Краеведческая работа по направлению «Культурное наследие» краевой программы «Кубанский край – земля родная» Тема: «Народный фольклор в действии»
МБОУ СОШ № 24 села Агой Туапсинского района
Краеведческая работа
по направлению
«Культурное наследие»
краевой программы
«Кубанский край – земля родная»
Тема: «Народный фольклор в действии»
Булаев Владимир Викторович, 10 класс
Руководитель Качашвили Ольга Евгеньевна,
учитель русского языка и литературы
Прикладные ремесла Кубани в 21 веке
Наши предки-казаки мастерски владели различными ремёслами. Но трудовые навыки не ушли в далёкое прошлое. Мы можем любоваться прекрасными вышивками, искусной керамической посудой не только в краеведческих музеях или на исторических выставках. Ценная составляющая программы по возрождению казачества заключается в том, мы не только бережно относимся к раритетам прошлого, но и учимся создавать традиционные предметы казачьего быта своими руками, наполняя их современным содержанием.
Так, искусство художественной обработки дерева на Кубани в настоящее время широко развивается. Лесные богатства Кубани издавна сделали дерево наиболее доступным и любимым материалом в народных промыслах.
Деревянная посуда – бочки, ведра, корыта, чаши, ложки, ступы, мешалки и другие предметы изготавливались во всех горных и предгорных станицах, богатых лесом. Из дерева казаки любили мастерить мебель, резные зеркала, наличники окон, деревянные резные надкрылечные зонты, сундуки с росписью.
В селе Агой Туапсинского района живёт такой умелец Сергей Богуш. Желающие заказать у него деревянную мебель, резные украшения приезжают даже из соседних районов.
По сей день очень популярны на Кубани керамические изделия. Даже на самой современной кухне обязательно есть глиняная кружка или нарядная тарелка для хлеба. Гончарное ремесло было распространено в тех местах, где имелась глина, пригодная для изготовления керамики.
Станицы Пашковская и Елизаветинская обладали лучшими залежами гончарной глины. На Кубани гончары пользовались большим почетом и уважением, о них слагались песни, сказки, пословицы. Формы кубанской керамики просты, орнамент яркий, растительный.
Необходимые в быту кувшины – «глэчики», корчаги для теста, «макитры», миски, ситечки, кружки, рукомойники покрывались коричневой или темно-зеленой глазурью – «поливой». В формах, орнаменте очень часто перекликались мотивы русской, украинской и кавказской керамики. Изделия народных мастеров из глины были широко представлены уже на первых сельскохозяйственных и промышленных выставках, которые проходили в городе Екатеринодаре в 1900-1903 годах. Не менее популярны они и в 21 веке.
Одним из древнейших народных промыслов восточных славян является лозоплетение. На Кубань оно было завезено черноморскими казаками из Украины в конце XVIII века. Значительную часть домашней утвари – от овощных корзин до плетней и хозяйственных построек жители Кубанских станиц делали из лозы. Всевозможные верши, корзины, разнообразные плетни, кошели (емкости для хранения зерна), овчарни плелись из гибкой, золотистой ивовой лозы.
Даже первые кордонные постройки изготавливали казаки из лозы.
В наши дни мастера Краснодарского опытного лесного хозяйства достойно продолжают традиции кубанского лозоплетения. А в станице Пашковской живёт потомственная мастерица из казачьей семьи Валентина Трофимовна Жук. Её корзинки, верши, коробы и даже перстни из тонкой ивовой лозы с удовольствием увозят с собой за границу туристы, как образец истинно кубанского декоративно-прикладного народного промысла.
Исторически на Кубани наиболее широкое распространение получила ковань - кузнечное ремесло. В каждой кубанской станице с конца XIX века работали до пяти кузниц. Здесь изготавливалось всё необходимое для быта станичников - подковы, замки, ухваты, дымники для труб, а также предметы интерьера. Кубанские кузнецы создавали настоящие художественные произведения из металла:
кованные надкрылечные зонты – «козырьки», решетки для окон, дверей, балконов, парадные лестницы, ограды, флюгера. Они даже выработали свой оригинальный орнамент и создали в станицах и городах Кубани прекрасный ансамбль кружев из металла. Кубанская ковань, украшающая архитектурные памятники исторического центра
Краснодара, является уникальным памятником народного декоративно-прикладного искусства. Существовали следующие типы орнамента кубанской ковани: растительный (листья, гроздья, стебли, злаки, цветы), геометрический, зооморфные изображения (птицы, драконы, морские коньки), меандровый. Эти традиции получили развитие и в 21 веке. Современные кубанские кузнецы и дизайнеры по металлу вносят огромный вклад в дальнейшее развитие народного ремесла. Создают уникальные изделия, украшающие города и сёла Краснодарского края.
Традиции южнорусской и украинской культур нашли яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме и мужской одежде. Традиционный женский казачий костюм сформировался ко второй половине XIX века, в нем сильны традиции украинской народной одежды. Основой этого женского костюма является рубаха, которая шилась из домотканого
льняного, конопляного холста или белой хлопчатобумажной ткани фабричного производства. Рукава, ворот, манжеты и нижняя часть подола обычно были богато орнаментированы вышивкой. Орнамент цветочный, растительный, геометрический. Покрой рубахи прямой свободный. Низ подола часто украшался мережкой, прошвой, техника вышивки – крест.
Надо отметить, что форменный костюм для казаков был единый и состоял из черкески, бешмета или чекменя, брюк, сапог и в зимнее время бурки и башлыка.
Замечательная краснодарская мастерица
В. Дарская изготавливает куклы в традиционной кубанской одежде. Художница кропотливо воссоздаёт элементы традиционной одежды, её изделия - это не просто сувениры, это подлинная энциклопедия кубанских традиций.
Искусство вышивания всегда ценилось на Кубани. В каждой семье, независимо от социального положения, женщины должны были владеть различными видами рукоделия: ткачеством и вышивкой. В настоящее время традицию народного вышивания и ткачества продолжают мастера из Краснодара, Новокубанска, из станицы Азовской Северского района, из посёлка Кича Апшеронского района и многие другие.
Признанной мастерицей кубанской вышивки в селе Агой Туапсинского района считается Татьяна Николаевна Кучеренко. Не один агойский дом украшают её замечательные работы.
Ценность хозяйки в каждой кубанской семье определяется прежде всего её умением работать с тестом. Конечно, хлеб пекут в домашних условиях не так часто, как в прошлые века. Но праздничный пирог занимает главное место на столе и поныне. «Хлеб всему голова» – этот завет передаётся на Кубани из поколения в поколение.
Итак, народные ремёсла в 21 веке развиваются, лучшие фольклорные традиции сохраняются и остаются не менее популярными, чем в 19-20 веках. Освоение кубанских ремёсел начинается уже в школе. В результате дети осмысленно выполняют те или иные поделки, понимая, что мало гордиться искусством своего народа в прошлом, надо быть достойным преемником лучших традиций и нести их в будущее.