Урок литературы по творчеству М.Ю.Лермонтова Мцыри


Тема: Поэма «Мцыри» Рыба, разлученная с водой, умирает. Разлученный с родиной герой умирает.
Цели урока: выделить признаки романтического героя через анализ произведения
Воспитание любви к Родине
Развивать умение решать проблемный вопрос на уроке
Средства обучения: интерактивная доска, раздаточный материал, плакаты
Используемые стратегии критического мышления: «Карусель», «Мозговой штурм»
Ход урока:
Выход на тему урока:
Слайд 1 1814-2014 Что означает первая цифра? Чему равен промежуток между этими числами? О чем говорит вам эта цифра?
В этом году исполнилось 200 лет со дня рождения великого русского поэта М.Ю.Лермонтова.
Обратите внимание на высказывания самого Лермонтова. «Забудем мертвых: бог с ними! – Если все так станут думать, то горе великим людям!»
Боюсь не смерти я.
О, нет !Боюсь исчезнуть совершенно
Следуя его высказываниям, скажите, чего боялся М.Ю.Лермонтов?
Сбылись ли его опасения?. Обоснуйте свой ответ.
И подтверждением этому служит цитата А.П.Чехова
Слайд 2 «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова. Я бы так сделал: взял его рассказ и разбирал бы, как разбирают в школах, – по предложениям, по частям предложения… Так бы и учился писать».
А. П. Чехов
Перед вами высказывания. Определите по ним, какое чувство всю жизнь преследовало Лермонтова? И в какая жизненная стихия его привлекала и манила? Выделите 2 ключевых слова маркером.
1 группа: Какое чувство преследовало Лермонтова?
Белеет парус одинокойВ тумане моря голубом!..Что ищет он в стране далекой?Что кинул он в краю родном?..Играют волны - ветер свищет,И мачта гнется и скрипит...Увы! он счастия не ищет,И не от счастия бежит!
Один я здесь. Как царь воздушный.
Живу - как неба властелин -В прекрасном мире - но один.
«Я был один,всегда один; когда я плакал-смеялись; потому что люди не могут сожалеть о том, что хуже или лучше их...»
Стою теперь один,Как голый пень среди долин.
Когда я один, то мне кажется, что никто меня не любит, никто не заботится обо мне... и это так тяжело, так тяжело!..
На севере диком стоит одинокоНа голой вершине соснаИ дремлет качаясь, и снегом сыпучимОдета как ризой она.И снится ей всё, что в пустыне далекой -В том крае, где солнца восход,Одна и грустна на утёсе горючемПрекрасная пальма растёт.
2 группа: Какую жизненную стихию он желал испытывать?
Под ним струя светлей лазури,Над ним луч солнца золотой...А он, мятежный, просит бури,Как будто в бурях есть покой!
Так жизнь скучна, когда боренья нет.
Что без страданий жизнь поэта?И что без бури океан?
«Коллекция стикеров» Заполните стикеры ответами на вопрос «Что может вызвать чувство одиночества в человеке?». Прикрепите стикеры на краю постеров.
Перед вами отрывки и высказывания. Разложите их по важности. И сравните совпадают ли ваши мнения с тем, что дано в высказываниях и в отрывках из произведений самого Лермонтова? Комментируйте ответы, прикрепляя стикеры с ключевыми словами или словосочетаниями рядом с высказыванием
Одиночество
в один прегадкий вечер имел несчастие родиться. (несчастливое детство)
Всё грядущее в тумане,Былое полно мук и зла...Зачем не позже иль не ранеМеня природа создала?
Моей судьбой,Сказать по правде, оченьНикто не озабочен.
Я тот, кого никто не любит (нет близких людей)
Была без радостей любовь, разлука будет без печали. (нет любви)
Из двух друзей всегда один раб другого, хотя часто ни один из них в этом себе не признается
Приятели – не всегда друзья. (нет близких друзей)
Радости забываются, а печали — никогда.
Всё это было бы смешно, Когда бы не было так грустно (постоянная грусть)
Грусть — жестокий властелин.
Как страшно жизни сей оковы
Нам в одиночестве влачить.
Делить веселье – все готовы –
Никто не хочет грусть делить. ( не с кем поделиться )
«Нет, говорю я тебе: я не создан для людей: я для них слишком горд, они для меня - слишком подлы.»Неужели зло так привлекательно?
Всюду нынче ищут драмы,Все просят крови - даже дамы (зло окружающих)
Ищу свободы и покоя!Я б хотел забыться и заснуть
Жизнь –как бал:
Кружишься-весело: кругом все светло, ясно…
Вернулся лишь домой, наряд измятый снял
И все забыл, и только что устал
Жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, -Такая пустая и глупая шутка... (усталость, наскученность)
«Я был готов любить весь мир, - меня никто не понял:и я выучился ненавидеть.» (непонятость)
его сердце созрело прежде ума; он узнал дурную сторону света, когда еще не мог остеречься от его нападений, ни равнодушно переносить их.
К чему глубокие познанья, жажда славы, талант и пылкая любовь свободы, когда мы их употребить не можем? (Нет применения способностям и таланту)
Перед вами рисунки. Слайд 3-4 Определите по ним тему нашего урока.
Свобода и неволя. Какое произведение Лермонтова освещает эту тему? («Мцыри») Что означает в переводе с кавказского слово мцыри (послушник, чужеземец) «Мозговой штурм»: Что для мцыри свобода…
Определите символом чего является монастырь, дикая природа. Выпишите ключевые слова: эпитеты, метафоры, сравнения, определяющие душевное состояние героя
Монастырь
1 группа: жизнь в монастыре 2 группа:
-2914651993904364355288290 Жизнь вне монастыря
 


Символ ….. (неволи) символ …. (свободы)
Угрюм, одинок, грозой оторванный листок, сплетясь как пара змей, был страшен,
Душой дитя, судьбой монах, умру рабом и сиротой зол, дик, пламенел, визжал, в груди родился ужасный крик,
Сердце зажглось жаждою борьбы
Почему дикая природа сначала обрадовала его, а затем испугала?
Вопрос: Считаете ли вы мцыри романтическим героем?
Выпишите по пунктам, какие качества и события определяют его как романтического героя
А) душевный разлад;
Б) отчужденность
В) безрассудный героизм
Г) есть мечта
Д) печальный уход из жизни
Группы обмениваются постерами. Пишут две звезды и одно пожелание.
Отражаются ли мысли и чувства автора с мыслями и чувствами мцыри? В чем?
Рефлексия: Составить синквейн к слову Мцыри
Д\З эссе «На чужой стороне Родина милей вдвойне».