ПРЕЗЕНТАЦИЯ. КУРСЫ для обучающихся с ОВЗ. Нормативно-правовое регулирование организации образования обучающихся с ОВЗ


Нормативно-правовое регулирование организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяПоляков Дмитрий Дмитриевич, заместитель директора МБУ ДПО «СОИРО, кандидат педагогических наук, доцент Основные терминыФГОС НОО ОВЗ - федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяФГОС О у/о - федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)АООП - адаптированная основная общеобразовательная программаПАООП НОО - примерная адаптированная основная образовательная программаначального общего образованияСИПР- специальная индивидуальная программа развитияПМПК - психолого-медико-педагогическая комиссияИПРА - индивидуальная программа реабилитации и абилитации инвалида Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об обра­зовании в Российской Федерации» Дети-инвалиды – дети до 18 лет, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушений развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контроля за своим поведением, обучения, общения, трудовой деятельности в будущем, статус которых установлен учреждениями медико-социальной экспертизы.Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физиче­ское лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, под­твержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий. Дети-инвалидыимеют значительные ограничения жизнедеятельности;социально дезадаптированы;статус инвалида устанавливается учреждениями медико-социальной экспертизы.Дети с ОВЗимеют недостатки в физическом и (или) психологическом развитии;необходимость создания специальных условий получения образования;статус ребенка с ОВЗ устанавливается коллегиальным органом - психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК). Часть 3 статьи 79 ФЗ № 273 «Об обра­зовании в Российской Федерации» Под специальными условиями для получения образования обучающимися с ОВЗ понимаются условия обучения, воспитания и развития таких обучающихся, включающие в себя использование специальных образовательных программ и методов обучения и воспитания, специальных учебников, учебных пособий и дидактических материалов, специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования, предоставление услуг ассистента (помощника), оказыва­ющего обучающимся необходимую техническую помощь, проведение групповых и инди­видуальных коррекционных занятий, обеспечение доступа в здания организаций, осу­ществляющих образовательную деятельность, и другие условия, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ обучающимися с ОВЗ. Зачисление в образовательные организации детей с ОВЗ Регламентируется поряд­ками приема граждан на обучениепо образовательной программе дошкольного образова­ния, утвержденной приказом Минобрнауки России от 8 апреля 2014 г. № 293 «Об утвер­ждении Порядка приема граждан на обучение по образовательным программам дошкольного образования»;по программе общего образования, утвержденной приказом Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении Порядка приема граждан на обу­чение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; осуществляется на основании личного заявления родителя (за­конного представителя) ребенка и заключения и рекомендаций ПМПК. Заключение ПМПК ребенка с ОВЗ, как и индивидуальная программа реабилитации ребенка с инвалидностью, для родителей (законных представителей) носит заявительный характер (они имеют право не представлять эти документы в образовательные и иные ор­ганизации). Вместе с тем представленное в образовательную организацию заключение ПМПК и/или ИПР является основанием для создания органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфе­ре образования, и/или органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, образовательными организациями, иными органами и организация­ми в соответствии с их компетенцией условий для обучения и воспитания детей. АООП - адаптированная основная общеобразовательная программаОсновные образовательные программы и дополнительные образовательные про­граммы могут быть адаптированы с учетом особых образовательных потребностей обу­чающегося (обучающихся) с ОВЗ. Образовательная программа образовательной организа­ции может включать в себя любые варианты АООП НОО или АОП обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Государственная аккредитация АООПЧастью 6 ст. 11 ФЗ № 273 «Об обра­зовании в Российской Федерации» определено, что в целях обеспечения реа­лизации права на образование обучающихся с ОВЗ устанавливаются ФГОС или включа­ются во ФГОС специальные требова­ния. Согласно ч. 7 ст. 12 организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, разрабаты­вают образовательные программы в соответствии с ФГОС и с учетом соответствующих примерных основных образо­вательных программ.В части 1 ст. 92 предусмотрено, что государственная аккредитация обра­зовательной деятельности проводится по основным образовательным программам, реали­зуемым в соответствии со ФГОС, за исключением образовательных программ дошкольного образования.Таким образом, адаптированные основные общеобразовательные программы явля­ются предметом государственной аккредитации.Вместе с тем, вопрос государственной аккредитации по адаптированным програм­мам образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными наруше­ниями) в полном объеме не урегулирован. Планируется его решение в конце 2016 года. Федеральные документыЗакон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об ос­новных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.3286-15 «Са­нитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспита­ния в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными воз­можностями здоровья» (утверждены постановлением Главного государственного сани­тарного врача Российской Федерации от 10 июля 2015 г. № 26).Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1015 г. Москва «Об утвер­ждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основ­ным общеобразовательным программам - образовательным программам начального об­щего, основного общего и среднего общего образования» (в ред. от 17 июля 2015 г.).Федеральный перечень учебников, рекомендованных Минобрнауки России к ис­пользованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на теку­щий учебный год. Федеральные документыПриказ Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. № 986 «Об утверждении феде­ральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенно­сти учебного процесса и оборудования учебных помещений».Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Феде­рации от 26 августа 2010 г. № 761н «Об утверждении Единого квалификационного спра­вочника должностей руководителей, специалистов и служащих».Указ Президента Российской Федерации «О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы».Приказ Минобрнауки России от 12 марта 2014 г. № 177 «Об утверждении порядка и условий осуществления перевода обучающихся из одной организации, осуществляющей образовательную деятельность по образовательным программам начального общего, ос­новного общего и среднего общего образования, в другие организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам соответствующих уровня и направленности».Приказ Минобрнауки России от 22 января 2014 г. № 32 «Об утверждении порядка приема граждан на обучение по образовательным программам начального общего, основ­ного общего и среднего общего образования».Положение о психолого-медико-педагогической комиссии (утверждено приказом Минобрнауки России 20 сентября 2013 г. № 1082). Федеральные документыПорядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополни­тельным образовательным программам (утвержден приказом Минобрнауки России 29 ав­густа 2013 г. № 1008).Приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н «Об утверждении профес­сионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учи­тель)».Приказ Минобрнауки России от 14 октября 2013 г. № 1145 «Об утверждении об­разца свидетельства об обучении и порядка его выдачи лицам с ограниченными возмож­ностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющим основно­го общего и среднего общего образования и обучавшимся по адаптированным основным образовательным программам».Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1598 «Об утверждении феде­рального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. № 1599 «Об утверждении феде­рального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с ум­ственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)». Федеральные документыПриказ Минобрнауки России от 9 января 2014 года № 2 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электрон­ного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образова­тельных программ».Приказ Минобрнауки России от 2 сентября 2013 г. № 1035 «О признании не дей­ствующим на территории Российской Федерации письма Министерства просвещения СССР от 5 мая 1978 г. № 28-М «Об улучшении организации индивидуального обучения больных детей на дому» и утратившим силу письма Министерства народного образования РСФСР от 14 ноября 1988 г. № 17-253-6 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому» (совместно с письмом Министерства образования и науки РФ от 5 сентября 2013 г. № 07-1317 «Об индивидуальном обучении больных детей на дому).Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Поряд­ка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи». Региональные документыПриказ департамента образования Белгородской области №1087 от 17 марта 2016 года «О создании рабочей группы по введению ФГОС ОВЗ в Белгородской области»Приказ департамента образования Белгородской области №181 от 27 января 2016 года «Об организации работы по введению ФГОС ОВЗ на территории Белгородской области в 2016 году»Приказ департамента образования Белгородской области №4755 от 25 ноября 2015 года «О внесении изменений в приказ департамента образования области от 17 марта 2015 года №1087» Документы образовательной организацииНормативно-правовое обеспечение деятельности общеобразовательного учре­ждения в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.Финансово-экономическое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.Организационное обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.Кадровое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.Информационное обеспечение внедрения федерального государственного обра­зовательного стандарта основного общего образования.Материально-техническое обеспечение внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о. Документы образовательной организацииВ качестве наполнения названных разделов могут выступать документы, подтвер­ждающие:создание в общеобразовательном учреждении рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (приказ о создании рабочей группы по введению ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и утверждении положения о рабочей группе);внесение изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке проведе­ния промежуточной аттестации в части введения комплексного подхода к оценке резуль­татов образования: предметных, метапредметных, личностных в соответствии с ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о (протокол(ы) заседания(й) органов, на котором(ых) рассматрива­лись вопросы внесения изменений в Положение о системе оценок, формах и порядке про­ведения промежуточной аттестации, приказ о внесении изменений в положение, положе­ние с указанием изменений и дополнений);издание приказов и локальных актов по общеобразовательному учреждению. Приказы по общеобразовательному учреждениюо разработке адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категори­ям);о разработке адаптированных образовательных программ и/или индивидуаль­ных учебных планов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (инклю­зивное образование);об утверждении адаптированных основных образовательных программ по уровням образования при наличии в отдельных классов для обучающихся с ОВЗ (по категориям);об утверждении адаптированных образовательных программ и/или индивиду­альных учебных классов для каждого обучающегося с ОВЗ при совместном обучении (ежегодно);об утверждении программы внеурочной деятельности;об утверждении программы по повышению уровня профессионального ма­стерства педагогических работников;об утверждении списка учебников и учебных пособий, используемых в образо­вательном процессе, перечень УМК;о проведении внутришкольного контроля по реализации ФГОС НОО, ФГОС ООО, ФГОС СОО, ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;о внесении изменений в должностные инструкции учителей, заместителя ди­ректора по УВР, курирующего реализацию ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о; педагога-психолога, учителя-логопеда, социального педагога, педагога дополнительного образова­ния, работающих с обучающимися с ОВЗ;об утверждении плана методической работы (раздел плана в части сопровож­дения введения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о);об утверждении плана-графика повышения квалификации членов педагогиче­ского коллектива по вопросам внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о;о проведении расчетов и механизмов формирования расходов, необходимых для реализации АООП для обучающихся с ОВЗ (согласованный с учредителем). Локальные акты по общеобразовательному учреждениюПоложение об информационном сопровождении внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.Положение о взаимодействии с родительской общественностью 00 в части внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.Положение о рабочих программах отдельных учебных предметов, коррекционных курсах, программах внеурочной деятельности в 00 в связи внедрением ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о.Договор образовательной организации с родителями (законными представите­лями) обучающихся с ОВЗ.Положение о распределении стимулирующей части фонда оплаты труда работ­ников образовательного учреждения, отражающей результативность внедрения ФГОС НОО ОВЗ и ФГОС О у/о и качество образовательных услуг, оказываемых обучающимся с ОВЗ.Положение о создании ресурсного центра по методическому и психолого-педагогическому сопровождению обучающихся с ОВЗ из иных образовательных органи­заций, в том числе и оказании платных дополнительных образовательных услуг. Нормативно-правовое регулирование организации образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровьяПоляков Дмитрий Дмитриевич, заместитель директора МБУ ДПО «СОИРО, кандидат педагогических наук, доцент