Презентация к уроку биологии на тему Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор Цель урока: Получить представление об анализаторах, изучить строение, принципы функционирования и функции зрительного анализатора. Задачи урока: Давать определения: рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, зрачок, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно.Объяснять принцип функционирования анализаторов; характеризовать структуру зрительного анализатора (вспомогательного аппарата и глазного яблока).Приводить примеры информации, которую человек получает с помощью зрения.Оценивать значение зрительного анализатора для человека. Информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств, их у человека пять - органы зрения, слуха, осязания, вкуса и обоняния. С помощью органов зрения люди воспринимают зрительную информацию и различают предметы, их цвет, форму, объем, размер. Органы слуха воспринимают звуковую информацию, позволяют понимать речь, музыку, звуки живой природы. С помощью органов обоняния люди получают информацию о запахах окружающего мира. Человек также обладает осязанием. Кончики его пальцев ощущают температуру предмета, структуру поверхности. Вкусовые рецепторы языка дают возможность распознать вкус пищи. 70% 20% 10% Рецепторы – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители. Располагаются они в органах чувств. Рецепторы органа зрения раздражаются только светом, слуха – звуками, а языка — вкусом предмета. В рецепторах возникают нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга. Именно здесь возникают ощущения, восприятия, представления. И. Павлов(1849–1936 гг.) Анализатор — это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. Анализатор Рецептор Проводник Мозговые центры Состав анализатора Начальной частью анализатора являются рецепторы. Они обеспечивают восприятие и первичный анализ внешней и внутренней среды организма. Вторая часть анализатора представлена проводящими путями, по которым информация передаётся в центральную часть анализатора. Третья часть анализатора образована чувствительными зонами коры больших полушарий головного мозга. У человека выделяют следующие анализаторы: Зрительный Слуховой Обонятельный Вкусовой Кожно-мышечный Специфичность органов чувств является результатом приспособления организма к условиям внешней среды. Все анализаторы связаны между собой, дополняют друг друга и вместе дают полное представление об окружающем мире. Зрительный анализатор С помощью зрения мы получаем примерно 70% информации, например, о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и т.д. А также зрительный анализатор контролирует двигательную и трудовую деятельность человека. Орган зрения Глазное яблоко Вспомогательный аппарат Структура органа зрения веко ресницы бровь Вспомогательный аппарат брови, которые отводят от глаз пот со лба, веки и ресницы, защищающие глаза от мелкой пыли и яркого освещения, слезная железа и слезные канальцы, вырабатывающие слезную жидкость, которая согревает, увлажняет и очищает глаза, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды. Глазное яблоко Глазное яблоко расположено в углублении черепа – глазнице;имеет диаметр примерно 24 мм, шаровидную форму, покрыто тремя оболочками: наружной, средней, внутренней. Строение глазного яблока склера роговица сосуды сетчатка радужная оболочка зрачок хрусталик желтое пятно слепое пятно «Глаза смотрят, а мозг видит». Заболевания глаз Близорукость Дальнозоркость Близорукость — это нарушение зрения, при котором человек хорошо видит предметы, которые расположены близко, а плохо - предметы, находящиеся вдали. Дальнозоркость — состояние зрения, при котором человек лучше видит предметы находящиеся на далёком расстоянии. Катаракта — заболевание, вызванное помутнением хрусталика глаза. Rakesh Ahuja Глаукома — возрастное заболевание, характеризуется повышением внутриглазного давления. Глаза — самый ценный дар природы, и они как самый важный из органов чувств заслуживают пристального внимания и заботы. Закрепление №65 Радужная оболочкаРоговицаХрусталикМышцаСтекловидное телоСклера (Белочная оболочка)Желтое пятноЗрительный нервСлепое пятноСетчатка №68 Палочки – рецепторы сумеречного света.Колбочки – рецепторы, обладающие меньшей светочувствительностью, но способные реагировать на цвета.Сетчатка – внутренняя оболочка глаза, в которой расположены рецепторы (палочки, колбочки).Жёлтое пятно – участок сетчатки, в котором располагается большинство колбочек.Слепое пятно – это место выхода зрительного нерва, не имеющее рецепторов. 1. Что такое анализатор? Анализатор - это сложная система, обеспечивающая анализ раздражений. 2. Что такое рецепторы? Рецепторы – это отростки нервных клеток или специализированные нервные клетки, реагирующие на определенные раздражители. 3. Что такое склера? Склера – это задняя непрозрачная часть наружной оболочки глаза. 4. Что такое роговица? Роговица – это передняя прозрачная часть наружной оболочки глаза. 5. Что такое радужная оболочка? Радужная оболочка - это передняя часть сосудистой оболочки, содержащая пигмент, который определяет цвет глаз. 6. Что входит во вспомогательный аппарат? Вспомогательный аппарат включает в себя брови, веки и ресницы, слезная железа и слезные канальцы, глазодвигательные мышцы, нервы и кровеносные сосуды. 7. Объясните принцип функционирования анализаторов. Под воздействием раздражителей в рецепторах возникают нервные импульсы, которые по чувствительным нейронам передаются в определенную зону коры полушарий большого мозга, именно здесь возникают ощущения, восприятия, представления. 8. Приведите примеры информации, получаемой человеком с помощью зрения. Информация о форме, размерах, цвете предметов, расстоянии до них и т.д. 9. Каково значение зрения для человека? Значение зрения для человека достаточно велико, с его помощью мы получаем примерно 70% информации. Домашнее задание Читать учебник с.72-77, с. 78-79 ответить устно на вопросы, выполнить задания в печатной тетради №67, 70.Дополнительное заданиеписьменно ответить на вопрос: Почему говорят, что глаз смотрит, а мозг видит? Вывод по уроку: Таким образом, мы сегодня узнали, что информацию о происходящем в окружающей среде мы получаем с помощью органов чувств, большая ее часть к нам поступает при помощи органов зрения.Мы познакомились с принципом функционирования анализаторов, со структурой зрительного анализатора. Мы выяснили, что такое рецепторы, анализатор, склера, роговица, радужная оболочка, сетчатка, палочки, колбочки, желтое пятно, слепое пятно. Также мы пришли к выводу, что глаза — самый ценный дар природы, и они как самый важный из органов чувств заслуживают пристального внимания и заботы.