Технологическая карта урока литературы на тему Стихотворение А.С. Пушкина Зимнее утро
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
на тему «Стихотворение А.С. Пушкина «Зимнее утро»
Предмет: Литература
Класс: 6
Тема урока: А. С. Пушкин «Зимнее утро».
Цель урока: формирование образовательных компетенций (информационной, креативной, коммуникативной, рефлексивной) учащихся 6 класса в предметной области «Литература» по теме «А. С. Пушкин. Зимнее утро».
Учебные задачи:
Направленные на достижение личностных результатов обучения:
- воспитание чувства любви к русской поэзии, родной природе, родному краю;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения.
Направленные на достижение метапредметных результатов обучения: - овладение способностью принимать и сохранять учебную задачу;
- формировать умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
- освоение форм познавательной и личностной рефлексии;
- формирование умения слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, группах и выполнять соответственно ролям и функциям;
Направленные на достижение предметных результатов обучения:
повторить изученные поэтические произведения. Развивать навыки работы с текстами стихотворений, выразительность, правильность, осмысленность чтения.
Оборудование урока (создание подготовленной информационно-образовательной среды):
учебник, тетрадь, толковый словарь.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГА И УЧАЩИХСЯ
№
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Стратегии смыслового чтения текста
Формируемые УУД
1.
Самоопределение к деятельности
Проводит энергезирующую разминку,мотивирует на урок, побуждает к активной деятельности.
Вступают в диалог с учителем, настраиваются на урок
Все сумели мы собраться,
За работу дружно взяться.
Будем думать рассуждать,
Можем мы урок начать!
Коммуникативные, Регулятивные
(волевая саморегуляция)
2.
Актуализация знаний
Викторина по произведениям
А.С. Пушкина (работа в парах)
А теперь! Закройте глаза, представьте себе, что сегодня выходной день, не надо идти в школу, вы можете спать, сколько захочется. И вот вы наслаждаетесь тем, что не надо никуда торопиться. Но около 10 часов начинаете ощущать, что вас что-то разбудило. Вы открываете глаза и тут же закрываете их снова: ослепительный солнечный луч пробился между шторами и светит вам прямо в лицо. Вы встаете, подходите к окну, пошире раздвигаете занавески и Что же вы видите? Там, за окном, во дворе, где еще вчера было пасмурно и сыро, а под ногами хлюпала грязь, сегодня все сияет ослепительной белизной – за ночь навалило снегу.
Учащиеся на парту получают таблицу со строчками разных поэтов.
Задание: найти строчки из стихов и сказок А.С. Пушкина, указать названия произведений.
Запишите слова, передающие ваши впечатления при виде морозного зимнего утра.
(Беседа, диалог)
Мозговой штурм!
Рассечение вопроса
Регулятивные (целеполагание), Познавательные (логические УУД,) Коммуникативные (взаимопонимание при работе в паре)
3.
Выход на тему,
постановка учебных задач в сотворчестве с детьми
Учитель побуждает учащихся к определению темы урока, принятию учебных задач.
Формулируют тему урока, учебные задачи.
А.С.Пушкин. «Зимнее утро». Поэтический анализ стихотворения
Личностные (самоопределение к учебной познавательной деятельности), Регулятивные (целеполагание, планирование,
оценка),
Коммуникативные(умение слушать и слышать)
4.
Подготовка к первичному восприятию текста стихотворения «Зимнее утро».
(Предтекстовая работа)
Вступительное слово учителя. Из истории создания стихотворения
Поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русский характер В.Г.Белинский.
Среди стихотворений Пушкина важную роль играют те, в которых поэт с любовью рисует картины родной природы. Она крепла, и нашла своё отражение в стихотворении «Зимнее утро», которое было написано третьего декабря 1829 года в селе Павловском. Оно проникнуто солнечным настроением, точно передает чувства, которые одолевали автора. В произведении два героя: лирический герой, главный, автор, и красавица, которой, посвящено стихотворение, являющееся монологом лирического героя. Именно к ней он обращается словами: «Открой, сомкнуты негой взоры».
Словарная работа
Работа в тетради: подобрать синонимы к словам лучистый, живописный, печальный, красочный, мрачный, чудесный.
(работа в парах)
3. Словарная работа. В тетрадях записывают
Нега – наслаждение (устар.)
Взор – взгляд, но в тексте – глаза (устар.)
Вечор – вчера (диал.)
Нынче – сейчас (устар.)
Озарена – освещена (устар.)
Велеть – приказать (устар.)
Запречь – запрячь, запрягать (диал.)
Предадимся – отдадимся (устар.)
Глоссарий
Стратегия развития словаря
Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД),
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества,
управление поведением партнёра, диалог в паре, группе)
5.
Организация взаимодействия учителя с учащимися по овладению содержанием темы урока
(Текстовая работа)
Интерпретация текста
1.Первичное знакомство с произведением (читает учитель или прослушивается аудиозапись)
Внимательно прослушайте аудиозапись. Прислушайтесь, как звучит начало и конец стихотворения. Проследите интонацию строф. Меняется ли настроение?
2. Учитель организует работу с текстом (Анализ стихотворения)»
-Стихотворение начинается восторженно. Мысленному взору открывается чудесная картина: блестящий снег переливается всеми цветами радуги, ярко– голубое небо, морозный воздух. Кажется, весь мир наполнен радостью.
– Сохраняется ли такое настроение в финале стихотворения
Назовите контрастные образы?
Мороз и солнце
Северная Аврора (богиня утренней зари) – северная звезда
Дремлешь– проснись
– В чем смысл этих противопоставлений?
Солнце и мороз – столкновение скованности, сурового величия зимы и безудержного света, энергии человеческого чувства. Северная пылающая заря противопоставлена холодной далекой звезде.
Чувствуется восторг поэта дремоте “друга прелестного”.
– К кому обращается лирический герой? (красавица) . Какие знаки препинания помогают нам это увидеть?
Присмотримся к строчке
Открой сомкнуты негой взоры.
– Как вы понимаете?
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!
Составьте ассоциативный ряд к слову звезда. Звезда – яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная
Почему поэт называет красавицу “звездою севера”?
Такова красавица. Она по-другому воспринимает окружающий мир, дремота, нега– ее состояние, даже теперь, когда жизнь наполнена красками и радостью. Холодность красавицы печалит поэта, возвращает к воспоминаниям о ненастном вечере.
Прочитайте выразительно вторую строфу, найдите контрастные образы.
Вьюга злилась, мгла носилась, луна желтела – ты сидела.
Внутри строфы возникает контраст между кружением вьюги и печальным оцепенением героини.
Еще контрастные образы
Вчера вьюга злилась, мгла носила, луна желтела, а нынче
– Как вам кажется, для чего нужен такой контраст?
Последней строкой автор возвращает читателя в настоящее время, в атмосферу счастья. Было бы сложно оценить всю прелесть утра, если бы не было мрачного вечера.
– Прочитайте выразительно третью строфу. Назовите контрастные образы? В чем смысл противопоставлений? Великолепными коврами снег лежит, лес чернеет, речка подо льдом блестит.
– Мы видим великолепие зимнего пейзажа. А рядом скованность зимней жизни. (лес чернеет, потому что нет листочков, речка блестит, но подо льдом).
Лес “чернеет”, ель “зеленеет”, и “речка подо льдом блестит”. Жизнь природы не остановилась, она лишь затаилась на время, чтобы с первым теплом обнаружить себя с новой силой..
Зима и холодная красавица, которая не может пробудиться к жизни сродни. А поэт стремится к теплу огня, к радости жизни.
Прочитаем выразительно 4 строфу.
Назовите слова, противоположные по эмоциональному звучанию? Веселому треску печки противопоставлена неподвижность лежанки.
Энергия огня противопоставлена инертности быта.
Каким словом связаны 3 и 4 строфы? Найдите однокоренные слова? (блеск) Блестя, блестит.
“Вся комната янтарным блеском озарена”. Только блеск уже не зимний, а теплый, янтарный. Автор плавно переходит от любования красотой природы к описанию обстановки комнаты, в которой находится.
Прочитаем выразительно пятую строфу. Назовите контрастные образы. Они обозначены в действиях лирического героя. Давайте разберемся, в чем смысл этих противопоставлений?
Чувство радости поэта растет и требует движения, ему хочется навестить "поля пустые”, “леса, недавно столь густые”. Но самое главное. “берег, милый для меня”.
– Как вы понимаете эпитет?
Этот эпитет, скорее всего, надо понимать как родные, дорогие сердцу места. По-моему, в последней строке лежит главный смысл произведения. Ведь все стихотворение это монолог человека, уговаривающего "друга милого” проснуться, чтобы сразу отправиться к берегу, дорогому для поэта.
Стремительность желаний противопоставлена грусти воспоминаний о прошлом.
– А теперь все сказанное мы обобщим виде таблицы “
– В чем смысл подобных композиционных противопоставлений? С какой целью используется контраст?
Поэт хочет подчеркнуть великолепие зимнего утра в сравнении со вчерашней бурей. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение "Зимнее утро”. День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.
Чтение стихотворения по строфам. (Анализ строф)
Рисование словесных картин
Характеристика настроения строфы
Работа над выразительностью чтения (паузы, логические ударения, темп чтения)
5. Ребята составляют ассоциативный ряд к слову звезда (яркая, холодная, далекая, недостижимая, загадочная, прекрасная)
-А теперь все сказанное об изобразительно- выразительных средствах мы обобщим виде таблицы “
Ребята в паре составляют таблицу, приводят примеры из текста (эпитеты, метафоры, сравнения, контрастные образы)
Чтение вслух.
Чтение про себя с вопросами.
Чтение с остановками.
Чтение про себя с пометками
Познавательные (работа с информацией, моделирование, логические УУД),
Коммуникативные (планирование учебного сотрудничества,
управление поведением партнёра, диалог в паре, группе)
Регулятивные (оценка)
7.
Послетекстовая работа
Рефлексия деятельности (итог урока)
Организует работу по подведению итогов урока
Подводит итоги работы
Возвращает учащихся к теме, учебным задачам.
Выразительное чтение стихотворения.
Вспоминают тему, учебные задачи.
(работа в паре, задают друг другу вопросы) Делают выводы.
Зимнее утро» Пушкин Жанр: пейзажная лирика. Основная тема: Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.
Идея: А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя. В жизни есть гармония, и поэтому она прекрасна. Это сразу понимаешь, читая стихотворение «Зимнее утро». День чудесен благодаря гармоничному существованию мороза и солнечного тепла. Невозможно в полной мере насладиться радостным солнечным утром, если в твоей жизни никогда не было мрачного вечера.
Тайм- аут.
Проверочный лист.
Регулятивные (самооценка),
Познавательные
(обобщение)
8.
Домашнее задание
Предоставляет право выбора (по уровню сложности)
1.Выучить стихотворение. ( Все ученики)
2.Нарисовать иллюстрации к стихотворению (выбор)
3.Написать синквейн (Зима или Утро) (выбор)
Выбирают, объясняют свой выбор
Регулятивные (самооценка)
Прогнозируемый результат: Учащиеся в ходе урока повторяют изученные поэтические произведения А.С.Пушкина. Развивают навыки работы с текстом стихотворения, выразительность, правильность чтения.
Учащиеся будут учиться:
Овладевать способностью принимать и сохранять учебную задачу;
планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
работать с информацией, овладевать операциями мышления (анализ, синтез, классификация, группировка);
слушать и слышать, ясно и четко излагать свою точку зрения, распределять роли в парах, и выполнять задание соответственно ролям и функциям.
Заголовок 115