст как дорогую реликвию своего архива, накопленного в течение многолетней уфимской эпопеи. Сейчас он живет в Омске.
Сотрудничество двух талантливейших людей оказалось очень удачным. Как свидетельствуют его современники, Гаскаров в частной жизни был человеком , непонятным и непредсказуемым. Но он был понятным и предсказуемым, когда говорил о творчестве, когда замышлял сюжет танца и планомерно осуществлял его в жизни, безошибочно находя для этого нужных исполнителей. Вот что рассказывает о нем народная артистка, ветеран ансамбля Хазина Нурмухаметовна Магазова:СЛАЙД
“У Файзи Адгамовича было необыкновенное чутье на талант. Он, как говорится, чувствовал его за версту... Всегда точно знал, кто какой танец должен исполнять. Иногда его выбор нас удивлял, ставил в тупик. Но он работал с этим танцором с каким-то диким, немыслимым упорством и исступлением, будто старался доказать, что был прав в своем выборе. И в конце концов добивался своего: новый, иногда совершенно ни в чем не проявивший себя артист в какой-то момент раскрывался с совершенно неожиданной стороны, становился признанным танцором или даже солистом со своим собственным амплуа. Позднее я стала думать, что Файзи Адгамович делал это специально, чтобы в ансамбле не было середнячков, а все были на роди ведущих. Может быть, именно поэтому все участники нашего ансамбля той поры были личностями”. Это высказывание Хазины Магазовой я процитировала по очерку Газима Шафикова: “Архимедова точка опоры Гаскарова”. Писатель Газим Шафиков был близким другом Файзи Гаскарова. По признанию самого писателя, его очерк это не рассказ о человеке вообще, а эссе о выдающемся деятеле танцевального искусства, благодаря которому в Башкортостане родился истинно профессиональное хореографическое творчество.
Когда читаешь очерк Газима Шафикова, со всей отчетливостью убеждаешься: Гаскаров - это балетмейстер от Бога!
Ведущий:В шестидесятые годы Файзи Гаскаров работал особенно плодотворно. В то время родились такие шедевры, как “Северные амуры”, “Проказницы”, “Весенний поток”.
В танце “Северные амуры” хочется сказать отдельно. Это просто великолепный танец. Кстати, ребята, чему посвящается этот танец?{Ребята отвечают)
Да, действительно, танец “Северные амуры” - это эпическое повествование об участии башкирских воинов в Отечественной войне 1812 года Велика была роль башкирских кавалерийских полков в победе в этой войне, и они по праву разделили триумф российских войск, войдя в поверженную столицу Франции - Париж. Вы это знаете из истории. Динамичное развитие действия в танце, его неистовая кульминация взволнованно рассказывают о героическом прошлом народа. Гибкие силуэты башкирских джигитов, мужественный образ офицера выписаны оригинально, сочно и исторически правдиво. Этот танец, обошедший полмира и да сих пор не сошедший со сцены, так рельефно и выпукло олицетворяет характер народа, так ярко выражает его неиссякаемый дух, самоотверженность и оптимизм, что смотришь каждый раз с неослабным вниманием, словно читаешь талантливую книгу-повесть. “Северные амуры” - классика башкирского танцевального искусства, созданная гением народа и талантом влюбленного в свой труд замечательного мастера.
Ведущий:(задает вопрос): До какого периода Файзи Гаскаров руководил ансамблем? Он же, кажется, ушел из ансамбля еще в расцвете сил? Что послужило причиной его ухода?
Ведущий:К сожалению, в 1971 году Гаскаров расстался со своим, детищем. Этому были причины различного порядка: пошаливало здоровье, труднее стало находить общий язык с чиновниками от искусства.
1-йученик: А что стало с ним потом? Чем он потом занимался?
Ведущий: Несколько лет он руководил танцевальным коллективом Байрамгуловского совхоза Учалинского района, затем самодеятельным танцевальным ансамблем в Абзелилове. СЛАЙД
В годы руководства Гаскарова эти танцевальные ансамбли пережили неожиданный творческий взлет. В те годы слава этих ансамблей гремела не только по всей нашей республике, а и далеко за ее пределами. Эти сельские танцевальные коллективы Гаскарова не раз участвовали в самых престижных конкурсах и фестивалях и занимали ведущие места, становились их лауреатами. В Байрамгулове Гаскаров поставил несколько новых танцев, самый выдающийся из которых - “Укротители”, блестяще исполняемый его исполнителями. Позднее этот танец освоили и артисты Государственного ансамбля народного танца, он вошел в их стержневой репертуар.
Потом Гаскаров вернулся в Уфу. Он неоднократно был режиссером-постановщиком концертов и вечеров, показываемых в различных дворцах культуры, а также во Дворце спорта. И в этих дворцах он ухитрялся поставить новые танцы.
Но силы и здоровье его иссякали. Потом наступило самое страшное - слепота, сначала частичная, затем - абсолютная. СЛАЙД (улица революционная) Живя в одиночестве, он старался чем-то себя занять, вслепую писал сценарии будущих хореографических и балетных спектаклей.
18 июня 1984 года Файзи Гаскарова не стало.
1-йученик: А когда ансамблю было присвоено его имя?
Ведущий: Культурная общественность Башкортостана сразу после смерти Файзи Гаскарова стала добиваться присуждения его имени созданному им ансамблю. Новые власти не стали с этим тянуть: с 1988 года, накануне своего 50-летнего юбилея ансамбль стал носить имя Файзи Гаскарова.
Я хочу сообщить о Файзи Гаскарове еще кое-что очень важное. Он является автором либретто балета “Журавлиная песнь”, а также книги “Башкирские танцы”. СЛАЙД
В 1967 году Гаскарову одним из первых была присуждена только что учрежденная премия имени Салавата Юлаева за либретто и постановку танцев “Северные амуры”, “Весенний поток’’, "Укротители”, “Казавочки", за хореографическую композицию “В гостях у друзей”, посвященную борющемуся Вьетнаму. Он заслуженный деятель искусств БАССР и РСФСР. Ведущий: Нынешний ансамбль - Академический имени Гаскарова - неизмеримо далек от того, родившегося 100 лет назад. Раньше молодежь приходила из художественной самодеятельности,от станка, из колхоза, из школьных стен. Теперь ансамбль заблаговременно готовит кадры на отделении народного танца Уфимского хореографического училища и принимает подготовленных в профессиональном отношении танцовщиков. Да и условия жизни несопоставимы. Первые- артисты свой тандю батман осваивали, репетируя на щербатых досках танцплощадки, теперь ансамбль располагает великолепным балетным залом и вспомогательными помещениями. Правительство подарило современный автобус-лайнер со всеми удобствами, на нем ездили даже в Москву.
Ведущий: Талантливыми хореографами-балетмейстерами не обделена земля
башкирская. Воспитанник Гаскарова Янгали Вахитов вот уже несколько лет ставит такие танцы в своем районе, которые изумляют, о которых много говорят и пишут. В восьмидесятые года и в началу девяностых заблистал талант другого ученика Гаскарова - Явдата Бикбирдина, создавшего великолепный ансамбль “Ирандык”, чьим танцам и постановкам рукоплескали не тольков Баймаке, но и в Уфе и Москве, в странах ближнего и дальнего зарубежья. Наконец, Риф Габитов, солист гаскаровского ансамбля, который с июня 2000 года стал его художественным руководителем. Лучшие работы гаскаровцев последних лег связаны с его именем, с полетом его творческой мысли. Он поставил несколько прекрасных танцев, был удостоен премии имени Салавата Юлаева. Его танцы “Песнь табунщика”, “Медный каблук”, в блестящем исполнении лучших артистов ансамбля, доставляют зрителям истинное наслаждение.
Своих питомцев Риф Фатихович воспитывает в духе уважения к ветеранам ансамбля. И главной миссией руководимого им коллектива остается святая верность традициям башкирского танцевального фольклора.
Ведущий:Прекрасные танцы создал Файзи Гаскаров и воспитал целую плеяду танцоров, чье искусство служит эталоном для последующих поколений артистов.
Творчеству Гаскарова дают высокую оценку не только любители, но и специалисты - маститые хореографы с мировым именем.
“Любуясь сегодня горячими, темпераментными танцами башкирского ансамбля, я улавливаю в них уровень опытного мастера Файзи Гаскарова. Он сумел вложить в свои миниатюры все самое лучшее, что характерно для народного танца; И манеру, и стиль и, главное, душу народа, влюбленность в свой край... Умение сочетать подлинность народного темперамента, естественность народной природы с профессиональной техникой и мастерством - это большое искусство”, - сказал о Файзи Гаскарове Игорь Моисеев.
Ведущий:Сегодня в ансамбле - восьмое поколение артистов, и этот коллектив и по сей день остается любимцем зрителей, притягательным магнитом для людей разных возрастов. Это вполне понятно и естественно. Ведь концерты Государственного академического ансамбля народного танца Республики Башкортостан имени Файзи Гаскарова это буйство красочных костюмов, вихрь ритмов, неподдельное воодушевление, само изящество! Это праздник!
Ведущий: Подобным ансамблем могут похвастаться далеко не все республика и государства. И не будь Гаскарова, наверное, не было бы в Республике Башкортостан и такого замечательного ансамбля танца. Файзи Гаскаров - уникальный и единственный в своем роде мастер, в которого сама жизнь вдохнула огромный талант, неиссякаемую фантазию. Благодаря этому дару, великий художник оставил башкирскому народу свое творение - башкирский танец. В танцах Гаскарова - душа народа, все самое светлое, что он мог подарить людям! Поклонимся его памяти и от всего сердца поблагодарим его за прекрасное наследие.
Ведущий:Наш урок подошел к концу.
Газим Шафиков посвятил Файзи Гаскарову прекрасные стихи, чтением которых мы и хочим закончить наш урок:
«... Он у народа брал и снова
Ему же щедро возвращал;
Он танцы из сырья простого
В шедевры сцены превращал.
О родине его по танцам
Стал мир судить.
Тому виной -
Его таланта постоянство,
Его души огонь живой.
Не ведал ни родства, ни дома.
Ему весь мир - как дом родной.
Пришел он к нам весенним громом,
Ушел - как отзвук громовой.»
Исполнение «Выделывание ковра»
Благодарю всех за прекрасную работу, за ваше творчество на уроке!
А сейчас, дорогие гости, мы приглашаем вас посмотреть нашу выставку. На ней представлена литература о жизни и творчестве Файзи Гаскарова и основанном им ансамбле - о Государственном академическом ансамбле Республики Башкортостан, которому, как вы уже знаете, в 1988 году было присвоено его имя. Из книг и статей вы узнаете о нем нечто большее, чем мы сумели рассказать на нашем сегодняшнем уроке.

15