Конспект урока по творчеству Лермонтова
Тема: «Мцыри»: Прославление свободы как главной ценности жизни
Цель урока: определить символику свободы в поэме «Мцыри»
Ход урока
I. Актуализация знаний (5 мин)
I. 1. Просмотр видеофильма «Выхожу один я на дорогу» 1 слайд
- Сейчас прозвучит романс в исполнении Анны Герман на стихотворение М.Лермонтова «Выхожу один я на дорогу»
Задание:
Ответьте на вопросы:
1. Какие предметные образы возникают при просмотре? (один, дорога, туман, пустыня, звезда, покой, свобода)
I. 2. Метапредметное задание- логическая задача 2 слайд
Задание:
Распределите картинки на слайде по смысловым группам
Дайте название этим группам (природа, простор, свобода и т.д.)
-Тема урока- Прославление свободы как главной ценности жизни
I. 3. Психологическая минутка самопознания
-Каждая картинка- символ,
Задание:
Назовите символы свободы;
Назовите предмет- символ, характеризующий вас.
II. Выявление места и причины затруднения (3 мин) 3 слайд
1. Что вы знаете о символе в литературе?
2. Как появился этот термин?
3. Символ- это предмет. Какой?
4. Что заключает символ?
5. Как происходит толкование символа?
III. Целеполагание (2 мин) 3 слайд
Задание:
Выберите цель урока:
-Рассказать, как Мцыри оказался в монастыре
-Описать жизнь Мцыри в монастыре;
-Определить причины побега Мцыри;
-Охарактеризовать Мцыри во время побега;
-Представить символы свободы в поэме;
Цель урока: определить символику свободы в поэме «Мцыри»
IV. Этап «открытия» нового знания (3 мин)
- В этом произведении Лермонтов представляет несколько иные символы, это не предметные образы, событийные. Почему?- мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос с использованием кластерного анализа.
Кластерный анализ- это метод, используемый для классификации объектов или событий в относительно однородные группы. В результате кластерного анализа при помощи предварительно заданных переменных формируются группы наблюдений. Под наблюдениями здесь понимаются любые объекты. Члены одного кластера должны обладать схожими проявлениями переменных, а члены разных групп различными.
4 слайд
Исследовательская работа (наблюдение) (12 мин)
Задание группам: составить кластерный список
1 группа- появление Мцыри в монастыре
2 группа- жизнь Мцыри в монастыре
3 группа- причины побега Мцыри
4 группа- жизнь Мцыри в 3 дней побега
Определить цветом степень его свободы- несвободы
Слайд 5
V. Этап первичного закрепления (5 мин)
-Какое событие осталось без внимания?
В поэме 26 небольших глав - из них только 2 посвящены истории жизни Мцыри и 24 – это взволнованный монолог- исповедь.
-Почему Мцыри называет свой рассказ исповедью?
Задание:
Разберите по составу слово «исповедь»
Подберите однокоренные слова: ведать, ведьма, весть, ведунья
-В чем исповедуется Мцыри перед монахом?
Ты хочешь знать, что делал
На воле? Жил
Слайд 6
VI. Включение в систему знаний и повторение
-Что нужно человеку, чтобы чувствовать себя свободным? (Родину, дом, родных)
« что за огненная душа, что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри!» В.Г. Белинский.
Слайд 7
VII. Оценивание. Рефлексия.
/ђЗаголовок 1/ђЗаголовок 2/ђЗаголовок 3/ђЗаголовок 4/ђЗаголовок 5/ђЗаголовок 6/ђЗаголовок 7/ђЗаголовок 8/ђЗаголовок 915