Презентация по теме Художественные особенности русской иконы
Художественные особенности русской иконыВыполнил : Кабина Лариса АнатольевнаПреподаватель МБУДО ХШ№1
Икона – это восприятие Бога человекомИкона – предмет молитвы и почитанияИкона – источник исторических сведенийИкона – это окно в мир иной, связь между земным и божественным, проводник Божественной благодати
Иконопись – форма церковного изобразительного искусства, корни которой уходят вглубь искусства Византийской империи, центр которой находился в Константинополе (Стамбул)Собор Софии
Стилевые различия иконописи и религиозной живописи эпохи Возрождения
КартинаИкона
Обратная перспективаВсе линии сходятся к зрителю, приближая зрителя к изображенному образу. Следуя «расходящимся» лучам и линиям, глаз применяет обратную перспективу и к иконе в целом «разворачивая» небольшое изображение на иконе вширь.Пространство иконы словно выдвигается навстречу вместе с помещенными на нем святымиВведение Богородицы во Храм
ПропорцииВсевидящее око
Святой преподобный Сергий РадонежскийСвятая мученица Параскева Пятница
Символика иконы
Значение цветаПурпурный, или багряный, цвет был очень значимым символом в византийской культуре. Это цвет царя, владыки – Бога на небе, императора на земле. Этот цвет присутствовал в иконах на одеждах Богоматери – царицы Небесной.Красный – один из самых заметных цветов в иконе. Это цвет тепла, любви, жизни, животворной энергии. Именно поэтому красный цвет стал символом Воскресения – победы жизни над смертью. Но в то же время, это цвет крови и мучений, цвет жертвы Христа.
Белый цвет – символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты. На иконах и фресках святых и праведников обычно изображали в белом. Праведники – люди, добрые и честные, живущие «по правде». Белым цветом светились пелены младенцев, души умерших людей и ангелы. Синий и голубой цвета означали бесконечность неба, символ иного, вечного мира. Синий цвет считался цветом Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Росписи во многих храмах, посвященных Богоматери, наполнены небесной синевой.Коричневый – цвет голой земли, праха, всего временного и тленного. Смешиваясь с царским пурпуром в одеждах Богоматери, этот цвет напоминал о человеческой природе, подвластной смерти.
Небо и земля в иконе
Изображения святыхБогородица, передающая омофор и ИисусОбличие святителя:Митра – особый головной уборКрасный саккос – верхняя одежда, знаменующая багряницу ИисусаОмофор - длинный лентообразный плат, символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.
Преподобный Серафим Саровский чудотворецЧерная ряса – знак монашества. Одной из узнаваемых черт преподобного является его сгорбленность.Поручи – знаменуют Божию силу, крепость и мудрость, даруемые священнослужителямЧетки – символ монашеского молитвенного подвига.
Святые мученикиМученичество целителя Пантелеимона символизируется цветом его плащаЕго неизменные атрибуты – врачебный ларец и лжица (ложечка)Святой великомученик и целитель ПантелеимонЮность целителя подчеркивается тем, что он изображен без бороды
Спас в СилахВ наименовании иконы содержится её богословская концепция: финальная сцена истории человечества есть явление Спасителя в Силе и Славе во исполнение Божественного промысла о мире: «Дабы все земное и небесное соединить под главой Христа» Оригинал хранится в ГТГ
ЕвангелистыОвал – символизирует мир духовныйКрылатые небесные существа – херувимы и серафимы, поддерживают подножие престолы Нимб – символ святости с буквами оων (греч.) - сущий Евангелие – дух советаРука благословляющая – таинство священства.
Три основных типа икон Богородицы
Икона Божьей Матери «Знамение» (Оранта)Три звезды на мафории – символ непорочности до, во время и после Рождества ИисусаКруг - символ вечности
Богородица ОдигитрияНадпись MP OY — сокращение слов «Матерь Бога», а IC ХC — сокращенное именование Спасителя.Богородица изображается оплечно с головой, склоненной к младенцу Иисусу. Она облачена в мафорий вишневого цвета (цвет страданий).,декорированный ассистом. Видны две из трех звезд непорочностиКазанская икона Божией МатериИисус изображен стоящим в анфас с рукой, поднятой в старообрядческом двоеперстном благословлении
Владимирская икона Божией Матери (Елеуса)Владимирская икона Божией Матери - самый распространенный иконографический тип Елеуса. Богородица и младенец соприкасаются щеками. Иисус изображен в полный рост, сидящим на руках у Марии и обнимающим её за шею. Богородица представлена поясно (полуфигурно). Она склоняет голову к Иисусу и слегка отводит левую руку в сторону зрителя
Свет как средство образного языкаВеликому русскому иконописцу Феофану Греку (ок. 1340- ок.1410) так удалось передать свет, что икона Преображения Господня производит на зрителя почти сверхъестественное впечатление. Оригинал хранится в ГТГ.«… и просияло лицо его, как солнце, одежды его сделались белыми как свет»
Образ небесной сферы с ангеламиОблако – сияющий нимб (мандорла) как неземной мирПророки Илия и МоисейУченики ИисусаБлики небесных лучей – символ Святого духа
Иконография Святой ТроицыВетхозаветная ТроицаТроица А.Рублева
Посох у ангела – символ небесного вестничества, посланничестваДуб Мамрийский – древо жизниЧаша – таинство причащенияГора – символ возвышенного, знак духовно-нравственного восхождения.Легкие , стройные палаты – дом праотца Авраама, сфера радостного и вдохновенного познания, на нем сходятся линии всех фигур
Русский художник супрематист Каземир Малевич (1878-1935) был одним из тех модернистов, которые в начале XX в. испытали на себе влияние религиозного искусства. Художник, работая над своим «Черным квадратом», в письме 1915 г. назвал его «голая без рамы икона моего времени».А какой Вы представляете себе современную икону?Черный квадрат – икона XXвека